Педагогический опыт работы по теме: " Кукла, как способ познания жизни для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается".
статья по конструированию, ручному труду на тему
Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направленна на то, чтобы рассказать детям, какая была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и понимать прошлое нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народная тряпичная кукла. | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы по теме:
«Кукла, как способ познания жизни и для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается».
Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может стать, традиционная, народная тряпичная кукла. Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы рассказать детям, какой была народная игрушка, как с ней играли, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Самой любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Ее делали по разным поводам и для разных случаев, она сопровождала ребенка с первых дней его рождения. Тряпичная кукла является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа. Считалось, что куклы, сделанные своими руками, обладают магическими свойствами. Именно поэтому я решила обратить свое внимание на старинную тряпичную куклу. Сделанная своими руками, она имеет свой неповторимый образ, а главное – вложенную в нее часть душевного тепла. Такая игрушка является особым видом искусства, она хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении многих веков складывались у русского народа.
Игра, ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. Часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают насколько это важно – правильно выбрать игрушку. Производство современных игрушек поставлено на «поток». Покупая их в магазинах, родители руководствуются, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором является капризы и желания детей, формируемые рекламными роликами. Изготовление из материалов, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка.
С первых лет жизни ребенок находится, под влиянием взрослых, а также в процессе книг, общении со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности. То такие качества личности будут развиваться у ребенка, это зависит от отношения к нему окружающих, от того как они его воспитывают.
В наше время увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на телевизоре оставляет желать лучшего: появилось слишком много мультфильмов, сказок в которых есть приведения, монстры, вампиры, страшилища, ведьмы. К этому списку надо прибавить ежевечерний просмотр родителями боевиков, фильмов ужасов и компьютерные игры в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще чтение сомнительного качества, и содержания литературы, носящий разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Отсюда вывод дети стали мало играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки - матери», «Гости пришли» и т.д.). Их все чаще стали привлекать игры агрессивного характера – игра в «Монстров», в «Вампиров», в «Привидений». Часто дети заигрываются, полностью перевоплощаются в героев этих мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
В результате такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей, повышенная агрессия, тревожность, нарушение межличностных отношений, проявление детских страхов, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка. Думая и размышляя над этим, я пришла к выводу – что помочь юными дошкольниками поможет русская народная кукла. Чтобы привлечь внимание своих подопечных к изготовлению тряпичной куклы мы вместе с детьми рассматривали уже готовые куклы, знакомились с их названиями, играли в народные игры, рассматривали образцы тканей, нитей, ленточек, приносили красочные лоскутки из дома. Играли в дидактические игры: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор», «Угадай о ком говорю», сюжетно – ролевая игра «Семья». Рассматриваем с детьми иллюстрации с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», составляем описательные рассказы, чтение и заучивание стихотворений о народной кукле. И только после этого приступаем к изготовлению игрушек.
Использование куклы в работе с детьми играет важную роль:
Народная кукла в старину играла большую роль:
- Она была участницей многих праздников и обрядов.
- Являлась символом добра, счастья, благополучия.
- Была оберегом.
- В игре ребенок приобщался к культуре своего народа.
Использование народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста в наше время играет также очень важную и неотъемлемую роль в воспитание детей:
- Кукла является близким другом для ребенка.
- В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять дружелюбие и милосердие.
- Дети не просто привыкают к куклам, они привязываются к ним, как к живым существам болезненно расстаются с ними.
- Сам процесс изготовление тряпичных кукол приносит радость.
- Работа с мягким и теплым материалом дает ощущение нежности и тепла.
Все выше изложенное позволило определить цель работы:
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество с взрослым.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
Задачи:
- Привлекать внимание детей к истории народной куклы.
- Развивать творческое воображение, фантазию и вкус.
- Обучать детей разными приемами рукоделия.
- Развивать мелкую моторику детей.
- Воспитывать любовь и уважение к труду человека и истории нашей страны.
- Приобщать и привлекать детей к трудолюбию через процесс изготовления тряпичных кукол.
- Учить правильно, оценивать результат своей работы и работы сверстников по изделию тряпичных кукол.
Тряпичная кукла – самая древняя и популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр и самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям.
Таким образом, народная кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Именно поэтому я считаю данную тему актуальной, интересной и необходимой для развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков детей.
Тряпичная народная кукла - тот инструмент, который в руках педагогов и родителей может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
«Без нее, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».
А. Синявский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Опыт работы по теме: « Конструирование как способ ознакомления с окружающим миром»
Теоретическое представление собственного профессионального опыта работы по конструкторской деятельности....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Опыт работы по теме «Эксперимент как метод познания мироустройства»
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательн...
Педагогический опыт работы по теме: Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
Развитие мелкой моторики как средства коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования....
Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"
Интерес не только способствует развитию интеллекта,но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Каждый дошкольник – м...