Конспект «Как жили добры молодцы да красны девицы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Чипигина Вера Николаевна

Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с  истоками русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chipiginoy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательного мероприятия

МА ДОУ МО г. Нягань ЦРР – детский сад №4 «Веснянка»

Группа подготовительная к школе

Тема: Как жили добры молодцы, да красны девицы

Воспитатель Чипигина Вера Николаевна

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с  истоками русской народной культуры.

Задачи

1. Формировать у детей представление о жизни людей в прошлом, делая сравнительную характеристику современного и крестьянского жилища.

2. Развивать познавательный интерес к истории русского народа, фантазию, воображение.

2. Воспитывать у детей положительное отношение к традициям и обычаям русского народа.

3. Учить девочек создавать композицию лоскутного одеяла на бумажной основе, мальчиков -  созданию деревянного дома на бумажной основе.

4. Развивать технические навыки работы с мелким деревянным конструктором и тканью,  мелкую моторику руки.

Предварительная работа: Игры с мелким деревянным конструктором. Разрезание бумаги на полоски и квадратики (для узора на полотенце). Просмотр презентации Powerpoint «Лоскутные чудеса», «Мастера-ремесленники». Рассматривание иллюстраций «Мастера уральского зодчества». Посещение выставки декоративно-прикладного искусства русского народа в Музейно-культурном центре.

Материал:

- проектор для презентации Powerpoint, презентация Powerpoint «Как люди в старину жили», записи русских народных песен и наигрышей, аудиозапись «хода часов», стойка с указателем в «Прошлое» и «Настоящее», дорожки самотканые, карточка - ребус «7 Я», авторская композиция «Семья», состоящая из 5 ростовых кукол, одетых в русские народные костюмы, макет деревенского дома, старинный сундук, большое лоскутное одеяло;

- ключи-картинки (мужские и женские знаки) по количеству детей, цветовые сигналы (для мальчиков - силуэт мужской рубашки синего цвета, для девочек - силуэт женского сарафана красного цвета), деревянные карандаши для пальчиковой гимнастики;

- деревянные палочки и полоски разной длины, бумажный вариант окон на 5 домов, основа одеяла - квадрат (бумага, ткань) 20x20см., основа дома - квадрат (бумага), 20x20см., полоски ткани разного цвета (2 x 10cм) – 16 шт., ножницы, салфетки, клей, тарелочки для деталей.

Дифференцированный подход к обучению детей на основе

1) индивидуально-психологических особенностей:

- по половому признаку: разные задания для девочек и мальчиков;

- по уровню достижений: дети с высоким уровнем развития технических навыков – самостоятельно выполняют задания, дети со средним уровнем развития – выполняют задания по алгоритму, дети с низким уровнем развития навыков – по образцу;

2) организационной формы обучения:

- дети организованы в пары: пары мальчиков «строят» дом в технике аппликации из деревянных палочек и полосок, пары девочек – «шьют» лоскутные одеяла в технике аппликации из ткани.

3) разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям:

- для детей со средним уровнем - алгоритмическое предписание;

- для детей с низким уровнем – образец выполнения задания.

        Работа предполагает внесение дополнительных элементов для оформления работы (бумажный вариант готового изображения окон и окантовки лоскутного одеяла).

4) содержания работы:

- 1 пара мальчиков самостоятельно выкладывает и приклеивает на бумажную основу деревянные палочки и полоски;

- 2 пара мальчиков выкладывает и приклеивает на бумажную основу деревянные палочки и полоски, выполняя работу по алгоритму;

- 3 пара мальчиков выполняет работу по образцу.

- 1 пара девочек выполняет аппликацию из ткани, самостоятельно выбирая конфигурацию лоскутков;

- 2 пара девочек  самостоятельно выполняет работу, составляя рисунок по алгоритму из треугольников;

- 3 пара девочек выполняет аппликацию из готовых деталей по образцу.

Словарь: Старина, крестьянский дом, изба, батюшка, матушка, добры молодцы, красны девицы, сундук, лавка, лоскутное одеяло, ремесленники, плотники.

Индивидуальная работа: оказание помощи Славе К. в составлении композиции: равномерно распределять материал на заданной плоскости; напоминание Софье К. об аккуратном  обращении с ножницами.

            Ход образовательного мероприятия:

        Дети входят в музыкальный зал, по центру зала лежит старинный половик и стоит указатель «Старина», «Настоящее».

1.Психологический настрой

- Ребята, у нас с вами чудесное настроение, и мы его подарим нашим гостям, сказав простое слово «Здравствуйте!»

2.Вводно-организационный этап

- Ребята,  послушайте (слышно тиканье часов).

- Что это? (ответы детей)

- Это звук часов, бегут секунды, минутки, складывая их в дни и годы (часы останавливаются).

- Кажется, часы остановились, и пока мы не слышим ход часов, я предлагаю вам ребята вернуться назад в наше далекое прошлое!

- Кто знает, что такое прошлое? (ответы)

- Прошлое - это время, которое уже было и прошло, это уже наша история, прошлое нам может дать замечательные уроки.

- Посмотрите, даже указатель нам в помощь, куда идти. (На указателе стрелки «Прошлое», «Настоящее»). Но прежде, мы должны получить символический пропуск отгадав загадки о старине (загадываю загадки «Чем носили воду» (коромыслом), «Как называлась универсальная мебель в избе» (лавки.) Как называлась обувь из лыка?). Дети встают на самотканый половик - дорожку.

3.Мотивационно – побудительный этап

- Ребята, пропуск мы получили, теперь вы не просто мальчики и девочки, а как называли в старину «Добры молодцы и красны девицы», смело идем вперед по дорожке.

- Ребята, живущая в нашей избе кукольная «Семья» тоже здесь, и ждет нас в гости! (дети подходят к куклам). По старой русской традиции, что обязательно делали и говорили, приходя, в гости? (Ответы детей).  Нужно было поклониться в пояс, и сказать: «Хлеб да соль вам, хозяева», а хозяева отвечали: «Милости просим и вам хлеб да соль».

(Обращая внимание на одежду, педагог восхищается красотой русского костюма).

Воспитатель  (у макета крестьянского дома):

4. Восприятие и расширение имеющихся представлений

- Это макет старинного дома, вот в таком доме жила простая крестьянская семья посмотрите, какой дом мастерил батюшка для своей большой семьи (мальчики рассматривают макет дома), - он, хозяин дома, защитник, глава семьи, был ответственным за воспитание сыновей, выполнял всю тяжелую работу, ребята, а знаете какую? (ответы детей: строил дом, занимался земледелием, скотоводством, сам изготавливал всю домашнюю утварь). Матушка хранительница домашнего очага, источник мудрости и главный воспитатель девочек, она передавала все знания и умения своим дочерям, ребята, а какие вы знаете? (ответы детей: учила шить, вышивать, готовить).

-Красны девицы, откройте расписной старинный сундук, посмотрите, какое красивое одеяло. (Девочки достают из сундука большое лоскутное одеяло). Вот такие одеяла матушка – рукодельница создавала  в старину. Ребята, расстелив одеяло, сядем на него.  Вас ждет сюрприз от семьи! (Воспитатель дарит детям от батюшки и матушки «подарки - обереги» на удачу, картинки с мужскими и женскими знаками - лошадки, петушки, курочки и т.д. Дети слушают рассказ педагога о мужских и женских знаках: в вышивке, выпечке, украшениях, домашней утвари, даже обереги и игрушки были мужские и женские.

5. Второй мотивационно – побудительный этап

- Ребята,  давайте нашей «Семье» покажем, что мы тоже не «Лыком шиты», так в старину говорили люди, желающие показать свою удаль да мастерство. Вот и мы пройдем сейчас в наши мастерские, там нас ждут интересные дела, не забывайте, мы с вами находимся в «старине», добрые молодцы выполняли мужскую работу в своей мастерской, а  красные девицы – в своей женской мастерской. Сегодня мальчики будут строителями, из деревянных палочек и полосок будут создавать свой дом, девочки – рукодельницы пробуют себя в изготовлении лоскутного одеяла. Чтобы открыть мастерские нам понадобятся ключи, а ключи у вас в руках - это картинки-подарки от батюшки и матушки, посмотрите внимательно на свои подарки, они являются «ключами» от вашей мастерской.  А теперь берите свои ключи и открывайте свои мастерские, согласно имеющейся в руке картинке, с соответствующим изображением. (Дети садятся на место за столом).  

6. Динамическая пауза (Пальчиковая игра)

- Дело, которое задумали, есть, желание есть, но мы забыли про наши пальчики. Перед тем как потрудиться их надо размять, чтобы с легкостью работали. (Выполнение пальчиковой гимнастики). В старину детям игрушки заменяли палочки, они придумывали с ними очень много игр, тем самым развивали силу руки и пальцев. (Дети катают карандаш между ладонями рук и пальцев).

 (Педагог предлагает посмотреть материал, лежащий на столах  и поясняет, какая подгруппа в соответствии со значком, что будет делать).

7. Практическая работа

- Ваша пара (первая) добрых молодцев будет работать в своей мастерской самостоятельно: выполнять аппликацию дома из деревянных полосок и палочек на квадратном листе бумаги. Пока объясняю задание остальным, придумайте свой вариант дома.

- Ваша пара (первая) красных девиц будет выполнять аппликацию лоскутного одеяла из ткани на квадратном листе бумаги. Прежде чем начинать работу надо приготовить лоскутики: нарезать квадраты и треугольники из ткани. Придумайте свой вариант одеяла.

- Вы, (вторые пары) красные девицы и добрые молодцы, будете работать в своих мастерских по схеме, которая имеется у вас на столах. Рассмотрите внимательно последовательность выполнения работы на схеме.

- Вы, (третьи пары) красные девицы,  аппликацию одеяла и вы, добры молодцы, аппликацию дома будете  выполнять по образцу, который лежит на столе вашей мастерской. Внимательно посмотрите на образец и приступайте к работе.

- Все мастера вначале выкладываете детали дома и одеяла на листе бумаги, потом приклеиваете.

- Ребята, а вы знаете, что за ремеслом люди в мастерских не сидели молча, они пели разные песни.

(Во время выполнения задания детьми звучат русские народные наигрыши в аудиозаписи

После того как все ребята приступили к работе, педагог определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми педагог выясняет этапы  работы. Оказывает советы по составлению аппликации. Проводится индивидуальная работа. В ходе работы педагог побуждает детей вносить дополнения (окна, окантовка) для передачи законченного вида объекта). 

8.Рефлексивно-корригирующий этап

               Анализ работ

 - Ребята, вы сегодня попробовали себя в роли ремесленников, мальчики были плотницких дел мастера, а девочки проявили себя в рукоделии. Трудно было заниматься таким ремеслом?

(Воспитатель предлагает все работы разложить около кукол «Семьи» и полюбоваться замечательными поделками).

- А ну, красны девицы, оцените, кто из добрых молодцев сегодня лучше всех справился со строительным ремеслом? (ответы девочек).

- А вы, добры молодцы, скажите, кто из красных девиц сегодня хорошая рукодельница (ответы мальчиков). (Звучит веселый русский наигрыш, воспитатель предлагает немного подвигаться под музыку).

- Ребята, слышите ход часов? (слышен ход часов). Нас ждет «настоящее!» Видите указатель «настоящее», поспешим рассказать о «старине» своим друзьям!! Скажем всем спасибо и до новых встреч!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Как добры молодцы и красны девицы с Бабой Ягой в лес ходили"

Программные задачи:Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;Формировать ответственное и береж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у красной девицы Марьи».

Челышева Наталья Анатольевна  I мл.гр.Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у красной девицы Марьи».Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, чтение х/л, социализа...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Познавательный творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Добры молодцы и Красны девицы"

Тема проекта, безусловно, актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный колорит начинает терять свою эмоциональность. Современные люди мало знают об истори...

"Красны девицы и добры молодцы на весёлой ярмарке" подготовительная группа (6 - 7) лет. 2017 год.

Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к руссому народному творчеству, Знакомить с разными видами игрового и потешечного фольклора.  Знакомить с русскими традициями. Познакомить и приобщить д...

Развлечение «Добры молодцы да Красны девицы»

Формирование представлений о различных функциях, выполняемых мужчинами и женщинами в процессе жизни на материале русских народных сказок, воспитание культыры взаимоотношений между мальчиками и девочка...