Конспект ОД по конструированию и ручному труду "Изготовление обрядовой маски козы".
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Конспект по познавательно-продуктивной деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_obryadovoy_maski_kozy.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад№21
Конспект открытой образовательной деятельности
по конструированию
в подготовительной группе
«Изготовление обрядовой маски козы».
Подготовила воспитатель:
Орлова И.Н.
ст.Стародеревянковская
2014г.
Программное содержание: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками и русским народным фольклором.
Создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к народным традициям.
Закрепление умений работать с бумагой и картоном, совершенствование навыков симметричного вырезания.
Развитие пространственного мышления, творческого воображения, фантазии.
Воспитание трудолюбия, аккуратности.
Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Предшествующая работа: заучивание загадок детьми, чтение литературы о Рождестве и Святках.
Материал: сарафан, кокошник, маска козы, горшок, фасоль, иллюстрации ряженных, шаблоны маски козы, белый картон, ножницы, цветная бумага, бисер, фольга, пайетки, клей, салфетки, резинка.
Ход занятия.
1. В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и кокошнике.
- Колядки пусть звучат кругом,
Несут они вам радость в дом.
Несут здоровье и успехи,
Веселье, радость и потехи.
Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось. Потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.
Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).
- Мы не сами идём, мы козу ведём.
А, ну, народ, расступись, дай нам ход.
Проводится игра-танец « Коза».
Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Ещё один святочный обычай – собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.
- Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. ( Мороз)
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик, вечером – домой. ( Валенки)
- Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
- Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В « святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.
Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.
« Гадание на фасоли»
Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т.е. чётное число, у того желание сбудется. У кого не чётное число, тому подождать немного придётся.
2. Любимое народное развлечение – рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили « Пришла коляда – отворяй ворота», « Открывай сундучок – доставай пятачок».
Главным персонажем всегда был медведь и коза. Ими старались одеть самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки – это что-то вроде кричалок Винни – пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.
Коляда – Маляда,
Уродилась Коляда,
Кто подаст пирога-
Тому двор живота,
А мелкой скотинки-
Числа бы вам не знать!
А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.
Кто не даст лепёшки
Завалим окошки.
Кто не даст пирога-
Сведём корову за рога.
Кто не даст хлеба-
Уведём деда.
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны.
А потом устраивали посиделки. Ну а девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.
Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.
Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру « Золотые ворота».
3. Марьюшка:
Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы ? Раздаю детям белый картон и шаблоны маски козы.Простым карандашом ребята обводят шаблоны,рисуют глаза,нос,выделяют рожки и вырезывают ножницами по контуру.Далее, по-желанию детей, выполняется аппликация из цветной бумаги,фольги,паеток.В конце проделываем отверстия на маске и вставляем резинку.(Совместно с воспитателем).
Вот,и готова обрядовая маска козы!
4.Дети одевают свои маски и поют щедровочку:
Щедровочка щедровала
До окошка подбегала.
Что бабуся напекла
То давай до окна
Не ломай, не щипай,
А по целому давай!
Добрый вечер,щедрый вечер!
Марьюшка одаривает ребят угощениями(конфеты,печенье).
Список литературы.
- Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г.Науменко. М., 1977 – 1988
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –
2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструированию, ручному труду "Светофорның өч күзе"
Кул эшләре шөгыле эшкәртмәсеташландык материаллар һәм кәгазь белән эшләү өчен тәгъдим ителә. ...
Конспект НОД по конструированию и ручному труду на тему: "Бабочка - капустница".
Конспект НОД по конструированию/ручному труду на тему: «Бабочка-капустница». Старшая группа...
Конспекты занятий по конструированию и ручному труду Подготовительная группа
Конспектв занятий по конструированию и ручному труду по Куцаковой Л.В....
Конспект НОД по конструированию и ручному труду"Весёлые осьминоги" для детей подготовительной к школе группы
Конспект НОД по конструированию и ручному труду из бросового материала для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по конструированию и ручному труду в подготовительной группе на тему: " Кораблики".
В рамках реализации пректа "Мини-музеи в детском саду" (мини- музей "Транспорт")...
Конспект ОД по конструированию и ручному труду "Зайчата в зимнем лесу"
Тема: «Зайчата в зимнем лесу»Задачи:научить детей изготавливать зайцев в технике оригами.развивать умение работать по технологической карте;познакомить с новой базовой формой «воздуш...
Кораблик для папы к 23 февраля. Конспект занятия по конструированию и ручному труду.
Нашей Армии любимойДень рожденья в феврале.Слава ей, непобедимой,Слава миру на земле!...