Игра, как путь к творчеству
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Слесаренко Елена Тихоновна
 

Человек творческий. Чем он отличается от всех остальных? Каков его вклад в изменение и усовершенствование нашего так мудро устроенного мира? Как помочь ребенку - дошкольнику сформироваться в неповторимую творческую личность, способствующую жить в ладу с собой и миром? Эти вопросы когда-то ставят перед собой большинство людей, избравших для себя профессию педагога.

В нашем детском саду возможность научного подхода к развитию творческого воображения и нестандартного мышления дошкольников появилась в далеком 1991 году после поездки в г. Обнинск и знакомства с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и РТВ (развитием творческого воображения). Технология изобретательства, ранее неизвестная и непонятная, вдруг начала постепенно приоткрывать свои тайны не только перед взрослыми, но и перед дошкольниками. Сколько детей с той давней поры ушли из детского сада в школу. И многие из них уже в дошкольном детстве научили изобретать.

Велики возможности ТРИЗ и РТВ, разнообразны и пути их реализации. Нам же хочется особо остановиться на словесных тризовских играх, которые стали неотъемлемой частью нашей современной с детьми деятельности. Исходя из многолетней практики, мы видим, что дети с удовольствием включаются умные, веселые, неповторимые тризовские игры, которые несут не только положительный эмоциональный настрой, но и позволяют ребенку раскрыться, поверь в себя. Ведь какой бы нелепой его мысль не казалось на первый взгляд, она не бывает отброшена, его обязательно выслушают, поддержат, поймут. Ибо большинство изобретений изначально кажутся чуждыми и нелепыми.

В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, явлениями, предметами, постигает определенные закономерности и взаимосвязи, пробует те или иные способы решения.

В игре все возможно. Для себя всегда отмечаем, что с помощью тризовских игр наши дети становятся более живыми, раскрепощенными, у них «загораются глаза», появляется «лес рук», каждому хочется ответить. Хотелось бы сказать, что для проведения большинства тризовских игр не нужно специального оборудования. Самое главное - это играть плюс немного фантазии.

В течении дня, по просьбам детей к ним мы возвращаемся неоднократно, ведь играть в них можно как с одним ребенком, так и с целой группой. Это такие игры,  как: «цепочка слов», «скажи наоборот», «хорошо – плохо», «что сначала, что потом», «кем был, кем станет», «представь, будто…», «разрезные картинки»,  «что было бы, если бы», «назовите как можно больше способов применения предмета» и  многие другие.

Особенно подробно хочется остановиться «Загадалках». «Загадалки» - одна из любимых детских игр. Причем, дети любят не только отгадывать, но и загадывать  «загадалки». Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда.

Предлагаем «загадалки», придуманные детьми:

- У него бьет фонтан, есть хвост, он большой. Больше крокодила, живет в море.

(кит)

- Он может плавать в воде, любит яблоки. Он толстый. У него большие зубы, вытянутый рот, уши стоячие.

(бегемот)

Всегда очень интересно проходит игра «Хорошо – плохо». Она имеет большое значение для усвоения знаний и обобщенных представлений о мире, его закономерностях. В ходе этой игры дети должны аргументировать свои ответы, обосновать свои предположения. Каждый рассматриваемый предмет начинает сверкать все новыми и новыми красками.

 Например, обычная деревянная ложка.

Дети: хорошо - красивая, с цветочками.

Воспитатель: плохо – краска не прочная, быстро облезет.

Дети: хорошо -  не нагревается, не обожжешься.

Воспитатель: плохо - не входит в рот, так как очень большая.

Дети: хорошо -  большая, быстро наешься, много вмещается.

Воспитатель: плохо – может сломаться.

Дети: хорошо -  можно найти мастера и заказать новую.

В старшем возрасте игру усложняем: детей делим на две микрогруппы: одна говорит положительные качества, другая находит противоположенные.

Используя элементы и приемы ТРИЗ, дети видят мир во всем его многообразии, многоцветие. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы стараемся научить их не сдаваться, позитивно мыслить, находить неординарное решение встречающихся проблем, что несомненно пригодится им как в школе, так и во взрослой жизни.

Желаем всем педагогам творить и фантазировать. Пусть творческих людей станет как можно больше. Творец всегда поймет творца. Мир изменится к лучшему, если в нём с центростремительной силой к добру, красоте, свету будет стремиться человек.

Ведь только тот способен измениться,

Кто приобрел способность удивляться,

Творить, мечтать, надеяться, любить.

В ладу с собой и миром жить.

 

Е. Слесаренко

 воспитатель детского сада № 148

«Звездный» г. Брянска

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к творчеству

Советы воспитателям...

На пути к творчеству

На пути к творчеству В наше время современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему,в детском сознании стираются грани между добром ...

На пути к творчеству

На пути к творчеству В наше время современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему,в детском сознании стираются грани между добром ...

«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"

Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...

Рабочая программа дошкольного образования в образовательной области "Художественно - эстетическое воспитание в ДОУ" "Нетрадиционные пути к творчеству"

     Рабочая  образовательная программа адресована  педагогам дополнительного образования по  изобразительной деятельности, руководителям кружковой  работы, а...

Рекомендации для родителей: «Восемь шагов на пути к творчеству»

Станьте снова ребёнком. Играйте! Играя, прислушивайтесь к своему внутреннему голосу....

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как путь к детскому творчеству»

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как путь к детскому творчеству»...