Ручной труд в детском саду
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Педагогическая концепция
«Я мастер своего дела»
к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kontseptsiya_manina.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад
комбинированного вида «Брусничка»
Педагогическая концепция
«Я мастер своего дела»
к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»
Тема: «Ручной труд в детском саду»
Воспитатель: И.В. Манина
г. Тарко-Сале
2009 год
ТЕМА: «РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»
ЯНАО, Пуровский район,
г. Тарко-Сале,
ул. Сеноманская, 4
МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»
Воспитатель: Манина
Ирина Владимировна.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА
Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.
Ручной труд полностью отвечает интересам детей, их особенностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ему, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.
Ребёнок – прирожденный творец, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в художественном труде, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Работая над поделками, ребенок вынужден узнавать о них как можно больше – таким образом, развиваются познавательные интересы. А совместная деятельность детей представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.
Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».
В. Сухомлинский.
Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддерживать его и научить творить.
В детских учреждениях ручной труд присутствует во всех программах, что не мало важно для развития детей. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.
Ручной труд позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся совершенствования речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического восприятия, физического совершенствования, обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослыми, приучают к аккуратной работе за столом.
Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такие игрушки милы сердцу, с ними можно беседовать, бережно их охранять. О них хочется рассказывать другим.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА:
Важно максимально реализовать детскую способность, создать условия для свободной деятельности, чтобы дети могли выразить свои чувства, разбудить их фантазию. Детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослыми, оно помогает им узнать мир. Нужно чаще хвалить его: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетенции, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:
В работе по ручному труду использованы:
- методы формирования навыков художественного труда Л.В. Куцаковой; О.В.
Дыбиной; А.В. Козлиной.
- пальчиковые игры и упражнения;
- русский фольклор, художественное слово, наблюдения в природе;
- метод использования поделок в театральной деятельности;
- метод рассказа-показа на занятиях, сочинения сказок.
НОВИЗНА:
- Тесное взаимодействие воспитателя и ребенка.
- Кружковая работа с детьми по ручному труду.
- Встречи с родителями на семейном клубе «Очумелые ручки».
ПРОДУКТИВНОСТЬ:
Чтобы лучше отслеживать индивидуальные способности каждого ребенка в работе по ручному труду, ведутся диагностические карты, они позволяют судить, на что необходимо обратить внимание, выявить слабые и сильные стороны каждого воспитанника. Как видно из диаграммы на конец учебного года возрос средний и высокий уровень. Таких результатов нам удается достичь благодаря совместной работе детского сада и семьи.
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА:
Для применения опыта необходимо:
- Наличие методической литературы.
- Тесный контакт с родителями.
- Расширение своего кругозора через самообразование.
- Проведение выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
- Сотрудничество с музеями, Домом Детского творчества, библиотеками.
- СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Создана организационно-методическая система развития творческой личности ребенка через ручной труд в условиях детского сада.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:
- Направленность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности детей;
- Организация работы с родителями;
- Самостоятельная художественная деятельность детей в свободное время от занятий время;
- Использование межпредметных связей;
- Кружковая работа.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ:
Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни. Работа по ручному труду формирует умение преодолевать трудности, планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.
В процессе занятий по ручному труду открывается духовный потенциал ребенка, совершенствуются конструкторские навыки, умение экспериментировать.
Основными принципами являются: наглядность, систематичность, дифференцированность.
Использование разных поделок, в разных видах деятельности повышает активность детей.
4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Так как ручной труд связан с другими видами деятельности необходимо его систематизировать на занятиях и в свободной деятельности детей.
Используя в работе различные инструменты, дети учатся технике безопасности. Учатся, как правильно пользоваться инструментами, как и где их хранить.
На занятиях по познавательному развитию, дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах и качествах различных материалов (материал превращается различным превращениям), делают самостоятельно свои выводы, эксперименты.
На занятиях по развитию речи театрализованной деятельности, используя свои поделки, дети учатся инсценировать и пересказывать произведения, придумывать свои сказки и рассказы.
На занятиях по изодеятельности создают индивидуальные и коллективные композиции, применяя также свои поделки.
Ручной труд развивает сенсорику у детей, мелкую моторику пальцев, дети легко усваивают ориентировку в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.; качество предметов: цвет, форму, величину, твердость, что не мало важно знать на занятиях по математике.
С большим интересом и увлечением свои фигурки дети используют во время игр, особенно сюжетно-ролевых.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ребенок легко может перенести все знания, умения и навыки в свободную деятельность, это и является показателем его сформированности.
В младших группах необходимо создать разнообразную предметную среду.
Уже в средних группах нужно создать уголок для самостоятельной деятельности детей, имея свободный доступ к материалам.
В старших и подготовительных группах дети работают коллективно. В этом возрасте детям предоставляется право самостоятельного выбора, даётся возможность создать творческие работы, осуществлять свой замысел.
6. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В работе использует как традиционное занятие, так и другие формы обучения, например:
1. Комплексные и интегрированные занятия.
2. Разработан краткосрочный проект «Наши руки не знают скуки». Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: познакомить детей с разнообразием природного, бросового, подручного материала, используя самые разнообразные виды деятельности: театрализацию, игровую, экспериментирование, занятия; развивать свободную творческую личность ребенка.
Задачи проекта:
- Формировать поисково-познавательный интерес к окружающему миру.
- Развивать творческие способности актерского мастерства.
- Развивать мелкую моторику рук и связанные с ней речевые структуры.
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.
- Воспитывать умение с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки.
3. Метод: рассказ-показ. Во время занятия рассказывается какая-нибудь сказка, приключение и одновременно в игровой форме идёт объяснение
изготовления поделки.
7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Один из важнейших компонентов воспитательной работы — это совместная работа педагога и родителей.
Все навыки и умения, приобретённые детьми на занятиях, находят применение в домашних условиях. Дома проходит закрепление всех знаний. С помощью консультаций, бесед, информаций в папках - передвижках проходит разъяснение о значении ручного труда в развитии детей. Привлекаем родителей к различным выставкам семейных поделок внутри сада и группы.
Организован семейный клуб «Очумелые ручки», цель которого: налаживание эмоционального контакта с родителями и детьми; обучать родителей различным приёмам ручного труда; эффективно готовить детей к школе.
8. КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Приобщение к ручному труду проходит не только на занятиях, но и в свободной от занятий деятельности, на занятиях в кружке «Пчёлка, который проводится 2 раза в неделю по специально разработанной модифицированной программе. Дети с желанием занимаются в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность.
Кружок посещают дети, которые особенно нуждаются:
- в развитии мелкой моторики пальцев рук, в психотерапевтической
помощи, так как такие занятия успокаивают (гиперактивные дети);
- и способные дети, желающие заниматься трудом, творчеством.
«Ребёнок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце… ».
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".
Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....
Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".
Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....
Ручной труд в детском саду
доклад...
Ручной труд в детском саду (презентация для педагогов)
Презентация для педагогов детского сада, о необходимости ручного труда в детском саду....
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Вариативная часть ООП парциальная программа: Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Пояснительная записка)
Вариативная часть ООПпарциальная программа: Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» Пояснительная записка...
Методика и требования к организации ручного труда в детском саду
Методика и требования к организации ручного труда в детском саду Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями...