Консультация «Для чего нужно оригами для дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Хафизова Фарида Файзрахмановна

Консультация для воспитателей "Для чего нужно оригами для детей дошкольного возраста?"

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предпо­лагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребенка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, детей, следует, стремиться, не только нау­чить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать схемы, чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение дли­тельного времени. Полезно и даже необходимо также развивать уст­ную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребенка свободному общению. На занятиях с применением оригами мож­но не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фоль­клора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти за­нятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с за­гадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы ребята и песенку вы­учат, и фигурку освоят!
Подборка, рассчитанная на  детей дошкольного возраста, впервые знакомящихся с удивительным миром оригами, как раз и содержит не только простейшие фигурки для складывания, но и разнообразные лите­ратурные тексты, стихи, приметы, загадки. Весь этот материал  активно применяется на занятиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужно оригами для детей дошкольного возраста?

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребенка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, детей, следует, стремиться, не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать схемы, чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребенка свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы ребята и песенку выучат, и фигурку освоят!
Подборка, рассчитанная на  детей дошкольного возраста, впервые знакомящихся с удивительным миром оригами, как раз и содержит не только простейшие фигурки для складывания, но и разнообразные литературные тексты, стихи, приметы, загадки. Весь этот материал  активно применяется на занятиях.
Оптимальный возраст детей для его полного освоения - 5-7 лет. Обычно занятия включают несколько работ разной степени сложности. Выбирая из них подходящие модели сама, учитываю конкретный возраст ребят и их способности. Все занятия опираются на календарные месяцы и содержат соответствующий литературный материал, привязанный к временам года. Вместе с тем, сборник - не догма, он может послужить основой, с помощью которой можно создать свою собственную программу занятий. Оригами, как и любая другая область знаний, дает полный простор нашему воображению. Я поэкспериментировала и создала свой вариант занятий оригами в детском саду.
  Начинать работать можно с детьми старшего возраста. Ребята иногда боятся листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первом этапе следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги. Пошел он погулять и видит - лужа! Подошел поближе и вдруг - бух! - упал в нее. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось, и спасем квадратик! Кто же придет нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?».
Во время рассказа на пол ставится тазик с водой, квадратик падает в «лужу». Появляется фигурка Лисички или другого сказочного персонажа  и дети «спасают» квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...
  Нередко дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться! В старшем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.
Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает.
   Известно, что совсем дети быстро отвлекаются, их внимание неустойчиво, они не умеют подолгу сосредотачиваться. Как построить занятия, учитывая эти особенности?
«Моя задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила детям подарки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторгов! Но сам процесс изготовления вещей интересовал пока, к сожалению, лишь некоторых детей. Долгожданный вопрос: «А как это?» и просьбы всех детей научить их делать игрушки я услышала лишь после очередного занятия, в конце которого Красная Шапочка поблагодарила детей за помощь и подарила им бумажные поделки. На этот раз это были кораблики, которые дети могли пускать в лужах по дороге домой. Красная Шапочка сказала, что сделала их сама, и спросила ребят, умеют ли они делать такие же. Дети были поражены, когда поняли, что секрет им незнаком. Не теряя времени даром, боясь упустить подходящий момент, я схватила огромный лист ватмана и прямо на глазах у детей свернула из него гигантский кораблик. В него можно было посадить большие игрушки! Тут уж интерес к складыванию возник у всех. Дети подходили к столу, брали квадратики и пытались их сгибать. И я решила - пора! Мы начали постигать оригамскую грамоту. Индивидуально  мы занимались по 5-10 минут ежедневно. Я считаю, что первые занятия стоит посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с ее свойствами. Бумагу лучше брать небольшого формата. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах.
   Сначала я отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами - Детям необходимы поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше - Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях.
   Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы,
Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но ведь получилось!»

Общие правила обучения технике оригами


1.  Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
2.  Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3.  Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4.  Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5.   При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6.  Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7.  Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8.  Совмещение углов и сторон в процессе складывания  оригами должно быть точным.
9.  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца склад
ывания оригами.


http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_182204.png


1.  Выполните базовую форму "Блин". Для этого равносторонний лист бумаги дважды сложите по диагонали, наметив пересекающиеся линии. Каждый угол сложите в направлении центра листа, соприкасаясь «носом» с другими тремя.
2.  Теперь все углы заготовки сложите к центральной точке.
3. Повторно сложите эти же углы к середине.
4. Наметьте все указанные на рисунке линии. Для этого обе стороны треугольника отогните к середине.
5.  Все углы заготовки согните «горой», но прежде выполните сгибы по линиям, указанным на рисунке. Углы должны оказаться вывернутыми.
6.  Лепестки отогните «горой», наметив складки. Переверните заготовку и расплющите карманы лепестков.
7.  Переверните заготовку. Внутренние уголки отогните «долиной», выворачивая их наружу.
8. Раскройте аналогичным образом уголки внутренние.

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_182344.png

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181902.png

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181721.png

1) выполните базовую форму "Квадрат"
2) С каждой стороны наметьте линии путем отворота бумаги влево к центру заготовки. Расплющите;
3) повторите операцию с другой стороны заготовки;
4) по указанным линиям произведите отворот вправо и расплющивание;
5) повторите действие с обратной стороны;
6) наметьте новые складки;
7) верхние боковые стороны уложите к середине, а после этого выполните нижнюю складку «долина»;
8) повторите операцию с другой стороны заготовки;
9) работу перелистните и повторите с другой стороны точно такое же складывание.

 

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181536.png

Оригами для детей

Конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания.
Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Приведенные выше   упражнения помогут решить эту задачу.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки — это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы  оригами "воздушный змей", а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой баз



Предварительный просмотр:

Для чего нужно оригами для детей дошкольного возраста?

Новый для отечественной педагогики предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребенка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Во время занятий оригами, детей, следует, стремиться, не только научить их работать с бумагой, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать схемы, чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребенка, стремиться сделать ее красивой, грамотной, научить ребенка свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. В процессе работы ребята и песенку выучат, и фигурку освоят!
Подборка, рассчитанная на  детей дошкольного возраста, впервые знакомящихся с удивительным миром оригами, как раз и содержит не только простейшие фигурки для складывания, но и разнообразные литературные тексты, стихи, приметы, загадки. Весь этот материал  активно применяется на занятиях.
Оптимальный возраст детей для его полного освоения - 5-7 лет. Обычно занятия включают несколько работ разной степени сложности. Выбирая из них подходящие модели сама, учитываю конкретный возраст ребят и их способности. Все занятия опираются на календарные месяцы и содержат соответствующий литературный материал, привязанный к временам года. Вместе с тем, сборник - не догма, он может послужить основой, с помощью которой можно создать свою собственную программу занятий. Оригами, как и любая другая область знаний, дает полный простор нашему воображению. Я поэкспериментировала и создала свой вариант занятий оригами в детском саду.
  Начинать работать можно с детьми старшего возраста. Ребята иногда боятся листа бумаги - страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первом этапе следует сначала знакомиться со свойствами бумаги как материала. Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги. Пошел он погулять и видит - лужа! Подошел поближе и вдруг - бух! - упал в нее. Вот беда! Давайте посмотрим, что с ним случилось, и спасем квадратик! Кто же придет нам помогать спасать его? Может быть, Лисичка?».
Во время рассказа на пол ставится тазик с водой, квадратик падает в «лужу». Появляется фигурка Лисички или другого сказочного персонажа  и дети «спасают» квадрат - вытаскивают его, мокрого, вешают сушить...
  Нередко дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам тоже надо учиться! В старшем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.
От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.
Чистота метода не должна заслонять цель. Ребенок должен получать радость от занятий, радость от того, что у него все получилось. Поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами! После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает.
   Известно, что совсем дети быстро отвлекаются, их внимание неустойчиво, они не умеют подолгу сосредотачиваться. Как построить занятия, учитывая эти особенности?
«Моя задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого я сначала делала и дарила детям подарки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторгов! Но сам процесс изготовления вещей интересовал пока, к сожалению, лишь некоторых детей. Долгожданный вопрос: «А как это?» и просьбы всех детей научить их делать игрушки я услышала лишь после очередного занятия, в конце которого Красная Шапочка поблагодарила детей за помощь и подарила им бумажные поделки. На этот раз это были кораблики, которые дети могли пускать в лужах по дороге домой. Красная Шапочка сказала, что сделала их сама, и спросила ребят, умеют ли они делать такие же. Дети были поражены, когда поняли, что секрет им незнаком. Не теряя времени даром, боясь упустить подходящий момент, я схватила огромный лист ватмана и прямо на глазах у детей свернула из него гигантский кораблик. В него можно было посадить большие игрушки! Тут уж интерес к складыванию возник у всех. Дети подходили к столу, брали квадратики и пытались их сгибать. И я решила - пора! Мы начали постигать оригамскую грамоту. Индивидуально  мы занимались по 5-10 минут ежедневно. Я считаю, что первые занятия стоит посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с ее свойствами. Бумагу лучше брать небольшого формата. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах.
   Сначала я отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами - Детям необходимы поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появлялась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше - Приобретенные знания мы закрепляли в играх на других занятиях.
   Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы,
Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но ведь получилось!»

Общие правила обучения технике оригами


1.  Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
2.  Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3.  Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4.  Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5.   При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6.  Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7.  Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8.  Совмещение углов и сторон в процессе складывания  оригами должно быть точным.
9.  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца склад
ывания оригами.


http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_182204.png


1.  Выполните базовую форму "Блин". Для этого равносторонний лист бумаги дважды сложите по диагонали, наметив пересекающиеся линии. Каждый угол сложите в направлении центра листа, соприкасаясь «носом» с другими тремя.
2.  Теперь все углы заготовки сложите к центральной точке.
3. Повторно сложите эти же углы к середине.
4. Наметьте все указанные на рисунке линии. Для этого обе стороны треугольника отогните к середине.
5.  Все углы заготовки согните «горой», но прежде выполните сгибы по линиям, указанным на рисунке. Углы должны оказаться вывернутыми.
6.  Лепестки отогните «горой», наметив складки. Переверните заготовку и расплющите карманы лепестков.
7.  Переверните заготовку. Внутренние уголки отогните «долиной», выворачивая их наружу.
8. Раскройте аналогичным образом уголки внутренние.

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_182344.png

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181902.png

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181721.png

1) выполните базовую форму "Квадрат"
2) С каждой стороны наметьте линии путем отворота бумаги влево к центру заготовки. Расплющите;
3) повторите операцию с другой стороны заготовки;
4) по указанным линиям произведите отворот вправо и расплющивание;
5) повторите действие с обратной стороны;
6) наметьте новые складки;
7) верхние боковые стороны уложите к середине, а после этого выполните нижнюю складку «долина»;
8) повторите операцию с другой стороны заготовки;
9) работу перелистните и повторите с другой стороны точно такое же складывание.

 

http://petuschok.ucoz.ru/master/2010-07-15_181536.png

Оригами для детей

Конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания.
Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок следует варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания квадрата.

Приведенные выше   упражнения помогут решить эту задачу.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки — это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы  оригами "воздушный змей", а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой баз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно оригами детям?

Консультация для родителей...

Консультация "Для чего нужно оригами детям"

Развитие мелкой моторики рук...

Консультации для родителей " Для чего нужно оригами детям", " Поделки из бумаги"

Консультации для родителей по проекту " Волшебный мир оригами"...

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение...

"Для чего нужно читать книги дошкольникам?"

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

Консультация для родителей "Для чего нужно Оригами"

Данная консультация поможет родителям разобраться в значении бумаги в жизни ребенка, что из бумаги можно делать своеобразные поделки способом Оригами....

"Для чего нужно оригами для дошкольников?"

В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.  Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккур...