Мастер-класс для воспитателй и родителей по изготовлению тряпичных кукол.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Материал содержит интересную информацию об истории создания игрушек. Прослеживается связь от кукол, которыми играли бабушки, до современных игрушек, которыми играют наши дети. Практический материал заставит задуматься о пользе современных и старинных игрушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.36 КБ |
master_klass.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Ход мастер – класса:
1. Оргмомент.
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».
Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.
Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)
По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Куклы наших бабушек» . Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Взять куклу.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)
Задание для педагогов «Придумайте настроение куклы». Например: «Я кукла Маша, я так не люблю геркулесовую кашу».
Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых ситуациях, например «оживляем куклу»
Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные слова:
Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей,
И повесели детей!
Задание для педагогов «Придумайте и покажите игровое упражнение по «оживлению» куклы(например: «Я кукла Даша. Я люблю петь песни, танцевать, порхать как бабочка».
Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральным государственным требованиям.
В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы, которые представлены на мольберте.
1. Задание для педагогов первая группа подбирает приемы к методам: словесным и эвристическим, а вторая группа подбирает приемы к методам: информационно-рецептивным и репродуктивным.
Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.
Словесный метод:беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми
Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.
Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по пооперационным картам или схемам.
Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.
Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.
Демонстрация приема.
Сегодня мы сделаем куклу "Ангел". Эта кукла оберегает и защищает человека от любой опасности и приманивает удачу.
- Берем лоскут ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?
- На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты. Что вы сделали?
- Сложите лоскут ткани по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток. Что получилось?
- Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток. Что вы сделали?
- Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.
У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).
Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.
А теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по пооперационным картам или схемам»
Вы самостоятельно изготовите куклу «Пеленашка». Первая группа будет опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.
На выполнение задания дается 5 - 7 минут.
Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия.
Подарить кукле косынку:
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Ход мастер – класса:
1. Оргмомент.
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».
Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.
Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)
По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Куклы наших бабушек» . Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Взять куклу.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость)
Задание для педагогов «Придумайте настроение куклы». Например: «Я кукла Маша, я так не люблю геркулесовую кашу».
Играя с народной куклой, мы с детьми представляем ее в разных игровых ситуациях, например «оживляем куклу»
Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные слова:
Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей,
И повесели детей!
Задание для педагогов «Придумайте и покажите игровое упражнение по «оживлению» куклы(например: «Я кукла Даша. Я люблю петь песни, танцевать, порхать как бабочка».
Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральным государственным требованиям.
В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы, которые представлены на мольберте.
1. Задание для педагогов первая группа подбирает приемы к методам: словесным и эвристическим, а вторая группа подбирает приемы к методам: информационно-рецептивным и репродуктивным.
Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.
Словесный метод:беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми
Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.
Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по пооперационным картам или схемам.
Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.
Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.
Демонстрация приема.
Сегодня мы сделаем куклу "Ангел". Эта кукла оберегает и защищает человека от любой опасности и приманивает удачу.
- Берем лоскут ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?
- На квадратный лоскут посередине положите комочек ваты. Что вы сделали?
- Сложите лоскут ткани по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел? Отрежьте концы ниток. Что получилось?
- Перевяжите ниткой по линии талии и завяжите узел, отрежьте концы ниток. Что вы сделали?
- Обвяжите вокруг головы тесемку. Получится нимб.
У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).
Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).
А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.
А теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по пооперационным картам или схемам»
Вы самостоятельно изготовите куклу «Пеленашка». Первая группа будет опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.
На выполнение задания дается 5 - 7 минут.
Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.
Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия.
Подарить кукле косынку:
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но материал часто используемый
Желтый цвет - скучно, не интересный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Солнышко на ладошке». /Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей./
laquo;Лучезарное солнышко». (Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.)Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол,с посл...
Мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол
Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Методические приёмы обучения дошкольников по изготовлению тряпичных кукол"
повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами ДОУ....
Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)
Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...
Мастер -класс с родителями "Изготовление тряпичных кукол-оберегов"
Мастер -класс с целью знакомства родителей с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол...
Мастер класс для воспитателей "Изготовление тряпичных кукол"
Материал интересен для всех, кто увлекается ручным творчеством...
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...