Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом. Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лего-конструирование в детском саду | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лего – это игровой феномен от латинского слова LEGO – собирать, конструировать. В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили дети всей планеты. Лего-конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.
Дети с помощью занятий Лего-конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Что дадут занятия:
- Знания о формах и деталях
- Развитие цветового восприятия
- Математическое и пространственное мышление
- Знания окружающего мира
- Формирование эстетического вкуса
- Умение определять форму тела и воспроизводить ее
На занятих по Лего – конструированию дети:
- Развивают моторику рук
- Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
- Получают математические знания о цвете, форме, пропорции, симметрии
- Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте
- Развивают внимание, память, мышление
- Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
- Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
- Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Лего-конструирование используют и в коррекционно - педагогической работе. Так, с его помощью значительно повышаются показатели у детей с задержкой речи и интеллектуального развития, а также проводится тестовая работа по выявлению личностных особенностей детей и их взаимодействия в пределах конкретного детского коллектива. Психокоррекция проблем общения со сверстниками, к примеру, также происходит при помощи лего–конструирования.
Моделирование логических отношений.
Цель – развитие элементов логического мышления.
Задачи:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:
- по образцу;
- по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DAKTA;
- по собственному замыслу.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам.
Упражнения на развитие логического мышления:
1.Классификция
«Чудесный мешочек». Каждому ребенку дается непрозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора DUPLO. На столе перед ним лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребенок сначала находит ее среди деталей на столе, а затем, не глядя в мешочек, достает оттуда такую же. Второй вариант игры – на столе перед ребенком нет деталей, педагог показывает всем деталь, которую надо найти. И третий вариант – педагог, не показывая, только называет необходимую деталь.
«Собери модель» Дети собирают модель из 3-4деталей под диктовку педагога. Используются только предлог «на», наречия «сверху» и «посередине». В старшей группе задание усложняется – модель собирается из большего числа элементов и при определении взаимного расположения деталей добавляются наречия: «слева», «справа», «поперек».
2. Развитие внимания и памяти
«Что изменилось?» Педагог собирает модель из 5-7 деталей, показывает ее детям в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель детям и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти» Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
3. Пространственное ориентирование
Педагог раздает детям большие платы и набор деталей конструктора. Затем диктует, куда поставить деталь определенной формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «середина левой стороны» и т.д.
4. Симметрия
Педагог раздает детям маленькие платы с набранной половиной узора, и они должны, соблюдая симметрию, набрать вторую половину узора. В старшем возрасте дети уже сами составляют симметричные узоры – можно изображать бабочек, цветы и т.д.
5. Логические закономерности
«Что лишнее?» Педагог показывает детям ряд деталей, выставленных на большой плате, и просит определить лишний элемент (по форме, по размеру или по цвету). В старшей возрастной группе добавляются задачи на нахождение пропущенной или лишней фигуры, вводятся дополнительные признаки: изменение положения, количество.
«Простые логические цепочки». Педагог раздает детям большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребята должны их продолжить.
«Что лишнее?» В старшей группе можно составлять ряды, в которых каждый элемент состоит из двух деталей конструктора.
Упражнения на продолжение ряда. Педагог раздает детям набор деталей, затем показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а дети должны продолжить ее. С возрастом задания усложняются: используются два признака – цвет + форма, цвет + поворот; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется один признак; каждый элемент ряда состоит из двух деталей и используется два признака.
6.Комбинаторика (со старшей группы)
Упражнение «Светофор». Педагог раздает детям кирпичики трех цветов и предлагает посоревноваться – кто больше составит различных светофоров. После выявления победителя воспитатель демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.
Упражнение «Составь флаги». Педагог раздает детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трех синих или двух красных и двух синих.
7.Множества (со старшей группы)
Классификация по одному свойству. Посредством такого рода упражнений формируются понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», совершенствуется классификация по одному свойству. Педагог раздает детям наборы деталей и большие платы, на которых выделяет ниткой в середине замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так, чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
Чтобы увеличить признаки классификации, можно раздавать детям фигуры, состоящие из двух деталей.
Моделирование объектов реального мира.
Цель – развитие способности детей к наглядному моделированию.
Задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме.
- Ознакомление с окружающей действительностью.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DAKTA.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Дети младшей группы только приобретают элементарные навыки конструирования. Они строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ограды, ворота, машины, домики. Дети упражняются в распознавании цвета, счете, закрепляют понятия: «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый».
Основой для занятий в средней группе может быть сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, и создание моделей героев уже известных сказок, а затем использование их в играх-драматизациях, и сочинение своих сказочных историй.
Содержание занятий может быть следующим: моделирование фигур людей; моделирование фигур животных и птиц по карточкам, по образцу, с опорой на рисунки, по замыслу; моделирование простейших самолетов, вертолетов и машин; моделирование сказочного средства передвижения; моделирование персонажей сказок «Колобок», «Зайкина избушка» и т.д.
В старшей группе занятия постепенно усложняются. Добавляется конструирование по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. Можно познакомить детей с более мелким конструктором LEGO DACTA.
Содержание занятий может быть следующим: моделирование зверей по рисункам; моделирование фигуры человека; постройка моделей наземного, водного и воздушного транспорта; конструирование дома по собственному замыслу, строительство дома с заданными параметрами; конструирование теремка; моделирование персонажей сказки «Теремок» и т.д.
В конструировании из LEGO DACTA можно использовать карточки, прилагаемые к набору.
В подготовительной группе продолжается работа с мелким конструктором. Главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу.
Содержание занятий может быть следующим: моделирование животных, рыб, птиц, динозавров; создание модели любимого сказочного героя, робота; конструирование вертолетов, космических кораблей, самолета, военного корабля, машины будущего; конструирование терема по замыслу и т.д.
Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом.
Литература:
1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 г.
2. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO
Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...
"Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO"
В этой статье раскрывается значимость конструктивной деятельности для развития мыслительных процессов дошкольников...
Развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений между объектами
Данная презентация раскрывает тему развития у детей способности к моделированию пространственных отношений по возрастам в дошкольном образовательном учреждении. “Ориентировка в пространстве...
Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора «ЛЕГО»
Лего -технологии значимы в свете внедрения ФГОС, так как:-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;-п...
Консультация для педагогов на тему: «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO».
Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO DUPLO имеет большое значение для развития детского воображения и умственного развития в целом. Дети с по...
Практическое пособие «ШЕСТЕРЁНКИ» для педагогов ДОУ по использованию технических сказок в развитии способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO
Ведущая педагогическая идея практического пособия состоит в оказании практической помощи педагогам дошкольных организаций для методически грамотного использования авторских технических сказок в развит...
Консультация для педагогов "Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Фанкластик"
В настоящее время конструирование прочно входит в образовательную практику дошкольного образования. Для формирования инженерного мышления подрастающего поколения создан российский инновационный трехме...