Кружок «Умелые ручки»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Кружок направлен на развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов используя различные материалы и техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольная образовательная организация «Крутинский детский сад «Светлячок»» Крутинского муниципального района Омской области
Утверждено:
зав. д/с ________ Г.И.Горина
. Приказ № 25 от 28.08. 2015 г.
Кружок «Умелые ручки»
для детей 5-6 лет
на 2015-2016 год
руководитель: Конторина Татьяна Николаевна, воспитатель
р.п.Крутинка, 2015 г.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Направленность: художественное творчество и ручной труд
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок , теста, пластилина и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделки.
. В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширять кругозор детей, повысив познавательный интерес. Развитие мелкой моторики пальцев рук - это один из показателей творческой активности детей и интеллектуального роста, что важно для детей подготовительной к школе группе. Данная программа нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, обогащению его «материального» и духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, к получению эмоционального удовлетворения от получения результата, приобщение к искусству и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями. Содержание кружковой программы « Умелые ручки» как основной части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка .Отличительная особенность кружка это встречи и занятия с мастерами Крутинского района.
Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи программы: обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов, теста.
развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера
изготовление поделок вместе с родителями.
воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы:
Развитие творческих способностей
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Основной формой работы являются занятия один - два раза в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач. Длительность одного занятия: 30 минут
Содержание работы:
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении школьников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества школьников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме школьники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары -практикумы.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
Ожидаемый результат: познакомятся с различными материалами и их свойствами, научатся некоторым приемам преобразования материалов, видеть необычное в обычных предметах, разовьют мелкую моторику рук, разовьют познавательные, конструктивные , творческие способности, интерес к результату и качеству поделки.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа.
Мониторинг освоения результатов к концу учебного года:
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Дата | Тема | Задачи | Материал | Примечание | |||
Октябрь 2 неделя 50 минут | «Ваза с цветами» | Закреплять умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. | Цветной картон и бумага, засушенные листья , клей ПВА ,салфетки. | ||||
3 неделя 50 минут | «Засушенные листья с зернами»(хурмы) | Учить красиво располагать изображение на листе бумаги , искать лучший вариант ; сочетать в работе разнообразный материал; воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе. | Цветной картон и бумага, засушенные листья , клей ПВА ,салфетки, зерна (хурмы). | ||||
4 неделя 50 минут | «Двойка» | Учу создавать фигуру птицы из шишек, косточек; передавать выразительность образа. В процессе работы развивать воображение у детей, учить аккуратно использовать материал. | Шишки еловые, пластилин, пенопласт, веточки, бумага, ножницы, шило. | ||||
Ноябрь 1 неделя 50 минут | «Ночная птица» | Продолжаю учить детей создавать фигуру птицы из шишек; в процессе работы развивать фантазию; воспитывать аккуратность в работе. | Шишки еловые, пластилин, ветки, мох, дощечка. | ||||
2 неделя 50 минут | «Вертолёт» | Учу детей делать игрушку из разнообразного природного материала ; закреплять умение соизмерять части поделки , создавать игрушку на основе анализа модели образа; отрабатывать навыки работы с шилом. Воспитывать аккуратность в работе. | Еловая шишка, грецкий орех, крылатки ясения, веточки, пластилин, салфетки. | ||||
3 неделя 45 минут | «Лебедь» | Совершенствовать умение красиво соединять части тела; развивать воображение, фантазию ,воспитывать аккуратность в работе. | Скорлупа грецкого ореха, желудь, проволока, цветная бумага, сосновые иглы, пластилин, ножницы. | ||||
4 неделя 45 минут | «Бабочка» | Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом ; уметь, соизмерять её части; развивать воображение у детей; продолжаю учить детей анализировать процесс работы. | Листья деревьев, плоды шиповника, веточки ,пластилин,салфетки. | ||||
Декабрь 1 неделя 50 минут | «Снеговик с метлой» | Продолжать учить детей из квадрата вырезать круги, закруглять углы, воспитывать аккуратность в работе. | Квадраты белого цвета разных размеров , узкие полоски, клей ПВА, салфетки, ножницы. | ||||
2 неделя 45 минут | «Зимние шапки для ребят и зверят» | Учить складывать прямоугольник пополам (сгиб слева), закругляя правый верхний угол способом «от середины до уголка.» Развивать фантазию, воспитывать аккуратность в работе. | Цветной/белый картон , ножницы, вата, клей, салфетки. | ||||
3 неделя 50 минут | «Снегурочка» | Продолжать учить детей из квадратов закруглять углы способом « от уголка до уголка» и составлять пирамидку отступая 3 см. от нижнего края. Развивать интерес к работе , воспитывать аккуратность в наклеивании «юбочек» | Цветной картон, цветная бумага, вата, клей ПВА, салфетки, ножницы. | ||||
4 неделя 50 минут | «Новогодние цепи» | Закреплять умение разрезать лист бумаги попрямой, делить на равные полоски, продолжать учить создавать формы между собой. | Цветнаябумага, клей ПВА, салфетки, ножницы. | ||||
Январь 2 неделя 50 минут | «Рыбки в аквариуме» | Учить детей силуэтному вырезанию на глаз; развивать координацию движений рук и глаз; приучать добиваться отчетливой формы. | Цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, картон (голубые, синие цвета) | ||||
3 неделя 50 минут | «Украсим узором салфетки» | Развивать у детей чувство цвета, желание украсить салфетку узором, воспитывать аккуратность в работе. | Квадраты (15*15) разного цвета, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, салфетки. | ||||
4 неделя 45 минут | «Сказочная птица» | Развивать у детей воображение, вырезывать силуэт птицы из бумаги, сложенной вдвое, для получения симметричной формы, учить замечать красоту силуэта, воспитывать интерес к работе. | Бумага тонированная (для фона), цветная (для вырезывания), ножницы, клей, салфетки. | ||||
Февраль 1 неделя 50 минут | «Парусник» | Учить вырезывать стекой из раскатанных лепёшек по шаблону детали парусника , соединять всю конструкцию, воспитывать интерес к работе с солёным тестом. | Солёное тесто, стека, гуашь, кисти,салфетки. | ||||
2 неделя 50 минут | «Подарки папам и дедушкам в День защитника Отечества» | Учить складывать прямоугольник дважды пополам, развивать воображение, воспитывать аккуратность в работе. | Цветной картон, бумага, клей ПВА, ножницы, салфетки. | ||||
3неделя 50 минут | «Щенок» | Закрепить приём раскатывания между ладонями,учить соединять между собой детали ,воспитывать интерес в работе. | Пластилин ,белая бумага, спички ,ножницы, стека, подложка для лепки. | ||||
4 неделя 50 минут | «Поздравительная открытка для мамы» | Учить придумывать содержание открытки, осуществлять замысел, развивать чувство цвета, творческие способности, воспитывать аккуратность в наклеивании. | Образцы открыток для показа детям, бумага белая, цветная, клей ПВА, ножницы, салфетки. | ||||
Март 1 неделя 50 минут | «Цветы в вазе» | Учить детей передавать характерные особенности цветов и листьев в аппликации (форма, цвет, величина), закрепить приёмы вырезывания на глаз из бумаги, сложенной вдвое. | Цветной картон, бумага, ножницы, клей ПВА, салфетки. | ||||
2 неделя 45 минут | «Солнышко лучистое» | Учить вырезывать солнышко по шаблону, вызвать у детей интерес к работе с солёным тестом. | Солёное тесто, гуашь, вода, шаблоны, стека, салфетки. | ||||
3 неделя 50 минут | «Веточка вишни весной» | Продолжать учить детей из квадрата вырезывать круги (закруглять углы), разрезать полоски по прямой, воспитывать аккуратность в работе. | Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, салфетки | ||||
4 неделя 50 минут | «Божья коровка на листе сирени» | Закрепить способ закругления «от уголка до середины и от середины до уголка», учить складывать квадрат по диагонали, воспитывать любовь к прекрасному. | Цветной картон, бумага, ножницы, клей ПВА, салфетки | ||||
Апрель 1 неделя 50 минут | «Груши» | Продолжать учить детей работать с соленым тестом, учить работать по шаблонам , воспитывать интерес к работе. | Солёное тесто, стека, гуашь, кисти, вода, салфетки, шаблоны. | ||||
2 неделя 50 минут | «Лебёдушка» | Продолжать учить детей раскатывать тесто между ладонями, закрепить умение работать стекой, воспитывать аккуратность раскрашивании поделки. | Солёное тесто, стека, гуашь, кисти, вода, салфетки. | ||||
3 неделя 50 минут | «Гости с другой планеты» | Продолжать учить детей закруглять углы способом «от уголка до уголка» и «от середины до середины»; развивать воображение; воспитывать интерес к работе. | Цветной картон, бумага, клей ПВА,ножницы, салфетки. | ||||
4 неделя 50 минут | «Пчёлка» | Продолжать учить детей раскатывать тесто между ладонями, закрепить умение работать стекой, воспитывать аккуратность раскрашивании поделки. | Солёное тесто, стека, гуашь, кисти, вода, салфетки. |
Методическое обеспечение:
Пословицы и поговорки
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
В хорошей артели всяк при деле.
Сперва думай, потом делай.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Сломать легко, сделать трудно.
Есть терпение будет и умение.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мало хотеть надо уметь.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
С умом больше сделаешь, чем одной силой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Труд все побеждает.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
От желания к исполнению приложи умение.
Наскоро сделать – переделывать.
Делал наспех, сделал на смех.
Голова научит, а руки сделают.
Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Работа хвалит мастера.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Каждое дело любовью освещается.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.
Веселись, играй, да дело знай.
Глаза облюбовали, а руки сделали.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.
Хором бригадир, хороша и работа.
Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.
Воля и труд дивные всходы дают.
Говорить легко, а делать трудно.
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.
Ленивые руки не родня умной голове.
Нерадивый дважды дело делает.
Честный труд – наше богатство.
Не говори что делал, а говори что сделал.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Хорошая работа два века живет.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Делай хорошо, а плохо и само получится.
Сам молчун, а руки громкие.
Не стыдись не знать, стыдись не научиться.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Каков человек, таков и инструмент.
От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Поспешишь – людей насмешишь.
От скуки бери дело в руки.
Пальчиковые игры
Загадки
Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).
Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает (иголка).
Сама коротка, а хвост длинен (нитка с иголкой).
Ныряла, ныряла, да хвост потеряла (нитка с иголкой).
Маленького роста я тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (нитка с иголкой).
Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я - не кот, часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод (клубок ниток).
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток).
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).
Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).
Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила).
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь).
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога (гвоздь).
Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш).
Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок (рубанок).
По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый (рубанок).
Материал для работы с детьми:
Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои), картон (однослойный и многослойный).
Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, береста, солома).
Фломастеры, маркеры, карандаши.
Бутылочки и баночки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков, йогурта
Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов, спичечные коробки.
Нитки (простые, шерстяные, капроновые), пуговицы, ткань, веревочки разной толщины.
Пробки от бутылок, проволока, упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов.
Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек, яиц
Семечки, крупа, макаронные изделия, кости рыб.
Вата, обертки от конфет и шоколада, цветные иллюстрации.
Клей, пластилин, скотч, тесто
Инструменты для работы:
Ножницы, линейка, шило, игла, наждачная бумага, канцелярский нож.
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами :
Работай за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
При работе не держи ножницы концами вверх.
При вырезании детали поворачивай бумагу.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
Береги инструменты, экономь материалы.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Учебно-методическое обеспечение
Магнитофон, фотоаппарат, кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, атрибуты для игр, видеокассеты и диски с познавательной информацией, фотоальбомы, книги, наборы открыток, коллекции.
Список литературы
1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;
20. “Субботник” - субботняя телепередача;
21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Умелые ручки"
презентация делимся опытом кружок "Умелые ручки"...
Кружок "Умелые ручки"
Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж"....
Кружок "Умелые ручки"
План кружка ( прикладное творчество)...
Кружок "Умелые ручки" конструирование
Конструирование из бумаги, из брусового материала...
Кружок "Умелые ручки"
Презентация детских работ - результат работы кружка "Умелые ручки " во второй младшей группе...
Кружок "Умелые ручки". Изготовление из природного материала "Петушок"
Цель: Бережное отношение к животному миру. Материал: пластилин (желтый, красный, оранжевый), шишки....
Кружок «Умелые ручки»
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того о...