Конспект мастер – класса для воспитателей «Новогодняя Ёлочка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему

Брежнева Алена Григорьевна

Конспект мастер- класса для воспитателей  «Новогодняя Ёлочка».

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать применение народного творчества в работе с детьми, умение работать в коллективе; раскрыть творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель подготовительной группы «Капелька» Брежнева А.Г.

12.12.13 г.

Конспект мастер – класса для воспитателей  «Новогодняя Ёлочка»

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать применение народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрыть творческий потенциал.

Задача: побуждать к творчеству, совершенствовать эстетическое восприятие образа, импровизации.

Материалы: картонный конус, клей ПВА, кисти для клея, ножницы, шерстяные нитки (2-3 цвета), бусины, бисер, ленты, пуговицы и прочий подручный материал.

Из истории елочной игрушки.

Все имеет свою историю. Традиционно ель на Руси не являлась добрым символом. У древних славян ель символизировала смерть.  Среди православных ель пользовалась недоброй славой, как прибежище нечистой силы: «Венчали вкруг ели, а черти пели». Выражение «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханием. Рождественский символ в средневековой Руси был иной: раньше под Рождество делали «вертеп», композицию на фоне пещеры из фигурок Младенца Иисуса, Его Родителей, также иногда вола, осла и пастухов — наглядное напоминание о духовном смысле праздника для детворы. А дом украшали ветвями слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким расчётом, чтобы они распустились к Рождеству. Публичная ёлка  была устроена только в 1852 году.

 И новогодние игрушки имеют свою историю.. История появления елочных украшений интересна и занимательна. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. Повальная мода на украшения елок появилась в первой половине XVI века.
Тогда украшали практически также, как и сейчас. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты.
С  XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще  фигурки феи, ангелы и т.п. Серебряные звездочки, цветы, а также мишура появились. А позже в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. Технология постоянно совершенствовалась и стеклодувы могли создавать совершенно любые игрушки – птичек, рыбок, гроздья винограда и т.п.

Большое  значение для развития ребенка имеет дидактическая игрушка. Занимаясь с ребенком мы стимулируем развитие его мелкой моторики, логики, мышления, развитие речи и математических  способностей. Благодаря этим занятиям ребенок быстрее учится, познает мир. Руки у маленьких детей не ловкие. Брать предметы и класть, завязывать, продевать для них не просто. Поэтому такие задания  как завязать, прикрепить, прижать плотно один к другому, провести по лабиринту, способствует развитию мелких кистей рук. А это важно для развития речи и овладения ребенком письмом. Умение различать оттенки и цвета  развивают не только зрение, но и вырабатывают навыки классификации, помогают понять более сложные задания. Дидактическая игрушка способствует развитию фантазии и воображению. С одной стороны ребенок выполняет четкое задание, с другой – имеет простор для фантазии. Ребенок может самостоятельно придумывать наряд елки, последовательность украшений. Для развития речи. Ребенок придумывает сказку, комментирует свои действия во время игры: завязывает бант, шнурует, прикрепляет кнопки, играет в лабиринт, одевает на петельки, ищет грибочки, считает, сравнивает размер украшений по величине, цвету, свойствам материала, форме предмета.

Основной материал –нитки. Елочные украшения лучше использовать из разной фактуры для развития тактильных ощущений. Акцент сделан на мелкую моторику и сенсорику. Развивающие элементы: банты, шнуровка, кнопки, пуговицы, мелкие шарики.

Дидактическая игрушка «Елочка»

Цель:  познакомить с различными свойствами используемых материалов, развивать воображение, логическое мышление, речь, математические способности. Развивать мелкую моторику рук.

Задача: обогащать творческий потенциал, активизировать механизмы самовыражения,               импровизации.

Оборудование: сбор подручного материала: бисер, пуговицы разных размеров, форм, цвета; нитки; обрезки ткани разной фактуры; ленты разных цветов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций новогодней ёлки.
Этапы работы:

  1. Из картона вырезаем окружность, затем делаем надрез до центра, после чего склеиваем таким образом, чтобы получился конус. Это будет форма изделия, «крона» нашей елки. Для детей младшего и среднего возраста используем заранее приготовленные конусы.
  2. У основания конуса делаем небольшой надрез, чтобы закрепить нить, после чего конус намазываем клеем и аккуратно наматываем нить снизу вверх по спирали. Для детей старшего возраста можно использовать нить 2-3 цветов, последовательно.
  3. Украшаем ёлку бусинами разного размера и цвета, лентами, пуговицами  и прочим подручным материалом, приклеивая к конусу.
  4. Оставляем елку сушиться на 2-3 часа пока клей полностью не высохнет.

Приложение

«Новогодняя ёлочка»

1.Загадки

По округе славится

Зелёная красавица.

Сарафан- как колокол,

По земле да волоком,

Шапочка с опушкой,

С острою макушкой. (Ель).


Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки 
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

2.Чистоговорки

-Ла – ла – ла,  ла- -ла- -ла  - наша елочка мала,

 ло- -ло- -ло, ло- -ло- ло – елочке у нас тепло

-У зеленой ели ветки поседели

-У ёлки иголки колки.

-Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

-Есть у ёжика и ёлки очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж совершенно не похож.

-Маленькой ёлочке холодно зимой,

Из лесу ёлочку взяли мы домой.

-Берём же скорей иголки и клей,

Приклеим к листочку иголочки

От зелёной колючей ёлочки.

-Сидит еж у елки, у ежа иголки

3.Пальчиковая гимнастика

«Елочка»

  Перед нами елочка:

 

  Шишечки, иголочки.

 

  Шарики, фонарики,

  Зайчики и свечки,

  Звезды, человечки.

  Пальцы рук сплетены, из

  больших пальцев – верхушка

  «елочки».

  Кулачки, указательные пальчики

  выставлены.

  «Шарики» из пальцев вверх, вниз

  «Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены,  

 пальцы сжаты.

 Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

 

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

«Новый год».

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

Загибаем по одному пальчику на обеих руках

Пальчики шагают.

Скрещиваем пальчики ладоней,

Показывая круг, шагая пальчиками

Кулачок-ладошка

Загибаем по одному пальчику на обеих руках

Поглаживаем «бороду»

«Рисуем в воздухе круг»

Показываем пальцы обеих ладоней

Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего

4.Дидактическая игра «Доскажи словечко» :

  Есть одна игра для вас:

  я начну стихи сейчас.

  Я начну, а вы кончайте!

  Хором дружно отвечайте.

  На дворе снежок идет,

  скоро праздник…

— Новый год!

  Мягко светятся иголки,

  хвойный дух идет …

— От елки!

  Ветви слабо шелестят,

  бусы яркие…

— Блестят!

  И качаются игрушки -

  флаги, звездочки, …

— Хлопушки!

  Нити пестрой мишуры,

  колокольчики…

— Шары!

  Рыбок хрупкие фигурки,

  Птицы, лыжницы,…

— Снегурки!

  Белоус и краснонос

  Под ветвями …

— Дед Мороз!

  Ну а елка, просто диво!

  Как нарядна, как …

— Красива!

  Вот огни зажглись на ней,

  Сотни крошечных …

— Огней!

  Двери настежь, точно в сказке,

  Хоровод несется в…

— В пляске!

  И над этим хороводом

  Говор, песни, звонкий смех…

  Поздравляю с…

— Новым годом!

  С новым счастьем сразу…

— Всех!

Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»

Новогодняя ёлка, она какая?  (красивая, блестящая, праздничная, пушистая, зелёная, живая, искусственная, нарядная, стройная, маленькая, колючая).

Придумайте, как можно назвать ёлку? (елка- красавица, ёлка – модница

Дидактическая игра «Что делает?»

Что для нас делает ёлка? Она для нас …(блестит, сверкает, горит, наряжается, благоухает, веселит).

Однокоренные слова:
В каких словах живет слово «ель»? (ёлка, ёлочка, ельник, еловая шишка, ёлочные игрушки)

Дидактическое упражнение «Один-много»:

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.  

5.Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Конфетная ёлочка»»

План-конспект мастер-класса. Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями «Конфетная ёлочка»» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна...

Конспект мастер-класса для родителей на тему «Почему ёлочка загрустила?»

Возраст: вторая младшая группаУчастники: дети, родители, педагоги группы.Цель: привлекать родителей к совместному сотворчеству с детьми, создать предновогоднее настроение в процессе изготовления игруш...

Мастер класс среди воспитателей "Новогодние вытынанки"

Праздничная атмосфера[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27215255","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27215260","attribut...

Конспект мастер-класса по изготовлению « Ёлочки из ниток и клея своими руками»

Новый год – любимый сказочный праздник всех детей и взрослых. Самое главное украшение дома – это ёлка. Красивая и нарядная ёлочка из ниток для такого случая придётся как нельзя к...

Мастер-класс для воспитателей «Новогодние поделки: снежинка и елочка»

Мастер-класс для воспитателей«Новогодние поделки: снежинка и елочка»...

Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию (рисованию) с использованием нетрадиционных технологий «Ёлочка для зайчика»

Мастер-класса по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных технологий, а именно воздушно-пузырьковой плёнки. Разработан для детей средней группы и их родителей....