Конспект «Как жили добры молодцы да красны девицы»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с истоками русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chipiginoy.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного мероприятия
МА ДОУ МО г. Нягань ЦРР – детский сад №4 «Веснянка»
Группа подготовительная к школе
Тема: Как жили добры молодцы, да красны девицы
Воспитатель Чипигина Вера Николаевна
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с истоками русской народной культуры.
Задачи
1. Формировать у детей представление о жизни людей в прошлом, делая сравнительную характеристику современного и крестьянского жилища.
2. Развивать познавательный интерес к истории русского народа, фантазию, воображение.
2. Воспитывать у детей положительное отношение к традициям и обычаям русского народа.
3. Учить девочек создавать композицию лоскутного одеяла на бумажной основе, мальчиков - созданию деревянного дома на бумажной основе.
4. Развивать технические навыки работы с мелким деревянным конструктором и тканью, мелкую моторику руки.
Предварительная работа: Игры с мелким деревянным конструктором. Разрезание бумаги на полоски и квадратики (для узора на полотенце). Просмотр презентации Powerpoint «Лоскутные чудеса», «Мастера-ремесленники». Рассматривание иллюстраций «Мастера уральского зодчества». Посещение выставки декоративно-прикладного искусства русского народа в Музейно-культурном центре.
Материал:
- проектор для презентации Powerpoint, презентация Powerpoint «Как люди в старину жили», записи русских народных песен и наигрышей, аудиозапись «хода часов», стойка с указателем в «Прошлое» и «Настоящее», дорожки самотканые, карточка - ребус «7 Я», авторская композиция «Семья», состоящая из 5 ростовых кукол, одетых в русские народные костюмы, макет деревенского дома, старинный сундук, большое лоскутное одеяло;
- ключи-картинки (мужские и женские знаки) по количеству детей, цветовые сигналы (для мальчиков - силуэт мужской рубашки синего цвета, для девочек - силуэт женского сарафана красного цвета), деревянные карандаши для пальчиковой гимнастики;
- деревянные палочки и полоски разной длины, бумажный вариант окон на 5 домов, основа одеяла - квадрат (бумага, ткань) 20x20см., основа дома - квадрат (бумага), 20x20см., полоски ткани разного цвета (2 x 10cм) – 16 шт., ножницы, салфетки, клей, тарелочки для деталей.
Дифференцированный подход к обучению детей на основе
1) индивидуально-психологических особенностей:
- по половому признаку: разные задания для девочек и мальчиков;
- по уровню достижений: дети с высоким уровнем развития технических навыков – самостоятельно выполняют задания, дети со средним уровнем развития – выполняют задания по алгоритму, дети с низким уровнем развития навыков – по образцу;
2) организационной формы обучения:
- дети организованы в пары: пары мальчиков «строят» дом в технике аппликации из деревянных палочек и полосок, пары девочек – «шьют» лоскутные одеяла в технике аппликации из ткани.
3) разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям:
- для детей со средним уровнем - алгоритмическое предписание;
- для детей с низким уровнем – образец выполнения задания.
Работа предполагает внесение дополнительных элементов для оформления работы (бумажный вариант готового изображения окон и окантовки лоскутного одеяла).
4) содержания работы:
- 1 пара мальчиков самостоятельно выкладывает и приклеивает на бумажную основу деревянные палочки и полоски;
- 2 пара мальчиков выкладывает и приклеивает на бумажную основу деревянные палочки и полоски, выполняя работу по алгоритму;
- 3 пара мальчиков выполняет работу по образцу.
- 1 пара девочек выполняет аппликацию из ткани, самостоятельно выбирая конфигурацию лоскутков;
- 2 пара девочек самостоятельно выполняет работу, составляя рисунок по алгоритму из треугольников;
- 3 пара девочек выполняет аппликацию из готовых деталей по образцу.
Словарь: Старина, крестьянский дом, изба, батюшка, матушка, добры молодцы, красны девицы, сундук, лавка, лоскутное одеяло, ремесленники, плотники.
Индивидуальная работа: оказание помощи Славе К. в составлении композиции: равномерно распределять материал на заданной плоскости; напоминание Софье К. об аккуратном обращении с ножницами.
Ход образовательного мероприятия:
Дети входят в музыкальный зал, по центру зала лежит старинный половик и стоит указатель «Старина», «Настоящее».
1.Психологический настрой
- Ребята, у нас с вами чудесное настроение, и мы его подарим нашим гостям, сказав простое слово «Здравствуйте!»
2.Вводно-организационный этап
- Ребята, послушайте (слышно тиканье часов).
- Что это? (ответы детей)
- Это звук часов, бегут секунды, минутки, складывая их в дни и годы (часы останавливаются).
- Кажется, часы остановились, и пока мы не слышим ход часов, я предлагаю вам ребята вернуться назад в наше далекое прошлое!
- Кто знает, что такое прошлое? (ответы)
- Прошлое - это время, которое уже было и прошло, это уже наша история, прошлое нам может дать замечательные уроки.
- Посмотрите, даже указатель нам в помощь, куда идти. (На указателе стрелки «Прошлое», «Настоящее»). Но прежде, мы должны получить символический пропуск отгадав загадки о старине (загадываю загадки «Чем носили воду» (коромыслом), «Как называлась универсальная мебель в избе» (лавки.) Как называлась обувь из лыка?). Дети встают на самотканый половик - дорожку.
3.Мотивационно – побудительный этап
- Ребята, пропуск мы получили, теперь вы не просто мальчики и девочки, а как называли в старину «Добры молодцы и красны девицы», смело идем вперед по дорожке.
- Ребята, живущая в нашей избе кукольная «Семья» тоже здесь, и ждет нас в гости! (дети подходят к куклам). По старой русской традиции, что обязательно делали и говорили, приходя, в гости? (Ответы детей). Нужно было поклониться в пояс, и сказать: «Хлеб да соль вам, хозяева», а хозяева отвечали: «Милости просим и вам хлеб да соль».
(Обращая внимание на одежду, педагог восхищается красотой русского костюма).
Воспитатель (у макета крестьянского дома):
4. Восприятие и расширение имеющихся представлений
- Это макет старинного дома, вот в таком доме жила простая крестьянская семья посмотрите, какой дом мастерил батюшка для своей большой семьи (мальчики рассматривают макет дома), - он, хозяин дома, защитник, глава семьи, был ответственным за воспитание сыновей, выполнял всю тяжелую работу, ребята, а знаете какую? (ответы детей: строил дом, занимался земледелием, скотоводством, сам изготавливал всю домашнюю утварь). Матушка хранительница домашнего очага, источник мудрости и главный воспитатель девочек, она передавала все знания и умения своим дочерям, ребята, а какие вы знаете? (ответы детей: учила шить, вышивать, готовить).
-Красны девицы, откройте расписной старинный сундук, посмотрите, какое красивое одеяло. (Девочки достают из сундука большое лоскутное одеяло). Вот такие одеяла матушка – рукодельница создавала в старину. Ребята, расстелив одеяло, сядем на него. Вас ждет сюрприз от семьи! (Воспитатель дарит детям от батюшки и матушки «подарки - обереги» на удачу, картинки с мужскими и женскими знаками - лошадки, петушки, курочки и т.д. Дети слушают рассказ педагога о мужских и женских знаках: в вышивке, выпечке, украшениях, домашней утвари, даже обереги и игрушки были мужские и женские.
5. Второй мотивационно – побудительный этап
- Ребята, давайте нашей «Семье» покажем, что мы тоже не «Лыком шиты», так в старину говорили люди, желающие показать свою удаль да мастерство. Вот и мы пройдем сейчас в наши мастерские, там нас ждут интересные дела, не забывайте, мы с вами находимся в «старине», добрые молодцы выполняли мужскую работу в своей мастерской, а красные девицы – в своей женской мастерской. Сегодня мальчики будут строителями, из деревянных палочек и полосок будут создавать свой дом, девочки – рукодельницы пробуют себя в изготовлении лоскутного одеяла. Чтобы открыть мастерские нам понадобятся ключи, а ключи у вас в руках - это картинки-подарки от батюшки и матушки, посмотрите внимательно на свои подарки, они являются «ключами» от вашей мастерской. А теперь берите свои ключи и открывайте свои мастерские, согласно имеющейся в руке картинке, с соответствующим изображением. (Дети садятся на место за столом).
6. Динамическая пауза (Пальчиковая игра)
- Дело, которое задумали, есть, желание есть, но мы забыли про наши пальчики. Перед тем как потрудиться их надо размять, чтобы с легкостью работали. (Выполнение пальчиковой гимнастики). В старину детям игрушки заменяли палочки, они придумывали с ними очень много игр, тем самым развивали силу руки и пальцев. (Дети катают карандаш между ладонями рук и пальцев).
(Педагог предлагает посмотреть материал, лежащий на столах и поясняет, какая подгруппа в соответствии со значком, что будет делать).
7. Практическая работа
- Ваша пара (первая) добрых молодцев будет работать в своей мастерской самостоятельно: выполнять аппликацию дома из деревянных полосок и палочек на квадратном листе бумаги. Пока объясняю задание остальным, придумайте свой вариант дома.
- Ваша пара (первая) красных девиц будет выполнять аппликацию лоскутного одеяла из ткани на квадратном листе бумаги. Прежде чем начинать работу надо приготовить лоскутики: нарезать квадраты и треугольники из ткани. Придумайте свой вариант одеяла.
- Вы, (вторые пары) красные девицы и добрые молодцы, будете работать в своих мастерских по схеме, которая имеется у вас на столах. Рассмотрите внимательно последовательность выполнения работы на схеме.
- Вы, (третьи пары) красные девицы, аппликацию одеяла и вы, добры молодцы, аппликацию дома будете выполнять по образцу, который лежит на столе вашей мастерской. Внимательно посмотрите на образец и приступайте к работе.
- Все мастера вначале выкладываете детали дома и одеяла на листе бумаги, потом приклеиваете.
- Ребята, а вы знаете, что за ремеслом люди в мастерских не сидели молча, они пели разные песни.
(Во время выполнения задания детьми звучат русские народные наигрыши в аудиозаписи
После того как все ребята приступили к работе, педагог определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми педагог выясняет этапы работы. Оказывает советы по составлению аппликации. Проводится индивидуальная работа. В ходе работы педагог побуждает детей вносить дополнения (окна, окантовка) для передачи законченного вида объекта).
8.Рефлексивно-корригирующий этап
Анализ работ
- Ребята, вы сегодня попробовали себя в роли ремесленников, мальчики были плотницких дел мастера, а девочки проявили себя в рукоделии. Трудно было заниматься таким ремеслом?
(Воспитатель предлагает все работы разложить около кукол «Семьи» и полюбоваться замечательными поделками).
- А ну, красны девицы, оцените, кто из добрых молодцев сегодня лучше всех справился со строительным ремеслом? (ответы девочек).
- А вы, добры молодцы, скажите, кто из красных девиц сегодня хорошая рукодельница (ответы мальчиков). (Звучит веселый русский наигрыш, воспитатель предлагает немного подвигаться под музыку).
- Ребята, слышите ход часов? (слышен ход часов). Нас ждет «настоящее!» Видите указатель «настоящее», поспешим рассказать о «старине» своим друзьям!! Скажем всем спасибо и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Как добры молодцы и красны девицы с Бабой Ягой в лес ходили"
Программные задачи:Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;Формировать ответственное и береж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у красной девицы Марьи».
Челышева Наталья Анатольевна I мл.гр.Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у красной девицы Марьи».Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, чтение х/л, социализа...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....
Театрализованная игра для детей среднего дошкольного возраста "Красны девицы, добры молодцы"
Театрализованная игра "Красны девицы, добры молодцы"...
Познавательный творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Добры молодцы и Красны девицы"
Тема проекта, безусловно, актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный колорит начинает терять свою эмоциональность. Современные люди мало знают об истори...
"Красны девицы и добры молодцы на весёлой ярмарке" подготовительная группа (6 - 7) лет. 2017 год.
Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к руссому народному творчеству, Знакомить с разными видами игрового и потешечного фольклора. Знакомить с русскими традициями. Познакомить и приобщить д...
Развлечение «Добры молодцы да Красны девицы»
Формирование представлений о различных функциях, выполняемых мужчинами и женщинами в процессе жизни на материале русских народных сказок, воспитание культыры взаимоотношений между мальчиками и девочка...
- Мне нравится (1)