Инновационный проект дополнительного образования по пластилинографии "Пластилиновые фантазии" для детей младшего и среднего возраста
проект по конструированию, ручному труду на тему
Инновационный проект дополнительного образования по пластилинографии "Пластилиновые фантазии" для детей младшего и среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innav.proekt.docx | 80.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города Буинска
Буинского муниципального района Республики Татарстан
Инновационный проект
дополнительного образования по пластилинографии
"Пластилиновые фантазии"
для детей младшего и среднего возраста
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................
Актуальность проекта………………………………………………………….
1. Программа исследования
Цель и задачи проекта…………………………………..………………...........
1.1. Новизна......................................................................
1.2. Гипотеза.................................................................................................................
1.3. Принципы реализации проекта........................................................................
1.4. Методы и приёмы реализации проекта................................................................
2. Апробация и практическая реализация проекта.................................................
2.1. Содержание реализации проекта.
2.2. Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии
2.3. Этапы реализации проекта................................................................................
2.4. Предполагаемый результат обучения
2.5. Работа с родителями.............................................................................................
2.6. Ресурсное обеспечение..........................................................................................
Заключение............................................................................................................
Дальнейшие перспективы реализации проекта……………………………
Список использованной литературы……………………………....................
Приложение............................................................................................................
Введение
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А.Сухомлинский
Занятия изобразительным искусством является важным средством всестороннего развития детей. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Изобразительное искусство очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображение тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромное.
В сегодняшнее время появились новые техники изображения рисунка. Современные требования к художественному обучению детей направлены на выработку новых подходов к творческому развитию детей. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник , позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка, проявляет творческое воображение.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилиновые фантазии”- основой идеи является изобразительная деятельность с использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинография.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка. Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна в двойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи врослого малыш знакомиться с новой техникой.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии являются руки (следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Лепкой с детьми начинаем заниматься с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Большое значение начинает приобретать цвет пластилина как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приемом "влияние одного цвета в другой".
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить , то к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность проблемы
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощником ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Проблема:
1. Программа исследования
Цель: Развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
1.Развивать:
-интерес к созданию рисунков с помощью пластилина;
-творческие способности, воображение, эмоции детей при создании сюжетных картин;
-познавательно – исследовательскую деятельность (исследование свойств пластилина, картона);
-художественный вкус, пространственное воображение;
-мелкую моторику рук, глазомер.
2.Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью пластилина.
3.Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, терпение.
4.Формировать умения и навыки, связанные с пластилинографией.
5.Содействовать вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность.
Продолжительность: долгосрочный, творческий.
Проект предназначен для детей с трех лет, педагогов, родителей.
Направление: художественно-эстетическое.
Предмет: нетрадиционная техника изобразительного искусство - пластилинография.
Объект: дети младшей и средней группы.
База реализации проекта: МБДОУ "Ромашка".
Организация занятий проекта: одно занятие в неделю 15-20 минут.
1.1. Новизна
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы,
сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому
занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика,
разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все
анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятие целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Проект составлен с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие» - направлена на решение эстетических задач.
«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с
явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
«Речевое развитие», где осуществляется обогащение
словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
1.2. Гипотеза
Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.
Предполагаю, что:
- разовьется творческий потенциал детей;
- дети получат радость от сотворчества с родителями;
- дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
- сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.
1.3. Принципы реализации проекта:
1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора.
Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
5.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
1.4. Методы и приёмы реализации проекта: в лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Индивидуально-дифференцированный, групповой, практический, наглядный. Ведущий метод – игра.
Чтение художественной литературы повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.
Коллективный просмотр рисунков воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идет от игрового персонажа.
Методы:
- Наглядные - наблюдение, показ, образец;
- Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
- Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приемы рисовании пластилином:
- раскатывание
- скатывание
- оттягивание
- сплющивание
- вдавливание
- загибание
- оформление работы
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
- Выбираем рисунок – основу для создания картины из пластилина.
- Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой.
- Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках.
Формы работы: игровые формы, разговор; рассматривание готовых образцов; самостоятельная деятельность.
Форма подведения итогов: выставка детских работ, участие в конкурсах, фотоальбом детских поделок.
2. Апробация и практическая реализация проекта.
2.1. Содержание реализации проекта.
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра художественного творчества;
- Организация образовательного художественно-творческого пространства в группе - обучение воспитанников навыкам пластилинографии;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к творческой деятельности средствами пластилинографии.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по художественно-творческой деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.
- Развивающие игры. Рассматривание альбомов, фотографий.
- Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.
- Совместная деятельность детей и родителей.
2.2. Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:
- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности.
- Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
- Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
2.3. Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный.
Цель - определить цель и формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Задачи данного этапа:
2. Определить содержание и формы работы с детьми.
3. Установить индивидуальный контакт с каждым ребенком для определения направлений взаимодействия.
4. Разработать план с определением сроков, целей и форм взаимодействия.
Второй этап – практический.
Цель - реализовать проект сотрудничества в образовательном процессе.
Задачи данного этапа:
1.Сформировать группу детей по реализации проекта.
2. Разработать социально-значимый проект взаимодействия в развитии продуктивной творческой деятельности.
5. Оказать практическую помощь детям, которые испытывают трудности в создании индивидуальных работ совместно с детьми.
Учить приемам лепки: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать мелкую моторику, глазомер.
7. Подобрать методический материал для реализации проекта.
Третий этап– заключительный.
Задачи данного этапа:
1. Провести анализ проделанной работы;
2. Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшего сотрудничества с дошкольниками.
2.4. Предполагаемый результат обучения:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Ожидаемый результат осуществления проекта:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ. Участие в конкурсах.
2.5. Работа с родителями
В рамках реализации проекта «Пластилиновые чудеса» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
* Организованна систематическая работы родительского комитета.
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .
2.6. Ресурсное обеспечение:
Материально-технические ресурсы:
- группа;
- мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD – DVD - диски, с записями музыкального материала, сказок, стихов;
- дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
- дидактический материал, наглядный материал.
Финансирование проекта.
Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОУ имеется достаточно литературы по художественно - эстетической развитии и мелкой моторике, демонстрационного материала, а атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.
Заключение
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, а компонентами творческих способностей исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.).
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития, связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности: интерес, оригинальность, новизна.
Одно из условий проявления творчества - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач развития творческих способностей дошкольников.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография». Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, используют разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.
При изучении психолого — педагогической литературы мы пришли к выводу, что пластилинография является одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Целью нашей работы явилось теоретическое обоснование и исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Анализ научно — методической литературы позволил нам разработать проект, направленный на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Дальнейшие перспективы реализации проекта:
- Повышение уровня развития творческих способностей средствами пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста.
- Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.
- Организация родительского клуба.
- Продолжить работу по проектной деятельности через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика», «Витражная пластилинография».
- Продолжить работу над использованием пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80с.
4. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М, 1984 – 213 с.
9. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1976. – 158 с.
10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: мозаика-Синтез, 2008. – 64с.
11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование , конспекты, занятия, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с.
12. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
13. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
14. Шкицкая И.О.Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.
15. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.
16. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
17. Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.
Приложение 1
Перспективное планирование занятий по пластилинографии
с детьми 3-4 лет.
№ | Название занятия | Задачи занятия |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года |
2 | "Мой веселый, звонкий мяч!" (прямая пластилинография) | Ознакомить детей с техникой пластилинографией. Создание образа мяча пластическими средствами. Учить отщипывать небольшие кусочки и примазывать пластилин пальчиками. |
3 | "Грибы - грибочки" (прямая пластилинография) | Учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части грибочка. Показать приемы рисования округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
4 | "Чудо - яблоко" (прямая пластилинография) | Учить передавать посредством пластилинографии изображении яблоки. Обучать детей раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца. |
5 | "Натюрморт из овощей" (прямая пластилинография) | Научить рисовать пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий. Развитие образного восприятия, составление композиции овощи в тарелке в сотворчестве с воспитателем. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. |
НОЯБРЬ | ||
6 | "Растет солнышко на ножке" (Модульная пластилинография) | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. Формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии. |
7 | "Зеленый виноград" (Мозаичная пластилинография) | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. |
8 | "Лучистое солнышко (прямая пластилинография) | Раскатывание пластилина кругообразными движениями, приоброзование шарообразной формы. Учить оттягивать отдельные детали от общей формы. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. |
9 | "Дождик, дождик, капелька, водяная сабелька" (прямая пластилинография) | Формировать интерес у детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Отщипывание и примазывание пластилина пальчиками. Укреплять познавательный интерес к природе. |
ДЕКАБРЬ | ||
10 | "Зимушка - зима" (Обратная пластилинография (витражная) ) | Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Учить скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски), а потом располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. Воспитывать интерес у детей к природе в разное время года. Формировать навыки самостоятельной работы. |
11 | "Веселый снеговик" (Мозаичная пластилинография) | Развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать у детей терпение и усидчивость. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями. Поощрять инициативу и самостоятельность. |
12 | "Заюшка мохнатенький" (Мозаичная пластилинография) | Научить детей действовать по образцу воспитателя. Учить скатывать мелкие шарики, нужного цвета, располагая их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта. Поддержания интереса к пластилинографии. |
13 | "Елочка - красавица" (Модульная пластилинография) | Расширять знания детей об истории новогоднего праздника. Учить рисовать пластилином изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием многослойных дисков. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. |
ЯНВАРЬ. | ||
14 | Украсим кукле платье (Обратная пластилинография (витражная) ) | Развивать самостоятельность решать своих творческих задач. Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей. Воспитание творческого воображения. |
15 | "Сколько на елочке (прямая, мозаичная пластилинография) | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закрепит умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Развивать эстетическое и образное восприятие. |
16 | "Медвеженок косолапый" (Мозаичная пластилинография) | Развивать образное восприятие. Продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. |
ФЕВРАЛЬ | ||
17 | "Такие разные бабочки" (контурная пластилинография) | Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Развитие эстетического восприятия. |
18 | "В небе праздничный салют" (прямая пластилинография) | Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Закреплять приём – размазывания. Научить аккуратно, выполнять свои работы. |
19 | "Маленький ежик" (Мозаичная, контурная пластилинография) | Упражнять в умение создавать определенный образ предмета с помощью пластилинографии. Закреплять скатывать из пластилина колбаски или тонкие жгутики и мелкие шарики. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
20 | "Бабушкин клубочек" (контурная пластилинография) | Научить последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. Закрепить умение раскатывание между ладонями колбасок и сворачивание по спирали. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. |
МАРТ | ||
21 | Кудряшки для овечки (контурная пластилинография) | Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию. Научить приему сворачиванию длинной колбаски. Развивать творческое воображение. |
22 | "Цветик семицветик" (Мозаичная пластилинография) | Упражнять в умение создавать определенный образ предмета с помощью пластилинографии. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые формы лепки: раскатывание пластилиновых шариков. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. |
23 | "Дерево с листочками" (Модульная пластилинография) | Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. |
24 | "Зачем жирафу пятна?" (прямая пластилинография) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии . Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Учить доводить начатое дело до конца. |
АПРЕЛЬ. | ||
25 | "Божья коровка, полети на небо..." (прямая пластилинография) | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства в своей работе. Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Учить аккуратно выполнять свои работы. |
26 | "Милая гусеница" (Мозаичная пластилинография) | Учить действовать по словесному указанию воспитателя. Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках зеленого. |
27 | "Душистые цветочки" (Модульная пластилинография) | Научиться аккуратно, выполнять свои работы. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца |
28 | "Рыбки в аквариуме" (контурная пластилинография) | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить детей приему сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. |
29 | Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Приложение 2
Перспективное планирование занятий по пластилинографии
с детьми 4-5 лет.
№ | Название занятия | Задачи занятия |
ОКТЯБРЬ | ||
1 | Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года |
2 | "Осенние листья" (прямая пластилинография) | Вспомнить технику пластилинографии, закрепить навыки работы с пластилином. Научить пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Учить самостоятельно решать творческие задачи. |
3 | "Цыплята на лугу" (Мозаичная пластилинография) | Развивать практическое умение и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина. Научить аккуратно, выполнять свои работы. |
4 | "Разноцветные зонтики" (Мозаичная пластилинография) | Продолжать углублять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Формировать интерес к занятию. |
5 | "Осенний пейзаж" (Обратная пластилинография (витражная) ) | Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Углублять знания создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев. |
НОЯБРЬ | ||
6 | "Веселый пудель" (Мозаичная пластилинография) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. Воспитывать усидчивость. |
7 | «Чудо – ягода Рябина» (Модульная пластилинография) | Формировать умения, навыки изобразительной деятельности. Научить создавать объемные изображения на листе картона. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. |
8 | "Ваза" (Модульная пластилинография) | Использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. |
9 | "Натюрморт из фруктов" (Обратная пластилинография (витражная) ) | Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. |
ДЕКАБРЬ | ||
10 | "Веселая посуда" (Модульная пластилинография) | Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином. Показ воспитателем готовых робот, с использованием данной технике, с отражением выпуклых обьемных изображений на поверхности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук. |
11 | "Жила была на полянке улитка" (контурная пластилинография) | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки. Научить аккуратно, выполнять свои работы. |
12 | "Березы зимой" (прямая пластилинография) | Формировать способность образы растений в нетрадиционной техники исполнения пластилинографии, используя имеющие навыки (сглаживания, раскатывания круговыми и прямыми движениями). Научить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа. Учить работать на заданном пространстве. |
13 | "Как розовые яблоки, на ветках снегири" (прямая пластилинография) | Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию. Продолжать расширять кругозор и знания детей о птицах. Развивать согласованность в работе обеих рук. |
ЯНВАРЬ. | ||
14 | "Зимний пейзаж" (Обратная пластилинография (витражная) ) | Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. |
15 | "Сказочный домик" (Модульная пластилинография) | Учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки. Научить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала. |
16 | "Дивная снежинка" (контурная пластилинография) | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Развивать интерес к процессу и результатам работы. |
ФЕВРАЛЬ | ||
17 | «Красивый павлин» (прямая пластилинография) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. |
18 | "Подарок папе" (прямая пластилинография) | Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии. Научить детей использовать в своей работе два приема– размазывания основы и вдавливания. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. |
19 | "Счастливый дельфин" (Мозаичная пластилинография) | Расширять представления детей о дельфинах. Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями между ладонями. Развивать изобразительную деятельность детей. |
20 | "Петушок - золотой гребешок" (прямая пластилинография) | Развивать умения передавать в работе характерные особенности внешнего вида петушка. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур. Формировать навыки самостоятельной работы. |
МАРТ | ||
21 | "Весенние цветы" (Обратная пластилинография (витражная) ) | Формировать интерес к окружающим нас цветам. Закрепить использовать прием - размазывания для изображения. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. |
22 | "Весна" (прямая пластилинография) | Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. |
23 | "Подарок маме" (прямая пластилинография) | Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Приветствуется фантазирование, творчество. |
24 | "Совушка - сова" (прямая пластилинография) | Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала. |
АПРЕЛЬ. | ||
25 | "Попугаи – птицы дивной красоты" (Мозаичная пластилинография) | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, закрепить навыки работы с пластилином: создание полу объёмных контуров и дальнейшего их заполнения исходным материалом для целостного восприятия объекта. Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно выбирать цвета. |
26 | "Цветочные деревья" (контурная пластилинография) | Учить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой. |
27 | "Мой щенок" (Мозаичная пластилинография) | Учить прорисовывать детали лица щенка, накладывая пластилин поверх основы. Учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх), чередуя Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных работ. |
28 | "Ромашка, ромашка белый лепесток" (прямая пластилинография) | Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Учить приему – размазывания из шарика.Воспитывать самостоятельность в выборе цвета материала. |
29 | Диагностика | Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
Приложение 3
Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:
Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.
Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким-то своим, только вам удобным и понятным, предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека.
Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Приложение 4
Организация рабочего места.
- Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты.
- Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.
- Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество.
- Очень важно при работе следить за осанкой детей.
- Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке.
- Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале.
- Подкладная доска должна лежать в специальной папке.
- Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
Приложение 5
Правила техники безопасности при работе с пластилином.
- Приобретать только качественный пластилин.
- Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
- Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
- Перед работой разогреть пластилин.
- Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
- Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
- После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
- По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.
- Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
- Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Огромную помощь в оборудовании центра оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
Приложение 6
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5
белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в
другой двумя способами:
1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом
размазывая их на поверхности.
2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном
шарике и используют.
- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более
тусклыми, пастельными.
При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового
качества.
Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоѐмкий, но очень интересный.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.
Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей
водой.
Приложение 7
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»
1. Твѐрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать
кипятком) .
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать
плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления
жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще
снять лишний пластилин) .
4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеѐнка, салфетка
для рук.
5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит
ее "жизнь".
6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина
пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные
способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или
фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные
минутки.
Приложение 8
Таблица оценки результативности работ детей (октябрь, апрель).
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
Таблица оценки результативности работ взрослых (начало, конец года).
Фамилия, имя родителя | Участие в совместном творчестве | Проявление интереса | Создание развивающей среды дома |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей младшего и среднего возраста
В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения , развивающая среда, список художественной литературы...
Вечер развлечений "Юные футболисты" для детей младшего и среднего возраста, для детей старшего и подготовительного возраста
Занятие или вечер развлечений по теме "Юные футболисты" направлено на совершенствование школы мяча (элементы игры в футбол). Может проводится с детьми как младшего, так и старшего возраста. Жела...
Сценарий новогоднего утренника для детей младшего и среднего возраста "Лесная полянка", сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Приключения у Новогодней ёлки"
Дети со Снегурочкой отправляются в лес искать Деда Мороза. В лесу на полянке они встречают гнома. он их провожает на полянку к Дедушке Морозу. сценарий для саршего возраста, Баба Яга заколдовывает Дед...
Инновационные технологии развития изобразительного тв-ва детей младшего и среднего школьного возраста.
Рассказ о художественной деятельности в детском саду....
Консультация для педагогов младшего и среднего дошкольного возраста "Игровая деятельность детей младшего и среднего возраста"
Выступление на педсовете...
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....