Авторская программа кружков на основе гендерного воспитания
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Модифицированная программа кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» создана для того, чтобы дети получали нужные знания в условиях гендерной социализации. Такое образование необходимо начинать еще с дошкольного возраста, именно в тот момент, когда ребенок научается различать пол. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkov_po_gendernomu_vospitaniyu.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад Лидогинского сельского поселения
Нанайского муниципального района
Хабаровского края
Авторская
Программа кружков
«Рукоделие» и «Столярная мастерская»
на основе гендерного воспитания.
для детей 6-7 лет
Воспитатель: Минина Ирина Викторовна.
Направленность образовательной программы:
Модифицированная программа кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» создана для того, чтобы дети получали нужные знания в условиях гендерной социализации. Такое образование необходимо начинать еще с дошкольного возраста, именно в тот момент, когда ребенок научается различать пол. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по- разному воспринимают мир, по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Актуальность:
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Разработка программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в гендерном, трудовом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Программа кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» является гендерным подходом в воспитании детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный и еще не совсем окрепший. Наша задача, направить деятельность ребенка в нужное русло, подготовить его сознание к его предназначению, к становлению мужского и женского начала.
«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся» - девиз данной программы.
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Количество детей в группе: 6-8 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения,
9 часов.
Режим занятий: 2 раза в месяц по 30 мин.
Новизна данной программы заключается в комплексном решении задач гендерного и трудового воспитания детей и организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (труд, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного трудового воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Основное содержание программы
Работа кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» нацелена на общее развитие ребёнка, на зачатие основ женского и мужского труда, и содержит задания различных видов работы, с различными материалами.
Выделяются три раздела творческой работы для девочек:
- Работа с иглой и картоном.
- Работа с тканью.
- Работа с бисером.
Три раздела творческой работы для мальчиков:
- Работа с картоном.
- Работа со столярными инструментами.
- Работа с лобзиком.
Особенности методики обучения
Содержание занятий кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская», по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Непосредственная организационная деятельность проводится в форме беседы и практической работы, здесь осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивостью каждого ребёнка на предложенное задание. Лучше всего добавить рассматривание наглядного материала в игровой форме. При этом у детей лучше разыгрывается воображение и фантазия. При том, что педагог обращается к детям. как к будущим мужчинам и женщинам, он воспитывает в них чувство гордости за свое предназначение.
Диалог между детьми и педагогом создает атмосферу раскованности, они учатся мыслить, говорить, понимать данное мастерство и приобщаться к нему.
Дошкольный раздел программы кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» имеет цель:
Гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Освоение основами женской и мужской работы. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием. Развитие мыслительных способностей, раскрытие творческого потенциала, воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
Предусматривает решение следующих задач:
- Учить способам самостоятельного создания предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
- Развивать классификационные умения на примере трудовой деятельности мужчин и женщин.
- Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
- Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
- Формировать художественный вкус.
- Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
- Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Отличительные особенности программы кружковой работы по трудовому воспитанию:
Работа кружков «Рукоделие» и «Столярная мастерская» нацелена на общее развитие ребёнка, на зачатие основ женского и мужского труда, и содержит задания различных видов трудового воспитания, с разнообразными материалами в сочетании с оздоровительными технологиями: дыхательная, пальчиковая, гимнастики; релаксация, элементы психогимнастики; гимнастика для глаз; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия;
Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.
Условия реализации программы:
Занятия трудовой деятельностью организуются в форме кружковой работы и начинаются с сюрпризного момента, затем в игровой форме проходит основная трудовая деятельность. Дети старшего дошкольного возраста испытывают потребность сделать что-то своими руками, гордиться своими поделками и быть похожими на родителей. По исследованиям педагогов и психологов – это необходимый этап их психологического развития.
Также для реализации программы необходимо:
- желание детей;
- наличие наглядного пособия;
- наличие технических средств обучения.
Принципы работы кружков:
- Доступность
- Индивидуальность
- Дифференциации работы с детьми
- Систематичность
Методы и приёмы:
- проектирование
- словесный
- наглядный
- диагностика
- практический
Формы работы
- подгруппа детей
- индивидуальная
Правила безопасности для девочек:
- нельзя ходить с острыми предметами в руках
- нельзя брать иголки и ножницы в рот.
- нельзя вышивать ржавой или тупой иглой
- нельзя оставлять иголку на столе
- нельзя резать тупыми ножницами
- передавать ножницы ручкой вперёд
- вышивать и шить только за столом при хорошем освещении.
- после работы прибирать рабочее место
Правила безопасности для мальчиков:
- нельзя ходить с острыми предметами в руках
- нельзя подставлять пальцы под молоток или пилку
- нельзя работать не исправным инструментом
- нельзя играть с острыми инструментами
- нельзя забивая гвоздь держать его за шляпку
- нельзя резать тупыми ножницами
- нельзя брать мелкие предметы (гвозди) в рот
- передавать ножницы ручкой вперёд
- выпиливать только в отведенном месте и при хорошем освещении.
- после работы прибирать рабочее место
Планируемые результаты:
С помощью кружковой деятельности девочки научатся заниматься женской работой:
- освоят шитье иголкой,
- научатся вышивать простые узоры,
- шить плоские игрушки из фетра,
- делать украшения из бисера.
Мальчики с удовольствием будут заниматься мужской работой:
- научатся делать из картона игрушки с элементом движения.
- освоят работу лобзиком, молотком;
Дошкольники будут знать названия материалов и инструментов.
Оценка результата обучения детей:
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся тесты на усвоение программного материала на начало и конец учебного года.
Итоговый контроль:
- выставка детских работ ( вышивка, плоские игрушки, украшения из бисера; игрушки с элементами движения из картона, предметы игрушечной мебели, игрушки из дерева, игрушки для интерьера )
Используемая литература:
- С.Фегхельм «Выпиливание лобзиком»
- В.И. Романина «Дидактическифй материал по трудовому обучению»
- Р.С. Буре, Г.Н. Година «Учите детей трудиться»
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»
- В.Н. Преображенская «Поделки из ниток, пуговиц, бусин»
- М. В. Максимова, М.А. Кузьмна «Вышивка, первые шаги»
- Е.В. Данкевич, О.В. Жакова «Большая книга поделок для мальчиков и девочек»
Сайт:
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/doklad-iz-lichnogo-opyta
- http://doshkolnik.ru/pedagogika/6483-gendernoe-vospitanie.html
Календарно – тематическое планирование кружка
для мальчиков «Столярная мастерская»
№ п/п | Название темы | Цели | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Инструменты. | Познакомить детей с «мужскими» инструментами (молоток, гвозди, отвертка, плоскогубцы, пила-ножовка, лобзик); рассказать об их назначении, познакомить с правилами пользования. Беседа по технике безопасности. Воспитывать в мальчиках чувство гордости за свое мужское предназначение; вызвать желание детей заниматься мужской работой. | 11.09.2014г. |
2. | Ознакомление с работами созданными с помощью канцелярского ножа, пилы-ножовки и лобзика. | Познакомить с видами материалов для изготовления поделок (картон, пенопласт, деревянная доска) Рассмотреть готовые поделки из пенопласта и картона (кораблик, уточка для игр в воде), плоские деревянные игрушки. Вызвать желание детей самим создать такие игрушки. | 25.09.2014г. |
3. | Работа с картоном. Игрушка с элементом движения. «Мишка» | Продолжать учить детей по рисункам готовить шаблоны; самостоятельно вырезать их, соединять движущиеся части( 4 лапы у медведя).Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. Повторить технику безопасности при работе с канцелярским ножом. | 09.10.2014г. |
4. | Работа с картоном. Игрушка с элементом движения. «Собачка» | Учить детей по рисункам готовить шаблоны; самостоятельно вырезать их, соединять движущиеся части(2 лапы у собаки).Развивать мелкую моторику рук, желание доводить начатое до конца. Повторить технику безопасности при работе с канцелярским ножом. | 23.10.2014г. |
5. | Работа с картоном. «Планер из картона» | Учить детей по рисункам готовить шаблоны; самостоятельно вырезать их, соединять и закреплять хвостовую часть. Развивать мелкую моторику рук, желание доводить начатое до конца. Повторить технику безопасности при работе с канцелярским ножом. | 06.11.2014г. |
6. | Работа с пилой-ножовкой. | Учить детей намечать место распила; отпиливать нужной длины бруски и доску. Развивать силу, внимательность, мелкую мускулатуру. Преподать основы безопасности при работе с пилой-ножовкой. | 20.11.2014г. |
7. | Работа с молотком, гвоздями и плоскогубцами. | Учить детей пользоваться молотком. Развивать умение забивать гвозди в деревянную поверхность. Показать прием вытаскивания гвоздей плоскогубцами. Развивать силу, внимательность, мелкую мускулатуру. Преподать основы безопасности при работе с молотком, плоскогубцами. | 04.12.2014г. |
8. | Работа с молотком и гвоздями. «Стол и стул для кукол» | Учить детей обрабатывать наждачной бумагой края распила брусков. Учить сколачивать заготовки(работать молотком, забивать гвозди). Развивать силу, внимательность, мелкую мускулатуру. Преподать основы безопасности при работе с молотком. Вызвать интерес и восхищение при изготовлении изделий своими руками. Вызвать желание мальчиков подарить свою коллективную работу девочкам для игр. | 18.12.2014г. |
9. | Работа с лобзиком. «Первый шаг» | Учить детей работать с лобзиком. Показать приемы распила пенопласта и дерева. Рассказать о начале работы с лобзиком. Беседа о технике безопасности при работе с лобзиком.. Воспитывать в мальчиках чувство гордости за свое мужское предназначение; вызвать желание детей заниматься мужской работой. | 15.01.2015г. |
10. | Работа с лобзиком. «Второй шаг» | Учить детей наносить рисунок на пенопласт и по нарисованному вырезывать лобзиком. Закрепить технику безопасности при работе с лобзиком. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. | 29.01.2015г. |
11. | Работа с лобзиком. «Самолет» | Продолжать учить детей выпиливать лобзиком намеченные контуры . Закрепить технику безопасности при работе с лобзиком. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей для создания подарка для папы. Вызвать чувство гордости за сделанную работу. | 12.02.2015г. |
12. | Работа с лобзиком. «Коты-крючки» | Продолжать учить детей выпиливать лобзиком намеченные контуры . Предложить разукрасить по своему желанию. Закрепить технику безопасности при работе с лобзиком. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей для создания подарка для мамы. Вызвать чувство гордости за сделанную работу. | 26.02.2015г. |
13. | Работа с лобзиком. «Кот-толстяк» | Продолжать учить детей выпиливать лобзиком намеченные контуры . Соединять их для создания единой поделки. Предложить вместе разукрасить. Закрепить технику безопасности при работе с лобзиком. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. Вызвать чувство гордости за сделанную коллективную работу. | 12.03.2015г. |
14. | Работа с пенопластом. «Водоплавающая уточка» | Учить детей по намеченному рисунку выпиливать лобзиком из пенопласта силуэт уточки. Самостоятельно разукрашивать. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. Закрепить правила безопасности при работе с лобзиком. | 26.03.2015г. |
15. | Работа с пенопластом. «Кораблик с парусом» | Учить детей по намеченному рисунку выпиливать лобзиком из пенопласта силуэт корабля. Самостоятельно разукрашивать. Показать изготовление паруса. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. Закрепить правила безопасности при работе с лобзиком. | 09.04.2015г. |
16. | Работа с деревом. «Тримаран» | Учить детей по намеченному рисунку выпиливать лобзиком из доски силуэт большого корабля и двух маленьких; соединять их двумя рейками. Закрепить умение изготовления паруса. Развивать мелкую моторику рук; вызвать желание детей доводить начатое до конца. Закрепить правила безопасности при работе с лобзиком и молотком. | 23.04.2015г. |
17. | Закрепление. | Подготовить созданные руками детей изделия к выставке. Воспитывать чувство гордости за свое мужское предназначение, восхищение изделиями созданными своими руками. | 07.05.2015г |
18. | Выставка созданных работ. | Пригласить детей других групп на выставку готовых работ. Воспитывать у детей чувство гордости и радости от созданных своими руками работ. | 21.05.2015г. |
Календарно-тематическое планирование кружка для девочек «Рукоделие»
№ п/п | Название темы | Цели | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Беседа по ознакомлению с видами вышивки | Познакомить детей с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий. Воспитывать интерес к творчеству выполненному своими руками, вызвать желание самим создавать интересные работы. | 10.09.2014г. |
2. | Беседа по технике безопасности. | Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Рассмотреть наборы игл, ножницы, игольницу. Закрепить знания о свойствах материалов Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой. Работа со шнуровкой Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Игра «шнуровка» . | 24.09.2014г. |
3. | Работа со шнуровкой. «Вышиваем веревочкой узоры» | Продолжать упражнять детей в умении вдевать шнурки в более мелкие дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Игра «шнуровка» | 08.10.2014г. |
4. | «Уроки иголочки» | Освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Закрепить умение пользоваться ножницами. | 22.10.2014г. |
5. | «Разноцветные дорожки» | Учить вышивать швом «вперёд иголка» на картоне. Закрепить правила безопасности при работе с иголкой. | 19.11.2014г. |
6. | «Разноцветные дорожки». Вышивка по кругу. | Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу. Закрепить правила безопасности при работе с иголкой. | 03.12.2014г. |
7. | «Уроки иголочки» | Вышивка по контуру. Учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. | 17.12.2014г. |
8. | «Разноцветные дорожки». Шов «крестик». | Познакомить со швом «крестик». Учить правилам вышивки. Упражнять в вышивании дорожек, в умении пользоваться иглой и ниткой. | 14.01.2015г. |
9. | Ознакомление с шитьем плоских игрушек из фетра. | Рассмотреть готовые плоские игрушки из фетра. Познакомить детей с тканью «фетр», с основами шитья простой плоской игрушки. Учить детей вырезать силуэт задуманной игрушки из ткани. | 28.01.2015г. |
10. | Шов «через край» Сшивание двух кусков ткани. | Познакомить со швом «через край». Учить сшивать два куска ткани. Закрепить умение пользоваться иглой, ножницами. Обратить внимание детей на правила безопасности при работе с иглой и ножницами. | 11.02.2015г. |
11. | «Моя любимая игрушка» | Учить детей по намеченному рисунку вырезать силуэт игрушки из ткани и сшивать швом «через край». Закрепить умение подбирать подходящие по цвету нитки. | 25.02.2015г. |
12. | «Разноцветные пуговки» | Учить детей пришивать пуговицы. Закрепить умение пользоваться иглой и ножницами. Вызвать желание научиться пришивать пуговицы. Развивать мелкую моторику рук | 11.03.2015г. |
13. | Работа с бисером. «Украшения из бисера» | Рассмотреть готовые украшения из бисера. Познакомить детей с разными способами изготовления украшений из бисера, с основами бисероплетения. Закрепить технику безопасности при работе с иглой, ножницами | 25.03.2015г. |
14. | Работа с бисером. «Составление узоров» | Учить детей составлять узоры на листе бумаги в клеточку для того чтобы иметь схему плетения бисером. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к плетению бисером. | 08.04.2015г. |
15. | Работа с бисером. Начало низания. | Учить детей правильно нанизывать бисер, закреплять первую бисерину и последнюю; привязывать к застежкам. Развивать умение нанизывать бисер, мелкую моторику рук. | 22.04.2015г. |
16. | Работа с бисером. «Бутончики» | Продолжать учить плетению из бисера. Закрепить умение пользоваться схемой плетения. Закрепить технику безопасности при работе с иглой, ножницами, бисером; предупредить что нельзя брать бисер в рот. | 06.05.2015г |
17. | Работа с бисером. «Ягодки», «Листики» | Продолжать учить плетению из бисера. Закрепить умение пользоваться схемой плетения. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к плетению бисером. | 20.05.2015г. |
18. | Выставка работ. | Воспитывать у детей чувство радости от выполненных работ, умение дарить другим красоту. | 21.05.2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Хомани"
Это своеобразный эмоционально-познавательный курс, предполагающий теоретическое и практическое изучение «культурных объектов»; быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно...
Авторская программа кружка "Логоритмика"
Публикую программу, которую мы разработали вместе с логопедом. Эта дисциплина очень нравится нам и особенно детям. Приносит детям огромную пользу....
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"
программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...
Родительское собрание «Основы гендерного воспитания у дошкольников в семье и детском саду».
Презентация для родительского собрания в ДОУ на тему "Гендерное воспитание". Понятия, особенности, организация....
Авторская программа кружка по театрализованной деятельности "Мир сказки"
Материал представляет собой тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...