«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Литвинова Наталья Владимировна

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут

«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет

конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:

мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_konspekt.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Составила: Литвинова Н.В.

                                                                                     Раз, два, три — сложи детали,
                                                                                    Чтоб они машиной стали.
                                                                                    Собери гараж. Потом
                                                                                    Не забудь построить дом.
                                                                                    Можно к самому порогу
                                                                                    Проложить еще дорогу,
                                                                                    Выбрать место для моста —
                                                                                    То-то будет красота!
                                                                                    Из конструктора такого
                                                                                    Что ни сделай — все толково!

                       «Значение конструирования в развитии

                    детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения.

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут

«жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет

конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой:

мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная,  развивающая

деятельность?

1 Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности

ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше,

ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 .Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того,

что получится.

3 .Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных

деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных

действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его

словарный запас.

4 Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это

крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5 К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать

свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6 .А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии,

воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам

и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики.

Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков.

Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3

- 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами).

 Конструктивная деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с

материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после

начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец

взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более

самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов,

кукольной мебели).

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте

оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору

строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей,

машинки, куколки, животных.

Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо

интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять

привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей

нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река

"разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень

терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении,

с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более

опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с

каждой новой идеей.

После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по

возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось

играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов

сейчас великое множество.

Методика обучения детей 2-3  лет сюжетному конструированию:

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – этап творческого применения знаний и умений в

специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:

  •  Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы
  •  Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности
  •  Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

инициативе

  •  Развитие творческого мышления и воображения
  •  Формирование сенсорных способностей
  •  Формирование пространственных представлений

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется в соответствии с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 2-3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

 Для организации сюжетного конструирования мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть масштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.) ; в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

НОД по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.

НОД «Теремок». Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для зверят. Деткам очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок и последующее совместное строительство всегда нового теремка

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета-это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или может быть наоборот в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику».

Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно-отобразительных игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у деток в процессе сюжетного конструирования развивались творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.

Домашнее конструирование.

Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности, и в конструировании. Я предложила родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования. Вот что получилось.

Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.

Список использованных источников

1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152

2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

1.Конструирование в раннем возрасте

2.Е.Янушко Конструирование с детьми раннего возраста 1-3 года:самые лучшие и эффективные методики.

3.О.Литвинова: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности

Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.

Непременным условием проведения занятий по конструированию является уборка за собой рабочего места. Это приучает малышей к аккуратности.

Подходящие материалы для конструирования

Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, лего, разные конструкторы-собирайки.

Помимо строительства из кубиков, можно использовать и другие техники и материалы сообразно данному возрасту. Так, отличным материалом для конструирования являются разноцветные бумажные салфетки. Традиционно используются цветная бумага, картон и пластилин. Не обходят вниманием и сезонные природные материалы.


https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими

Если воспитатель хочет применить на занятии элементы аппликации, то потребуется заранее заготовить необходимые детали, так как малыши в силу возраста ещё не могут сделать это самостоятельно. Также необходимо использовать клей-карандаш — у детей будет меньше возможности перемазаться с ног до головы, перепачкать всё и всех вокруг.

В младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять — немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то — стул, кто-то — стол и т. д.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам — безопасность прежде всего!

Элементы игры и обучения на занятиях по конструированию

Занятия по конструированию должны быть ещё и обучающими и информативными. Поэтому в начале занятия обязательна вводная часть. Например, воспитатель собирается использовать осенние листья. Это отличный повод для малышей на прогулке не только насобирать листьев для поделок, но и узнать, какой лист какому дереву принадлежит, понять разницу между деревьями и кустарниками, послушать стихи, сказки и рассказы о природе.

Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели.

Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.

Рейтинг

2 оценки, среднее 5 из 5 )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Вам также может быть интересно

В помощь воспитателю. «Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений» (вторая младшая и средняя группа) методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Картотека «Дыхательная гимнастика» (вторая младшая группа)

уголок конструирования 2 младшая группа презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группаметодическая разработка (младшая группа) на тему

Рабочая программа по конструированию 2-я младшая группа «От рождения до школы»

Тематическая неделя «Профессии» вторая младшая группа

Белорусская народная сказка «Пых» вторая младшая группатворческая работа учащихся (младшая группа) по теме

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Картотека игр для развития у детей зрительной ориентровки при восприятии цвета.картотека (младшая группа) по теме

Картотека прогулок. Первая младшая группа. Осенькартотека (младшая группа) по теме

Перспективный план по физкультуре (вторая младшая группа)

Планирование на неделю тема «Мебель», (вторая младшая группа)

Картотека театрализованных игр в первой младшей группе. картотека (младшая группа)

Поиск:


Самоанализ «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Физразвитие

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/121-150x150.jpg

Учимся говорить! 10 игр для развития речи, которые понравятся детям

Методкабинет

Индивидуальный подход в обучении дошкольниковматериал

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/240164_or2-150x150.jpg

«Курочка Ряба» — самая загадочная русская сказка о конце света

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/hello_html_m82f3f75-150x150.jpg

Этическая беседа «Урок вежливости» с детьми старшего возраста

Проекты и конспекты

Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/screen-shot-2015-10-27-at-09-58-19-666x438-150x150.jpg

Картотека игр для развития у детей зрительной ориентровки при восприятии цвета.картотека (младшая группа) по теме

етей 2 — 3 лет сюжетному конструированию.

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй группе раннего возраста детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – этап творческого применения знаний и умений в

специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:


  •  Развитие способности к планированию деятельности и анализу выполненной работы
  •  Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности
  •  Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

инициативе

  •  Развитие творческого мышления и воображения
  •  Формирование сенсорных способностей
  •  Формирование пространственных представлений

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется в соответствии с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 2-3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

Материалы для сюжетного конструирования. Для организации сюжетного конструирования мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Читайте также:  Организация работы кружка по чтению художественной литературы «Книжкино царство»

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть сомасштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.) ; в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

НОД по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.

На слайде показан процесс изготовления домика для зверят (в рамках темы «Дикие животные») по этапам : сюжет (проблема), показ способа постройки воспитателем, самостоятельная деятельность детей с последующей игрой, типы, звери пойдут к друг другу в гости Инициатива всегда принадлежит воспитателю. Очень важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов. В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

НОД «Теремок».Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД. Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для зверят. Деткам очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок и последующее совместное строительство всегда нового теремка

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета-это всегда ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или может быть наоборот в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику».


Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать? Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно-отобразительных игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у деток в процессе сюжетного конструирования развивались творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.

Домашнее конструирование.

Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности, и в конструировании. Я предложила родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования. Вот что получилось.

Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.

Список использованных источников

1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152


2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

1.Конструирование в раннем возрасте

2.Е.Янушко Конструирование с детьми раннего возраста 1-3 года:самые лучшие и эффективные методики.

3.О.Литвинова: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №25 «Ромашка»

Составила: Шутова И.А.


Консультация «Значение конструирования в развитии

детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,

является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку — его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.

Читайте также:  Памятка для родителей: как объяснить ребенку, зачем нужно читать

Так что же такое конструирование — пустое развлечение или полезная,развивающая деятельность?

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2 .Конструирование также способствует развитию образного мышления:

ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.


3 .Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ

постройки, описание пространственного расположения отдельных

деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных

действиях — развивается также и речь ребенка, расширяется его

словарный запас.

4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как

усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).


6 .А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка 3 — 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования.

Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).

К 3 — 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных

.

Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла «подросла», и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река «разлилась», и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.

Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия

. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.


После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, предложите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество

.

Методические основы обучения конструированию в младшей группе детского сада

Конструирование в ДОУ — это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).

Цели и задачи

Детей в возрасте 1,5–3 лет знакомят с разными строительными наборами и конструкторами и обучают навыкам работы с ними. Объясняют особенности элементов конструктора и способы применения их в постройках различного назначения (что такое кирпичик, пирамидка, конус, шар, пластина и т. д., как использовать их в строительстве моделей). Развивают способность творчески подходить к поставленной задаче. Учат малышей строить по готовому образцу, по изображению на картинке, поощряют желание соорудить что-то самостоятельно.

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

С самого раннего возраста у ребёнка необходимо развивать творческие способности

Одной из задач занятий по конструированию является развитие глазомера и способности оценить пространственные соотношения (построить небольшой гараж для маленькой машинки, большую кроватку — для крупной игрушки). Воспитатель учит малышей использовать построенное в дальнейшей игре, развивает фантазию детей. Например, дорожка из пластинок может быть тропинкой через лес, автомобильной дорогой, железнодорожным полотном, взлётной полосой для самолётов и т. д. Развивать фантазию детей также помогут различные природные материалы, из которых можно соорудить разнообразные поделки.

Непременным условием проведения занятий по конструированию является уборка за собой рабочего места. Это приучает малышей к аккуратности.

Подходящие материалы для конструирования

Для занятий по конструированию в младшей группе лучше всего использовать различные строительные конструкторы и наборы: пластмассовые кубики, деревянные наборы, лего, разные конструкторы-собирайки.

Помимо строительства из кубиков, можно использовать и другие техники и материалы сообразно данному возрасту. Так, отличным материалом для конструирования являются разноцветные бумажные салфетки. Традиционно используются цветная бумага, картон и пластилин. Не обходят вниманием и сезонные природные материалы.


https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими

Если воспитатель хочет применить на занятии элементы аппликации, то потребуется заранее заготовить необходимые детали, так как малыши в силу возраста ещё не могут сделать это самостоятельно. Также необходимо использовать клей-карандаш — у детей будет меньше возможности перемазаться с ног до головы, перепачкать всё и всех вокруг.

В младшей группе лучше не давать детям заданий разной сложности. Элемент соревновательности здесь также неуместен. Единственно, что можно применять — немного разные задания, но одной сложности при работе в группе. Например, воспитанники конструируют мебель для комнаты. Кто-то из детей делает кровать, кто-то — стул, кто-то — стол и т. д.

Все детали любых конструкторов для детей 1,5–3 лет должны быть большими. Это относится и к другим материалам — безопасность прежде всего!

Элементы игры и обучения на занятиях по конструированию

Занятия по конструированию должны быть ещё и обучающими и информативными. Поэтому в начале занятия обязательна вводная часть. Например, воспитатель собирается использовать осенние листья. Это отличный повод для малышей на прогулке не только насобирать листьев для поделок, но и узнать, какой лист какому дереву принадлежит, понять разницу между деревьями и кустарниками, послушать стихи, сказки и рассказы о природе.

Если планируется занятие по конструированию мебели, стоит заранее показать картинки, рассказать детям, как делали мебель раньше, как делают сейчас, какие материалы используются для изготовления мебели.

Дети любого дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию во время игры. Поэтому желательно обыгрывать каждый момент занятия, использовать стишки, песенки, сказки, игрушки. Оценка работ также должна проводиться в игровой форме.

Рейтинг

2 оценки, среднее 5 из 5 )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Вам также может быть интересно

В помощь воспитателю. «Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений» (вторая младшая и средняя группа) методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Картотека «Дыхательная гимнастика» (вторая младшая группа)

уголок конструирования 2 младшая группа презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Кружковая работа «Юный эколог» вторая младшая группаметодическая разработка (младшая группа) на тему

Рабочая программа по конструированию 2-я младшая группа «От рождения до школы»

Тематическая неделя «Профессии» вторая младшая группа

Белорусская народная сказка «Пых» вторая младшая группатворческая работа учащихся (младшая группа) по теме

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/plugins/a3-lazy-load/assets/images/lazy_placeholder.gif

Картотека игр для развития у детей зрительной ориентровки при восприятии цвета.картотека (младшая группа) по теме

Картотека прогулок. Первая младшая группа. Осенькартотека (младшая группа) по теме

Перспективный план по физкультуре (вторая младшая группа)

Планирование на неделю тема «Мебель», (вторая младшая группа)

Картотека театрализованных игр в первой младшей группе. картотека (младшая группа)

Поиск:


Самоанализ «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития»

Физразвитие

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/121-150x150.jpg

Учимся говорить! 10 игр для развития речи, которые понравятся детям

Методкабинет

Индивидуальный подход в обучении дошкольниковматериал

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/240164_or2-150x150.jpg

«Курочка Ряба» — самая загадочная русская сказка о конце света

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/hello_html_m82f3f75-150x150.jpg

Этическая беседа «Урок вежливости» с детьми старшего возраста

Проекты и конспекты

Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка

Методкабинет

https://montessori-kostroma.ru/wp-content/uploads/screen-shot-2015-10-27-at-09-58-19-666x438-150x150.jpg

Картотека игр для развития у детей зрительной ориентровки при восприятии цвета.картотека (младшая группа) по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №25 «Ромашка»

Составила: Шутова И.А.

Консультация

«Играем пальчиками – развиваем речь».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой – карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Хорошо развития мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере.

В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс обучения и развития детей дошкольного возраста, помогают развить мелкую моторику, мышление, речь детей. В ходе игры ребенок осваивает различные пальчиковые позиции: попеременное, одновременное сгибание, разгибание, сжатие и расслабление пальцев, встряхивание, соединение, обхваты пальцами. Регулярное повторение упражнений способствует развитию внимания, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторагодовалом возрасте детям даются боле сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры потешки: Сорока-Белобока кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. При хорошей фантазии родителей можно придумывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо нарушения (заикания и т.п.).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия.

Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Какие же игры и упражнения можно провести с детьми на развитие мелкой моторики рук в свободной деятельности:

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Предлагайте ежедневно такие игры.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

• во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

• во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

• в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

«Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут«жить» без домов, комнат, предметов...

Консультация «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собстве...

Публикация по теме: «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»

                Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка,  занятий,является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чег...

Публикация по теме: «Значение конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Публикация по теме:  «Значение конструированияв развитиидетей младшего дошкольного возраста»...