Мастер - класс для родителей и детей средней группы по теме «Куклы наших бабушек»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Кукла – это самая известная в мире игрушка, которая сопровождает нас всю жизнь. Она научает, воспитывает, с куклами дети могут почувствовать себя взрослыми, а взрослым она дает возможность снова вернуться в мир детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla._master-klass_s_roditelyami.docx | 627.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей и детей средней группы
Тема: «Куклы наших бабушек»
Сегодня я хочу познакомить вас с одной замечательной игрушкой: «Посмотрите, кто у нас в гостях?»
Да, это куклы, но они не такие как нынешние ее подруги.
Как Вы думаете, а кода появилась первая кукла? (ответы)
Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. А в других, более ранних цивилизациях и гораздо раньше. В британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице 4 тысячи лет тому назад. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус.
С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – то неприятностей не миновать.
Кукла – это самая известная в мире игрушка, которая сопровождает нас всю жизнь. Она научает, воспитывает, с куклами дети могут почувствовать себя взрослыми, а взрослым она дает возможность снова вернуться в мир детства.
На Руси и у всех славянских народов было большое многообразие кукол. Их изготавливали с разной целью:
- одни были оберегами, защищали семью от бед и болезней;
- другие делались к праздникам и являлись обязательным подарком;
- а были и просто куклы-игрушки, с которыми можно было поиграть или сладко уснуть в кроватке.
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Предлагаю рассмотреть несколько куколок – оберегов:
«Зайчик-на-пальчик» - делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком. Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет. Вот такой этот зайчик, совсем непростой.
«Кубышка – травница» – это кукла из ткани своими руками, которая наполнена целебными травами. Считалось, что если кто-то из семьи заболел, то с этой куклой нужно ходить по всему дому, разминая травы пальцами, тем самым оздоровляя воздух. После чего, куклу клали в кровать к больному. Такая кукла не только станет отличным украшением для дома, но и будет оберегать дом от напастей. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. «Кубышка-Травница» до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
Кукла «Каша» - это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой. Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша. Кукла делается из льняной ткани. Высота куклы с кастрюльку, где кашу варят. Кукла наполняется крупой. Значение круп: рис - богатство, гречка, перловка - сытость, овес - сила.
Кукла «Колокольчик» - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое.
И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Кукла «Крупеничка». В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. (В тех местах, где с гречихой были проблемы, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.
Кукла «Пеленашка». После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку. Как вы понимаете, подобную куклу-оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой жизненной силы человека. Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - «Ой, до чего кукленок-то хорош!», чтобы не сглазить ребенка. «Пеленашку» нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».
И сегодня рукотворные народные куклы могут стать любимыми игрушками детей. А изготовление кукол – увлекательным занятием для семейного досуга. Предлагаем вам изготовить веселую куколку – колокольчик, чтобы в вашем доме всегда была радость, счастье и любовь.
Для изготовления куклы - колокольчика нам понадобится: три круга, вырезанных из трех разных разноцветных тканей (диаметр кругов 25 см, 20 см. и17 см. – из них мы будем делать юбку куклы; квадрат формата 20х20 из белой ткани – он предназначен для лица и ручек куклы; ветошь (вата или синтепон), нитки, колокольчик, ножницы; полоска 4х15см. из ткани цветной – из нее получится повойник на голову куклы; треугольник из цветной (можно однотонной) ткани 16х26х16см. – послужит в качестве косынки.
Порядок изготовления тряпичной куклы своими руками.
В центре самого большого круга размещаем колокольчик вместе с синтепоном (ветошью). Обвязываем получившийся шарик нитками, стараясь сделать концы юбки ровной длины со всех сторон. Затем также надеваем и
обвязываем круг чуть меньшего диаметра. То же делаем с третьим кругом. У нас получилась трехслойная юбка. Из белого квадрата делаем личико куклы: два противоположных уголка сгибаем к центру. Получившуюся «фигуру» надеваем на голову куклы так, чтобы ее стороны были несколько ниже шеи (минимум на 1 см.). Аккуратно обвязываем нитками вокруг шеи. Из торчащих по бокам кусков ткани формируем руки тряпочной куклы-оберега: концы немного загибаем внутрь рук и перевязываем, отступив от краев около 5 мм.
Из цветной полоски делаем на голову куклы повойник: сгибаем обе стороны полосы к ее центру, затем пополам – получилась узкая полоска. Надеваем ее на голову куклы и крепим нитками к шее. Сверху надеваем косыночку и завязываем ее сзади, пусти крестом под руками куклы. Готовую тряпичную куколку-оберег можно подвесить на тесьму и разместить на стене дома. Также можно использовать сей оберег как подарок близким людям.
Посмотрите, какие разные куклы у вас получились, но в одном они похожи, они сделаны с любовью и в совместном творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конпект мастер-класса для родителей и детей средней группы
Конспект педагога-психолога ГБДОУ детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга Еременко Е.В. мастер-класса для родителей и детей средней группы «Играем дома в пуговицы» Цель: познак...
Мастер – класс для родителей и детей средней группы «Открытка для папы»
Включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов,развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых; способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения,...
Мастер-класс для родителей и детей средней группы к 23 февраля
Мастер-класс "Кораблик"...
Мастер-класс для родителей и детей средней группы Тема: «Изготовление оберега для семьи «Божья Коровка»
Цель: вовлечение родителей и детей в совместную продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной и творческой активности....
Мастер класс для родителей и детей Средней группы на тему: «Бусы для мамы и бабушки»
Мастер класс для родителей и детейСредней группы на тему:«Бусы для мамы и бабушки»...
Мастер- класс для родителей и воспитанников средней группы на тему: "Генеалогическое древо"
Цель и задачи мастер – класса1. Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.2. Установление партнерских отношений с семья...
Мастер-класс для родителей и детей средней группы на тему: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое воображение.Задачи:-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельност...