Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Грачева Наталья Александровна

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
            Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.    

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

           Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_origami.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

по художественно-творческому развитию детей

«Волшебное оригами»

Программа рассчитана на детей: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год.

Разработала: воспитатель Грачёва Н. А.

Мытищи 2014г

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Режим работы.
  3. Сетка занятий и список детей.

5. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

6.Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

     7.Система диагностики и мониторинга достижений детей.

8.Литература

 


Пояснительная записка

 Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                           Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                 Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                      И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

- обучающие

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; обогащать словарь детей специальными терминами; учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

- развивающие

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

- воспитательные

Воспитывать интерес к искусству оригами; расширять коммуникативные способности детей; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; способствовать созданию игровых ситуаций; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Диагностика развития творчества детей,

Посещающих кружок «Волшебное оригами»2014-2015 г.

Группа                                                                                                                                 Руководитель

Фамилия , имя ребёнка

Проявляет интерес к изготовлению поделок из бумаги

Имеет представления о свойствах бумаги как материале из которого делают поделки

Различает квадрат и прямоугольник, треугольник

Владеет способами складывания квадрата пополам и по диагонали

Способен удерживать в памяти указания взрослого при выполнении каких-либо действий

Владение точными движениями как правой так и левой руки

Правильно держит ножницы и умеет резать ими  квадрат по прямой, по диагонали

Адекватно наклеивает украшения на поделку

Проявляет воображение и творчество при создании поделки, придании ей худ.образа

Анализ:  

начало учебного года: высокий уровень –

                                          средний уровень –

                                          низкий уровень –

конец учебного года:  высокий уровень –

                                         средний уровень –

                                         низкий уровень –

Выводы:

Уровни освоения программы кружка "Превращения Чудесного Листочка":

Высокий уровень-

Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. Свободно владеет навыками конструирования из бумаги(сгибание, разгибание ) и ножницами. Одинаково манипулирует как правой, так и левой рукой. Проявляет самостоятельность, творчество, воображение в работе. Речь развита. Умеет составлять рассказ о своей поделке.

Средний уровень-

Ребёнок проявляет интерес и желание изготавливать поделки из бумаги. При активной помощи взрослого осваивает навыки работы с материалом. Имеет представление о создании поделки из бумаги. Координация движений развита недостаточно. С помощью взрослого составляет рассказ о своей поделке.

Низкий  уровень-

Не проявляет должного интереса к изготовлению поделок из бумаги. Владеет конструктивными навыками, но не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки. При активной помощи взрослого может проявить творчество. Координация движений рук развита недостаточно.

Режим работы

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебное оригами» рассчитана на 1 года (подготовительный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебное  оригами» посещают дети по запросам родителей.  Занятия проводятся  два раза в неделю, с сентября по  май.

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В неделю

В месяц

в год

2

8

60

10

 


Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети: 
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами 
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

 Составление альбома лучших работ.

                         Проведение выставок детских работ.

                         Инсценировки с использованием работ.


 Сетка занятий кружка «Волшебное оригами»

Вторник / Среда 17 .30 – 18. 00

Список детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.


Содержание педагогической работы по освоению детьми программы

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Занятие 1-2. Давайте поиграем.

 

Занятие 3. В некотором царстве, в бумажном государстве….. 

Занятие 4. Изготовление квадрата

Цели: 
-выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; 
- заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из ее свойств – сминаемостью. 
-научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных 
возможностей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата; 
- укреплять мелкие мышцы рук; 
- воспитывать аккуратность. 

Цели: 
- заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами, 
познакомить с некоторыми из них; 
- начать знакомить дошкольников с историей искусства оригами. 

Цели:

- учить детей складывать прямоугольный

лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.  

- закреплять умение детей работать с ножницами.                                           

Октябрь

Занятие 1. БФ

 «Треугольник».

Стаканчик.      2.Лиса.

Занятие 3.Щенок.

Занятие 4. Котёнок

Занятие 5. Грибная пора. 

Занятие 6. БФ «Воздушный змей». 
Ветка рябины. 

Занятие 7. Кленовые листья.

Занятие 8. Утка

Цели:

- познакомить детей с новой базовой формой «Треугольник»

- учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. 

- познакомить детей с пооперационной картой, её условными обозначениями, с помощью неё отрабатывать навык складывания поделок из данной базовой формы.

- закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; 

Цели: 
- учить детей мастерить поделки в стиле оригами; 
- помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата; 
- воспитывать самостоятельность. 

Цели: 

- познакомить детей с новой базовой формой «Воздушный змей»
- познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы«воздушный змей»; 
- повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами; 

- закрепить у дошкольников умение составлять единую композицию из готовых деталей;

- развивать объяснительную речь. 
- воспитывать аккуратность;
- вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди.

Ноябрь

Занятие 1. БФ

 «Дверь».

Снежинка.

Занятие 2. Рубашка

Занятие 3. Автомобиль

Занятие 4 . Кубики

Занятие 5. БФ «Конверт». Трубный пароход

Занятие 6. Петух

Занятие 7. Кресло

Занятие 8. Космический корабль

Цели:

- познакомить детей с новой базовой формой «Дверь»

- учить складывать квадратный лист пополам, разглаживать линии сгиба пальцами;

- с помощью пооперационной карты отрабатывать навык складывания поделок из данной базовой формы.

- совершенствовать умение работать с бумагой; 

- приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; 
- воспитывать аккуратность; 
- обогащать эмоциональную сферу и словарь. 

Цели:

- познакомить детей с новой базовой формой «конверт»

- совершенствовать навык складывания квадрата по диагонали, находить центр, отгибать углы к центру, повторять одну и ту же операцию несколько раз;

- Учить видоизменять заготовку путём разворачивания и выворачивания;

- самостоятельно украшать поделки;

- развивать мышление, смекалку.

Декабрь

Занятие 1. Звездочка. 

Занятие 2. Орнамент. 

Занятие 3. Елочка. 

Занятие 4 – 5 Коробочки для подарка. 
Занятие 6. Ёлочные украшения.

Занятие 7-8. Дед Мороз

Цели: 
- познакомить детей с новым способом складывания бумаги; 
- закрепить умение следовать инструкции педагога; 
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук

Цели: 
- продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту; 
- продолжать знакомить дошкольников с историей искусства оригами; 
- развивать мелкую моторику рук; 

Цели: 

- продолжать учить детей делать игрушки, используя известные БФ;
- познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему; 

- совершенствовать навыки работы с ножницами; 

- закрепить умение следовать инструкции педагога; 
- развивать самосознание, побуждая к творчеству; 
- воспитание самостоятельности. 
- развивать конструктивное мышление и сообразительность; 
- создать хорошее настроение к новогоднему празднику; 

Январь

Занятие 1.БФ «Книжка»

Поросёнок.

Занятие 2. Мышка

Занятие 3 .БФ «2 – ой квадрат»

Краб

Занятие 4.Тюльпан

Занятие 5. "Заяц- хвастун"

Занятие 6.

Валентинка на

 подставке.

Цели: 

- познакомить детей с новой БФ «Книжка».

 – закреплять умение  детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

- учить делать поделку устойчивой, дополнять нужными деталями.

Цели:

- продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, убирать внутрь углы;

- делать необходимые надрезы;

- воспитывать умение добавлять мелкие детали, делающие образ более выразительным.

Цели:

- учить детей складывать зайца, с опорой на схемы сложения;

- продолжать учить пользоваться ножницами;  

 - развивать умение фиксировать сгиб;

-  побуждать обыгрывать свои поделки(придумать для зайчика имя, сходить в гости к другому зайчику);

-  развивать воображение и фантазию.

Цели:

- продолжать учить изготавливать поделки, используя известные БФ;

- совершенствовать навык использования ПК;

 - развивать творческое воображение, усидчивость, любознательность.

Февраль

Занятие 1.БФ №2 – ой треугольник»

Лягушка

Занятие 2.Петух

Занятие 3. Корзинка

 

Занятие 4. Смешные человечки. 

Занятие 5-6. Подарок для папы «Танк»

Занятие 7 -8.

 Изготовление поделок для

 кукольного театра

Цели:

- познакомить детей с новой БФ «2-ой треугольник»

-учить детей сворачивать  бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь.

- используя новую БФ  складывать различные игрушки;

- учить использовать готовые поделки в игре; 
- развивать творческие способности детей. 

Цели: 
- совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; 
- учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; 
- воспитывать самостоятельность, аккуратность; 
- развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. 

Цели:

- совершенствовать навык складывания  бумаги разными способами;

- использовать при изготовлении танка не только технику оригами, но и конструирование из полос (гусеницы, колёса),

-воспитывать интерес к военной технике, уважение к защитникам отечества.

Цели:

-используя известные БФ  изготовить героев сказки;

- закреплять умение детей пользоваться ПК;

-  развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки;

- воспитывать желание работать в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу.

Март

1-2. Цветы для мамы.

3-4 «Подводный мир» Коллективная работа»

Занятие 5. Кукла – девочка. 

Занятие 6. Самурай

Занятие 7. Гномик.

Занятие 8. Неваляшка.

Цели:

-учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы4

 -складывать лепестки цветка, соединять детали, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Цели:

-продолжать складывать рыбок из БФ «треугольник»

-совершенствовать навык использования ПК, -развивать творческое воображение, усидчивость, любознательность;

-учить украшать аквариум доп. деталями: водоросли, камушки морские звёзды, вырезанные из бумаги и из картинок).  

 
Цели: 
- продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух – трех деталей; 
- закрепить последовательность изготовления поделок в стиле оригами; 
- учить четко выполнять инструкции педагога; 
- развивать уверенность в своих силах и способностях. 

Цели: 
- закрепить умение детей следовать инструкции педагога; 
- развивать фантазию и конструктивное воображение; 
- закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях; 
- развивать глазомер, мелкую моторику рук; 
- воспитывать усидчивость. 

Апрель

Занятие 1.БФ «Рыба»

Лебедь

Занятие 2Тюлень

Занятие 3. Путешествие на далёкую планету «Космонавт»

Занятие 4-5. Коллективная работа «Пингвины на льдине»

Занятие 6. Дрозд

Занятие 7. Лиса

Занятие 8. Лебедь

Цели:

- знакомство с новой БФ «Рыба», с поделками, которые можно из неё сделать;

- учить детей складывать стороны квадрата к центру, вытягивать внутренние углы.

- продолжать учить детей работать с ПК;

- развивать мышление, внимание, памать.


Цели: 
- уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; 
- совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; 
- закрепить умение мастерить поделки с использованием ПК;
- развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук; 
- воспитывать самостоятельность. 

Цели:

- отрабатывать навык складывания квадрата в разных направлениях;

- изготавливать поделки из новой БФ «Рыба»;

- воспитывать желание работать в коллективе, составлять единую композицию;

- побуждать детей к творчеству.

Цели:

- продолжать учить детей делать игрушки, используя известные базовые формы;

- Учить складывать сложные игрушки из нескольких частей, украшать их;

- развивать глазомер, самостоятельность;

- воспитывать стремление помогать другим;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие.


Май

Занятие 1-2. Композиция «Луговые цветы».

Занятие 3. Бабочка

Занятие 4. Головастик

Занятие 5-7. Кусудама

Занятие 8. Оформление выставки детских работ

Цели:

- учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка;

-  развивать  навык общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

- создавать общую композицию;

Цели:

- развивать и совершенствовать навык складывания БФ «2-ой треугольник»;

- учить трансформировать БФ в другие игрушки;

- декоративно украшать свою поделку; - развивать самостоятельность.

Цели: 
-продолжать знакомить ребят с историей искусства оригами; 
- познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, из нескольких частей; 
-вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; 
- расширять словарный запас, 
- развивать объяснительную речь. 

Цели:

- подведение итогов работы;

- вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; 

- воспитывать желание работать в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу.


Литература

  1. Т. И Тарабарина. Оригами и развитие ребёнка. Академия развития, 1997г.
  2. Эстетическое воспитание в детском саду, под редакцией Н. А. Ветлугиной.
  3. Воспитание дошкольников в труде, под редакцией В. Г. Нечаевой, М – 1974 г.
  4. Поделки из бумаги для детей. Москва. РОСМЕН – 2007г.
  5. Развивайте у дошкольников творчество. Г. Г. Казакова.
  6. Сказки и маски. С. Соколова. Санкт – Петербург, 1997 г.
  7. Подготовительная к школе группа в детском саду, под редакцией М. В. Залужской. М – 1972г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"

Пояснительная записка          Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкус...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей "Волшебное оригами"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию из бумаги "Волшебное оригами".

Содержание 1.Целевой раздел1.1                          Пояснительная ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....