мастерилки
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа «МАСТЕРИЛКИ»
(для детей 4-7 лет)
Разработала: ЛОГИНОВА АННА АНАТОЛЬЕВНА,
воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад №19 ВАСИЛЕК»
г.ЯКУТСК.
ПРОГРАММА «МАСТЕРИЛКИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм».
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.
Мы не хотим видеть детей эгоистами!
Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
В связи с этим, введены дополнительные занятия по коллективному творчеству дошкольников.
Данная программа призвана помочь воспитателям осуществлять нравственно-эстетическое развитие детей 4-7 лет.
Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней, одного занятия в неделю – в старшей и подготовительной группах во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе – 15-20, в старшей и подготовительной – 20-25 минут.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1.Изложение учебного материала.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
2.Коллективная практическая работа детей.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
3. Обсуждение.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
- в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
- на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. В конце каждого года – в мае создаётся тематическая выставка, являющаяся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
«Критерии оценки овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью» | |||||||||||||
Фамилия Имя детей | Коллективная изобразительная деятельность | ||||||||||||
Коммуникативные способности | Способности по изо-деятельности | Уровень освоения программы | |||||||||||
Общение | Планирование | Оценивание | Изо-навыки | Творчество | |||||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
Уровни | Высокий | ||||||||||||
Средний | |||||||||||||
Низкий |
Шкала уровней: 0-6 низкий
7-11 средний
12-15 высокий
Раздел | Баллы | Критерии оценки |
Общение | 3 | Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения. |
2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками. | |
1 | Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. | |
Планирование | 3 | Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других. |
2 | Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других. | |
1 | Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого. | |
Оценивание | 3 | Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы) |
2 | Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд. | |
1 | Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат. | |
Изо-навыки | 3 | Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. |
2 | Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. | |
1 | Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно. | |
Творчество | 3 | К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью. |
2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла. | |
1 | Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
Тематическое планирование занятий
Средняя группа
Месяц | Вид деятельности | Название занятия | Кол-во часов |
Октябрь | Рисование на ткани | «Ковёр из осенних листьев» | 1 |
Рисование | «Золотая осень» | 1 | |
Ноябрь | Лепка сюжетная | «Поможем Курочке найти цыплят» | 1 |
Художественный труд | «Медвежата» | 1 | |
Декабрь | Рисование с элементами аппликации | «Разноцветное одеяло» | 1 |
Аппликация | «Новогодняя елка» | 1 | |
Январь | Лепка сюжетная | «Лепим Снеговиков» | 1 |
Рисование | «Зимний лес» | 1 | |
Февраль | Лепка сюжетная | «Поздравим Пап» | 1 |
Декоративное рисование | «Флажки для праздника» | 1 | |
Март | Рисование | «Цветы для Мам» | 1 |
Рисование с нетрадиционной техникой | «Ближе к солнышку хотим!» | 1 | |
Апрель | Лепка сюжетная | «Неваляшки танцуют» | 1 |
Рисование | «День рождение Мухи – Цокотухи» | 1 |
Старшая группа
Месяц | Вид деятельности | Название занятия | Кол-во часов |
Октябрь | Рисование с элементами аппликации | «Цветы» | 1 |
Рисование на ткани | «Клумба из осенних цветов» | 1 | |
Рисование | «Осенний лес» | 1 | |
Рисование и аппликация | «Богатства осени» | 1 | |
Ноябрь | Аппликация | «Разноцветный полет» | 1 |
Рисование и Оригами | «Лягушка – путешественница» | 1 | |
Рисование пластилином (по 3-4 ребенка) | «Ветер по морю гуляет...» | 2 | |
Лепка (по 3-4 ребенка) | «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» | ||
Декабрь | Рисование и Художественный труд | «Зима | 1 |
Аппликация обрывная (3-4 ребенка) | «Зимний день» | 1 | |
Рисование | «Новогодняя ёлка» | 1 | |
Рисование (3-4 ребенка) | «Зимние забавы» | 1 | |
Январь | Рисование | «Помогаем птицам» | 1 |
Рисование | «Мир животных» | 1 | |
Рисование | Создаем «Красную книгу природы» | 1 | |
Февраль | Рисование (Дымковская роспись) | «Скатерть» | 1 |
Рисование (Татарские национ. орнаменты) | «Салфетка» | 1 | |
Рисование (Городецкие узоры) | «Чудо-дерево» | 1 | |
Рисование декоративное | «Сервиз для Федоры» | 1 | |
Март | Аппликация объемная | «Сирень» | 1 |
Рисование | «Птичий двор» | 1 | |
Рисование | « Под грибом» | 1 | |
Рисование по парам | «У лукоморья дуб зелёный» | 1 | |
Апрель | Рисование | «Космос» | 2 |
Лепка | «Космос» | ||
Рисование по парам | « Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая) | 1 | |
Рисование | «Расцвели красивые цветы» | 1 |
Подготовительная группа
Месяц | Вид деятельности | Название занятия | Кол-во часов |
Октябрь | Аппликация | «Букет цветов» | 1 |
Рисование | «Красавица-Осень» | 1 | |
Аппликация | «Настроение осени» | 1 | |
Рисование | «Настроение осени» | 1 | |
Ноябрь | Лепка сюжетная | «Братья наши меньшие» | 1 |
Рисование и Аппликация | «На дне морском» | 1 | |
Лепка сюжетная | «Морское дно» | 2 | |
Лепка сюжетная | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | ||
Декабрь | Лепка сюжетная | «Белое море и Северный Ледовитый океан» | 1 |
Рисование и Художественный труд | «Ой как весело зимой!» | 1 | |
Рисование по парам | «Карнавальный хоровод» | 1 | |
Рисование | «Книга о зиме» | 1 | |
Январь | Рисование | «Жар-птица» | 1 |
Рисование и ручной труд | «Детки в клетке» | 1 | |
Рисование с элементами аппликации | «Цирк» | 1 | |
Февраль | Рисование (Дымковская роспись) | «Магазин игрушек» | 1 |
Рисование (Гжельская роспись) | «Узоры на стекле» | 1 | |
Рисование (Городецкая роспись) | «Ой вы кони, мои кони…» | 1 | |
Рисование декоративное | «Узорчатый платок» | 1 | |
Март | Аппликация объёмная | «Подарок маме» | 1 |
Аппликация | «Цветочный мир» | 1 | |
Рисование и Аппликация. (по парам) | «На балу у Золушки». (Дворец) | 2 | |
(Дамы и кавалеры) | |||
Апрель | Аппликация | «Удивительный мир жарких стран» | 2 |
Ручной труд | «Обезьянки» | ||
Рисование (2 группы) | «Парк Победы» | 1 | |
Рисование | «Мой город родной» | 1 |
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
октябрь | 1. | Ковёр из осенних листьев | Рисование на ткани | Учить видеть красоту осенней природы, продолжать воспитывать бережное отношение к природе; закреплять знания детей об окраске и форме осенних листьев; познакомить с техникой печатания на ткани; развивать композиционные умения; развивать аккуратность; вызвать желание выполнять работу коллективно. |
*Ткань, листья, гуашь, салфетки для нанесения краски на листья. 5. Физминутка «Листопад» №1 6.Обсуждение работы.
|
2. | Золотая осень | Рисование. | Познакомить с картиной И.Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передаёт красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; учить рисовать на отдельных листах бумаги, объединять работы, создавая коллективную работу. | 1.Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень». 2. Выделение осеннего колорита. Обсуждение предстоящей работы. 3. Пальчиковая игра «Листья» №2 4. Рисование. *Бумага для каждого 20 /30, акварель. 5. Загадки о деревьях. 6. Объединение работ. Итог занятия.
|
Содержание программы
(для детей 4-5 лет)
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
ноябрь | 1. | Поможем курочке найти цыплят | Лепка сюжетная | Вызвать желание помочь курочке и интерес к созданию композиции «Курочка и цыплята». Закрепить приемы лепки. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции. Развивать чувство удовольствия от совместно выполненной работы. |
|
2. | Медвежата | Художественный труд | Закреплять умение создавать изображение методом рисования клеем и крошением заварки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Формировать умение выделять красивые работы в коллективной общей работе. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
декабрь | 1. | Разноцветное одеяло | Рисование с элементами аппликации | Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла: рисовать и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. |
|
2. | Новогодняя елка | Аппликация | Вызвать интерес совместно украсить новогоднюю ёлку. Закреплять навыки вырезания и аккуратного наклеивания елочных украшений. Воспитывать интерес к коллективной работе. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Январь | 1. | Лепим Снеговиков | Лепка сюжетная | Учить детей лепить образ снеговика. Вызывать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий (веточки – руки, крышка – ведро, бисер – глаза, семечка – нос, пуговица – рот; для создания снегопада – посыпать манкой). Вызывать радостное настроение от совместного творчества. |
|
2. | Зимний лес | Рисование | Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами музыки и изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Февраль | 1. | Поздравим Пап | Лепка сюжетная | Вызвать желание поздравить пап с праздником и создать для них общую - коллективную работу. Учить детей лепить форму самолета. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызывать радостное настроение от совместного творчества. |
|
2. | Флажки для праздника | Декоративное рисование | Вызвать интерес к созданию композиции из декоративно оформленных флажков. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать интерес к коллективной работе. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Март | 1. | Цветы для Мам | Рисование | Вызвать чувство радости и желания поздравить мам – сделать подарок своими руками. Учить изображать цветы разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию. |
|
2. | Ближе к солнышку хотим! | Рисование с нетрадиц. техникой | Учить рисовать бабочек, передавать характерные особенности внешнего вида; развивать творческие способности в украшении и дополнении рисунка. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком сверстников в общей композиции.
|
4.Выполнение работы. *Ватман с заранее нарисованным солнцем, гуашь, кисточки, кисточки-паролоны, ватные палочки. 5. Итог занятия. |
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Апрель | 1. | Неваляшки танцуют | Лепка сюжетная | Учить детей лепить игрушки. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа, поиску оформления изделий. Формировать умение планировать работу. |
|
2. | «День рождение Мухи – Цокотухи» Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха – Цокотуха» | Рисование | Вызвать чувство сострадания к литературному герою – Мухе-Цокотухе и желание помочь ей найти своих друзей – насекомых. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свой рисунок с рисунком сверстников в общей композиции. Вызвать радостное настроение от совместного творчества. |
|
(для детей 5-6 лет)
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
октябрь | 1. | Цветы | Рисование с элементами аппликации | Учить рисовать цветы на круге, выбирая способы изображения: примакиванием (ромашки, ноготки), из точек (одуванчики, клевер), из тонких линий (астры, георгины); методы изображения (ворсом, концом кисточки, ватными палочками). Учить составлять композицию, наклеиванием нарисованного цветка на общую работу; развивать полож-ные эмоции от коллективной работы. |
*Лист ватмана, круги диаметром 7 см разных цветов; краски, ватные палочки.
5.Подв./И: «Вот такой цветок – выходи в кружок» 6.Обсуждение работы. |
2. | Клумба из осенних цветов | Рисование на ткани | Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления; учить создавать коллективную работу на ткани; учить изображать цветы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию. |
*Ткань, гуашь, кисточки разных размеров. 5.Подв./И: «Вот такой цветок – выходи в кружок» 6.Обсуждение работы. | |
3. | Осенний лес | Рисование | Закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; учить рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. |
| |
4. | Богатства осени | Рисование и Аппликация | Закрепить знакомство с жанром живописи – натюрмортом; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами: восковыми мелками, фломастерами, маркерами. Закреплять умение аккуратного вырезывания и наклеивания, находить место на большом листе бумаги для своего рисунка, работать в коллективе. | 1.Загадки о фруктах и овощах. 2.Д/И «Распредели богатства осени по корзинам». 3.Рассматривание натюрморта. 4.Пальчиковая гимнастика №2, №3. 5.Выполнение работы. *2 ватмана с наклеенными изображениями тарелок; альбомный лист для каждого; восковые мелки, фломастеры, маркеры. 6.Обсуждение работ. |
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Ноябрь | 1 | Разноцветный полет | Аппликация | Закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной работе. |
|
2 | Лягушка - путешественница | Рисование и Оригами | Вызвать желание изготовить панно к произведению В.Гаршина «Лягушка – путешественница». Закреплять умение складывать фигуры с сопровождением познавательного рассказа. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать умение находить место для своей работы. Вызывать радостное настроение от совместного творчества. |
| |
3 | «Ветер по морю гуляет...» | Рисование пластилином (по 3-4 ребенка) | Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; воспитывать умение договариваться между собой о содержании и технике (закат или лунная ночь, буря или лёгкий бриз и др.). |
| |
4 | «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (продолжение) | Лепка (по 3-4 ребенка) | Познакомить с художником-иллюстратором И.Я.Билибиным, учить рассматривать и передавать строение старинного русского корабля в создании образа, украшать его, создавать коллективную композицию. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Декабрь | 1 | Зима. | Рисование и Художеств. труд | Уточнить и обобщить знания о зиме; учить создавать рисунок с помощью клея, манной крупы, риса, сахара на голубом фоне; развивать эстетический вкус. Воспитывать умение создавать общую картину, работать в коллективе. |
|
2 | Зимний день. | Аппликация обрывная (3-4 реб.) | Закреплять навыки симметричного вырезывания (фигурки людей, домики), использования приёма обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей. Воспитывать умение создавать общую картину и понимание того, что от работы каждого зависит общий результат. |
| |
3 | Новогодняя ёлка. | Рисование | Продолжить знакомство с ёлочными украшениями (современными и старинными); закрепить умение рисовать ветку ёлки и украшать её; развивать воображение; соединяя рисунки, получить большую ёлку, вместе дорисовывать её и дополнять украшениями. Формировать понимание того, что от работы каждого зависит общий результат. |
| |
4 | Зимние забавы. | Рисование (3-4 реб.) | Закреплять умение передавать в рисунке своё отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему. Учить планировать работу и объединять рисунки в мозаичное панно по содержанию. Воспитывать чувства открытости, коллективизма, сотрудничества. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Январь | 1 | Помогаем птицам | Рисование | Закрепить знания о зимующих птицах, умение рисовать птиц, передавая их форму и окраску. Проявить желание заботиться о птицах, объединить в одну общую композицию – кормушку. Формировать умение действовать согласованно. |
|
2 | Мир животных | Рисование | Познакомить с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина; учить всматриваться в иллюстрации, замечать средства выразительности, особенности движения, шёрстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным; учить рисовать зверей; развивать умение создавать из отдельных рисунков коллективную картину.
|
| |
3 | Создаем «Красную книгу природы» | Рисование | Учить детей рисовать разные виды исчезающих растений, животных, передавая в рисунке их характерные признаки; учить защищать и охранять все виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения; уточнять основные правила поведения человека на природе; совершенствовать технику рисования; развивать интерес к коллективной работе. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Февраль | 1 | Скатерть | Рисование (Дымковская роспись) | Закреплять представление об особенностях дымковской росписи, колорите, композиции, элементах; учить коллективно создавать роспись по мотивам дымковской игрушки; учить работать сообща, договариваться друг с другом; продолжать знакомить с техникой росписи на ткани. |
|
2 | Салфетка | Рисование (Татарские национальные орнаменты) | Закрепить знания о татарском национальном орнаменте; воспитывать интерес к народному творчеству, желание творить; побуждать выражать своё отношение к красоте изделий; учить договариваться, планировать совместную деятельность, создавать общую композицию. |
| |
3 | Чудо-дерево | Рисование (Городецкие узоры) | Закрепить знания о Городце, о Городецких узорах, продолжать учить выделять элементы узора; закрепить умение рисовать элементы узора, называть их; объединять рисунки, создавать общую композицию – сказочное дерево. |
| |
4 | Сервиз для Федоры | Рисование декоративное | Вызвать желание помочь литературному герою. Продолжать учить видеть своеобразие, красоту, нежность росписи изделий; побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам выбранной росписи; учить создавать коллективную работу. |
|
Название занятия | Вид деят-сти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Март | 1 | Сирень. | Аппликация объемная | Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; передавать цветы в аппликации, подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении сирени; создавать коллективно объёмную композицию. |
|
2 | Птичий двор | Рисование | Учить рисовать домашних птиц, передавать характерные особенности внешнего вида; развивать образное восприятие; учить работать на одном листе бумаги, согласовывать свои действия. |
| |
3 | «Под грибом» | Рисование | Продолжить знакомить с творчеством В.Сутеева; учить иллюстрировать отрывок произведения, передавая его в рисунке; развивать воображение, умение создавать образы по содержанию. Развивать желание участвовать в коллективной работе. |
| |
4 | «У лукоморья дуб зелёный…» | Рисование по парам | Продолжить знакомить с творчеством А.С.Пушкина; воспитывать чувство прекрасного; учить иллюстрировать отрывок стихотворения, передавая его в рисунке; развивать воображение, умение создавать образ по описанию; развивать чувство цвета и композиции. |
|
Название занятия | Вид деят-ти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Апрель | 1 | Космос | Рисование | Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; продолжать учить тонировать бумагу различными материалами, вливая цвет в цвет, набрызгиванием; развивать фантазию, поощрять самостоятельность; развивать аккуратность; воспитывать стремление работать дружно, сообща. |
|
2 | Продолжение | Лепка | Направить детей на поиск способов создания фантастических образов; продолжить освоение рельефной, конструктивной и комбинированной лепки; развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами, побудить желание обыграть, «оживить» созданную композицию. |
| |
3 | « Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая) | Рисование по парам | Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; учить создавать образ Шурале, выбирать эпизод; развивать воображение, учиться согласовывать свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление выполнить свою часть работы как можно лучше; воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству. |
| |
4 | Расцвели красивые цветы | Рисование | Продолжать учить рисовать полевые цветы, передавать характерные их особенности. Учить работать на одном листе бумаги, согласовывать свои действия друг с другом. |
|
(для детей 6-7 лет)
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
октябрь | 1 | Букет цветов | Аппликация | Продолжать знакомство с натюрмортом; учить видеть красоту цветочных композиций. Закрепить навыки вырезывания разных форм и видов лепестков и листьев. Учить планировать работу, соотнося ее с работой товарищей. |
6.Обсуждение работы. |
2 | Красавица-Осень | Рисование | Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени. Научить детей, используя приёмы рисования кистью («примакивание», «набрызг», точки, линии), передавать цветом характерные особенности осени. Формировать умение работать по парам - умение согласовывать свои действия, договариваться друг с другом, творчески подходить к работе. Развивать воображение и ассоциативное мышление, аккуратность. |
| |
3 | Настроение осени. | Аппликация | Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени, учить использовать разные способы изображения – вырезывание и обрывание. Формировать умение договариваться об общей композиции. |
| |
4 | Настроение осени. | Рисование | Учить детей передавать характерные особенности осени в коллективной работе. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для выбора содержания рисунка). Формировать умение совместно строить художественный замысел. |
6.Свободные упражнения танца под музыку П.И.Чайковского «Осень». |
Название занятия | Вид Деят-ти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Ноябрь | 1 | Братья наши меньшие | Лепка сюжетная | Закреплять умение лепить насекомых, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Развивать воображение, умение художественно оформлять работу бисером, конфетти, пуговицами. Вызвать интерес к «оживлению» вылепленного образа. Воспитывать чувства открытости, сотрудничества. |
|
2 | На дне морском | Рисование и Аппликация | Вызвать интерес к рисованию образов подводного мира по замыслу; учить использовать в работе разные материалы; развивать воображение и чувство композиции; умение находить место для своих вырезанных деталей. Развивать навыки и умения коллективной работы. |
| |
3 | Морское дно. | Лепка сюжетная | Активизировать применение разных приёмов лепки для создания водных растений из «колбаски», ленты; показать, как можно усилить выразительность образа: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать, дополнять налепами в виде полосок и пятен; предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы и др); воспитывать эстетический вкус. Воспитывать умение работать в коллективе. |
| |
4 | Рыбки играют, рыбки сверкают (продолжение) | Лепка сюжетная | Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм и развивать комбинаторские способности; совершенствовать умение оформлять поделки разными материалами, пятнами, точками и пр. Воспитывать дружелюбные отношения. |
|
Название занятия | Вид деят-сти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Декабрь | 1 | Белое море и Северный Ледовитый океан | Лепка сюжетная | Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки северных животных (белого медведя, моржа, тюленя, оленя) с опорой на иллюстрацию, развивать умение лепить человека в движении; размещать их в композиции; развивать интерес к коллективным работам. |
|
2 | Ой как весело зимой! | Рисование и Худ. труд | Уточнить и обобщить знания о зиме. Закреплять навыки рисования, использовать приём обрывания, дополнять рисунок с помощью клея, манной крупы, риса, сахара на голубом фоне. Развивать творчество детей. Воспитывать умение работать в коллективе. |
| |
3 | Карнавальный хоровод | Рисование по парам | Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в рисовании фигур людей в движении; продолжать учить работать дружно, не мешая друг другу; воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Формировать понимание того, что от работы каждого зависит общий результат. |
| |
4 | Книга о зиме. | Рисование | Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии, музыки и изобразительного искусства (цветом, формой, композицией); развивать воображение, учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе, создать книгу о зиме. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Январь | 1 | Жар-птица | Рисование | Продолжать знакомить с художником Ю.Васнецовым; учить создавать образ сказочной птицы; закреплять навыки рисования; продолжать учить подбирать красивые сочетания цветов; развивать творчество и фантазию. Предложить конфетти для придания образу яркости. Развивать умение создавать из отдельных рисунков коллективную картину. |
|
2 | «Детки в клетке» | Рисование и Ручной труд | Учить всматриваться в иллюстрации, замечать средства выразительности, особенности движения, шёрстки животных, выражения глаз и др.; воспитывать доброе отношение к животным. Учить передавать в рисунке характерные особенности животных; формировать навыки коллективного труда – желание создать «зоопарк»; развивать умение получать радость от результатов работы. |
| |
3 | Цирк | Рисование с элементами аппликации | Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в рисовании фигур людей и животных в движении. Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Учить создавать общую работу из отдельных частей. Формировать умение работать дружно, не мешая друг другу. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Февраль | 1 | Магазин игрушек | Рисование (Дымковская роспись) | Закреплять умение передавать форму и красоту дымковских игрушек, используя усвоенные ранее приёмы рисования; развивать умение находить место для своей работы в общей композиции; воспитывать художественный вкус. |
|
2 | Узоры на стекле | Рисование (Гжельская роспись) | Продолжать учить видеть своеобразие, красоту, нежность гжельской росписи; побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи; учить создавать коллективную работу; закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти. |
| |
3 | «Ой вы кони, мои кони…» | Рисование (Городецкая роспись) | Расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать по городецким мотивам; учить рисовать гордых городецких коней, скачущих по цветущему лугу; развивать желание участвовать в коллективной работе. |
| |
4 | Узорчатый платок | Рисование декоративн. | Закрепить и обобщить представления о русских народных промыслах: закрепить умение сравнивать предметы по их назначению, рисунку, колориту, композиции; воспитывать интерес и уважение к народному искусству; развивать чувство композиции. Учить создавать коллективную работу – платок. |
|
Название занятия | Вид деятельности | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Март | 1 | Подарок маме | Аппликация объемная | Вызвать чувство радости и желания сделать подарок маме своими руками; развивать чувство цвета; развивать умение работать дружно, всем вместе; учить изготавливать и наклеивать объёмные цветы – гвоздики. |
|
2 | Цветочный мир | Аппликация | Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении цветов. Закрепить навыки вырезания и наклеивания цветов. |
| |
3 | «На балу у Золушки». Дворец | Рисование и Аппликация (по парам) | Продолжать знакомить с различными видами архитектуры; учить видеть красоту парковой архитектуры (беседок, мостов, фонтанов), элементов паркового дизайна (клумб, цветников, дорожек, кустарников и пр.); продолжать учить договариваться о распределении работы, композиционном решении, последовательности выполнения работы. |
| |
4 | «На балу у Золушки». Дамы и кавалеры | Рисование и Аппликация (по парам) | Познакомить с портретной живописью, учить видеть красоту и особенности старинных причёсок и костюма, силуэт дамского платья; развивать эстетическое восприятие, чувство вкуса, творчество и фантазию; учить объединять свою работу с работой товарищей (персонажи танцуют, выходят из кареты, гуляют в парке и др.). |
|
Название занятия | Вид деят-сти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Апрель | 1 | Удивительный мир жарких стран | Аппликация | Учить вырезать (силуэтное вырезание) из цветной бумаги животных жарких стран – слона, удава, жирафа, элементы африканского пейзажа – солнце, горы, пальмы; учить располагать элементы композиции на большом листе, делать композицию красочной, колоритной; развивать эстетический вкус. |
|
2 | Обезьянки (продолжение) | Ручной труд | Учить делать изображение, используя нитку и цветную бумагу; учить включать отдельные изображения в общий сюжет; формировать навыки коллективного труда. |
| |
3 | Парк Победы. | Рисование (2 группы) | Закреплять умение отражать в рисунке свои впечатления; обратить внимание на изящество, орнамент оград, на форму фонарей, витражей; воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории; закреплять композиционные навыки. |
| |
4 | Мой город родной | Рисование | Закреплять умение рисовать по замыслу, отражать в рисунке свои впечатления; закреплять композиционные навыки, умение договариваться о том, кто что будет рисовать; воспитывать любовь и уважение к своему городу, его прошлому и настоящему. |
|
Итоговые занятия
Название занятия | Вид деят-сти | Задачи занятия | Ход занятия Материал | ||
Май | 1год | Мир леса (2 занятия) | Рисование Аппликация Лепка | Закреплять умение изображать мир леса, используя разнообразные приёмы рисования и аппликации (пейзаж), лепки (животный мир); учить задумывать содержание работы и доводить замысел до конца; развивать активность, умение создавать радостную, светлую коллективную работу; воспитывать любовь к животным и птицам, растительности леса. |
|
2 год | Сказочный мир (2 занятия) | Рисование Аппликация Лепка | Продолжать учить проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе героев сказок, цветовой гаммы и декоративных украшений. Закреплять умение создавать мир сказок, используя разнообразные приёмы рисования и аппликации (пейзаж), лепки (животный мир); учить задумывать содержание работы и распределять между собой; воспитывать любовь к сказкам народов мира. Закрепить навыки коллективного труда. |
| |
3 год | До свиданья, детский сад! (2 занятия) | Рисование Аппликация Лепка | Развивать творческую самостоятельность; умение создавать коллективную работу; закреплять умение использовать различные материалы: гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки, пластилин, бумага, материалы для оформления. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; умение распределять работу; воспитывать любовь к прошлому и настоящему. Развивать умение получать радость от результатов работы. |
|
Приложение № 1 к программе «Мастерилки»
II младшая группа
Месяц | Тема занятия | Вид деят-сти | Задачи занятия | Ход занятия Материал |
Октябрь | «Осенний лес» | Рисование | Вызвать желание помочь « Одинокому Дереву». Учить рисовать осенние листочки приёмом ритмичного «примакивания». Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления. Учить создавать коллективную работу, радоваться совместному труду. |
|
Ноябрь | «Дружелюбное солнце» | Лепка (по парам) с элементами рисования | Продолжать учить детей свободно проводить кистью длинные линии. Показать возможность создания пластилином общей работы, помогая друг-другу: лепить столбики-лучики для солнца. Учить радоваться совместному труду. |
|
Декабрь | «Новогодняя Елка» | Лепка | Развивать умение различать и называть форму, цвет. Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику рук. Создать радостное настроение от результатов совместной работы. |
|
Январь | «Ёжики» | Рисование | Знакомить детей с животным миром (семейством ежей). Учить передавать форму ежа, отрабатывать навыки рисования овальной формы, навыки проведения прямых линий. Учить радоваться процессу совместного рисования. |
|
Февраль | «Сапожки для Матрешки» | Рисование декоративное | Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству. Учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий, формировать умение аккуратного рисования. Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы. |
|
Март | «Поздравим Мам» | Аппликация объемная | Вызвать желание сделать поздравительную открытку для мам. Учить дополнять заданное изображение до целого – конструировать цветы из мелких комочков-шариков: продолжать учить сминать салфетку и скатывать в комочки. Создать праздничное настроение, учить радоваться совместному труду. |
|
Апрель | «Гусеницы к яблоне ползут» | Лепка | Продолжать обучать приемам лепки предметов шарообразной формы, закреплять цвета. Вызвать желание оформить вылепленное изделие бросовым материалом: глаза – бусинками, рожки – палочками. Учить испытывать радость от коллективной работы. |
|
Приложение №2 к программе «Мастерилки»
Физминутки | ||
1 | «Листики осенние» | Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели |
2 | «Листопад» | Дружно по лесу гуляем И листочки собираем. Собирать их каждый рад - Просто чудный листопад! |
3 | «Выпал беленький снежок» | Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок: Мы потопаем, мы похлопаем. Будем весело плясать, Будем руки согревать. Мы потопаем, мы похлопаем, Чтоб нам было веселее, Будем прыгать мы скорее. |
4 | «Бабочка» | Бабочка летала, над цветком порхала Села, посидела и нектар поела. Два своих больших крыла опустила, подняла Полетела дальше, чтобы мир был краше. |
5 | «Неваляшки» | Мы веселые милашки Чудо – куклы, неваляшки. Мы танцуем и поем: Очень весело живем! |
6 | «Зарядка» | Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! И водою обливаться, раз – два – раз – два! А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! Не забудем растереться, раз – два – раз – два! |
7 | «Зарядка» | Мы хлопаем руками: Хлоп… Мы топаем ногами: Топ… Машем мы руками, Киваем головой. Раз, два – выше голова Три, четыре – руки шире Пять, шесть – тихо сесть. |
8 | «Я мороза не боюсь» | Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. |
9 | «Снежинки» | Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок ─ Получается снежок. |
10 | «Маленькие птички» | Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло Там уютно и тепло. |
11 | «В лесной лужайке» | Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал ─ Не споткнулся, не упал. |
12 | «Зарядка» | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей! |
13 | «Игрушки» | Вот большая пирамидка И веселый мячик звонкий, Мягкий мишка косолапый - Все живут в большой коробке, Но когда ложусь я спать Начинают все играть! |
14 | «Гриша шел-шел-шел» | Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок. |
15 | «С добрым утром!» | С добрым утром, глазки! Вы проснулись? С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Я - проснулся! |
16 | «Цветок» | Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. |
17 | «Медведь и пчёлы» | Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. Облизывает лапу сластёна косолапый, А пчёлы налетают, медведя прогоняют. А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. |
Приложение №3 к программе «Мастерилки»
Пальчиковые игры | ||
1 | «Листья» | Мы дорожки подметаем, Листья в кучи собираем, Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! Ох, устали - Отдохнем И домой скорей пойдем |
2 | «Помощники» | Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так ─ Не обидятся никак. |
3 | «Капустка» | Мы капустку рубим - рубим, Мы капустку солим - солим, Мы капустку трем - трем, Мы капустку жмём – жмём |
4 | «Цветы» | Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, Пять волшебных лепесточков. |
5 | «Мы играли, рисовали» | Мы играли, рисовали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг - скок, прыг - скок, Прискакали на лужок. . Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. |
6 | «Мы рисовали» | Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. |
7 | «Пальчики-солдатики» | Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики – «УРА!» На парад идти пора. |
8 | «Лодочка» | Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. |
9 | «Кузнечик» | Я гуляю по дорожке А кузнечик скачет рядом Наклонюсь, возьму в ладошки Здесь скакать ему не надо, Пусть сидит он лучше в травке: Там с ним будет все в порядке |
10 | «Волна» | Светит полная луна – За луной бежит волна, Ветер веет на просторе, И всю ночь волнует море… Волн спокойных мерный шум Усыпляет праздный ум… Но так долго вредно спать – Нам давно пора вставать. |
11 | «Рыбки» | Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. |
12 | «Пять пальцев» | На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! |
13 | «Дружба» | Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.
|
14 | «Моя семья» | Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! |
Литература
- Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
- «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план работы кружка ДПТ "Мастерилка"
Занятия кружка ориентированы на четыре вида творческой деятельности: работа с соломкой, вышивка, тестопластика и папье- маше (писанки). В заключении плана представлен список основной испол...
Диагностика уровня овладения знаниями и умениями декоративно-прикладной деятельности кружка "Мастерилка" (подг.гр.)
Диагностика разработана в результате изучения "Диагностического обследования детей по усвоению программы Радость творчества" О.Соломенниковой" и адаптирована для представленных видов деятельност...
Диагностическая карта развития знаний и умений детей группы дополнительного образования кружка "Мастерилка"
Диагностическая карта прилагается к календарному плану кружка "Мастерилка" и к "Диагностике уровня овладения знаниями и умениями декоративно - прикладной деятельности кружка "Мастерилка"...
Мастерилка. Панно Подсолнухи.
Поделка из природного и бросового материала. p1000557.jpg...
Мастерилка.Мудрая сова.
Поделка p1010875.jpgс использованием природного материала...
Дистанционное обучение родителей (Мастерилка)
Предлагаю вам открыть семейную художественную мастерскую, которая поможет сформировать у ваших детей эстетическое отношение к миру, накоплению эстетических представлений и образов, разовьют эст...
программа кружка "Мастерилки"
Программа разработана с учётом возрастных особенностей . Возможно изменение темы занятий с учётом интересов и способностей детей....