Волшебный мир оригами
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

В статье раскрывается теоретические аспекты оригами, его значение в развитии ребенка.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развития внимания, конструктивного мышления у них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_origami.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир оригами.

Оригами - японское искусство складывания бумаги близкое и доступное ребенку.

Оригами способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие и что важно для нас - на развитие речи.

Занятия по оригами способствуют развитию глазомера, концентрации внимания, т.к. заставляют сосредоточиться на процессе изготовления игрушки- поделки, чтобы получился желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти. Дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник ...), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. В игре со сложенными фигурками ребенку представляется возможность проявить творческие способности- сочинить свою сказку по мотивам фольклорных произведений. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру- драматизацию по знакомой сказке. Маска- важный атрибут игры, она делает образы героев более яркими, впечатляющими. И дети «становятся» героями сказок.

С помощью оригами можно выполнить аппликационные работы по сюжету русских народных сказок, потешек, приготовить поздравительные открытки к 8 марта и Новому году. А также закрепить знания о народной росписи, вышивке (гжельские узоры, растительные узоры хохломы). Создавая такие аппликации, дети закрепляют знания, полученные при знакомстве с народным творчеством, решают композиционные задачи. У детей развивается чувство цвета, они учатся передавать размер и цвет элементов узора.

Основными задачами в работе по конструированию, аппликации с элементами оригами являются:

  •  учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной формы в разных направлениях;
  •  учить использовать разную по фактуре бумагу;
  •  создавать игрушки- забавы;
  •  знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);
  •  учить видеть особенности и отличительные признаки различных жанров искусства;
  •  сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны;
  •  учить «читать» условные обозначения и точно следовать им.

Наряду с программными задачами, мы ставим следующие задачи:

  •  формировать пространственные представления на листе бумаги;
  •  поэтапный показ- схема для формирования самоконтроля;
  •  формировать связную речь путем введения новых понятий (базовая форма, согнуть во внутрь, расплющить), повторения последовательности выполнения работы, придумывания сказок...;
  •  развивать самостоятельность и инициативу, а также воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения и др.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, особенно для детей с нарушениями речи- необходимо плоский материал-бумагу перевести в объемные фигуры. Это сложный, длительный процесс. С самого начала необходимо научить детей простейшим приемам складывания квадрата в разных направлениях (пополам, по диагонали). Далее отгибать углы (стороны) к середине один, два, и более раз. Например такие поделки как: «Палатка», «Ёлочка», «Конвертик».

Далее учимся складывать простейшие базовые формы - « треугольник», «воздушный змей», «конверт». Необходимо научить детей выполнять надрезы в определенных местах, для создания характерных для данного образа черт (рога, ноги, хвост и др.).

Поделки дети используют в играх- драматизациях для разыгрывания сюжетов любимых сказок. Имея опыт складывания таких поделок, дети самостоятельно выполняют разнообразные поделки («чайка на воде», «кот», «щенок», «ворон»...).

Перед изготовлением поделок необходима предварительная работа чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседа для создания эмоционального настроения на предстоящую деятельность.

Слушая чтение книги, ребенок воображает себе происходящее событие. У него возникают переживания по поводу того, или иного поступка персонажа. Свое отношение к прочитанному ребенок может высказать словами, передать через рисунок, аппликацию, конструирование.

В жизни 5 летнего ребенка часто возникает необходимость в изготовлении различных игрушек (новогодние гирлянды, поделки близким людям ). Такие поделки приносят детям много радости, ребенок с удовольствием их мастерит и играет с ними.

Индивидуальная игрушка сама побуждает к игре. Поэтому когда дети сделают самолеты или лодки, мы тут же их опробуем:

  •  «Как мой самолет полетел !»;
  •  «А моя лодка плывет!».

Эти действия не только порадуют детей, но и дадут им возможность проверить качество своей работы.

С особым интересом дети относятся к играм-сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании каждого промежуточного этапа изготовления поделки, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действий персонажа.

Данные игры способствуют развитию образного мышления, т.к. в данном этапе содержится зашифрованный в символической форме образ.

Как правило игры- сказки легко усваиваются и запоминаются детьми. Многие дети, осознав принципы создания данных сказок, пробуют придумывать свои.

Все это способствует развитию творчества и речи.

Важность всей этой работы состоит в том, чтобы дети испытали радость от самостоятельной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные игрушки оригами «Волшебный пруд»

Цель:  Подготовка руки ребенка к письму.            Развитие пространственного воображения....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"

Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....

Программа по оригами "Волшебный мир оригами"

Предназначена для кружка по дополнительным услугам....