Собственная методическая разработка по конструктивной деятельности "Кубик за кубиком".
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennaya_metodicheskaya_razrabotka_po_konstruirovaniyu.docx | 54.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Собственная методическая разработка
по конструктивной деятельности
«Кубик за кубиком»
Разработала: Павлова М.А
Санкт-Петербург
2014г.
Методическая разработка «Кубик за кубиком»
Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строения пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад, коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь, друг с другом.
Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.
Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Поэтому, одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие конструктивных навыков у детей.
Главная цель педагогической технологии - комплексное решение задач по обучению детей первоначальным навыкам конструирования.
Она позволяет решать следующие задачи:
- Вызвать интерес к конструированию из разных видов конструктивного материала.
- Способствовать развитию целенаправленного конструирования (это значит еще до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце).
- Побуждать детей к практическому применению выполненных ими построек (обыгрывание построек).
- Знакомить детей с простейшими способами конструирования.
- Обеспечить полноценное развитие малышей, овладение основным движениям.
- Содействовать развитию речи и познавательной активности детей.
- Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживанию, игры и общении, с близкими людьми – взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, добрых чувств к животным и растениям.
- Способствовать развитию интереса к участию в игровой деятельности.
Технология «Кубик за кубиком» предусматривает дифференцированный подход к детям, учет их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей.
Работа с родителями предполагает пропаганду педагогических знаний, освещение вопросов организации домашней работы с ребенком.
Работа с педагогами заключается в проведении консультаций «Дети конструируют», «Комплексные занятия в детском саду».
Ожидаемые результаты:
- познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом) и научиться оперировать ими;
- формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое применение и зрительное соотнесение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер, учится соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаз;
- формировать конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
- развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
- тренировать речевые возможности;
- создавать основу для развития фантазии и воображения.
Из ходя из этого было разработано и составлено годовое планирование, которое позволит систематизировано подойти к процессу воспитания и обучения детей раннего дошкольного возраста конструктивной деятельности.
Годовое планирование | |||||
Сентябрь | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в сободной деятельности |
1 | «Узкая дорожка зеленого цвета для куклы» | Учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Научить узнавать кирпчик, акцентировать внимание на зеленом цвете. Развивать желание общаться. | Кирпичики зеленого цвета (3-4 шт.) для каждого ребенка; кукла. | Игра «Поможем кукле пройти по дорожке». | Конструирование из палочек "Топ-топ по дорожке" |
2 | Узкая длинная дорожка желтого цвета для зайчика». | Учить строить узкую длинную дорожку желтого цвета. Продолжать знакомить с кирпичиком, акцентировать внимание на желтом цвете. | Кирпичики желтого цвета (4-5 шт.) для каждого ребенка, игрушки. | Подвижная игра «Скачут по дорожке маленькие ножки». | Подвижная игра «Покати мяч ко мне по узкой длинной дорожке». "Ручеек" |
3 | «Широкая дорожка». | Учить детей строить широкую дорожку (красную), прикладывая кирпичики друг к другу длинной, узкой гранью. Учить игровым действиям. | Кирпичики красноно цвета для каждого ребенка, игрушки. | Игра «Гуляет зайчик по дорожке». | «Покатать машины по дорожке». |
4 | «Дорожки разного цвета». | Закрепление у детей навыков постройки дорожек разного цвета. | Кирпичики красноно цвета для каждого ребенка, игрушки. | Подвижная игра «Кати мячик (шарик) ко мне по дорожке». | Обыгрывание сказки «Курочка ряба» с помощью деревянного конструктора «Томик». |
Октябрь | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в сободной деятельности |
1 | Загородка для цыплят». | Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую длинную грань, плотно приставляя их друг к другу, понимать слова: забор, строю. | Для каждого ребенка по 6-7 синих кирпичиков, игрушки. | «Петушки и цыплята», Загородка для собачек и кур" | Обыгрывание сказки «Курочка Ряба» с помощью деревянного конструктора «Томик |
2 | "Заборчик" | Учить детей устанавливать кирпичики в ряд узкой короткой гранью, плотно приставлять друг к другу. | Разные по величине и цвету кирпичики, матрешка | «Спрячь матрешку» | игра в конструктор "Удивляйка" |
3 | "Забор для игрушки | Учить малышей строить одноцветный заборчик по образцу воспитателя, чередуя строительные детали по форме | Строительный материал: кирпичики; игрушечная собачка. | "Заборчик возле дома собачки" | "Загородка для животных" "Построим красивый заборчик" |
4 | "Башня" | Учить детей строить башню синего цвета из кубиков, дейсьвовать по указанию воспитателя. Способствовать речевому общению | Кубики синего цвета, игрушки. | « Кубик на кубик»; "Кто на башенке сидит". "Башенка для кота Леопольда" | Игра в конструктор "Удивляйка -1" "Загородка для собачек и кур" |
Ноябрь | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в сободной деятельности |
1 | "Стол и стул" | Упражнять детей в одновременном действии с кубиками и кирпичиками, различать их. Побуждать к общению. | Строительный материал: кубики и кирпичики, игрушки. | "Построим стул для зайчика и мишки" "Стульчики для гостей" | "Угадай, что я построила". "Для мамы стол накрыт и пусть порадуется она" |
2 | "Машина" | Продолжать учить приему накладывания деталей.познакомить с новой деталью - пластиной. Учить игровым действиям. | Строительный материал: кирпичик, кубик, пластина на каждого ребенка. | "Покатай медвеженка в машинке","Волшебный кирпичик" | "Привези на машинке игрушки в гости" |
3 | "Рыбка" | Учить складывать на плоскости рыбку из гоеметрических фигур, формировать понятие"целое", "часть", развивать память, внимание, речь | Игрушечная рыбка, 4 фигурки рыбок; плоскостные рыбки разного цвета, разной формы, плавники. | "Волшебная игрушка" | Конструирование на плоскости из палочек; конструирование животных из конструкторов-вкладышей |
4 | "Башня" | Учить детей, строить башню из 4 красных кирпичиков, устанавливать детали друг на друга; акцентировать внимание на красном цвте. | Кирпичики красного цвета для каждого ребенка, игрушки | "Кубик на кубик" "Башня из кубиков для петушка" | "Чья башна выше", конструирование на плоскости с "Удивляйка" |
Декабрь | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в сободной деятельности |
1 | "Дивачик" | Учить детей строить диванчик для из 6 кирпичиков, радоваться постройке | Три кубика, три кирпичика или шесть кирпичиков на каждого ребенка | "Попожем кукле Кати отдохнуть", "Дивнчик для гостей". | "Построй такой же" |
2 | "Кресло для игрушек" | Учит детей делать кресло из кирпичиков. Побуждать к общению, учить слушать и понимать объяснения. | Кирпичики, игрушки. | "Кресло для зайчика и мишки", "В гости к ребятам игрушки пришли". | "Кто, где сидит"; "Новая комната для куколки". |
3 | "Кресло для змейки" | Учить детей делать кресло из 4 кубиков и 4 кирпичиков. | Картинка с изображением змейки; строительный материал: 4 кубика, 4 кирпичика на каждого ребенка. | "Построим кресло для чудо-игрушки". Конструирование на лоскости из полочек | "Пройди по дорожке"; игра в конструктор "Удивляйка 1" |
4 | "Елочка" (Пирамидка В. Воскобовича) | Учить собирать елочку, украшать ее игрушками, учить шнуровке. | Елка, украшенная игрушками, елочки-пирамидки. | "Собери елочку", "Украсим игрушками елочку" | Конструирование из конструктора "Удивляйка 1" |
Январь | |||||||||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в сободной деятельности | ||||||
1 | "Машины" | Продолжать учить приему накладывания деталей. Познакомить с новой деталью-пластиной. Учить игровым действиям, учить различать болую и маленькую машину. | Строительнфй материал: пластина, 2 кубика, кирпичик на каждого ребенка, муляжи лвлщей. | Игра "Привезем овощи Игрушкам"; "Построим большую и маленькую машину". | "Покатай ежика на машинке"; Игра в "полочки Кюизенера". "Машина для | ||||||
2 | "Кроватка" | Учить делать простейшие постройки по показу воспитателя, способствовать речевому общению, научить различать цвет и форму деталей. | Строительный материал: кубики и кирпичики, пластины для каждого ребенка; игрушки. | "Построим кроватку для куклы"; "Положим куклу спать". | Игра "Мебель для куклы". Обыгрование сказки "Репка" в конструктор-сказку "Томик". | ||||||
3 | "Домик" | Учить строить домик с окошком из кирпичиков | Строительный материал:киричики и призмы, игрушки. | "Загорелся кошкин дом"; Игра "зиюшкина избушка с конструктором "Томик" | Обыгрывание сказки "Теремок" из конструктора-сказки "Томик"; "Выгляни в окошко". | ||||||
4 | "Поезд из кубиков" | Учить строить поезд из кубиков, чередуя их по цвету. | Кубики 2-х цветов одинакового размера для каждого ребенка; игрушки | "Построим разноцветный поезд"; "Волшебные вагончики", "Мы едем, едим, едим…" | "Маленькая Машина для зайки, большая для мишки", "Покатаем игрушки на поезде". | ||||||
Февраль | |||||||||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в свободной деятельности | ||||||
1 | "Лесенка" | Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строиьельный материал и постройки | Набор кубиков разного цвета; по 6 кубика для каждого ребенка, по 1 ежику в виде игрушки для плоскостного изображения для каждого ребенка (раздаточный материал) | Игра "Поможем ежику собрать яблоки" | "Лесенка из"Волшебных палочек" Кюизенера" | ||||||
2 | "Лесенка для зайчика" | Продолжать учить детей строить лесенку из 6 кирпичиков, развивать интерес к деятельности. | Игрушки, по 6 кирпичиков для каждого ребенка. | "Поможем зайчику слезть со скамейки" | "Пстроем ступеньки из кубиков", игра в конструктор "Удивляйка 1" | ||||||
3 | "Диванчик" | Продолжать учить сооружать несложные постройки | Строительный материал: по 3 кубика и по 3 кирпичика для каждого ребенка; игрушки. | "Угостим игрушек чаем", | "Мебель для куклы Маши" | ||||||
4 | "Башенка" | Закрепить у детей умение накладвать детали, наращивая постройку в высоту(4-5 деталей). | Для каждого ребенка по 4 кирпичики зеленого цвета | "Построим башенку для котика"; "Чья башенка выше". | Игра в конструктор "Удивляйка 4" |
Март | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в свободной деятельности |
1 | "Змейка из пуговиц" | Развитие мелкой моторики пальцев рук, творческой фантазии, тенировать малышей в произношении звука[ш]. | Картинка с изображением змейки; пуговицы зеленого или олубого цвета, листы бумаги с контурным изображением змейки. | Игра "Змейка"; игра "Волшебная игрушка" | "Построй из кубиков змейку"; игра "Волшебные полочки Кюизенера |
2 | "Домик" | Учить малышей строить домик из кирпичиков. | Домик, елочки, персонажи сказки "Теремок"; 6 кирпичиков, 2 призмы на каждого ребенка. | Обыгрывание сказки "Теремок" из конструктора-сказки "Томик"; Игра "Построим городок из домиков" | "Кто в домике живет"; "В гости к кукле" , "Загородка для домика" |
3 | "Скамеечка" | Учить малышей строить узкую (из 2 кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит 1 пластина) и широкую (из 4 кирпичиков 2 пластин). | Кирпичики, пластины для каждого ребенка; игрушки: зайка, мишка. | "Скамеечка узкая для Зайки-Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки" | "Поможем игрушкам отдохнуть"; "Скамейка для кукол" |
4 | "Машина для доктора Айболита" | Учить строить детей грузовик из пластины, кубика, кирпичика. Вазвать радость, интерес, добрые чувства к персонажу. | Пластины, кубики, кирпичики; кукла "Доктор Айболит", игрушечная машина | "Поможем доктору добраться до зверей" | "Угадай, что я построила"; "Каждой машинке свой гараж" |
Апрель | |||||
№ | Тема зантия | Программное содержание | Оборудоване, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в свободной деятельности |
1 | "Лодочка" | Учить детей складывать лодочку из волшебного квадрата. | Двухцветный квадрат В. Воскобовича по числу детей. | Игра "Путешествие по морю"; игра"Ручеек". | "Построим лодочку из кубиков". |
2 | "Ворота для машины" | Учить строить ворота из 2 вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик. | Строительный материал: кирпичики разного цвета, игрушки. | "Спрячем машинку в гараж"; игра "Волшебные палочки Кюизенера" | "Построим заборчик и воротца" игра "Построим красивый заборчик" |
3 | "Дорожка к Теремку" | Учить детей строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин. | Кирпичики, пластины, игрушки. | "Поможем игрушкам добраться до дома" | "Подбери по цвету дорожке цветок"; Обыгрование сказки "Волк и 7 козлят" из конструктора "Томик" |
4 | "Паровозик из пуговиц" | Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческую фантазию малышей | Листы бумаги с изображением паровоза, пуговицы разного цвета и размера | "Сказочный паровозик" | "Путешествие на волшебном паровозике"; игра "Волшебные дорожки" (полочки Кюизенера) |
Май | |||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование, материал | Игры на занятиях | Дополнительные игры в свободной деятельности |
1 | "Автобус" | Учить детей строить автобус из пластины, нескольких кубиков. | Кубики по числу детей и пластины; игрушечные кошки. | "Построим автобус для котят"; "Волшебное путешествие". | "Построим для зайки и грузовик для мишки"; "Гараж для автобуса". |
2 | "Мост и дорожка" | Учить строить мост и дорожку из двух кубиков, призмы и пластины. | Кубики, призмы, пластины по числу детей. | "Построим мостик через речеек". Конструирование мостика и дорожки с помощью конструктора "Удивляйка-4" | игра "Поможем матрешке пройти по дорожке"; "Дорожка к дому Чебурашки". |
3 | "Трамвай" | Продолжать учить детей строить транспорт. | Пластины, кубики; игрушки. | Игра "Загадочная машина"; "Трамвай для матрешки". | игра "Угадай, что я построила"; "Построим трамвай и поезд из кубиков"; "построим трамвай из конструктора "Удивляйка-1". |
4 | "Узко и широко" | Закреплять умения детей делать перекрытия; понимать понятия "узкая", "широкая", "скамейка". Научить детей играть с постройками. | Кирпичики двух цветов, белые зайчики. | Игра "Скамеечка для зайчат"; "Волшебные полосочки" (палочки Кюизенера). | "Поможем зайчику отдохнуть"; "Комната для игрушек". |
Приложение 1.
Кроватки для большой
и маленькой кукол (для детей 2-3 лет)
Цели: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывал детали друг на друга и, ставя их рядом; различать строительный материал и постройки. Учить выполнять постройки с учетом величины предметов, для которых первые предназначены. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, их свойства, действия. Побуждать детей повторять за педагогом отдельные слова, словосочетания, несложные предложения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать элементарные представления о культуре поведения, учить аккуратно убирать игрушки на свои места.
Оборудование: Потребуются куклы разной величины (они должны позволить детям обыгрывать постройки), набор кирпичиков для каждого ребенка.
Дети сидят за столами, на которых расположен строительный материал.
Воспитатель. К нам в гости пришли куклы. (Показывает 2 куклы). Одну куклу зовут Катя, а другую — Настя. Давайте поздороваемся с ними.
Дети хором здороваются с куклами.
Посмотрите, ребята, куклы разные по величине? Какая кукла больше? Дети отвечают.
Правильно, Катя больше Насти, а Настя меньше Кати. Они очень долго гуляли и устали. Давайте мы предложим им присесть: «Садитесь, Катя и Настя, пожалуйста». (Усаживает кукол на игрушечные стульчики.) Ребята, куклам пора спать, а у них нет кроваток. Давайте мы построим им кроватки из строительного материала. Какую по величине кроватку нужно построить для Кати?
Дети. Большую кроватку.
Воспитатель. Правильно, для Кати нужна большая кроватка, потому что она большая кукла. Какая по величине кроватка нужна Насте?
Дети. Маленькая кроватка.
Воспитатель. Почему Насте нужна маленькая кроватка?
Дети отвечают.
Правильно, потому что Настя — маленькая кукла. Вначале мы построим маленькую кроватку для Насти. Посмотрите, какая кроватка у меня стоит на столе. (Показывает игрушечную кроватку для кукол.) У кроватки есть часть, на которой лежат, и есть спинка: одна спинка расположена у изголовья, там, где будет находиться голова куклы, а другая — с той стороны, где будут находиться ноги у куклы. Ребята, подумайте, какие детали можно использовать при постройке кроватки? Постройте маленькую кроватку для Насти. Вспомните, как вы строили кроватка для кукол.
Дети отвечают.
Правильно, ребята, нужно положить на стол кирпичик на широкую грань, это та часть кроватка, на которой кукла будет лежать. Затем мы поставим один кирпичик вертикально на самое маленькое ребро у той части кроватки, где будет находиться голова куклы, и еще один у той части кроватки, где будут ноги у куклы, вот так. Вот и получилась кроватка для Насти. давайте построим большую кроватку для Кати. Посмотрите, я возьму один кирпичик и положу его поперек стола на самую большую грань, вот так. Рядом с ним я положу таким же образом еще один кирпичик и еще один. На этой части кроваткя будет лежать Катя. Саша, сделай для кроватки спинку там, где будет находиться голова у куклы.
Ребенок подходит к столу педагога и под его руководством достраивает кроватку.
(Комментирует действия ребенка). Нужно взять кирпичик и поставить его вертикально на самую маленькую грань, вот так. Рядом с ним нужно поставить еще один таким же образом, потому что кроватка широкая. Таня, пойди и сделай спинку для кроватки там, где будут находиться ноги у куклы.
Ребенок выполняет задание под руководством педагога.
Молодец, Таня. Посмотрите, ребята, какую красивую кроватку мы построили для Кати. Она большая, просторная, кукле хватит на ней места. (Кладет куклу на кроватку.) Спи, Катя. Ребята, теперь вы самостоятельно построите большую кроватку для куклы. (Наблюдает за деятельностью детей и оказывает при необходимости помощь в виде словесных пояснений.) Посмотрите, подойдут ли кроватки куклам. (Раздает детям по две куклы разной величины.)
Дети обыгрывают постройки.
Ребята, уберите строительный материал в коробки. (Следит за тем, чтобы они аккуратно его складывали.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Собственные методические разработки
Мои собственные методические разработки...
Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая
Материал предназначен для тематического занятия, утркенника, посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....
Рекомендации для родителей об активной двигательности детей (собственная методическая разработка)
В данном материале предоставлены рекомендации для родителей, которые могут им в реализиции активной двигательности детей...
Собственная методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада"
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для воспитателей ДОУ, в планировании нод по конструированию....
Собственные методические разработки на тему: «Развитие познавательно- исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности»
Детское конструирование – это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, по...