Проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
проект по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Основываясь на принципах ФГОС ДО
я разработала проект по теме «Нетрадиционная работа с нитками» направленный на:
- Обогащение детского творческого развития;
- Развитие сотрудничества детского сада с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ручной труд | 187.5 КБ |
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 19 "Алёнушка" село Шепси
МО Туапсинский район
Проект:
"Развитие творческих способностей дошкольников в
нетрадиционной работе с нитками"
Разработчик:
Кишишьян Оксана Александровна
воспитатель I категории
2014г.
ВВЕДЕНИЕ.
«Ум ребенка – на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Основываясь на принципах ФГОС ДО я разработала проект по теме «Нетрадиционная работа с нитками» направленный на:
- Обогащение детского творческого развития;
- Развитие сотрудничества детского сада с семьёй;
- Приобщение детей к социокультурным нормам.
Приобщение ребенка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармоничной личности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого ручной труд детей в детском саду и дома.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения.
Зачастую ребёнку бывает недостаточно привычных традиционных способов, средств изображения предметов и оформления работ. Поэтому я использую инновационные технологии, такие, как нетрадиционная работа с нитками - "ниткотворчество".
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Работа с нитками и другим дополнительным материалом поможет ввести детей в волшебный мир творчества. А для творчества необходимы любовь и желание, а также знания и навыки творческой деятельности.
Основная задача по нетрадиционной работе с нитками – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает свою работу, то в последствии, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая деятельность детей, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развития речи.
Большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, речи оказывает труд (рассматривание, анализ структуры образца, способ его изготовления).
Благоприятный эмоциональный настрой, радость общения в труде, очень важны для общего развития ребенка.
Методика организации работы детей основывается на принципах дидактики, систематичности, последовательности, доступности и др.
Организуя работу, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, ручной труд. Очень важно использовать при этом художественную литературу, музыку, произведения искусств. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, художественные произведения воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащают их словарный запас, художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы.
Актуальность
Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей.
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный (3 года)
Участники: дети, педагоги, родители.
Задачи:
- способствовать всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании детей;
- Формировать общую культуру личности детей;
- Развивать нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность, ответственность и творческие способности ребёнка;
- Формировать представления о различных видах ниток;
- Обучать детей нетрадиционным способам работы с нитками.
Принципы в реализации проекта:
- Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
- Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.
- Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным. От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.
Основное содержание и методы реализации проекта
Задачи проекта по образовательным областям
Речевое развитие:
- Расширение и активизация предметного словаря;
- Обогащение пассивного словаря детей;
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Познавательное развитие:
- Формировать представление о различных видах ниток;
- Уточнять знания о способах производства ниток;
- Учить различать нитки по внешнему виду;
- Расширение кругозора детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Формирование целостной картины мира посредством чтения детской художественной литературы;
- Развитие эстетического восприятия и умение передавать увиденное в поделках;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в работе с нитками.
Физическое развитие:
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- Развитие мелкой моторики.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Соблюдение элементарных правил работы с различными материалами.
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2) Содержательный этап:
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник работы с нитками. Познакомить детей с техникой кляксография с ниточкой, ниткография, аппликация из резаных ниточек, скручивание нитяных жгутиков, оборачивание картонного силуэта нитками, изготовление из пряжи полупомпончиков и помпончиков, рисование нитками по контуру. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в работе различные дополнительные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, бусины, поролон и т.д.
2. Непосредственная образовательная деятельность, игры, трудовая деятельность , выставки, анкетирование родителей.
3) Аналитический этап.
Открытые занятия, обработка анкет, проведение итоговых мероприятий, творческие выставки.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдения; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Ожидаемый результат:
- Знания о различных видах ниток и их происхождении;
- умения нетрадиционной работы с нитками;
- выставка творческих работ детей;
- активное участие родителей в деятельности ДОУ и группы;
- развитие творческих способностей детей.
.
Модель взаимодействия участников проекта
Модель интеграции образовательных областей
Модель использования ниткотворчества в различных формах работы
Месяц № | Тема НОД | Задачи | Примечания |
Перспективное планирование работы с детьми по нетрадиционным методам изобразительного искусства с использованием ниток в средней группе. | |||
Сентябрь 1 | "Бабушкин сундучок" (исследовательская деятельность) | Формировать знания о разных видах ниток с помощью дидактических игр. Учить детей определять свойства ниток, через познавательно – исследовательскую деятельность, устанавливать причинно – следственные связи использования ниток, группировать по признакам. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. Делать выводы, активизировать словарь детей. Воспитывать инициативность и интерес ко всему новому. Развивать двигательную активность. | д/и "Отгадай на ощупь", физ. минутка "По ниточке", п/ и "Клубок". |
Октябрь 1 | "Осень наступила" (коллективная аппликация из резаных ниток) | Знакомить с новым нетрадиционным методом аппликации используя образцы работы. Пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. Знакомить с новыми словами- золотая осень. Воспитывать чувство взаимопомощи. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. | Чтение стихотворения И.Пивоваровой "Среди леса великана". |
Ноябрь 1 | "Косички у моей сестрички" (ручной труд) | Развивать интерес к ручному труду. Учить заплетать нитки в косички для будущего изготовления кукол из ниток. Развивать мелкую моторику рук используя пальчиковые игры. Формировать элементарные представления о профессии парикмахер в с/р игре "Парикмахерская". Активизировать словарь детей. | С/р игра "Парикмахерская", Пальчиковая игра "Косички" |
Декабрь 1 | "Морозные узоры на стекле" (ниткография) | Учить играя создавать морозные картины из отрезков ниток на бархатной основе. Развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику детей. Способствовать развитию связной речи детей. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Зима". Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Воспитывать чувство любви к природе. | ЧТ. отрывка из стихотворения "Морозные узоры" Т. Дворниковой Рассматривание иллюстраций с морозными узорами. |
Январь 1 | "Новогодняя ёлочка" (аппликация из отрезков ниток) | Формировать элементарные представления о способах аппликации с помощью ниток. Развивать самостоятельность, творческую активность. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Приобщать к социально-культурным нормам. Развитие правильной осанки, мелкой моторики. | Беседа "Как мы встречаем Новый год". Рассматривание картин выполненных в этой технике. |
Февраль 1 | "Белочка" (аппликация из отрезков ниток) | Закреплять умения делать аппликацию из отрезков ниток. Расширять знание детей о диких животных, о месте их обитания. Способствовать развитию связной речи детей. Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий. Развивать фантазию, зрительное восприятие. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, желание помочь. Способствовать развитию двигательной активности. | ЧХЛ о лесных обитателях, п/и "Собирайся, детвора" |
Март 1 | "Букет цветов для мамы" (аппликация из отрезков ниток) | Развивать интерес детей к работе через игровые технологии. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Развивать ЗКР, фонематический слух. Развивать позитивные установки через с/р игру. Способствовать развитию мелкой моторики, правильной осанки. | Беседа "Праздник мамы", д/и "Найди такой же цветок", с/р игра "Семья" |
Апрель 1 | "Праздник светлой пасхи" (аппликация из резаных ниток) | Познакомить с новым способом нарезания и приклеивания пуховых и шерстяных ниток. Развивать мелкую моторику, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию речевого творчества. Формировать элементарные представления о видах искусства используя музыку. Развивать положительное отношение к православным праздникам. | Беседа "Пасха", Музыкальные православные произведения, стихотворения по теме. |
Май 1 | "Мои любимые игрушки" (итоговое занятие) | Закрепить все способы работы с нитками, освоенные за прошедший год. Способствовать реализации самостоятельной деятельности, умению достигать своей цели. Развивать воображение и творческую активность в выборе темы. Формировать связную речь в описании своей работы. Развивать общение со сверстниками. | Беседа "Мир игрушек", физ. минута "Буратино", п/и "Подарки" |
Перспективное планирование работы с детьми по нетрадиционным методам изобразительного искусства с использованием ниток в старшей группе. | |||
Сентябрь 1 | с/р игра "Экскурсия в ателье" | Познакомить детей с различными видами ниток, их качеством, происхождением и способами изготовления. Обогащать словарный запас признаками и действиями. Развивать образное и пространственное мышление в д/и "Ателье". Формирование знаний о профессии "швея". | Набор разных видов тканей и ниток, д/и "Ателье" |
2 | "Я на море" (рисование с элементами аппликации из ниток) | Учить совмещать в работе аппликацию и рисование. Закреплять умение выполнять силуэты предметов с помощью ниток. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру с помощью бесед о море. Развивать мелкую моторику, творческую деятельность, самостоятельность в работе. | Беседа о Чёрном море. Пальчиковая гимнастика "По морям, по океанам..." |
Октябрь 1 | "Золотая осень" (подготовка к викторине "Осень") | Повторить приметы осени, основные цвета, вспомнить пословицы и поговорки. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, интеллекта в дидактических играх. Подготовить с детьми резаные нитки для следующего занятия. Способствовать развитию интереса к предстоящей викторине. | Чтение стихотворения О. Дриза "Кончилось лето", д/и "Волшебный мешочек", "Когда это бывает" |
2 | "Осень" (викторина) | Закрепить знания о характерных приметах осени, закономерностях в природе. Способствовать развитию умения работать сообща при выполнении коллективной работы. Развивать речевое творчество, умение придумывать сказки. Развивать двигательную активность в п/и. | Лото "Фрукты - овощи", д/и "Волшебный мешочек", пальчиковая игра "В гостях у солнышка", пазлы "Собери листок" |
Ноябрь 1 | "Рамка для фотографии" (ручной труд) | Способствовать развитию интереса к ручному труду с использованием нетрадиционных материалов (ниток, бусин, тесьмы и т.д.). Познакомить с новым способом работы с нитками - оборачивание картонного силуэта. Развивать аккуратность, мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать любознательность, творческую активность, самостоятельность. Положительное отношение к семейным традициям. | Рассматривание различных фото рамок, физ. минутка "По ниточке" |
2 | "Кошка" (интегрированное занятие) | Развивать знания о повадках кошек. Способствовать развитию связной речи: умения составлять последовательный, описательный рассказ. Прививать любовь к животному миру. Формировать двигательную активность в п/и. | Загадки о домашних животных, д/и "Мамы и их детёныши", п/и "Кот и мыши" |
Декабрь 1 | "Какая нитка сильнее" (исследовательская деятельность) | Развивать интересы и любознательность детей посредством проведения опытов. Закрепить знания о видах ниток. Способствовать развитию словаря, мелкой моторики рук. | Опыты из серии "Огонь, вода и медные трубы" |
2 | "Снежная ветка" (ручной труд) | Учить детей замечать изменения в природе зимой. Продолжать знакомство с техникой ручного труда с резаными нитками. Способствовать развитию общения в коллективе. Развивать самостоятельность, творческое воображение, мелкую моторику рук. | Д.и " Времена года". Загадывание загадок. Рассматривание репродукций. П.и «Хитрая лиса». |
Январь 1 | "Новогодняя ёлка" (аппликация из пряжи) | Систематизировать знания детей о Новогоднем празднике. Формирование элементарных представлений о музыке используя фонотеку "Звуки зимы". Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи Нового года. Развивать связную речь. Закреплять умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество, мелкую моторику, правильную осанку. | Чтение стихов о Новогодней ёлке. Беседа о празднике. |
Февраль 1 | "Загадочные картины" (кляксография с ниточкой) | Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования нитками. Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне. Способствовать развитию ЗКР, фонематического слуха. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, умение оценивать свои работы и работы товарищей. | Музыкальное сопровождение "В гостях у сказки", д/и "На что это похоже" |
2 | "Сегодня мы волшебники" (кляксография с ниточкой) | Развивать интерес к умениям, полученным на прошлом занятии с помощью рассматривания картин выполненных в технике "кляксография с ниточкой". Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Формировать связную речь в описательном рассказе. Развивать общение со сверстниками. | |
Март 1 | "Первые весенние цветы" (ручной труд) | Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определенные технологии. Развивать творчество и фантазию, образное мышление. Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширять словарь детей через речевые игры. | музыка Ф. Мендельсон "Весенняя песня", Чтение стихотворения Л.Л.Яхнина: "Солнце нитями – лучами вышивает..." |
2 | "Во дворе у бабушки" (открытое интегрированное занятие с элементами фольклора и нетрадиционными методами аппликации) | Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества. Активизировать словарный запас детей. Формировать элементарные представления о разных формах фольклора используя потешки, заклички, колыбельные, считалки и т. д. Способствовать развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности. | Беседа о русском фольклоре. Разучивание потешек, считалок, скороговорок и т.д., артикуляционная гимнастика, загадывание загадок, д/и "Путаница" |
Апрель 1 | "Смешные человечки" (ручной труд) | Формировать навыки изготовления поделок из спичечных коробков. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество и воображение. Предоставить свободу выбора в изготовлении поделок. Развивать умения работать самостоятельно, проявлять свои способности. Формировать устную речь. Формировать умение оценивать работы. | Чт. стихотворения Зинаиды Александровой "Смешные человечки", пальч. гимн. "Пальчики" |
2 | "Пушистые картины" (аппликация из шерстяных ниток) | Обогатить аппликативную технику - показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. Способствовать обогащению активного словаря. | Беседа о ниточках. Чт. стихотворения Л.Л. Яхнина "Солнце нитями-лучами вышивает..." |
Май 1 | "Изобрази что хочешь" (аппликация из шерстяных ниток) | Закрепить знания о способах нетрадиционной работы с нитками, полученные за прошедший год. Предоставить свободу выбора способов работы с нитками. Создать атмосферу доброжелательности, веру в силы ребенка, для каждого ситуацию. Способствовать развитию речевого дыхания с помощью арт. гимнастики. | п/и "Затейники", арт. гимнастика "Ветерок" |
2 | "По горам, по долам ходит шуба да кафтан" (познавательное развитие) | Развивать интересы детей через использование игровых технологий. Учить устанавливать причинно – следственные связи производства ниток, группировать по признакам. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. Делать выводы, активизировать словарь детей. Воспитывать инициативность и интерес ко всему новому. | Беседа "Шерстяные вещи", д/и "Что за чем" (изготовление шерстяной вещи), д/у "Покрасим нитки" |
Перспективное планирование работы с детьми по нетрадиционным методам изобразительного искусства с использованием ниток в подготовительной группе. | |||
Сентябрь 1 | Нитки и их свойства. Аппликация " Семиточечная коровка" | Закреплять навыки работы с пряжей, клеем. Способствовать расширению кругозора детей. Развивать активную речь детей, свободное общение с взрослыми. Формировать развитие двигательной активности под музыкальное сопровождение. | Модель-загадка "Насекомые", Физ. минутка "Божьи коровки" |
2 | "Морской пейзаж" (аппликация из отрезков ниток) | Формировать знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже. Обогащать словарь детей словами: репродукция, штиль, бриз, шторм, девятый вал. Развивать детское творчество и фантазию, мелкую моторику рук. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к окружающей природе и желание передать ее красоту, формировать интерес к искусству. | музыкальная композиция «Шторм» В. Мэй, д/и "Составь картину", "Подбери палитру", Динамическая пауза «Прогулка к морю» |
Октябрь 1 | "Куклы мартинички" (ручной труд) | Формировать первичные представления о народных традициях. Приобщать детей к истокам культуры русского народа. Обучать изготовлению русской народной куклы Мартинички. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, трудолюбие. Способствовать развитию словарного запаса. | Коллекция кукол из ниток |
2 | "Полупомпончики" (ручной труд) | Способствовать развитию интереса детей к ручному труду в игровой ситуации. Научить изготавливать из пряжи "полупомпончики" способом наматывания ниток на кисть руки. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Развивать словарный запас, свободное общение со сверстниками, мелкую моторику, двигательную активность, правильную осанку. | д/и "Сравни на прочность", физ. мин. "Бабочки" |
Ноябрь 1 | "На лугу" (коллективная работа) | Усовершенствовать умение изготавливать из пряжи "полупомпончики" способом наматывания ниток на кисть руки. Развивать умение работать в коллективе и распределять работу между собой. Воспитывать чувство коллективизма. Формировать двигательную активность. | П/и "На лугу" |
2 | "Волшебный клубок" (ручной труд) | Формировать знания детей об изготовлении игрушек из помпончиков. Учить изготавливать помпончики из пряжи способом наматывания их на картон-основу. Закрепить правила техники безопасности пользования ножницами. Развивать фантазию, воображение. | Физ. мин. "Ветер дует" |
Декабрь 1 | "Нитяные жгутики" (ручной труд) | Формировать знания детей об изготовлении нитяных жгутиков. Развивать мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, связную речь, умение составлять последовательный рассказ. | |
2 | "Улиточка" (аппликация из нитяных жгутиков) | Усовершенствовать умение изготавливать нитяные жгутики. Способствовать развитию связной речи детей. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Жители луга". Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Воспитывать чувство любви к окружающему миру. | п/и "Улиточка", пальч. гимнастика "Улитка, улитка..." |
Январь 1 | "Новогодняя ёлочка" (ручной труд) | Развивать интересы детей к празднованию Нового года, любознательность и познавательные мотивации через использование ИКТ. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру с помощью беседы. Формировать устную речь детей. Развивать интеллект, творческое мышления, мелкую моторику. Формировать любовь к окружающему миру. Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей. | Чт. отр. из стихотворения 3. Александровой "Ёлочка", использ. ИКТ |
Февраль 1 | "Снеговик" (аппликация из ниток) | Создавать условия для свободного экспериментирования с нитками разных видов и инструментами. Формировать работу над замыслом, мысленно представлять содержание своей работы. Развивать мелкую моторику рук, воздушную струю. Помочь детям почувствовать радость творчества. | Рассматривание снеговиков, выполненных разными способами аппликации. Арт. гимн. "Снежинка" |
2 | "Сердечный лев ко дню Святого Валентина" (аппликация) | Познакомить детей с праздником Святого Валентина. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер изображаемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения мимики, дополнительных деталей. Формировать эмоционально-эстетическое восприятие. Совершенствовать умения и навыки в работе с нитками. | Использование ИКТ, п/и "В африке" |
Март 1 | "Цветы для мамы" (техника "Ниткография") | Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму ниток, соответствующую радостному весеннему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Закреплять ранее полученные навыки. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. | Отгадывание загадок, Пальч. игра "Пять и пять", физ. минутка "Цветы" |
2 | "Гусеница" (ручной труд) | Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия. Развивать умение составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику, эстетические чувства в декорировании. Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку. | |
Апрель 1 | "Аленький цветочек" (ручной труд) | Способствовать развитию умений изготавливать помпончики из ниток. Развивать творчество, фантазию, умение доделывать задуманное до конца. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. | |
2 | "Волшебная ниточка" (интегрированное занятие) | Формировать знания детей о происхождении и способах изготовления ниток. Совершенствовать умения и навыки по изготовлению полупомпончиков. Развивать словарный запас, мелкую моторику, двигательную активность. | Использование ИКТ, загадывание загадок, пальч. гимнастика "Вяжем шарфик", физ. мин. "Уж я сеяла ленок...", д/и "Ателье" |
Май 1 | "Браслет из ниток" (ручной труд) | Развивать зрительное восприятие, сенсомоторику - согласованность движений руки и глаза. Формировать функции руки - опорную, указывающую, хватательную, как основу манипулятивной деятельности. Развивать желание заниматься трудом, воспитывать привычку к трудовому усилию, готовность участвовать в интересной работе. | Пальч. гимн. "Змейка" |
2 | "Таинственный мир насекомых" (интегрированное занятие) | Формировать представления детей о мире насекомых. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Формировать любовь к окружающему миру. | Использование ИКТ, сказкоторапия. |
Перспективный план работы с родителями (на три года).
Группа | Форма работы | Тема |
Средняя группа | Индивидуальные консультации | "Нетрадиционная работа с нитками" |
Выставка детских работ | "Новогодняя ёлка" | |
Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания | Занятие с элементами тренинга "Познай своего ребёнка" | |
Старшая группа | Открытое интегрированное занятие | "Во дворе у бабушки" |
Выставка детских работ | "Золотая осень" | |
Творческая работа с родителями и детьми | "Прасковья льняница" | |
Подготовительная группа | Анкетирование | Развитие творческих способностей ребёнка" |
Открытое занятие по ручному труду | "Новогодняя ёлочка" | |
Творческая выставка семейных работ из ниток | "Умелые ручки" | |
Итоговое открытое занятие с участием родителей | Игра КВН |
Перспективный план работы с воспитателями (на три года).
Группа | Форма работы | Тема |
Средняя группа | Консультация | "Картинки из ниток" |
Старшая Группа | Доклад | "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционным использованием ниток" |
Открытое занятие | "Сегодня мы волшебники" | |
Подготовительная группа | Практикум | "Удивительная нитка" |
Открытое интегрированное занятие | "Волшебная ниточка" |
Практическая значимость:
- Разработан цикл образовательной деятельности с детьми 4-7 лет.
- Практический материал для работы с родителями.
- Теоретический и практический материал для работы с педагогами.
Заключение:
Совместная деятельность по художественному ручному труду комплексно действуют на развитие ребенка:
-Развивают речь, повышают уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи (описание выполняемой работы, ознакомление с литературой и фольклором, обучение рассказыванию и пересказу, выразительное чтение стихов, потешек и т.д.; начальные формы словесного творчества).
- Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики.
- Развивают воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
- Синхронизирует работу обеих рук.
- Согласовывают в работе глаза и руки (сенсомоторика).
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Развивают волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
- Способствуют развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Нетрадиционная работа с нитками –это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить , а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать.
Список литературы:
1. Веракса Н.E,. Комарова Т.С, Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" - М. Мозайка- Синтез, 2010г.
2.Козлина А.В. "Уроки ручного труда в д/с и начальной школе." М. Мозайка- Синтез.,2006г.
3.Пантелеева А.В. "Художественный труд в детском саду и семье."–М.Просвещение ,2005г.
4.Величко Н.В. "Поделки из ниток" - Клуб семейного досуга, 2011г.
5.Анистратова А.А., Гришина Н.И. "Поделки из ткани, ниток и пуговиц." - Оникс-2007г.
6.Новиковская О.А. "Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет)." -Паритет, 2008г.
7.Крупенская Н. "Поделки из помпончиков" - Айрис-пресс - Москва -2008г.
Конспект занятия по нетрадиционной работе с нитками
в средней группе детского сада №19 "Алёнушка"
на тему "Белочка" (Ниткография)
Задачи:
1 Закреплять умения делать аппликацию из отрезков ниток.
2. Расширять знание детей о диких животных, о месте их обитания. 3.Способствовать развитию связной речи детей.
4. Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий.
5.Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, желание помочь. Способствовать развитию двигательной активности.
Материал:
Картон голубого цвета А4, трафареты белочка, нитки шерстяные, нитки ирис, ножницы, клей ПВА.
Ход занятия.
В: - Мы с вами сегодня будем выполнять работу в технике ниткографии. Но сначала я хочу вам загадать загадку:
- Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это – ( белка ).
Воспитатель: - С чего мы начнём работу?
Дети: - Обведём трафарет белочки на картон.
Воспитатель: - Правильно. После этого контур головы, туловища, лап, хвоста нанесём клей ПВА и небольшими щепотками шерстяных ниток будем наносить тонким слоем на клей разравнивая нитки по поверхности контура.
( В процессе работы педагог предлагает свою помощь, у кого возникли затруднения при выполнении работы ).
Конспект занятия по нетрадиционной работе с нитками
в старшей группе детского сада №19 "Алёнушка"
на тему "Первые весенние цветы" (ручной труд)
Задачи:
1.Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определенные технологии.
2.Развивать творчество и фантазию, образное мышление.
3.Уточнить и расширить представления о весенних цветах.
4.Расширять словарь детей, мелкую моторику рук с помощью речевых игр.
5.Воспитывать бережное отношение к творениям природы, интерес к нетрадиционным техникам.
Материал:
Шерстяные нитки разного цвета – нарезанные (по 15 -20 см) и в небольших клубках, ножницы, клей ПВА, лоскутки хлопчатобумажной ткани. Две – четыре аппликации, выполненные воспитателем, родителями из шерстяных ниток.
Запись произведения Ф. Мендельсон – Весенняя песня.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня мы с вами будем "весенними помощниками". Посмотрите на эту выставку. Правда, красивые цветочки? Вот эту картину сначала нарисовала карандашом, потом провела по нарисованным линиям кисточкой с клеем и сверху быстро – быстро положила шерстяную ниточку. Видите – ниточка идёт точно по рисунку, нанесённым карандашом. А эту картину я делала по другому: сначала нарезала ниточки на кусочки, потом нарисовала картину и быстро – быстро (аккуратно) «раскрасила» её клеем и посыпала нарезанными ниточками. Сегодня мы с вами нарисуем ниточками первые весенние цветы. Будет необычно. Будем выполнять работу не на бумаге, а на лоскутке ткани. Я их приготовила и нарисовала весенние цветы.
Динамическая пауза «Цветы». Упражнения для глаз, на дыхание, пальчиковая гимнастика.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Будут ручки играть,
Глаза и носик – помогать.
Фиалок цветки Переплести пальцы
Распускают лепестки. Плавно разжать пальцы
Ветерок чуть дышит, Легко плавно подуть
Лепестки колышет. Пошевелить пальцами
К цветку носик приближаем, Податься вперед
Аромат цветов вдыхаем. Втянуть носом воздух
Дети садятся за столы и начинают самостоятельно клеить рисунки шерстяными нитками.
Конспект занятия по нетрадиционной работе с нитками
в подготовительной группе детского сада №19 "Алёнушка"
на тему "Семиточечная коровка"
Задачи:
1.Закреплять навыки работы с пряжей, клеем;
2.Расширение кругозора детей.
3.Предупреждение утомления детей.
4.Развитие активной речи детей, свободное общение со взрослыми.
5.Развитие движений с музыкальным сопровождением
Материал:
Модель-загадка «насекомые». Цветные картинки с изображением насекомых, 2 клубка пряжи красного и черного цвета, маски-шапочки, шаблоны божьей коровки, тарелки с цветными нарезанными нитками, клей, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, указка, аудиозапись.
Ход занятия.
В:Ребята, я вам предлагаю сделать аппликацию из шерстяных нарезанных ниток. (воспитатель показывает образец). Но, прежде чем мы начнем работу, я предлагаю вам превратиться в семиточечную коровку или как говорят в народе «божьи коровки». (Дети надевают маски божьей коровки и проводится физминутка).
Физминутка «Божьи коровки»:
Мы божьи коровки - (прыжки)
Быстрые и ловкие! (бег на месте)
По сочной травке мы ползем (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдем (идут по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем) Устали лапки от ходьбы (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладим животик)
Домой скорее полетим! («летим» на места)
В: Ребята, я вам сейчас раздам шаблоны семиточечной коровки, обратите внимание, что они разные. Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет пряжи, который нужен для вашего шаблона. Работа требует аккуратности , нанесите клей на ту часть шаблона, которую надо заполнить нитками. (Дети приступают к работе, звучит тихая музыка).
В: Закончили? Какие работы получились? (яркие, красивые). И при одном взгляде на ваши работы настроение становится по настоящему радостным!
Конспект занятия по нетрадиционной работе с нитками
в подготовительной группе детского сада №19 "Алёнушка"
на тему "Изготовление куклы Мартинички". (ручной труд)
Цель: приобщение детей к истокам культуры русского народа.
Задачи:
1.Обучение изготовлению русской народной куклы Мартинички;
2.Развитие мелкой моторики рук;
3.воспитание аккуратности, трудолюбия.
Материал:
разноцветные нити, сухая горошина.
Ход занятия.
В: Ребята, а вы знаете, что в старину люди зазывали весну маленькими нитяными куколками. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли "мартиничками", их развешивали на ветвях деревьев. Давайте мы тоже с вами поиграем и будем зазывать весну, но сначала подготовим таких куколок из ниточек.
Объяснение последовательности изготовления куклы.
Самостоятельная работа детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основываясь на принципах ФГОС ДО я разработала проект по теме «Нетрадиционная работа с нитками» направленный на: Обогащение детского творческого развития; Развитие сотрудничества детского сада с семьёй; Приобщение детей к социокультурным нормам.
Актуальность: Изобразительная продуктивная деятельность с использованием инновационных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляется полноценное развитие ребёнка.
Цель проекта: Расширить знания детей о различных видах ниток и способах нетрадиционной работы с ними.
Задачи проекта: способствовать всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании детей; Формировать общую культуру личности детей; Развивать нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность, ответственность и творческие способности ребёнка.
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.
Тип проекта: Познавательно- творческий; Вид проекта: долгосрочный (3 года); Проблема: Отсутствие интереса родителей к жизни детей в детском саду. Недостаточное формирование творческой личности.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей; активное участие родителей в деятельности ДОУ и группы; Развитие творческих способностей детей.
Этапы проекта: 1. Подготовительный. 2.Содержательный. 3. Аналитический.
Образовательная область « Речевое развитие». Виды ниток: нитки пуховые, шёлковые, шерстяные, капроновые, мулине и т.д.; Пословицы Скучен день до вечера, коли делать нечего. Какова пряха, такова на ней рубаха. Умелые руки не знают скуки. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком. Под лежачий камень вода не течёт. Что делано наспех, то сделано насмех.
Образовательная область «Познавательное развитие» Нитки бывают разные:
Происхождение ниток. Нитки животного происхождения Из пуха и шерсти животных. Гусеница- шелкопряд Нитки искусственного происхождения Из древесины. Из нефти.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Кошечка» (оборачивание картонного силуэта нитками мулине)
«Цветочная поляна» ( полупомпончики из шерстяных ниток).
Образовательная область «Физическое развитие» Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик» То крючок, то петелька. Вяжем шарфик Петеньке. Физ. минутка для координации речи с движением. «Уж я сеяла ленок». Уж я сеяла, сеяла ленок Я полола, полола ленок, Уж я дёргала, дёргала ленок, Я стлала, стлала ленок. Я мочила, я мочила ленок, Я сушила, я сушила ленок. Уж я мяла, уж я мяла ленок, Я трепала, я трепала ленок. Я чесала, я чесала ленок, Я пряла, я пряла ленок, Уж я ткала, я ткала ленок.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Дидактическая игра «Ателье».
Продукт проекта. Выставка детских работ.
Выставка творческих работ детей и родителей.
Список литературы: Н.Б. Крупенская «Поделки из помпончиков» Айрис-пресс - Москва -2008г. И. В. Новикова «Фигурки и игрушки из ниток и пряжи» - Издательство "Академия Развития" (2011) Н.В. Величко "Поделки из ниток" - Клуб семейного досуга, 2011г. А.В. Пантелеева "Художественный труд в детском саду и семье."–М.Просвещение ,2005г. О.А. Новиковская "Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет)." - Паритет, 2008г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"
Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ. Это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаем...
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Проект: «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»....
Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования
Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисования...
Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Мой Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...