Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Осокина Светлана Сергеевна

В нашем  дошкольном учреждении начали заниматься квиллингом с середины прошлого года. Мне очень понравились работы, которые увидела в интернете, заболела этим сама, решила попробовать с детьми. Мы разработали программу нашего кружка «Кручу, верчу, квиллингу научиться хочу», цель которой – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_kvilingu_nashshshsh.docx848.82 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «РЯБИНУШКА»

607651 г.Кстово, ул.Талалушкина, д.4 тел.7-63-35/факс 8(83145)75987

эл.адрес riabinushka9@mail.ru

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ д/с № 9 "Рябинушка"

от "_____" __________ 20____ г. № _____

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«КРУЧУ-ВЕРЧУ, КВИЛЛИНГУ НАУЧИТЬСЯ ХОЧУ»

Руководитель кружка

Воспитатель

МБДОУ д/с № 9 «Рябинушка»

Осокина Светлана Сергеевна

2014 год

                                                        Содержание:

  1. Актуальность
  2. Цель и задачи работы с детьми
  3. Принципы, лежащие в основе программы
  4. Формы и методы работы
  5. Направления работы
  6. Техническое оснащение занятий
  7. Техника квиллинга
  8. Этапы занятий по темам
  9. Ожидаемые результаты
  10. Список литературы.

  1. Актуальность

   В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
         
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
          Программа построена “от простого к сложному”.

          Программа “Кручу-верчу, квиллингу научиться хочу” рассчитана на 2 года обучения.

Группа формируется из детей в возрасте 5-7 лет.

  1. Цель и задачи работы с детьми

Цель работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого стоят задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

                           3.Принципы, лежащие в основе программы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателей и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

4.Формы и методы занятий  

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные,
  • комбинированные и практические занятия;
  • игры,
  • праздники,
  • конкурсы,
  • соревнования и другие. 

А также различные методы:
      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
      Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
      Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
                                 

                                           5. Направления работы

Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование, аппликация

                                            6. Техническое оснащение занятий


       Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

http://festival.1september.ru/articles/617025/img1.JPG

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.
  • Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

                                        7.Техника квиллинга

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

           http://festival.1september.ru/articles/617025/img2.JPG    http://festival.1september.ru/articles/617025/img3.jpg

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

http://festival.1september.ru/articles/617025/img4.jpg   

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img5.jpg

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img6.jpg

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

8.Этапы занятий по темам

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

Этапы, цель

Темы занятий

Готовая поделка

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

      http://festival.1september.ru/articles/617025/img7.jpg

   

“Божья коровка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img8.jpg

“Яблонька”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img9.jpg

“Гусеничка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img10.jpg

“Гриб мухомор”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img11.jpg

“Барашек”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img12.jpg

“Виноград”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img13.jpg

“Рябина”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img14.jpg

“Мимоза”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img15.jpg

“Новогодняя елочка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img16.jpghttp://festival.1september.ru/articles/617025/img17.jpg

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img18.jpg

“Дождик”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img19.jpg

“Осенняя береза”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img20.jpg

“Первые листочки”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img21.jpg

“Верба”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img22.jpg

“Цветок”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img23.jpg

“Снежинка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img24.jpg

“Новогодняя открытка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img25.jpg

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник”.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img26.jpg

“Пальма”, “Черепаха”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img27.jpg

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

“Елочная игрушка”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img28.jpg

“Аквариум с рыбками”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img29.jpg

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img30.jpg

“Васильки”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img31.jpg

“Цветы в вазе”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img32.jpg

“Колокольчики”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img33.jpg

“Ландыши”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img34.jpg

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

“Цветочек”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img35.jpg

Тюльпан”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img36.jpg

“Бабочка на цветке”

http://festival.1september.ru/articles/617025/img37.jpg

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

http://festival.1september.ru/articles/617025/img38.jpg

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

http://festival.1september.ru/articles/617025/img39.jpg

                                        9.Ожидаемые результаты

В результате работы по данной программе дети: 
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
               Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ: 
    – в группе, 
    – в детском саду.

  • Изготовление подарков для мам и сотрудников детского сада.

                                          10.Список литературы

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками. О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду. О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. 
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить нов...

Статья на тему "Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Квиллинг, как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Квиллинг — это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени.Це...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....