Тема: «Случай в лесу»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Пузанова Ольга Николаевна

Сценарий активизирующего общения для организации непосредственной образовательной деятельности

по направлению «художественно-эстетическое развитие» в части «конструированию из строительного материала»

 в средней группе для детей с нарушениями зрения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_aktiviziruyushchego_obucheniya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

--

Муниципальное  казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

«Начальная  школа – детский сад IV вида № 144»

Сценарий активизирующего общения для организации непосредственной образовательной деятельности

по направлению «художественно-эстетическое развитие» в части «конструированию из строительного материала»

 в средней группе для детей с нарушениями зрения

Тема:

«Случай в лесу»

Составила:

Пузанова Ольга Николаевна 

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Дзержинск.

2015г.

Цель: формирование у детей умения анализировать конструктивные и графические модели.

Задачи:

          Образовательные:

  1. Учить выделять и называть основные части моста (опора, перекрытие, пролёт, спуск/подъём), их пространственное расположение относительно друг друга.
  2. Продолжать учить детей «читать» графическую модель, сравнивать её с конструктивной моделью.
  3. Совершенствоватьумение выделять и правильно называть строительные  детали, из которых состоят части моста, устанавливать их  пространственное  расположение. Закреплять в речи их названия: куб, призма, брусок, пластина.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать и поддерживать интерес к конструктивной деятельности,

побуждать к поиску своих способов создания моста на основе самостоятельного изменения отдельных частей постройки.

  1. Развивать конструктивное мышление, зрительное восприятие, мелкую

моторику, развивать функции зрительного контроля за движениями рук.

  1. Способствовать проявлению творческого воображения.

     Воспитательные:

  1. Воспитывать отзывчивость, сочувствие, желание помочь игровым персонажам.
  2. Воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое до конца,

Методы и приёмы:

  • Создание игровой проблемной ситуации.
  • Использование конструктивных и графических моделей
  • Элементы поисковой деятельности, практические действия.
  • Вопросы к детям (активизирующие, уточняющие, наводящие, поисковогохарактера).
  • Использование художественного слова.
  • Индивидуальная помощь детям, поощрение.
  • Положительная оценка деятельность детей.

Индивидуальная работа:

Карина – помочь закончить работу одновременно с другими детьми.

Дифференцированный подход:

1.По состоянию функции зрения

  • С остротой зрения от 0,1 до 0.4 – первый стол, предоставление индивидуальной графическая модель.
  • Окклюзия на правый глаз – слева от воспитателя.
  • Окклюзия на левый глаз – справа от воспитателя.

2.По уровню сформированности навыков конструирования

  • Предусмотреть дополнительный строительный материал для постройки моста с 3-мя опорами /усложнение/.
  • Предусмотреть материал для детализации готовой постройки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

Конструктивные и графические модели.

Набор игрушек: «лесные жители».

Макет  «Лесная поляна».

Колокольчик.

Метки на столах и стульях, изображение «ручейка» на столах.

Раздаточный:

Наборы деревянного конструктора , состоящего из пластин, кубов, брусков, призм.

Игрушки – «лесные жители» (медведь, лиса, волк, белка, заяц, ёж).

Индивидуальная графическая схема.

Разноцветные флажки на устойчивой подставке для детализации постройки.

Пропедевтическая работа:  

  • Рассматривание иллюстраций с изображением мостов.
  • Экскурсия (с родителями)  по мостам.
  • Обследование строительного материала (куб, цилиндр, призма, пластина, брусок) зрительно, на ощупь. Использование Д/и. «Чудесный мешочек»; « Найди по описанию»; « Что изменилось?» и др.
  • Индивидуальная работа  с детьми по освоению анализа

 конструктивных моделей: «Составь предмет», «Собери по образцу».

  • Работа по обучению детей чтению графических моделей:

- зарисовка контурных изображений отдельных строительных

 деталей*

  • Индивидуальная работа с детьми по закреплению названия строительного материала д/и «Коробка сюрпризов», «Геометрическая мозаика», «На что это похоже?».
  • Совместные игры с большим напольным строителем, с модулями.
  • Чтение стихов про детали строительного  материала, мосты; отгадывание загадок; чтение произведений  В. Сутеева, Д. Дмитриева «Сколько на свете добрых дел!», «Приключения на плоту» В.В. Капнинский.
  • Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и труде.
  • НОД по конструированию на другие темы (дома, гаражи, транспорт).
  • Самостоятельные конструктивные игры.

________________________________________________

*Шрифтом «курсив» выделена работа, проведенная учителем-дефектологом группы

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Действия воспитателя

Действия детей, предполагаемые ответы

Дети входят в группу

Предлагаю встать в круг

- У нас получился круг друзей!

  Давайте скажем нашу «вместеговорилочку»:

  Собрались все дети в круг.

  Я - твой друг, и ты – мой друг!

  Крепко за руки возьмёмся

  И друг другу улыбнёмся!

- Ребята, а дружат не только дети. Дружат и птицы,  

  и животные.

  Вот здесь живут лесные жители!

  Вы их узнали?

- Однажды с ними произошла такая история:

Солнечным весенним днём медвежонок, лисёнок,

ёж, зайчонок, белка и волк отправились на свою   любимую поляну. Дорога проходила через ручей.

Подошли они к нему, а перебраться на другой берег не могут! Что делать, не знают…

- Может быть, вы знаете, как им перебраться через ручей?

- Что же лучше и почему?

Думаю, что лучше построить мост!

Не грустите, друзья, мы вам поможем перебраться через ручей!

А сейчас нам нужно вспомнить, как же построить мост!

Проходите, находите свою метку на стуле и рассаживайтесь. Всем удобно?

Обращаю внимание детей на мост, построенный заранее.

- Что это?

- Из каких частей состоит мост?

- Кто сможет показать части моста?

- Где и как расположены эти части?

Прошу детей не только назвать, но и показать

части моста на конструктивной демонстрационной модели

- А теперь посмотрите сюда!

(обращаю внимание детей на графическую модель этого же моста)

- Кто сможет показать части моста здесь?

- А где и как расположены эти части?

Выслушиваю ответы детей, поправляю, по необходимости помогаю наводящими вопросами…

Открываю 2-ю графическую модель

- А какие строительные детали здесь использованы?

Сможете назвать и показать?

- Какие вы молодцы!

Открываю 3-ю графическую модель

-Давайте посмотрим внимательно и скажем, из каких деталей можно сделать опоры?

А перекрытие?

А сколько и каких деталей понадобится для спуска/подъёма?

Помогаю детям ориентироваться в графических моделях…

- А из каких ещё деталей можно сделать опору?

А спуск?

- Вот видите, вы всё правильно поняли и рассказали!

А стрелочки на схеме подскажут нам, как расположить детали при строительстве моста!

- А теперь:

Колокольчик прозвенел,

Круг построить нам велел!

Провожу динамическую паузу с элементами гимнастики для глаз:

Жил в лесу колючий ёж.

Был клубочком он без ног.

Не умел он топать.

Не умел он хлопать.

Не умел он прыгать,

Глазками моргать,

Глазки закрывать и открывать.

Ребята в лес пришли,

Ребята ёжика нашли,

Научили топать,

Научили хлопать,

Научили прыгать,

Глазками моргать,

Глазки открывать и закрывать!

- Глазки не открывайте и подумайте, для какого животного вы бы хотели построить мост?

Открывайте глазки, выбирайте своего зверька и можете начинать строить для него мост.

Перед началом работы закрываю ширмой конструктивную и графическую модель  № 1.

В процессе деятельности помогаю детям вопросами, советом…

Осуществляю индивидуальную работу, учитываю дифференцированный подход к деятельности воспитанников:

- поисковые вопросы к детям, у которых ручеёк шире  пластины для перекрытия (Что можно сделать? Как это сделать?)

- предлагаю детализировать свою постройку флажками разного цвета

Итог:

- Что мы сегодня научились строить?

- Для кого мы трудились?

- Мосты получились прочные? Молодцы!

А теперь можете проводить своих друзей через мост на полянку и там поиграть вместе с ними!

Дети вместе с педагогом проговаривают текст

Ответы детей

- Переплыть на лодке!

- Построить мост!

Дети высказывают мнение.

Дети находят свой стул,

рассаживаются…

Это мост!

Дети называют части моста:

опора, перекрытие, спуск, подъём, пролёты…

1-2 показывают части моста

справа, слева, сверху, по бокам…

Дети сопровождают ответы показом на схеме

Дети выполняют задание по желанию или  просьбе воспитателя

Справа и слева, сверху, по бокам…

Дети выполняют, называя: пластина, куб, брусок, призма, цилиндр.

Дети рассматривают модель, находят ответы на вопросы педагога…

Дети предлагают свои варианты…

Дети встают в круг.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети выбирают себе одного из животных и начинают работать

Дети отвечают хором и индивидуально.

По желанию рассказывают о своей постройке.

Дети играют со своими постройками.

Методическое обеспечение:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под  ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.Программа специальных ( коррекционных) учреждений IVвида

(для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И. Плаксиной.

3.Конструирование и художественный труд в детском саду (программы и конспекты занятий). Под ред. Л.В. Куцаковой.

4.Учимся конструировать. Под ред. Л.А. Ремезовой.

5.Детское творческое конструирование.  Под ред. Л.А.Парамоновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная сказка на экологическую тему "Случай в лесу"

Тема защиты природы очень актуальна. Эта сказка предназначена для воспитания в детях любви к природе, животным, понимать и уважать законы природы....

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Открытое занятие по развитию речи. Тема: Случай с насекомыми.

Развитие грамматического строя речи; образование множественного числа существительных. Игра с мячом «Один - много». Развитие звуковой культуры речи (чистоговорки). Развитие связной речи. Р...

Тема: «Леса России» Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Обсуждение осеннего л

Тема: «Леса России»Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жиз...