"Иголка-волшебница"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет вышиванию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений МО ГО «Воркута»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка»
Рабочая программа по ручному труду
«Иголка-волшебница»
Составила:
Воспитатель Канева А.В.
г.Воркута
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основе:
1.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
2.Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
3. Красичкова Е.И. Художественное вышивание.
4. Ерёменко Т.,Лебедева Л. Стежок за стежком.-Москва: Издательство «Малыш»,1981.
5. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия.-Минск: издательство «Полымя»,1985.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 25 минут.
Категория обучаемых:5-6 лет.
Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Должен знать и уметь:
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- делают бахрому на салфетке;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вышивания.
Содержание программы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;
- Индивидуального подхода к детям.
Уровни освоения программы.
Низкий(1-1,6 балла) – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Средний(1,7-2,4 балла) – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны , недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
Высокий(2,5-3 балла) – развитые комбинаторные умения, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Пакет диагностических заданий.
Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей осуществляется с помощью следующих методов:
- Наблюдение на кружковых занятиях.
- Анализ продукта детской деятельности детей.
- Беседы с детьми.
Цель: выявить уровень сформированности конструктивной деятельности детей, для внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
1.конфигурация
Материал: круг, квадрат, треугольник, овал.
3 балла – различает основные формы материала;
2 балла – испытывает незначительные затруднения в различении материала;
1 балл – испытывает значительные затруднения в различении материала.
2.Создание композиции:
3 балла – ребенок создает композицию самостоятельно;
2 балла – ребенок создает композицию с незначительной помощью взрослого;
1 балл – ребенок создает композицию с помощью взрослого.
3.Технические навыки и умения:
А) Работа с тканью:
1 балл – навык не сформирован;
2 балла – навык в процессе становления;
3 балла – навык усвоен прочно;
Б) Работа с иглой:
1 балл – навык не сформирован;
2 балла – навык в процессе становления;
3 балла – навык усвоен прочно
В) Умение держать ножницы:
1 балл – ребенок неправильно держит кисть;
2 балла – ребенок не всегда правильно держит кисть;
3 балла – ребенок правильно держит кисть
4.Цвет:
Материал: предметы красного, зеленого, желтого, белого, черного, синего, голубого, розового цвета.
Инструкция: взрослый дает ребенку по очереди предметы и просит назвать цвет или взять зеленый кубик и так далее
1 балл – ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету
2 балла – ребенок называет 50% представленных по цвету предметов
3 балла- ребенок называет большинство или все цвета
Ноябрь
тема | цель | материал |
1.Выставка работ(готовых вышивок).
1 занятие. 2.Знакомство с материалами для вышивания. 1 занятие. 3.Техника безопасности. 1 занятие. 4.Учимся держать иголку и заправлять нить. 1 занятие. 5.Знакомство с пяльцами. 1 занятие. 6.Шов «вперёд иголку». 1 занятие. 7.Шов «строчка». 1 занятие. 8.Первая вышивка. 1 занятие. | Заинтерисовать детей новым видом художес- ственного труда- вышиванием.Вызвать жела-ние овладеть приёмами вышивания.Любова- ться красотой готовых изделий. Знакомить детей с материалом и оборудова- нием необходимым для вышивания,дать знания об истории появления ткани,иголки. Знакомить с правилами безопасности труда, обращения с ножницами и иглой,учить ор- ганизации рабочего места,используя карточки- схемы. Учить отмерять нить заданной длины и отре- зать её под острым углом.Упражнять во вде- вании нитки в иголку,завязывании узелка. Учить подбирать кусок ткани по размеру со- ответствующий размеру пяльц,заправлять ткань в пяльца самостоятельно. Знакомить со швом «вперёд иголку»,упраж- нять в его выполнении.Предоставить возможность самостоятельно выбирать цвет ниток для работы. Знакомить со швом «строчка»,упражнять в его выполнении,закреплять технику безопасности труда. Упражнять в умении выполнять швы «вперёд иголку» и «строчный», прокладывая их по прямой линии;продолжать учить самостоятельно подбирать оттенок ниток,со- четать их по цвету. | Готовые вышивки выполненные в различных техниках,изготовленные сотрудниками д/с, родителями. Различные виды ткани,пяльца,разноцветные нитки «мулине»,иглы,ножницы и др. Карточки-схемы: «Организация рабочего места», «Правила техники безопасности», набор для вышивания. Набор для вышивания. Куски ткани различного размера,пяльца. Набор для вышивания. Набор для вышивания. Набор для вышивания. |
Декабрь
тема | цель | материал |
1.Первая вышивка. 1 занятие. 2.Бахрома. 2 занятие. 3.Вышивание кругов. 2 занятия. 4. «Ёлочные шарики». 2 занятия. 5.Изготовление рамки для вышивки. 1 занятие. | См.занятие №8 ноябрь. Знакомить детей с выполнением бахромы,как способом оформления изделия;учить самостоятельно выполнять бахрому. Учить вышивать круги разного размера,ранее изученными швами;прокладывать стежки аккуратно,одинакового размера. Упражнять в вышивании кругов швами «строчный», «вперёд иголку»,подбирать нитки по цвету;оказывать друг другу посильную помощь. Зекреплять умение вырезать по шаблону из картона,аккуратно склеивать детали между собой,оформлять готовую рамку элементами декора. | Ранее выполненная детьми вышивка,иголка. Набор для вышивания. Набор для вышивания. Цветной картон,ножницы,клей,шаблоны рамки,наклейки,ленты,упаковочная бумага. |
Январь.
тема | цель | материал |
1.Вышивание квадратов. 2 занятия. 2.Вышивание треугольников. 2 занятия. 3.Разрезание ткани по нанесённым меткам. 1 занятие. 4.Нанесение рисунка на ткань. 1 занятие. | Учить вышивать швами «строчка» и « вперёд иголку» квадраты разных размеров,особое внимание обратить на вышивание углов квадратов. Учить вышивать ранее изученными швами треугольники разных размеров,закреплять умение выполнять углы,развивать чувство взаимопомощи. Продолжать учить соблюдать правила безопасной работы с ножницами,поддерживать порядок на рабочем месте,развивать аккуратность и точность в работе. Знакомить детей с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги,закреплять умение соблюдать точность и аккуратность в выполнении работы. | Набор для вышивания. Набор для вышивания. Ткань,ножницы. Ткань,копировальная бумага,образцы рисунков,простой карандаш. |
Февраль.
тема | цель | материал |
1.Подарок папе-закладка для книги. 3 занятия. 2.Оформление закладки. 1 занятие. 3.Подарок маме-салфетка. 3 занятия. 4.Оформление салфетки-выполнение бахромы. 1 занятие. | Продолжать учить самостоятельно выбирать узор и располагать его на ткани(в длину),подбирать нитки по цвету. Упражнять в самостоятельном оформлении работы элементами декора,закреплять умение оказывать друг другу посильную помощь. Продолжать совершенствовать навыки владения швами «вперёд иголку» и «срочка»,закреплять умение располагать рисунок на ткани(на углах ),аккуратно переносить рисунок на ткань. Продолжать знакомить с бахромой,как способом оформления изделия,выполнять бахрому самостоятельно,проявлять в работе аккуратность. | Копировальная бумага,набор для вышивания. Цветной картон,клей,наклейки,готовая вышивка. Копировальная бумага,набор для вышивания. Готовая вышивка,набор для вышивания. |
Март
тема | цель | материал |
1.Вышивание платочка. 4 занятия. 2. Пасхальный сюрприз. 3 занятия. 3.Оформление вышивки в рамку. 1 занятие. | Продолжать учить самостоятельно выбирать узор для вышивки,располагать его на 4 углах платочка.аккуратно переносить на ткань. Продолжать учить вышивать ранее изучены-ми швами,самостоятельно подбирать нитки и рисунок для работы. Закреплять умение обводить и вырезать по шаблону,склеивать аккуратно детали между собой,развивать фантазию в оформлении рамки элементами декора. | Копировальная бумага,набор для вышивания. Набор для вышивания,копировальная бумага. Набор для вышивания,шаблон рамки,цветной картон,клей,бусины,ленты ,кружева,наклей- ки. |
Апрель.
тема | цель | материал |
1.Пришивание пуговиц с 2 отверстиями. 2 занятия. 2.Пришивание пуговиц с 4 отверстиями. 2 занятия. 3.Цветок из пуговиц. 3 занятия. 4.Оформление работы в рамку. 1 занятие. | Учить пришивать пуговицы с 2 отверстиями способом «прокол»,прививать привычку содержать одежду в порядке и устранять мелкие неполадки. Учить пришивать пуговицы с 4 отверстиями способом « прокол»,закреплять знания правил безопасности труда. Упражнять в пришивании пуговиц с различным количеством отверстий,распола- гая их в виде цветка,подбирать нитки в тон пуговиц. Упражнять в вырезании из картона по шаблону,развивать фантазию и творчество в оформлении рамки элементами декора. | Пуговицы с 2 отверстиями разного размера,нитки катушечные,набор для вышивания. Пуговицы с 4 отверстиями разного размера,нитки катушечные,набор для вышивания. Пуговицы с различным количеством отверстий-6 шт.красных,1 шт.жёлтая,10 шт.зелёных,набор для вышивания. Пуговицы разных размеров и цветов,картон цветной,шаблон рамки,набор для вышивания. |
Май
тема | цель | материал |
1.Вышиваем игольницу. 4 занятия. 2.Оформление игольницы. 2 занятия. 3.Подготовка к выставке. 1 занятие. 4.Выставка детских работ. 1 занятие. | Упражнять в вышивании ранее изученными швами,развивать самостоятельность в выборе рисунка и ниток,закреплять умение переносить рисунок на ткань аккуратно. Закреплять умение самостоятельно оформлять изделие элементами декора предложенными на выбор,развивать творчесто,фантазию,чувство взаимопомощи. Развивать желание совершенствовать свои умения и навыки в вышивании,пробуждать творческую активность детей. Показать родителям и сотрудникам д/с,чему дети научились за год,побуждать к творческой активности,развивать желание продолжать обучение вышиванию. | Копировальная бумага,набор для вышивания. Шаблон рамки ,цветной картон,клей,набор для вышивания,бусины,ленты,кружева. Готовые детские вышивки,стенд для их размещения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Иголка-волшебница"
Рабочая программа по обучению детей 6-7 лет вышиванию...