"Цикл непосредственно образовательной деятельности по художественному труду".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Бурак Анна Павловна

Цикл НОД по художественному труду для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 9 «Сказка»  города  Лесосибирска»

Цикл непосредственно образовательной деятельности  по художественному труду

для детей старшего дошкольного возраста

                                       

           

                                         

                                    Автор-составитель:

                                                                    Чернушич Анна Павловна

                                                             воспитатель МБДОУ

                                                                     «Детский сад №9 «Сказка»

Цикл непосредственно образовательной деятельности  по художественному труду для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Ослик Иа - Иа»

Программное содержание:

  • конструировать изделия из спичек, используя приём наложения на готовую форму;
  • приобщать к изготовлению поделок из разного материала;
  • формировать знания о технике безопасности при работе со спичками;
  • воспитывать интерес к ручному труду.

Материалы:

  • картон;
  • шаблон;
  • пластилин;
  • спички, сухие веточки;
  • листья.

Предшествующая работа:

  • игра «Чудесный мешочек», беседа «Правила обращения со спичками», плакаты «Осторожно! Спички  - не игрушка»

                                       

Ход:

                (у воспитателя в руках «Чудесный мешочек»)

Воспитатель:  Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, что лежит в «Чудесном мешочке».

                                    Сер, но не волк,

                                    Четыре ноги, но не корова,

                                    Уши длинные, но не заяц,

                                    Есть копыта, но не конь,

                                    Мал, но силён.

(ослик)

                    (воспитатель достаёт ослика из мешка)

Воспитатель:  Расскажите про ослика, какой он?

                                 (ответы детей)

- В каких сказках встречается ослик?

                              (сказка про Винни-Пуха)

- А почему в сказке про Винни-Пуха, ослик Иа такой грустный?

                                (ответы детей)

- А давайте сделаем друзей ослику, чтобы он не скучал один? Но, сначала, отгадайте, из чего мы будем делать осликов? Послушайте загадку:

                                 Это тесный-тесный дом:

                                 Сто сестричек жмутся в нём.

                                 И любая из сестёр –

                                 Может вспыхнуть, как костёр!

                                 Не шути с сестричками,

                                 Тоненькими…..(спичками).

                 (воспитатель достаёт ослика из мешка)

Воспитатель:  Правильно, играть со спичками нельзя! Но поделку из спичек изготовить сможем.

               (воспитатель демонстрирует образец изделия)

- Рассмотрите внимательно, что нам понадобится для изготовления такого ослика?

              (картон, шаблон, спички, сухие веточки, листья)

- Как вы думаете, с чего начнём работу?

                  (предложения детей по этапам изготовления поделки)

- А сейчас немного отдохнём.

                                      Физкультминутка

                       Мы устали, засиделись,

                       Нам размяться захотелось.

           (одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

                       То на стену посмотрели,

                       То в окошко поглядели.

                       Вправо, влево поворот.

                             (повороты корпусом)

                       Приседанья начинаем,

                       Ноги до конца сгибаем.

                       Вверх и вниз, вверх и вниз

                       Приседать не торопись

                              (приседания)

                       И в последний раз присели,

                       А теперь на место сели.

Воспитатель:  Итак, приступаем к работе.

  • Обводим шаблон ослика.
  • Тонким слоем покрываем ослика пластилином.
  • Аккуратно на пластилин выкладываем спички, плотно друг к другу и хорошо прижимаем.
  • Украшаем поделку сухими веточками, листьями.

(организуется выставка детских работ; звучит весёлая музыка)

Воспитатель:  Вы, ребята, молодцы! Наш ослик больше грустить не будет. У него теперь много хороших и добрых друзей.

Тема: «Грузовик»

Программное содержание:

  • познакомить с техникой «объёмное моделирование из геометрических форм»;
  • закреплять знания о грузовом транспорте;
  • планировать последовательность создания поделки;
  • воспитывать интерес к ручному труду.

Материалы:

  • цветной ящик;
  • образец изделия - грузовик;
  • машинки;
  • клей, кисточки;
  • цветная бумага;
  • раздаточный материал: спичечные коробки.

Предшествующая работа:

  • знакомство с различными видами грузового транспорта, его практическим назначением, СРИ «Шофёры».

                                       

Ход:

Перед детьми «цветной ящик», внутри которого находится «грузовик» - образец изделия.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что находится в этом ящике?

                             Была телега у меня

                             Да только не было коня.

                             И вдруг она заржала,

                             Заржала – побежала.

(грузовик)

(воспитатель достаёт образец, ставит в один ряд с игрушечными машинами)

Воспитатель:  Ребята, чем грузовики отличаются от других машин?

(ответы детей)

- Для чего нужны грузовые машины?

(ответы детей)

- Кто управляет машинами?

(шофёры, водители)

                           Шуршат по дорогам

                           Весёлые шины,

                           Спешат по дорогам

                           Машины, машины…

                           А в кузове  важные,

                           Срочные грузы:

                           Цемент и железо,

                            Изюм и арбузы.

                            Работа шофёров

                            Трудна и сложна,

                            Так как она людям

                            Повсюду нужна.

И. Исаев

(воспитатель демонстрирует  образец изделия)

                        Вот машина здесь стоит,

                        У неё отличный вид.

                        Но обидно мне до слёз,

                        Забыл, сколько у неё колёс?

(четыре)

                        Вот кабина мне видна,

                        Сколько здесь кабин?

(одна)

                        Пассажиры есть в кабине.

                        Сколько их, не знаю я.

                        Посчитайте и скажите,

                        Сколько их всего, друзья?

(два)

Воспитатель:  Из чего сделан этот грузовик?

(из спичечных коробков)

- Как соединены между собой коробки?

(склеены)

Сколько коробков нужно для изготовления такой машины?

(три)

Воспитатель показывает способ изготовления машины

                                      Физкультминутка

                       Дети едут на машине

(ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего)

                      Смотрят на дорогу –

                      Слева – постовой стоит,

                      Справа – светофор горит.

(повороты туловища влево – вправо)

Воспитатель:  Ребята, давайте мы с вами сделаем такие грузовики?

(дети делают машины, оформляют их самостоятельно; обмениваются мнениями)

Воспитатель:  Машины получились у всех хорошие, разные. Теперь самое время поиграть.

(выставляется заранее подготовленная дорога для СРИ «Шофёры» и конструктор для построек)

Тема: «Зайцы белые сидят»

Программное содержание:

  • продолжить знакомство  с техникой оригами;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, конструктивное мышление, творческое воображение;
  • воспитывать усидчивость, сосредоточенность.

Материалы:

  • изображение зайца;
  • квадраты белой бумаги на каждого ребёнка (7-7);
  • клей;
  • клеевые кисточки;
  • ножницы;
  • вата;
  • зимнее панно с ёлками;

Предшествующая работа:

  • рассматривание иллюстраций, чтение сказок о зайцах.

                                       

Ход:

Воспитатель читает загадку.

Загадка:       Что за зверь лесной

                       Встал как столбик под сосной?

                       И стоит среди травы,

                       Уши больше головы?

                                                           (заяц)

Дети рассматривают  изображение зайчика.

Воспитатель:

 - Какие внешние особенности у зайцев?

 - Какими внутренними качествами обладают зайцы?

 - Где они живут? Чем питаются?

 - Есть враги у зайцев? Какие?

Ответы детей.

У косого нет берлоги,

                                                Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

                                                А от голода – кора.

                                                                                   Н. Нищева

Воспитатель: Ребята, в каких сказках встречается заяц? Давайте сегодня сделаем  зайчиков и сочиним о них новые сказки? Но, прежде чем приступить к работе, мы превратимся в зайчиков и немного поиграем.    

Физкультминутка

(дети выполняют движения по тексту)

                                Зайцы скачут:

                                Скок, скок, скок!

                                Да на беленький снежок.

                                Приседают, слушают,

                                Не идёт ли волк.

                                Раз – согнуться, разогнуться,

                                Два – нагнуться, потянуться,

                                Три – в ладоши три хлопка,

                                Головою три кивка.

Рассматривание образца изделия.

Воспитатель: Для того чтобы сделать зайчика нужно:

  • согнуть квадрат по диагонали (Рис. 1);
  • полученный треугольник согнуть пополам (Рис. 1);
  • развернуть поделку, чтобы раскрывающие стороны были сверху;
  • сделать надрез (Рис. 2);
  • отогнуть полученные треугольники в разные стороны (Рис. 3);
  • приклеить хвостик (вату), нарисовать глаза.

Самостоятельная работа детей;  готовых зайчиков помещают на панно с ёлками. Дети придумывают сказки.


Тема: «Подарок маме»

Программное содержание:

  • формировать навыки изготовления открытки с объемной аппликацией;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать интерес к ручному труду, уважение к маме.

Материалы:

  • аудиозапись песен;
  • силуэтная заготовка восьмерки (на каждого ребенка);
  • полоски цветной гофрированной бумаги;
  • квадратики из бумаги зеленого цвета (2*2см);
  • клей, кисти для клея, салфетки.

Предшествующая работа:

  • беседа с детьми о предстоящем празднике 8 Марта.

                                       

Ход

Звучит аудиозапись песни «Рядом мама» (слова А. Кондратьева, музыка В. Елинека)

Воспитатель: Ребята, какой приближается праздник?

Воспитатель читает стихотворение Н. А. Выготского «Каждый по-своему маму поздравит…»

Каждый по-своему

Маму поздравит,

Слушайте, слушайте как:

Му-у – телята,

Пи-и – мышата,

А поросята вот так: хрю-хрю!

Каждый по-своему

Маму поздравит,

Слушайте, слушайте как:

Бе-бе – барашки,

Чив-чирик – пташки,

А медвежата вот так: у-у-ух!

Каждый по-своему

Маму поздравит,

Слушайте, слушайте как:

Мяу – котята,

Вау – щенята,

А жеребята вот так: и-гого!

Милую мамочку

Все мы поздравим,

Песню споем про нее,

Скажем, что очень,

Скажем, что очень,

Очень мы любим ее!

Воспитатель: 8 Марта –  женский праздник. В этот день все бережно и внимательно относятся к женщинам. Так относиться к женщинам нужно в любой день, а в праздничный – делать только подарки.

- Ребята, а что можно подарить маме в такой праздник? Давайте сделаем для наших мамочек открытку.

Рассматривание образца.

Последовательность выполнения работы:

  • сложите зеленый бумажный квадрат пополам;
  • карандашом нарисуйте на половине квадрата силуэт половины цветка;
  • не разворачивая квадрат, вырежьте силуэт по контуру – получится цветок;
  • по краю силуэтной заготовки восьмерки разложите зеленые бумажные цветы, закрепите клеем;
  • полоски цветной гофрированной бумаги сложите пополам по горизонтали;
  • сверните гофрированные полоски в плотную трубочку;
  • возьмите трубочку за верхний и нижний края и сожмите ее: верхняя часть распушится и заготовка будет похожа на розу;
  • подготовленные цветные розы закрепите клеем внутри восьмерки.

Воспитатель: А кто поможет сделать открытку? Конечно же наши руки.

Физкультминутка

«Вот помощники мои»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз-два-три-четыре-пять,

Не сидится им опять.

Постучали,

Повертели,

И работать захотели.

Поработали немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали,

Повертели,

И опять обратно в путь.

Смотрим на раскрытые ладони.

Потираем руками.

Хлопаем в ладоши.

Встряхиваем кистями.

Стучим по столу.

Круговые движения кистью.

Потираем руками.

Хлопаем в ладоши.

Сложим ладони вместе.

Стучим по столу.

Круговые движения кистью.

Хлопаем в ладоши.

 Воспитатель: Вот, теперь наши руки готовы нам помочь.

Самостоятельная работа детей по изготовлению открытки, во время работы звучит аудиозапись песни «Кто нас крепко любит» (слова и музыка И. Арсеева)

По окончании работы воспитатель устраивает выставку открыток, в день праздника дети дарят их мамам.


Тема: «Тюльпаны, нарциссы в вазе»

Программное содержание:

  • продолжать знакомство с  конструированием изделий из бумаги;
  • формировать умение складывать бумагу «гармошкой»;
  • совершенствовать навыки работы с ножницами;
  • уточнить и расширить представление о первых цветах весны;
  • воспитывать заботливое отношение к природе.

Материалы:

  • аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
  • цветной картон;
  • тонкая белая бумага;
  • прямоугольники из желтой бумаги (1*2см);
  • прямоугольники из цветной бумаги (3*6см);
  • прямоугольники из картона (5*10см);
  • полоски зеленой бумаги;
  • клей;
  • клеевые кисточки;
  • ножницы.

Предшествующая работа:

  • беседа с детьми о признаках весны, о первых весенних цветах.

                                       

Ход

Звучит аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского

Воспитатель: Ребята, что происходит с природой с наступлением весны? Как она пробуждается?

Ответы детей

Воспитатель: А давайте пойдем с вами на полянку, превратимся в цветочки. Почувствуем с вами, как пробуждаются цветы с наступлением весны.

Гимнастика

«Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

- Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку,

Да притопни ножкой

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колено)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете? Зачем нужны цветы? Вы видели, какие красивые цветы расцвели у нас на газонах?

Ответы детей.

- А можем ли мы с вами сейчас выйти на улицу и сорвать по цветочку? Почему нельзя?

Воспитатель читает стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Н. И. Агеев

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы поднять настроение, давайте поступим вот как: сделаем тюльпаны и нарциссы из бумаги и поставим их в вазу. В нашу группу сразу придет весеннее настроение.

Рассматривание и анализ образца изделия.

Тюльпаны:

  • из цветного прямоугольника бумаги складываем «гармошку»;
  • на цветную сторону намазываем клеем и крепко прижимаем – получаем книжечку (рис. 1);
  • корешок книжечки – слева;
  • правый нижний угол закругляем, а вверху вырезаем флажок (рис. 2,3).

Нарциссы:

  • из белой бумаги вырезаем круг, складываем пополам три раза (рис. 1, 2, 3);
  • правый нижний угол закругляем до середины правой стороны заготовки (рис. 4);
  • тычинки: прямоугольник желтой бумаги оборачиваем вокруг указательного пальца (рис. 5, 6);
  • выступающую над пальцем часть бумаги закручиваем как конфетку (рис. 7);
  • не снимая с пальца, намазываем эту часть клеем и наклеиваем на середину цветка.

Сборка изделия:

  • из цветного картона вырезаем вазу свободной формы;
  • составляем композицию на картоне;
  • приклеиваем стебельки, цветы, вазу.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и давайте попробуем почувствовать аромат весенних цветов.

Устраивается выставка детских работ.

Тема: «Люблю берёзку русскую…»

Коллективная работа

Программное содержание:

  • закрепить технику «витая спираль»;
  • закрепить умение работать коллективно;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Материалы:

  • аудиозапись русской народной песни «Во поле березка стояла…»;
  • иллюстрации с изображением берез в разное время года;
  • готовые стволы берез из картона;
  • полоски бумаги зеленого цвета (ширина 1см, длина произвольная);
  • клей, карандаши;
  • клеевые кисточки;
  • ножницы.

Предшествующая работа:

  • наблюдение за березой на участке и за появившимися листиками.

                                       

Ход

Воспитатель читает стихотворение

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчиках, 
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
Снарядными  оплечьями, 
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую, 
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено, 
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнется, да не ломится!
               ( Александр Прокофьев)

Дети рассматривают иллюстрации с изображением берез.

Воспитатель:  Ребята, разложите иллюстрации от зимы до осени.

- Какая березка была зимой?

- Какая стала весной? Летом? Осенью?

- А какое у нас сейчас время года? Правильно, весна. Но вот мои березки еще голые (показ стволов берез из картона). Давайте поможем березкам одеть свой красивый зеленый наряд.

Описание работы:

  • на столах находятся полоски зеленой бумаги и карандаши;
  • каждую полоску накручиваем на карандаш плотно друг к другу;
  • аккуратно вынуть карандаш из спирали;
  • получается пушистая нарядная веточка для березы.

Воспитатель: Работать будем группами. Каждая группа изготовит свою березку. Но прежде чем начать работу давайте мы превратимся с вами в деревья.

Физкультминутка

«Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле!

(потягивание руки в стороны)

Каждая старается

К небу, к солнцу тянется

(потягивание рук вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки

(машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли

(наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет

(наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их кружит

Да когда же отдых будет?

(вращение туловищем)

Воспитатель: А теперь приступаем к украшению березок.

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы дети водят хороводы вокруг своих березок под русскую народную песню «Во поле березка стояла…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду "Три арбузных семечка" для детей старшего дошкольного возраста

Материал для педагогов и родителей. Предназначен для знакомства детей с нетрадиционным использование крыжек для художественного труда....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному труду в подготовительной группе "Рыбки играют, рыбки сверкают"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному труду в подготовительной группе "Рыбки играют, рыбки сверкают" разработан на основе программы "Цветные ладошки&q...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному труду "Легендарный так Победы"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение«Гимназия им. Н.В. Пушкова» (дошкольное отделение №2)            Конспект...

Цикл непосредственной образовательной деятельности по Художественно – эстетической деятельности «Портрет природы»

Цикл непосредственной образовательной деятельностипо Художественно – эстетической деятельности «Портрет природы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» во второй младшей группе. Тема: Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому  развитию» во второй младшей группе.Тема: Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»....