"Иголка-волшебница"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет вышиванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений МО ГО «Воркута»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» №21 «Умка»

Рабочая программа по ручному труду

«Иголка-волшебница»

Составила:

Воспитатель Канева А.В.

г.Воркута

2013г.

                                                                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена на основе:

1.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

2.Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

3. Красичкова Е.И. Художественное вышивание.

4. Ерёменко Т.,Лебедева Л. Стежок за стежком.-Москва: Издательство «Малыш»,1981.

5. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия.-Минск: издательство «Полымя»,1985.

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий 25 минут.

Категория обучаемых:5-6 лет.

                                                                                         Задачи программы.

Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Должен знать и уметь:

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “вперед иголку”, “строчка”.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вышивания.

                           

                                                                                          Содержание программы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

  • Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
  • Постепенного усложнения программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;
  • Индивидуального подхода к детям.

                                                                                           

                                                                                           Уровни освоения программы.

Низкий(1-1,6 балла)  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

Средний(1,7-2,4 балла)  – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны , недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

Высокий(2,5-3 балла)  – развитые комбинаторные умения, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

                                                                                           Пакет диагностических заданий.

Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Наблюдение на кружковых занятиях.
  2. Анализ продукта детской деятельности детей.
  3. Беседы с детьми.

Цель: выявить уровень сформированности конструктивной деятельности детей, для внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

1.конфигурация

Материал: круг, квадрат, треугольник, овал.

3 балла – различает основные формы материала;

2 балла – испытывает незначительные затруднения в различении материала;

1 балл – испытывает значительные затруднения в различении материала.

2.Создание композиции:

3 балла – ребенок создает композицию самостоятельно;

2 балла – ребенок создает композицию с незначительной помощью взрослого;

1 балл – ребенок создает композицию с помощью взрослого.

3.Технические навыки и умения:

А) Работа с тканью:

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно;

Б) Работа с иглой:

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно

В) Умение держать ножницы:

1 балл – ребенок неправильно держит кисть;

2 балла – ребенок не всегда правильно держит кисть;

3 балла – ребенок правильно держит кисть

4.Цвет:

Материал: предметы красного, зеленого, желтого, белого, черного, синего, голубого, розового цвета.

Инструкция: взрослый дает ребенку по очереди предметы и просит назвать цвет или взять зеленый кубик и так далее

1 балл – ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету

2 балла – ребенок называет 50% представленных по цвету предметов

3 балла- ребенок называет большинство или все цвета

                                                                                                 

                                                                                                    Ноябрь

                            тема

                           цель

                       материал

1.Выставка работ(готовых вышивок).

 

             1 занятие.

2.Знакомство с материалами для вышивания.

              1 занятие.

3.Техника безопасности.

              1 занятие.

4.Учимся держать иголку и заправлять нить.

             1 занятие.

5.Знакомство с пяльцами.

               1 занятие.

6.Шов «вперёд иголку».

                1 занятие.

7.Шов «строчка».

                1 занятие.

8.Первая вышивка.

                  1 занятие.

Заинтерисовать детей новым видом художес-

ственного труда- вышиванием.Вызвать жела-ние овладеть приёмами вышивания.Любова-

ться красотой готовых изделий.

Знакомить детей с материалом и оборудова-

нием необходимым для вышивания,дать знания об истории появления ткани,иголки.

Знакомить с правилами безопасности труда,

обращения с ножницами и иглой,учить ор-

ганизации рабочего места,используя карточки- схемы.

Учить отмерять нить заданной длины и отре-

зать её под острым углом.Упражнять во вде-

вании нитки в иголку,завязывании узелка.

Учить подбирать кусок ткани по размеру со-

ответствующий размеру пяльц,заправлять ткань в пяльца самостоятельно.

Знакомить со швом «вперёд иголку»,упраж-

нять в его выполнении.Предоставить возможность самостоятельно выбирать цвет

ниток для работы.

Знакомить со швом «строчка»,упражнять в его выполнении,закреплять технику безопасности труда.

Упражнять в умении выполнять швы «вперёд

иголку» и «строчный», прокладывая их по прямой линии;продолжать учить самостоятельно подбирать оттенок ниток,со-

четать их по цвету.

Готовые вышивки выполненные в различных

техниках,изготовленные сотрудниками д/с,

родителями.

Различные виды ткани,пяльца,разноцветные

нитки «мулине»,иглы,ножницы и др.

Карточки-схемы: «Организация рабочего места», «Правила техники безопасности»,

набор для вышивания.

Набор для вышивания.

Куски ткани различного размера,пяльца.

Набор для вышивания.

Набор для вышивания.

Набор для вышивания.

                                                     Декабрь

                            тема

                           цель

                          материал

1.Первая вышивка.

                1 занятие.

2.Бахрома.

                 2 занятие.

3.Вышивание кругов.

                 2 занятия.

4. «Ёлочные шарики».

                 2 занятия.

5.Изготовление рамки для вышивки.

                 1 занятие.

См.занятие №8 ноябрь.

Знакомить детей с выполнением бахромы,как

способом оформления изделия;учить самостоятельно выполнять бахрому.

Учить вышивать круги разного размера,ранее

изученными швами;прокладывать стежки аккуратно,одинакового размера.

Упражнять в вышивании кругов швами «строчный», «вперёд иголку»,подбирать нитки по цвету;оказывать друг другу посильную помощь.

Зекреплять умение вырезать по шаблону из картона,аккуратно склеивать детали между собой,оформлять готовую рамку элементами декора.

Ранее выполненная детьми вышивка,иголка.

Набор для вышивания.

Набор для вышивания.

Цветной картон,ножницы,клей,шаблоны рамки,наклейки,ленты,упаковочная бумага.

                                                      Январь.

                             тема

                            цель

                            материал

1.Вышивание квадратов.

                   2 занятия.

2.Вышивание треугольников.

                     2 занятия.

3.Разрезание ткани по нанесённым меткам.

                       1 занятие.

4.Нанесение рисунка на ткань.

                    1 занятие.

Учить вышивать швами «строчка» и « вперёд

иголку» квадраты разных размеров,особое внимание обратить на вышивание углов квадратов.

Учить вышивать  ранее изученными швами треугольники разных размеров,закреплять умение выполнять углы,развивать чувство взаимопомощи.

Продолжать учить соблюдать правила безопасной работы с ножницами,поддерживать порядок на рабочем месте,развивать аккуратность и точность в работе.

Знакомить детей с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной

бумаги,закреплять умение соблюдать точность и аккуратность в выполнении работы.

Набор для вышивания.

Набор для вышивания.

Ткань,ножницы.

Ткань,копировальная бумага,образцы рисунков,простой карандаш.

                                                                                          Февраль.

                                 тема

                              цель

                          материал

1.Подарок папе-закладка для книги.

                      3 занятия.

2.Оформление закладки.

                        1 занятие.

3.Подарок маме-салфетка.

                       3 занятия.

4.Оформление салфетки-выполнение бахромы.

                         1 занятие.

Продолжать учить самостоятельно выбирать узор и располагать его на ткани(в  длину),подбирать нитки по цвету.

Упражнять в самостоятельном оформлении работы элементами декора,закреплять умение оказывать друг другу посильную помощь.

Продолжать совершенствовать навыки владения швами «вперёд иголку» и «срочка»,закреплять умение располагать рисунок на ткани(на углах ),аккуратно переносить рисунок на ткань.

Продолжать знакомить с бахромой,как способом оформления изделия,выполнять бахрому самостоятельно,проявлять в работе аккуратность.

Копировальная бумага,набор для вышивания.

Цветной картон,клей,наклейки,готовая вышивка.

Копировальная бумага,набор для вышивания.

Готовая вышивка,набор для вышивания.

                                                         Март

                                тема

                             цель

                         материал

1.Вышивание платочка.

                4 занятия.

2. Пасхальный сюрприз.

                  3 занятия.

3.Оформление вышивки в рамку.

                  1 занятие.

Продолжать учить самостоятельно выбирать

узор для вышивки,располагать его на 4 углах платочка.аккуратно переносить на ткань.

Продолжать учить вышивать ранее изучены-ми швами,самостоятельно подбирать нитки и рисунок для работы.

Закреплять умение обводить и вырезать по шаблону,склеивать аккуратно детали между собой,развивать фантазию в оформлении рамки элементами декора.

Копировальная бумага,набор для вышивания.

Набор для вышивания,копировальная бумага.

Набор для вышивания,шаблон рамки,цветной картон,клей,бусины,ленты ,кружева,наклей-

ки.

                                                                                    Апрель.

                          тема

                               цель

                               материал

1.Пришивание пуговиц с 2 отверстиями.

                     2 занятия.

2.Пришивание пуговиц с 4 отверстиями.

                     2 занятия.

3.Цветок из пуговиц.

                      3 занятия.

4.Оформление работы в рамку.

                        1 занятие.

Учить пришивать пуговицы с 2 отверстиями способом «прокол»,прививать привычку содержать одежду в порядке и устранять мелкие неполадки.

Учить пришивать пуговицы с 4 отверстиями способом « прокол»,закреплять знания правил безопасности труда.

Упражнять в пришивании пуговиц с различным количеством отверстий,распола-

гая их в виде цветка,подбирать нитки в тон пуговиц.

Упражнять в вырезании из картона по шаблону,развивать фантазию и творчество в оформлении рамки элементами декора.

Пуговицы с 2 отверстиями разного размера,нитки катушечные,набор для вышивания.

Пуговицы с 4 отверстиями разного размера,нитки катушечные,набор для вышивания.

Пуговицы с различным количеством отверстий-6 шт.красных,1 шт.жёлтая,10 шт.зелёных,набор для вышивания.

Пуговицы разных размеров и цветов,картон цветной,шаблон рамки,набор для вышивания.

                                                          Май

                                 тема

                              цель

                            материал

1.Вышиваем игольницу.

                        4 занятия.

2.Оформление игольницы.

                          2 занятия.

3.Подготовка к выставке.

                         1 занятие.

4.Выставка детских работ.

                          1 занятие.

Упражнять в вышивании ранее изученными швами,развивать самостоятельность в выборе рисунка и ниток,закреплять умение переносить рисунок на ткань аккуратно.

Закреплять умение самостоятельно оформлять изделие элементами декора предложенными на выбор,развивать творчесто,фантазию,чувство взаимопомощи.

Развивать желание совершенствовать свои умения и навыки в вышивании,пробуждать творческую активность детей.

Показать родителям и сотрудникам д/с,чему дети научились за год,побуждать к творческой активности,развивать желание продолжать обучение вышиванию.

Копировальная бумага,набор для вышивания.

Шаблон рамки ,цветной картон,клей,набор для вышивания,бусины,ленты,кружева.

Готовые детские вышивки,стенд для их размещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Иголка-волшебница"

Рабочая программа по обучению детей 6-7 лет вышиванию...