«Значение конструирования для дошкольников»
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Разуменко Наталья Николаевна

Конструирование в жизни детей дошкольного возраста  играет следующие роль:         развивает  познавательные и творческие способности; развивает художественные спо­собности; развивает собственно конструк­тивные способности, технические умения, навыки работы с деталя­ми конструктора.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razumenkopublikats.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение конструирования  для дошкольников»

Воспитатель: Разуменко. Н.Н.

В процессе конструктивной деятельности ребенок ощущает себя созидателем, перевоплощается в конструктора, инженера, рабочего.

Конструктивная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, но эта связь имеет особенности. Если в процессе конструирования воспитатель предлагает добиваться точности изображения, сходства с настоящими предметами, помогает осваивать что-то новое, сложное, планировать свою деятельность, комбинировать детали, сравнивать, делать умозаключения и т. д., то в сюжетно-ролевой игре на первый план выдвигается сюжет игры, постройка должна соответствовать ее развитию; поэтому она может быть условной, а строительный материал помогает развертыванию игры.

Ценным приемом является коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать свое мнение, отстаивать точку зрения.

Воспитатели стремятся расширять представления детей о различных архитектурных сооружениях, о видах транспорта: проводят экскурсии, наблюдения,  рассматривают иллюстрации,  читают художественные произведения.

Воспитателям следует чаще предлагать детям задания, которые развивали бы у них умение предвидеть, решить, придумать, домыслить. Нельзя недооценивать роль индивидуального конструирования; поэтому воспитатель организует уголок, где ребенок мог бы, не отвлекаясь, сосредоточенно и самостоятельно поработать.

 Педагоги должны учить детей подробно рассказывать о способах сооружения построек, приучают к более точному и обобщенному анализу конструкций.

Все вышесказанное делает рассмотрение темы «Конструирование в детском саду» актуальным.

 Значение игр и занятий со строительным материалом

Процесс обучения детей конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления:

  1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
  2. Развитие художественных способностей.
  3. Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.

Вводить ребенка в мир конструирования можно с 2-3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств. Логику конструктивной деятельности ребенок «открывает» вместе с взрослым на занятиях в подгруппе сверстников (раз в неделю) в процессе экспериментирования, моделирования и художественного конструирования.

Первый этап становления конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста направлен на обучение их конструированию схематических образов разных объектов (овладение цепочкой действий).

Следующие этапы обучения побуждают детей преобразовывать, детализировать схематические образы и создавать характерные персонажи знакомых сказок, используя символические средства.

Три направления в обучении детей дошкольного возраста  конструированию конкретизируются следующими задачами.

1.        Развитие  познавательных  и творческих способностей предполагает формирование действий экспериментирования с элементами конструктора; «опредмечивания» заданного признака реального объекта; выбора заместителей по заданному признаку (форма, величина, цвет) - замещения геометрическими фигурами различных объектов
или их частей - в процессе практического конструирования; достраивания и преобразования сюжетных и пейзажных композиций путем включения в них новых объектов.

  1. Развитие художественных способностей включает формирование у детей умений адекватно использовать изобразительный «язык» в конструктивной деятельности; владеть изобразительными (точка, линия, цвет, свет, форма, фон и др.) и композиционными (симметрия, асимметрия и др.) средствами для построения изображения объекта и передачи собственного отношения к действительности.
  2. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений, навыков работы с деталями конструктора предполагает обучение детей построению схематических, динамичных и характерных образов и разнообразных композиций; преобразованию и видоизменению конструкции (в высоту и длину путем надстраивания и изменения размера конструкторского материала); точному соединению элементов конструктора (при построении изображения), их размещению в пространстве (в горизонтальной и вертикальной плоскостях, чередуя разные фигуры и их положения) и активному заполнению всей рабочей поверхности стенда [5, c. 17 – 16].

Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых   конструкторов  для   детей   старшего  дошкольного   возраста.

Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

Учитывая, что при конструировании из строительных материалов значительная часть деталей уходит на изготовление перекрытий, а порой ограниченное их количество не позволяет сооружать перекрытия в соответствии с детским замыслом, педагог предлагают ребятам различные по конфигурации пластины. Делают их из фанеры, оргстекла, оргалита, плотного картона и других материалов. Размер подбирают произвольно. Необходимо только учитывать, чтобы пластины для мелкого строителя умещались в обычный ящик от строительного материала, а пластины для крупного строителя не превышали по длине самую длинную деталь в наборе [4, c. 92].

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Они используются в качестве образцов.

Во многих дошкольных учреждениях строительный материал для занятий хранится в методическом кабинете. В таком случае приобретают тридцать строительных наборов для разных возрастных групп. Все детали раскладывают в коробки по формам и цвету. На узкую часть коробок наклеивают маленькие изображения тех деталей, которые в них лежат. Такое хранение удобно тем, что пользоваться материалом могут все возрастные группы, значительно уменьшается время на его уборку, дети не ограничиваются только теми деталями, которые имеются в той или иной коробке. Ведь в комплекте обычно однородные детали имеют разный цвет. И поэтому как бы ребенок ни  пытался  соотнести  их  по  цвету,  постройка  получится  пестрой.

В некоторых детских садах имеются специально оснащенные кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, разложен строительный материал, игрушки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные игры-головоломки. А также имеется возможность показывать детям слайды, диафильмы.

Ближе к краям столов лучше ставить коробки с наиболее часто употребляющимися деталями. Расстояние между рабочими столами и столами с материалом не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишнее хождение.

Подобное проведение занятий удобно тем, что коробки со строительным материалом не мешают детям работать, увеличивается полезная площадь столов для конструирования, облегчается анализ сооружений, поскольку все они на виду (опустевшие коробки не загораживают постройки).

Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время, для него отводят определенное место.

В группах младшего дошкольного возраста настольный строительный материал чаще размещают на полках, которые стоят на двух узких столах или висят над ними. Его раскладывают по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на месте Количество деталей и место для работы должно быть рассчитано для одновременного конструирования четырех-пяти детей. Для обыгрывания построен здесь же расставляются мелкие игрушки.

Крупный строительный материал хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках. Его тоже раскладывают по форме. Под полками или рядом с ними расставляют крупные транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры. Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.

В группах среднего дошкольного возраста строительный материал хранят в коробках, в которых он приобретен. Мелкие игрушки можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки. Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках. Чем крупнее детали, тем ниже они размещаются.

В старших трупах специального места для конструирования не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий  строительный  материал  хранят  в  коробках,  в  которых  он  был приобретен, и по деталям не разбирают. Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгрывающий материал складывают в коробки.

В старших группах организуется уголок ручного труда, где размещаются шкафы, стеллажи или полки. На верхней полке выделяется место для периодически меняющихся выставок. На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном. Затем — все для работы с использованным материалом.

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах). И, наконец, на самой нижней полке раскладывается природный материал.

Специальные столы для работы не ставятся, а используются те же, за которыми дети занимаются.

Для того чтобы уголок имел эстетический вид и для удобства пользования, на коробках наклеивают маленькие изображения тех предметов, которые в них лежат [2, c. 5-9].

 Конструирование и ручной труд в свободное от занятий время

Конструирование из строительного материала в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений и приобретению новых благодаря систематическим упражнениям, нахождению способов и решений. Вместо показа и объяснения воспитатель задает вопросы, помогающие ребенку самостоятельно продумывать основные этапы работы, найти свои конструктивные решения, проанализировать, сравнить, обобщить.

В свободное время дети строят комплексные постройки и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать. Темы могут быть самые разнообразные: улица города с жилыми домами, кинотеатром, магазинами, скверами и др.; зоопарк; железная дорога с вокзалом и поездами и др.

Вне занятия у детей закрепляют приобретенные навыки по ручному труду, на их основе формируют новые. Если на занятии дети учились делать коробочку по выкройке, на которой линии разреза были показаны сплошными линиями, а линии сгиба — пунктирными, то вне занятия они делают надрезы по линиям сгиба самостоятельно.

Практикуется как индивидуальный ручной труд детей, так и коллективный. Вызвать у дошкольников интерес к работе с различными материалами помогают альбомы с изображением игрушек, а также мотивирование задания [3, c. 38].

В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения: «Поднимите руки, кто думает так, как Света, кто — по-другому. Катя, почему ты считаешь, что Света неправа?»

Большое значение имеет индивидуальный подход. Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче. Затем подключают к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение.

Хорошими приемами являются положительная оценка работы малоактивного ребенка, подчеркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки еще лучше.

В свободное время детей учат делать игрушки для сюжетно-ролевых игр: «Хорошо бы вырезать из картона разные инструменты для ремонта машин — гаечные ключи, отвертки, напильники. Посмотрите, как много их нарисовано на этой иллюстрации и все они необходимы в работе слесарю. Как вы думаете, что делает слесарь вот этим инструментом?» Или: «Если бы у нас были плоские деревья, мы бы могли «посадить» аллею вдоль домов».

Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то.

Важно поддерживать в группе атмосферу доброжелательности, заинтересованности, внимания и участия. Например, увидев, что дети слишком критикуют постройку сверстника, воспитатель говорит шутливо: «Налетели, как орлы на перепелку!» — и обращает внимание пусть на небольшие, но все-таки достоинства постройки.

Важно учить детей замечать множество дел вокруг, которые можно и нужно сделать: «Увидел оторванную обложку книги — почини. Порвалась коробка — отремонтируй».

Хорошим приемом является поощрение: «Оля не ждала, когда ее попросят починить подзорную трубу, а взяла сама и отремонтировала».

Старшие дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка. Для детей необходима большая площадь для организации строительной деятельности (3X4 м): ведь они создают коллективные постройку объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью.

Ребята самостоятельно следят за чистотой песка, его подготовленностью (должен быть влажным), стараются работать аккуратно, не пачкать одежду, обувь (в теплое время года играют в песке босиком), без напоминания моют руки после игры.

Для детей старшего дошкольного возраста строят различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить играющих от перегрева на солнце, а песок — от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты.

Хорошо зарекомендовали себя песочные дворики из пеньков, из лежащих бревен, из досок. Они могут быть самой разнообразной формы.

Для конструктивной деятельности в песке ребятам старшего дошкольного возраста предлагают более мелкие игрушки, увеличивают количество и разнообразие дополнительного материала.

Для обыгрывания построек ребята применяют поделки, изготовленные своими руками. Дети сооружают из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т. д. Предлагают ребятам самые различные емкости для формовки: деревянные рамы, полые кубы, ящики, тазы, отрезки пластмассовых труб большого диаметра.

Дети строят дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. Педагог советует, как лучше украсить постройки различными материалами и деталями.

Чтобы обогатить опыт детей, познакомить их с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, педагоги используют известные методы: наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и пр.

При работе детей со снегом основной формой организации становится коллективный труд. Ребята учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат, самостоятельно распределять обязанности: один нагружает снег в ящики, другой возит, третий сгружает и накладывает в тазы, четвертый наливает воду в тазы, пятый делает снежное тесто и из него формует детали. А сооружают постройку вместе. Эта работа самая интересная, и каждому хочется в ней принять участие.

Особое внимание уделяется качеству построек, передаче образа, их эстетическому оформлению. Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить места для создания различных снежных картин. Удобны для этой цели небольшие снежные насыпи (150Х 120 см). Такую насыпь дети сооружают самостоятельно по объяснению воспитателя. «Картины» на ней могут создаваться на обеих плоскостях. Например, ребята рисуют елку и наряжают «шарами» — крышками от кефирных бутылок, намечают грибки и украшают их деталями от старой мозаики.

Увлекательное занятие для детей — создание различных миниатюрных снежных композиций. Ребятам предлагают сгрести снег в два одинаковых сугроба, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, и помогают вырезать из них два стола (120 х 120 х 70 см). Верхнюю поверхность одного из них заливают подкрашенной водой. Дети лепят из снега различные фигурки, украшают их веточками, шишками и разыгрывают на столах сценки из сказок. Педагог предлагает ребятам построить для птиц снежные кормушки. Для этого из снега вырезают куб (50 х 50 см), на его верхнюю грань в каждом углу устанавливают четыре снежных кирпича (на узкую грань), затем накладывают на них фанерную пластину.

Важно научить детей придавать деталям прочность. Например, чтобы уши у зайца не ломались, нужно воткнуть в голову снежной фигуры сначала палочки, а потом облепить их сырым снегом [2, c. 99-101].

Выводы

Конструирование в жизни детей дошкольного возраста  играет следующие роль:        развивает  познавательные и творческие способности; развивает художественные способности; развивает собственно конструктивные способности, технические умения, навыки работы с деталями конструктора.  

При организации оптимальной среды для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых   конструкторов  для   детей   старшего  дошкольного   возраста.

Кроме этого, необходимо помнить, что для конструктивной деятельности детей необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

Кроме специальных занятий, дети дошкольного возраста занимаются конструированием также и в свободное время. В свободное время дети строят комплексные постройки и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать. Темы могут быть самые разнообразные: улица города с жилыми домами, кинотеатром, магазинами, скверами и др.; зоопарк; железная дорога с вокзалом и поездами и др.

Вне занятия у детей закрепляют приобретенные навыки по ручному труду, на их основе формируют новые. Практикуется как индивидуальный ручной труд детей, так и коллективный. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения: Большое значение имеет индивидуальный подход.

Кроме этого, воспитателям необходимо помнить о безопасности детей и соблюдении эстетических норм.

Список использованной литературы

  1. Акиньшина, С. Примерные занятия по конструированию из строительного материала / С. Акиньшина // Дошк. воспитание. – 1988. – № 8. – С. 35 – 36.
  2. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспит. дет. сада / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  3. Лиштван, З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван. – М., 1981. – 232 с.
  4. Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова  // Дошк. воспитание. – 2005. – № 2. – С. 92 – 102.
  5. Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструктора / Г. Урадовских // Дошк. воспитание. – 2005. – № 2. – С. 15 – 22.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Методика и значение ознакомление дошкольников с родным городом.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Значение знакомства дошкольников с мифами Древней Греции и Рима

Мы видим сюжеты греческой мифологии в литературе, живописи, скульптуре, архитектурном убранстве городов. Знакомство детей дошкольного возраста с её сюжетами, героями, смысловой наполненность...

Методические рекомендации для педагогов « Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »

« Значение темперамента дошкольника в построение воспитательной деятельности »...

Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными»

Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными» Цель: Повысить компетентность родителей о влиянии общения дошкольников с животными, наблюдения за ними, т...

Статья ,, Художественно- эстетическое развитие и его значение для дошкольников"

Не только дошкольники , но и взрослые люди любят рисовать, лепить, петь, танцевать. По природе своей в любом человеке заложено прекрасное. Дети в дошкольном учреждении особенно любят такие з...