Конструирование из счетных палочек
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конструирование из счетных палочек
Способов развития мелкой моторики множество, наша работа посвящена рассмотрению и иллюстрированию конструирования из счётных палочек. Задания со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием «симметрия».
Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Можно предложить детям следующие задания: сосчитай палочки, из которых составлена фигура. Если фигура составлена из цветных палочек, попросить сосчитать палочки каждого цвета, уголки у фигур, самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания нужно объяснять ребёнку как называется фигура, как её сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками, для зрительного и слухового восприятия.
Наша работа направлена на решение следующих задач:
• развитие сенсорных способностей детей;
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительного восприятия;
• развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
• тренировка внимания, воображения, памяти, мышления детей;
• развитие связной речи.
Младший возраст.
Дошкольникам этого возраста взамен счётным палочкам, можно предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети собирают из палочек несложные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, изображения несложных предметов (забор, гриб, ёлочка). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Средний дошкольный возраст.
Изображения, предлагаемые детям усложняются, состоят из двух-трёх частей. Это может быть рыбка, бабочка, самолёт. Лучше выдавать цветные счётные палочки. Перед выполнением обсуждается, как составить предлагаемую фигуру. Анализируются и рассматриваются фигуры детей.
Старший дошкольный возраст.
Предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети в состоянии выполнять самостоятельные задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются четкие движения рук и пальцев. Обязательное условие анализ результатов деятельности. В этом возрасте задавать задания из определенного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию.
Подготовка дошкольников шестилетнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Руки становятся более ловкими, дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображений, придумывают и выкладывают различные фигуры: люди, фигуры, растения, машины.
Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включать в упражнение можно выкладывание изученных букв, что формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.
Счетные палочки – отличный материал для знакомства с геометрическими фигурами, ведь с их помощью можно легко и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем отличаются разные фигуры друг от друга, а также это отличный материал для развития сенсорных способностей. С их помощью развивается мелкая моторика, закрепляются цвета и умение их классифицировать.
Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изодеятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате плоскостного конструирования ребенок создает образ. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.
Конструирование (и в частности конструирование из счётных палочек) непосредственно направлено на развитие речи.
Конструирование способствует:
-развитию связной речи
- развитию познавательной активности детей;
- развитию зрительно-пространственной ориентации
- повышению мотивации;
- снижению нагрузки на детей.
Развитие связной речи детей будет осуществляться через обучение составлению рассказа – описания в процессе конструирования.
Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Нужно помнить, что игра со счётными палочками – это не только увлекательное занятие, которое способствует развитию мышления, пространственной ориентировки, но и возможность доставить детям удовольствие, вызвать у них положительные эмоции!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие математических способностей дошкольника через конструирование из счетных палочек"
Как правильно заниматься с ребенком математикой?...
Конструирование из счетных палочек.
Игры со счетными палочками - это очень интересное и занимательное занятие для дошкольников. В процессе игр у детей развивается мелкая моторика рук, пространственное восприятие, фантазия, воображение, ...
Конструирование "Волшебные счетные палочки"
Будут развиваться пальцы рук, а значит, будут развиваться речь и мышление ребенка. https://nsportal.ru/albom/2019/05/27/cherdantseva-anastasiya-aleksandrovna/konstruirovanie-volshebnye-schetnye-...
Презентация "Конструирование из счетных палочек. (по занимательным заданиям Михайловой З. А.)" Материал к проекту "Космик""
Презентация помогает детям осознанно выполнять занимательные задания (автор Михайлова З. А.). Сначала детям предлагается подумать над заданием самостоятельно, выполнить его, а потом показватся на мони...
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...
Буклет «Конструирование из счетных палочек»
Счетные палочки -чрезвычайно простой и доступный материал для конструирования. Они удобно упакованы, занимают мало места и их можно не только считать. Сегодня мы с вами займемся конструированием из сч...