План самообразования "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_0.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» подготовительная группа
Ф.И.О.: Колбасова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Образование: высшее специальное
Стаж педагогической работы: 3 года
Место работы: МБДОУ № 57
Квалификационная категория: соответствие должности
Дата начала работы над темой: 01.09.2014г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2017г.
Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»
Цель: «Формирование интереса через комплексный подход и взаимодополнения образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявить свой творческий потенциал».
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности». «Изобразительное творчество и игра» «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Папки передвижки «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников». «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».
6. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше», Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Перспективный план работы с детьми
месяц | Формы работы | ||
с детьми | с воспитателями | с родителями | |
сентябрь | Диагностика на начало года; изучения необходимой литературы;
| Доклад для воспитателей «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно -творческого потенциала дошкольников». | Консультация для родителей. Тема: «Развивайте детское художественное творчество» |
октябрь | Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание «Посмотрим в окошко» Педагогическая диагностика, конспект занятия с детьми (рисование). Занятие по рисованию пейзаж Тема: «Осень». | «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». Рекомендации воспитателям групп | Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника». Выставка детского творчества |
ноябрь | Рисование на тему: «Волшебная страна – подводное царство». Рисование на тему: «Моя Россия» | Консультация для воспитателей Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности. | Рекомендации для родителей по организации самостоятельной творческой деятельности детей дома. Выставка детского творчества |
декабрь | Комарова Т.С. Детское художественное творчество. «Большой – маленький» Конспект игры – занятия с детьми. «Снежинки на новогоднюю елку» - ручной труд, оригами. | Лыкова «Изобразительное творчество и игра» Доклад для воспитателей | Консультация для родителей: «Как дети воспринимают живопись»; «Рисование нетрадиционными способами». Выставка детского творчества |
январь | Рисование на тему «Золотая хохлома». Развлечение «Где живет перо Жар-птицы?» | Комарова Т.С. Детское художественное творчество. «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Консультация для воспитателей Папка передвижка | Консультация для родителей «Рисуем и лепим вместе с ребёнком». Выставка детского творчества |
февраль | Досуг по ОБЖ «Его Величество Электричество» Конструирование и ручной труд | Консультация для воспитателей: «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников» | Папка-передвижка для родителей «Как научить любить прекрасное». Совместное творчество с детьми «Его Величество Электричество» Выставка детского творчества |
март | творчество с элементами ТРИЗ Тема: «Натюрморт», «Ознакомление с искусством» Интегрированное занятие по ИЗО, ТРИЗУ, ФЭМП. | Консультация для воспитателей «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» | Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ?» Консультации для родителей «Зачем крохе рисовать?» Консультация для родителей «Как рисуют дети» Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ. Мастер-класс «Тюльпаны» - торцевание из гофрированной бумаги Выставка детского творчества |
апрель | Рисование на тему «Космический сон»; ручной труд Техника папье-маше «Изготовление глобуса из папье-маше» на тему «Наша планета Земля» | Консультация для воспитателей: «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества» Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше» | Анкета для родителей: «Внеурочная деятельность»; Доклад для родителей: «Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности». Фото выставка «Рисуем вместе с мамой и папой» |
май | Рисование «Праздничный салют» на тему «День победы». Ручной художественный труд «Обложка альбома для рисунков детей» в технике Скрапбукинг | Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».
| Папка-передвижка для родителей: «Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей» Выставка детского творчества |
июнь-август | -диагностика на конец года - представления результатов работы по теме самообразования |
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
5. Выставка работ.
Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «_______________________________________________________________________________________________________________________________»;
7. Проект.
Тема: «________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Программное обеспечение образовательной области
«Художественное творчество»
Перечень программ и технологий | 1. Образовательная область "Художественное творчество".Методический комплект программы "Детство"/ Вербенец А.М. - М:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011. 3. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС./Бондаренко Т.М. -М: Издательство: Учитель г.Воронеж, 2013. 4. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование,конспекты. Разработано в соответствии с ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2014. 5. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Подготовительная группа. От ФГТ к ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Учитель г. Волгоград, 2014. 6. науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс» ; М. :ТЦ, 2012. |
Перечень пособий | 1. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. 2. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001. 3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003. 4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2003. 5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н.Давыдова. М., Скрипторий, 2003. 6. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод.пособие А.А. Грибовская, ,М., П.О.Р., 2004. 7. Грибовская А.А Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006. 8. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А.А.Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007. 9. О портретной живописи – детям. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2008. 10. Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 11. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 12. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие./Королева Т.В. - М: Издательство: Сфера, 2010. 13. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет./ Саллинен Е.В. - М: Издательство: Каро, 2011. 14. Аппликация из гофрированной бумаги. /Дубровская Н.В. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2013. 15. Дружная семейка. Виды детского художественного творчества./Лыкова И.А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014. 216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники./ Давыдова Г.Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014. |
Перспективный план самообразования педагога:
№ п/п | Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Теоретический этап | Методическая работа | ||
1 | Изучение методической литературы по теме | Оформление и пополнение папки «Опыта работы по теме самообразования» | В течении года |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течении года | |
Практический этап | |||
1 | Изучение опыта педагогов ДОУ, диагностика детей на начало года. | Сентябрь | |
2 | Изучение методик о технологий педагогов в Интернете | В течении года | |
3 | Создание наглядных пособий, схем, трафаретов. | Наличие альбома, наличие пособий | В течении года |
4 | Консультации для родителей, анкетирование родителей | Наличие сборника | В течении года |
5 | Консультации для воспитателей | Наличие сборника | В течении года |
6 | Педагогическая диагностика | конспект | Октябрь |
7 | Конспекты по перспективному плану самообразования для детей | Наличие конспектов | Октябрь- Май |
8 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | Наличие сертификатов участника и дипломы победителей | В течении года |
9 | Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше» | Наличие презентации | апрель |
10 | Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг». | Наличие фильма | май |
11 | Самоанализ проделанной работы Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег | Наличие фильма | Апрель |
12 | Отчет о проделанной работе Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ | Наличие папки «Опыта работы по самообразованию», презентация «Опыт работы по теме самообразования» | Май |
13 | Актуальность изучения темы «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». Продлить тему еще на три года | Обосновать | Апрель- Май |
13 | Планирование деятельности и перспектив развития | Наличие плана на следующий рабочий год | Июнь - август |
14 | Самоанализ и самооценка НОД в своей группе; | В течении года |
Необходимо, чтобы Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку работы комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать взаимодоплняя образовательные области.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках....
Сообщение "Художественный труд как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Сообщение для педагогов...
Художественный труд как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Стать по ручному труду...
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....
Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей
Выступление на педсовете...