Конструктивная деятельность в средней группе
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktivnaya_deyatelnost_v_sredney_gruppe.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Конструктивная деятельность в средней группе
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в ФГОС по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Календарно-тематическое планирование в средней группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Планирование соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Планирование разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН о правах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка, 1959; приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049-13 9 (постановление от 15.05.2013г.).
Задачи на учебный год:
Из строительного материала:
- обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг своего дома и детского сада;
-продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали;
- учить анализировать образец постройки.
Из бумаги:
- обучать конструированию из бумаги;
- учить сгибать лист квадрата пополам.
Из природного материала:
- обращать внимание на необычные по форме шишки, листья, веточки, корешки.
Планирование по месяцам в средней группе по Куцаковой Т.В.
Месяц | 1 неделя | 3 неделя | |
Сентябрь | Из строительного материала | ||
Загородки и заборы Цель: упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. Воспитывать самостоятельность. Стр.5 | Домики, сарайчики. Цель: упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. Стр. 13 | ||
Октябрь | Терема Цель: развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать доброжелательность. Стр.20 | Лесной детский сад Цель: учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели. Развивать пространственное мышление. Воспитывать усидчивость. Стр. 26 | |
Ноябрь | Грузовые автомобили Цель: дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций. Развивать способность к плоскостному моделированию. Воспитывать чувство дружбы. Стр. 29 | Мосты Цель: дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя. Стр. 37 | |
Декабрь | Корабли Цель: дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Развивать способность к зрительному анализу. Воспитывать умение играть дружно. Стр. 41 | Самолеты Цель: дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина, хвост, шасси. Развивать умение намечать последовательность строительства. Воспитывать усидчивость. Стр. 44 | |
Январь | Из бумаги | ||
Знакомство со свойствами бумаги Цель: дать представление о свойствах бумаги. Развивать конструктивные навыки работы с бумагой. Воспитывать бережное отношение к сделанным руками людей поделкам из бумаги. | Автобус Цель: учить вырезать нужные части для создания образа предмета. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Воспитывать бережное отношение к созданным объектам. | ||
Февраль | Самолеты Цель: дать представление о самолетах, их видах. Развивать образное восприятие. Воспитывать внимание. | Подарок для мамы и бабушки Цель: учить мастерить несложные поделки. Развивать творческие способности. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. | |
Март | Оригами «Бабочка» Цель: учить складывать квадрат по диагонали и вчетверо. Развивать творческие способности. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. | Оригами «Щенок» Цель: учить сгибать базовую форму треугольник. Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца.
| |
Апрель | Белочка из маленькой шишки Цель: учить работать с природным материалом – шишками. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции. | Птичка из грецкого ореха и перышек Цель: учить создавать композицию. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции. | |
Май | Попугай из желудя, листьев и перышек Цель: учить создавать композицию. Развивать творческие способности. Вызывать положительные эмоции. | Диагностика детей на конец года
|
Дети средней группы должны уметь:
• различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), использовать их с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
• конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колёса; к стулу – спинку);
• применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
• конструирование из строительных материалов;
• конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
• конструирование из природного материала;
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Содержание конструирования в средней группе детского сада. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение. Игры детей становятся разнообразнее по тематике, несколько богаче по содержанию, так как в них отражаются не только впечатления о том, что их окружает в детском саду, но и о том, что они узнали из поездок с родителями на дачу, на теплоходе, в поезде, о чем слышали из рассказов, сказок. К концу года дети способны повторять интересные игры, играть в них несколько дней, внося незначительные изменения. Иногда, задумав игру, они делают для нее постройки, отбирают игрушки, соответствующие ее замыслу. У детей возникает все больший интерес к качеству своего труда.
В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т. п.), соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. д.). Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость. С помощью таких занятий ребенок будет подготовлен к тому, чтобы самостоятельно создавать постройку в соответствии с игровым замыслом, так как в игре часто требуется в соответствии с практическим назначением постройки преобразовывать знакомый образец, дополнять его различными деталями, изменять размер. В игре ярко проявляются интересы каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД конструктивной деятельности в средней группе "Дед Мазай и зайцы"
Это занятие позволяет закрепить у детей мелкую моторику рук при работе с природным материалом, пластелином, соленным тестом....
Конспект ООД (конструктивная деятельность) в средней группе «Светлый праздник – День Победы»
Конспект ООД (конструктивная деятельность) в средней группе «Светлый праздник – День Победы»...
Конспект аппликационно - конструктивной деятельности в средней группе "Коза с козлятами"
Конспект занятия аппликационно - конструктивной деятельности в средней группе....
Консультация для родителей «Конструктивная деятельность в средней группе»
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению....
Свободная конструктивная деятельность в средней группе № 1
На занятиях по конструированию каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые передним ставятся. В игре же ребёнок выбирает сам тему постройки, сам придумывает ...
Консультация для родителей "Конструктивная деятельность в средней группе"
Конструирование в средней группе...
Непосредственно образовательная деятельность по модельно - конструктивной деятельности в средней группе тема: «Терем, терем, теремок»
НОД «Терем, терем, теремок».(средняя группа)Задачи.Образовательные: упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая п...