"Веселая ярмарка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству, к быту и традиционным ценностям России является одним из основных методов формирования патриотических чувств у подрастсющего поколения.В своей разработке "Веселая ярмарка" я попыталась донести до ребят происхождение народной игрушки-Дымка, рассказать оее создателях, процессе изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_yarmarka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
комбинированного вида детский сад №96 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Конспект образовательной деятельности педагога
с детьми подготовительной группы
«Веселая ярмарка»
Воспитатель: Воробьева Галина Ивановна
«Веселая ярмарка»
Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, к быту и обычаям России. Воспитывать гордость и патриотические чувства к мастерству нашего народа.
Задачи:
- Продолжать работу по «вживанию в образ» дымковской игрушки через организацию игровой ярмарки, знакомить с традиционными праздниками, обрядами русского народа.
- Углубить знания детей о народной игрушке - Дымке , об истории создания, о процессе изготовления, об основных средствах выразительности.
- Закрепить умения детей создавать декоративные композиции в жанре дымковской росписи. Развивать чувство цвета при составлении узора.
- Упражнять в рисовании кистью всем ворсом и ее кончиком, использовать ватные палочки для выделения мелких элементов узора.
- Воспитывать патриотические чувства любви и гордости за свою Родину и ее мастеров.
Материал для мероприятия:
Дымковские игрушки, фотоиллюстрации, заранее подготовленные к росписи фигурки коней из глины, гуашь, кисти разных размеров, ватные палочки, кукла Петрушка, зонтик с разноцветными лентами для игры «Карусель», CD диск с записями народных мелодий.
Содержание образовательной деятельности педагога с детьми:
Восп. – Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада быть сегодня у вас в гостях.
Встанем все мы вместе в круг
Справа друг и слева друг
«Добрый день» - я всем сказала,
«Добрый день» - ответьте вы!
Вот как много у нас стало
Теплоты и доброты.
– А теперь давайте с вами познакомимся. У меня есть бубенец. Я его нашла , когда шла к вам в гости. Звоню в бубенец, называю свое имя и передаю следующему.Вот мы с вами и познакомились.
Появляется Петрушка.
П. – Здравствуйте, я слышу знакомый звук. Вы не находили мой бубенец?
Восп. –Ребята, это кто?
П. – Да, я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка, я спешу на ярмарку, отдайте, пожалуйста, мой бубенец. Я украшу им мой колпачок.
Восп. – Петрушка, мы тебе поможем. Ребята, Петрушка сказал, что спешит на ярмарку. А что такое ярмарка?
(Ответы детей)
Восп. – Ярмарка это большие торги. Устраивали их несколько раз в году. Там продавали и покупали разные товары: посуду, одежду, обувь. Еду, изделия народных умельцев. Народ приезжал на ярмарку не только продавать свой товар, но и что-то купить , от души повеселиться. В пестром домике – балагане посмотреть веселое представление с Петрушкой , поучаствовать в веселых играх, покататься на каруселях , угоститься чаем с пряниками да вкусными конфетами (показать иллюстрацию ярмарки) . Давайте попросим Петрушку взять нас с собой. Раньше на ярмарку ездили на санях да на телегах, запряженных лошадьми. А мы отправимся на поезде. Поедем мы на север нашей Родины в город Киров на ярмарку с озорным и веселым названием «Свистунья»!
Солнце ярко светит, спешит на ярмарку народ!
Музыкально – ритмическая разминка «Поезд».
Восп. – Ребята, пойдемте на ярмарку, на людей посмотрим, себя покажем.
П. – Эй, честные господа,
Ко мне , пожалуйста, сюда!
Приглашаю в веселый балаган , потешу вас небывальщиной, да неслыхальщиной.
Рано утром вечерком
Поздно на рассвете
Мышка ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Восп. – Позабавил нас Петрушка небылицей. Ребята, а почему она так называется? (ответы детей)
Небылицы – это маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.
П. – А поиграть хотите?
Есть одна игра для вас
Загадки говорю сейчас
Я начну – вы продолжайте,
Хором дружно отвечайте!
1.Сдобный, пышный, круглощекий, 3.Он гремит костями страшно
У него румяный бок, Злобный, жадный и ужасный
Убегает по дорожке, Ходит в черном он плаще
И зовется …. И зовется царь ….
2 Скрипит зубами, водит носом, 4.Кащеем заколдована
И русский дух не переносит, Иваном очарована
Старуха с костяной ногой Зеленая подружка
Зовется …. Царевна ….
Восп. – да я как погляжу, вы хорошо знаете русские сказки.
Тогда предлагаю еще одну игру, она называется «Скажи наоборот».
Сказочный герой бывает смелый, а наоборот? (трусливый)
Сильный – (слабый)
Злой – (добрый)
Веселый – (грустный)
Жадный – (щедрый)
П. – А мы с вами пойдем дальше. Посмотрим , чем же торгуют у нас сегодня на ярмарке.
Что я вижу, что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво.
Аж захватывает дух!
Какие удивительные игрушки , яркие, красивые, народные. Как они называются? А почему их так называют? (ответы детей)
Восп. – Давайте заглянем в волшебное окошко. На высоком берегу реки Вятка стоит город Киров. Вблизи этого города есть большое село .Каждое утро люди вставали и затапливали печи, из труб домов валил дымок. Летом над рекой поднимался туман и все село было в дымке. Поэтому его назвали Дымково.
Мягко падает снежок !
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали!
И село большое то
Дымково назвали.
– В этом селе в далекую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют «Дымка».
Сначала поделки изготавливали не для забавы. Древние люди не могли объяснить явления природы, они верили в богов – покровителей. Самый главный покровитель Бог Солнца – Ярило. Его изображали в виде коня.
А барышня – богиня Роженица. Они оберегали дом и членов семьи.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки и использовать как игрушки, сувениры. Дети и взрослые очень любили свистульки, которые пели на резные голоса. Может быть вы теперь скажете почему ярмарку, где продавали изделия дымковских мастеров называли «свистулькой»?
Восп.– Возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь ею, погладьте, приложите к щеке, надавите пальчиком. Какие игрушки?(ответы детей)
Восп.– Из какого материала они сделаны? (из глины)
Правильно, игрушки делают из глины красного цвета, ее смешивают с чистым речным песком. Вылепленная игрушка сохнет несколько дней и потом ее обжигают в печи. Сейчас это специальные печи, а раньше в русских печах. Печь топят березовыми дровами, береза дает больше всех жару.
Посмотрите внимательно на игрушки, что в них общего?
Какого цвета больше всего? (белого)
Как только игрушки остынут после обжига, их покрывают слоем мела, разведенного в молоке, и ставят сушиться на сквознячок. Теперь можно расписывать.
(Раскрашивание сопровождается показом иллюстрациями)
Восп. – Как вы думаете, эти игрушки раскрашивали веселые мастера или грустные?
– Как они передали нам свое настроение?
Дети – Использовали яркие краски : красную, зеленую, синюю.
Восп. – Как можно одним словом сказать про эти цвета?
Дети – Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Восп.– А теперь рассмотрите узор, что нарисовано на игрушках?
(Дети называют элементы узора)
Восп. – Узор необычайно прост, всего пять элементов. Это круг, прямые и волнистые линии, горошины и клетки. Раньше игрушки разрисовывали палочками, обмотанными кусочками льняного лоскута, точки и пятна наносили торцом , ровно срезанного прутика, а теперь кистью.
Все игрушки не простые
А волшебно расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Восп. – Что хочется делать, когда смотришь на эти игрушки? Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс!
Дрессированный медведь,
Может он плясать и петь
Кто нарядится Мишкой
Тот получит коврижку.
– Кто хочет нарядиться мишкой?
Ну - ка , Мишка, не ленись
Добрым людям поклонись
А теперь покажи, как дети пляшут!
Встал Мишка на носок,
А потом на пятку,
Стал он русского плясать,
А потом вприсядку.
(Звучит музыка «Барыня»)
– Молодец, Мишка, вот тебе коврижка.
П. – А я вам сюрприз приготовил (показывает сундучок)
Сундук мой не простой ,
В нем товар расписной
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Воспитатель открывает сундук, в котором лежат не расписанные фигурки коней.
Восп. – Говоришь веселы и ярки, а я ничего яркого не вижу. Они же не расписаны, что делать? ( Вызвать у детей желание преобразить коней)
– Что бы не ошибиться и расписать лошадок правильно, поиграем в игру «Какой конь лишний»
– Да, ребята, вы правы , чаще всего коня расписывают кругами и горошинами, как вы думаете, почему?
Дети – Потому что солнце круглой формы.
Восп. – Круги могут быть разными. Их можно рисовать кич\стью, можно ватными палочками. Точки – горошины концом кисти. Надо раскрасить гриву, хвост, копыта, носик. Обычно это делают черной краской. Ушки – другого цвета Кисть надо промывать и просушивать ее о тряпочку , иначе краски будут расплываться и узор не получится ярким.
Дети рисуют. Звучит музыкальное сопровождение.
По окончании рисования дети выставляют коней на столе по кругу. Рассматривают и говорят какого коня они хотели бы купить и почему.
Восп Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Конь бежит, земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Восп. – Кончил дело, гуляй смело. Какая же ярмарка без карусели? Приглашаю всех покататься на качелях – каруселях.
Закружили, завертели колесо у карусели,
Весело, весело всем нам ехать весело.
Игра «Карусель»
Восп. – Вот и подошла к концу наша веселая ярмарка.
Солнце закатилось
Ярмарка закрылась
– Я надеюсь, что сегодня вы многое узнали о дымковской игрушке.
Почему она так называется? Из чего ее делают? Как расписывают?
Расскажите об этом своим друзьям, родителям, покажите свои поделки и расхвалите их как продавцы – коробейники на ярмарке , и украсьте ими свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
веселая ярмарка
работа с родителями...
занятие по ручному труду "Веселая ярмарка"
в занятии закрепляются знания о промыслах Кубани, умение работать с природным и бросовым материалом....
Занятие "Веселая ярмарка"
Итоговое занятие по знакомству детей саршего дошкольного возраста с народными промыслами России, мастерсвом народных умельцев и русским фольклором....
"Веселая ярмарка" игровое познавательное занятие
Цели и задачи:· Учить детей отгадывать загадки; читать скороговорки; понимать народные пословицы и сказки; играть в народные игры.·...
Комплексное занятие "Веселая ярмарка" для детей подготовительной к школе группы
занятие по декоративному рисованию...
интегрированное занятие-развлечение в подг. гр. "Веселая ярмарка"
Заключительное образовательное мероприятие по проекту "Знакомство с нородыми промыслами"...
Проект театрализованного представления «Веселая ярмарка» для разновозрастной группы детей.
Тип проекта:по доминирующему методу: творческий, игровой;по характеру содержания: ребенок и его семья;по характеру участия ребенка: участник и зритель;по характеру контактов: ребенок и его семья, в ко...