«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» (значение бумажного конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста).
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста бумажному конструированию, опыт работы детских садов города, выявлено, что бумажное конструирование не включено в занятия с детьми второй младшей группы.Программ работы по данному виду не найдено. Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить « наработанный» материал в программу кружка по бумажному конструированию «Бумажная сказка» для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tantsay_e.m.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
(значение бумажного конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста).
Е.М. Танцай (Краснокаменск)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
В. А. Сухомлинский
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас вызывает удивление и радость.
Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и вот он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог - сегодня уже справляется. Постоянное движение вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Человек как личность развивается на протяжении всей жизни, однако самые личностные свойства и способности, психологический фундамент личности, формируется в дошкольном детстве.
От того, каким у человека было детство, зависит весь склад его личности и во многом его судьба.
Пройдет совсем немного времени, и ребенок окажется у порога школы. К этому моменту, он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. С первых дней в школе ребенок должен сидеть за партой, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Как заранее подготовить ребенка к этому моменту в жизни, чем увлечь, что бы всё было понятно, легко?
Чем, например можно заинтересовать ребенка в 3,4 года? В этом возрасте он только открывает свои возможности, интерес к игре, общению. Маленькие дети любят играть во всё, что им попадёт под руку (Фото 1). А если представить в их руках такой материал как бумага.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
Манипуляции с бумагой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику, отражать свои впечатления в графопластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества (Фото 2).
В работе с бумагой, у ребенка появится возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных, а так же постичь свойства и структуру этого материала, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Работая во второй младшей группе воспитателем, я постепенно стала заниматься с детьми конструированием из бумаги. Простейшие манипуляции - и вот уже в руках детишек: зайчики, мишки, бабочки и другие персонажи, с которыми можно играть. Я заметила, что дети стали с нетерпением ждать, когда же снова я буду с ними «лепить», как они говорили бумагу. Даже не хотели идти домой, хотя за ними приходили родители.
Каждый раз, я старалась придумать для детей что-то новое, необычное. Так у меня накопилась целая серия занятий, и я подумала: а почему бы мне не составить модифицированную программу, применительно детям 3-4 лет.
В настоящее время, есть множество литературы и методических пособий по конструированию из природного, бросового материала, лепке, аппликации, рисованию (Фото 3). Материала по бумажному конструированию практически нет. Если имеется, то он рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
Бумажного конструирования, как отдельного вида художественного творчества нет и в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение.
Изучив имеющиеся источники литературы, выяснила, что никогда ранее не было придумано подхода в такой технологии для малышей. Поэтому, чтобы составить программу по бумажному конструированию для детей 3 - 4 лет, нужно было выбрать основные техники, более простые, чем те, которые представлены, поделить их на разделы по степени усложнения. Нужно было подобрать приемы для доступности усвоения - от знакомства со свойствами бумаги до выполнения поделок из бумаги в комбинированной технике.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы.
В связи с этим, решила начать занятия с простых и основных техник работы с бумагой (сгибание, склеивание, сминание, обрывание, скручивание, вырезание), попутно преобразовывая эти полученные знания в конкретную объёмную поделку (Фото 4,5).
Чтобы вызвать желание у детей изготавливать своими руками чудесные поделки и привить им устойчивую мотивацию к бумажному творчеству, я подобрала соответствующие по тематике занятия пальчиковые и подвижные игры.
На первом занятии показала свои способности работы с бумагой. Сложила бумагу пополам и вырезала бабочек на глазах у детей, похвалив при этом свои пальчики. Бабочек подарила детям со словами, что бумага - это волшебный материал, который может превращаться во что угодно, только, если этого они захотят. Сколько было восторга и радости у детей от полученного подарка, ведь минуту назад бабочка была простым обычным листом бумаги! (Фото 6)
На следующем занятии по бумажному конструированию познакомила детей со свойствами бумаги, как материала (горит, рвется, мнется, намокает в воде). Ведь не изучив всех качеств и свойств материала, нельзя до конца освоить все возможности для дальнейшего творчества.
При создании игровых или проблемных ситуаций на занятии, дети постепенно учились сгибать и отрывать бумагу, сминали и разглаживали. Так начались первые азы обучения бумажному конструированию. Также для занятий использовался замечательный обучающий материал - игровое развивающее пособие - «Квадрат Воскобовича». Нередко, дети не умели правильно сгибать квадрат пополам — пришлепывали, а не разглаживали линию сгиба. Поэтому, пришла идея создать методику обучения вместе с героем «Братиком - Квадратиком» и в игровой форме превращать квадрат в прямоугольник, в треугольник и т. д. При сгибании пополам, он становился прямоугольником, похожими на форму «крыши», а если сделать на нём два небольших надреза, то этот прямоугольник становился туловищем с ногами для собаки, кошки, тигра, коровы и т. п. (Фото 7)
После выполнения фигурки, её можно было украсить, нарисовать глаза, рот, нос. И она оживала в руках ребенка. (Фото 8) При сгибании по диагонали, квадрат становился двойным треугольником, который удачно трансформировали в зеленую лягушку или мышку. При сворачивании широкой полосы бумаги, у нас получались цилиндры. Мы украшали их полосками бумаги. И вот уже скачут кони, ослики, зайчики.
В конце занятия, дети играли со своими объёмными поделками, озвучивали их (мяукали, рычали или просто разговаривали с ними). И даже придумывали им имена или клички. У детей проявлялась уверенность в своих силах и желание заниматься творчеством дальше. Дети становились внимательны, усидчивы. Сами делали попытки что-то придумать, добавить к своему изделию из бумаги дополнительные элементы.
Воспроизведения действий, показанных взрослым, не являлось для ребёнка просто механической операцией. Ему приходилось постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере, эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.
В общем, этот мир бумаги открыл нам огромные возможности для творчества с малышами. В итоге, программа была поделена на разделы: «Знакомство с бумагой»; «Эксперименты с бумагой»; «Организация работы»;
«Сминание»; «Обрывание»; «Склеивание и скручивание»; «Вырезание»; «Фантазии из конуса и цилиндра»; «Аппликация»; «Репетиция и участие в сказке «Бумажные чудеса».
Самый важный и заключительный творческий этап в программе «Бумажная сказка» - «Репетиция и участие в инсценировке сказки «Бумажные чудеса». Сказка может быть настольной, но за каждым ребенком закрепляется действие его персонажа и речь, которую он должен знать и обыграть. Педагог берет на себя главную роль, так как дети второй младшей группы нуждаются в контроле. Принимая участие в сказке, ребенок осознает свою значимость и полезность своей поделки. (Фото 9)
Я начала работать по программе в 2006 году, но каждый год усовершенствовала её, добавляя то новое, что мне удавалось найти. И обязательно проводила анализ и мониторинг развития мелкой моторики руки. Трудность при мониторинге испытывала в том, что стандартных методик не было, приходилось модифицировать уже существующие, но с учетом возраста детей. Я взяла за основу, и сделала частью своего мониторинга «Развитие продуктивной деятельности: аппликация» Ю.А Афонькиной; тест для оценки моторики и динамические упражнения Н. Озерецкого: работа с бумагой, обрывание листа; развитие тактильных ощущений через дидактическую игру «Чудесный мешочек».
Навыки, полученные в процессе занятий конструированием из бумаги, были, несомненно, высоки. Это отмечали и специалисты детского сада. Дети успешно манипулировали ножницами, кисточкой, решали несложные логические задачи, хорошо ориентировались в пространстве.
Родители были очень рады тому, что их дети занимались по этой программе, отмечали, что за короткий промежуток времени они получили важные для дальнейшего развития знания, умения и навыки.
В течение года родители могли видеть результаты обучения детей в постоянно организуемых выставках: «Чудесные превращения бумажного Квадратика», « Волшебные пальчики»; «Удивительное рядом» (Фото 10).
Каждый год в нашем городе проходит конкурс художественного творчества «Серебряный колокольчик» В 2012 году дети студии «Бумажная сказка» приняли в нём участие и хотя, номинации 3-4 лет не было, маленькие конструкторы поразили всех своими умениями и заняли первое место, без помощи взрослого смастерив объёмную поделку.
Итогом моей работы стал участие во Всероссийском конкурсе «Призвание воспитатель», где опыт работы по программе бумажного конструирования «Бумажная сказка» получил высокую оценку жюри - золотую медаль.
Призвание воспитателя по большому счету состоит в поиске нового, неизведанного, того, что принесет его ребятишкам успешность. Моё призвание - учить малышей моделированию из бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение LEGO конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...
«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...
Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...
Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...
«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.Конструктивная деятельность очень важна для гармоничног...
консультация " значение лего-конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста" ( самообразование)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...