План самообразования "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему

Художественный труд как средство развития творческих способностей детей. Цель: создание условий для творческого развития детей. Главным результатом занятий являются : дети активно воспринимают икак понимают предметно пространственную среду и самостоятельно , художественно организовывают среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать свои собственные проекты нестандартной формы, комбинируют детали и варианты композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_0.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников» подготовительная группа

Ф.И.О.: Колбасова Ольга Владимировна

Должность: воспитатель

Образование: высшее специальное

Стаж педагогической работы: 3 года

Место работы: МБДОУ № 57

Квалификационная категория: соответствие должности

Дата начала работы над темой: 01.09.2014г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2017г.

Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников»

Цель: «Формирование интереса через  комплексный подход и взаимодополнения образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности,  удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявить свой творческий потенциал».

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»

2. Разработать перспективный план работы с детьми;

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

4. Оформить в группе центр активности  «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».

5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Комплексный подход  и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности». «Изобразительное творчество и игра» «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Папки передвижки «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников». «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».

6. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше», Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».

                      Связь с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики

«Здоровье»

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Перспективный план работы с детьми

месяц

Формы работы

с детьми

с воспитателями

с родителями

сентябрь

Диагностика на начало года;

изучения необходимой литературы;

  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу

Доклад для воспитателей

«Комплексный подход  и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно -творческого  потенциала дошкольников».

Консультация для родителей.

Тема: «Развивайте детское художественное творчество»

октябрь

Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание

«Посмотрим в окошко»

Педагогическая диагностика, конспект занятия с детьми (рисование).

Занятие по рисованию пейзаж Тема: «Осень».

«Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада».

Рекомендации воспитателям групп

Анкета для родителей

«Художественное творчество в жизни дошкольника».

Выставка детского творчества

ноябрь

Рисование на тему: «Волшебная страна – подводное царство».

Рисование на

тему: «Моя Россия»

Консультация для воспитателей

Интеграция

образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности.

Рекомендации  для родителей по организации самостоятельной творческой деятельности детей дома.

Выставка детского творчества

декабрь

Комарова Т.С. Детское художественное творчество.

«Большой – маленький»

Конспект игры – занятия с детьми.

«Снежинки на новогоднюю елку» - ручной труд, оригами.

Лыкова

«Изобразительное творчество и игра»

Доклад для воспитателей

Консультация для родителей: «Как дети воспринимают живопись»; «Рисование нетрадиционными способами».

Выставка детского творчества

январь

Рисование на тему «Золотая хохлома».

Развлечение «Где живет перо Жар-птицы?»

Комарова Т.С. Детское художественное творчество.

«Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством»

Консультация для воспитателей

Папка передвижка

Консультация для родителей «Рисуем и лепим вместе с ребёнком».

Выставка детского творчества

февраль

 Досуг по ОБЖ «Его Величество Электричество»

Конструирование и ручной труд

Консультация для воспитателей:

«Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников»

Папка-передвижка для родителей

«Как научить любить прекрасное».

Совместное творчество с детьми «Его Величество Электричество»

Выставка детского творчества

март

творчество с элементами ТРИЗ

Тема: «Натюрморт», «Ознакомление с искусством»

Интегрированное занятие по ИЗО, ТРИЗУ, ФЭМП.

Консультация для воспитателей

«Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Что такое ТРИЗ?»

Консультации для родителей

«Зачем крохе рисовать?»

Консультация для родителей

«Как рисуют дети»

Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ. Мастер-класс «Тюльпаны» - торцевание из гофрированной бумаги

Выставка детского творчества

апрель

Рисование на тему «Космический сон»; ручной труд Техника папье-маше «Изготовление глобуса из папье-маше» на тему «Наша планета Земля»

Консультация для воспитателей:

«Интегрированные циклы как условие развития детского творчества»

Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше»

Анкета для родителей: «Внеурочная деятельность»;

Доклад для родителей:

«Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности».

Фото выставка «Рисуем вместе с мамой и папой»

май

Рисование «Праздничный салют» на тему «День победы».

Ручной художественный труд «Обложка альбома для рисунков детей» в технике Скрапбукинг

Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».

 

Папка-передвижка для родителей:

«Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей»

Выставка детского творчества

июнь-август

-диагностика на конец года

- представления результатов работы по теме самообразования

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ.

Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «_______________________________________________________________________________________________________________________________»;

7. Проект.

Тема: «________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Программное обеспечение образовательной области

«Художественное творчество»

Перечень программ и технологий

1. Образовательная область "Художественное творчество".Методический комплект программы "Детство"/ Вербенец А.М. - М:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.

3. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС./Бондаренко Т.М. -М: Издательство: Учитель г.Воронеж, 2013.

4. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование,конспекты. Разработано в соответствии с ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2014.

5. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Подготовительная группа. От ФГТ к ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Учитель г. Волгоград, 2014.

6. науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс» ; М. :ТЦ, 2012.

Перечень пособий        

1. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

 2. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.

4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2003.

5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н.Давыдова. М., Скрипторий, 2003.

6. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод.пособие А.А. Грибовская, ,М., П.О.Р., 2004.

7. Грибовская А.А Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006.

8. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А.А.Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007.

9. О портретной живописи – детям. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2008.

10. Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

11. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

 12. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие./Королева Т.В. - М: Издательство: Сфера, 2010.

13. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет./ Саллинен Е.В. - М: Издательство: Каро, 2011.

14. Аппликация из гофрированной бумаги. /Дубровская Н.В. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2013.

15. Дружная семейка. Виды детского художественного творчества./Лыкова И.А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014.

216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники./ Давыдова Г.Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014.

Перспективный план самообразования педагога:

№ п/п

Содержание деятельности

Форма отчетности

Сроки проведения

Теоретический этап

Методическая работа

1

Изучение методической литературы по теме

Оформление и пополнение папки «Опыта работы по теме самообразования»

В течении года

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течении года

Практический этап

1

Изучение опыта педагогов ДОУ, диагностика детей на начало года.

Сентябрь

2

Изучение методик о технологий педагогов в Интернете

В течении года

3

Создание наглядных пособий, схем, трафаретов.

Наличие альбома, наличие пособий

В течении года

4

Консультации для родителей, анкетирование родителей

Наличие сборника

В течении года

5

Консультации для воспитателей

Наличие сборника

В течении года

6

Педагогическая диагностика

конспект

Октябрь

7

Конспекты по перспективному плану самообразования для детей

Наличие конспектов

Октябрь- Май

8

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Наличие сертификатов участника и дипломы победителей

В течении года

9

Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше»

Наличие презентации

апрель

10

Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».

Наличие фильма

май

11

Самоанализ проделанной работы

Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег

Наличие фильма

Апрель

12

Отчет о проделанной работе

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Наличие папки «Опыта работы по самообразованию», презентация «Опыт работы по теме самообразования»

Май

13

Актуальность изучения темы «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников».

Продлить тему еще на три года

Обосновать

Апрель- Май

13

Планирование деятельности и перспектив развития

Наличие плана на следующий рабочий год

Июнь - август

14

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

В течении года

        Необходимо, чтобы Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

        Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку  работы комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей для развития художественно - творческого  потенциала дошкольников. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать взаимодоплняя образовательные области.

        Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках....

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...