Удивительный мир бумага
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Бумагопластика воздействует на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Работа с бумагой это идеальна игра пальцев рук, где нет ограничений, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Это новизна, не обычно интересно и полезно детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_bumaga.docx | 463.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Удивительный мир бумага»
Малинкина Надежда Ивановна
Воспитатель логопедической группы МБДОУ №1 «Чебурашка»
Высшая квалификационная категория
г. Усть-Илимск
Свое сердце отдаю детям
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким у человека было детство, зависит весь склад его личности и во многом его судьба. Известно, что ребёнок как личность существует и развивается в общении с другими. Общение детей между собой, позволяет на деле реализовать потенциал личностной свободы ребёнка, воплотить его в самостоятельность, в умение общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Мы всегда с восторгом смотрим на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь.
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно-пространственного мышления, основной характеристикой которого является продуктивное переживание окружающей действительности в системе образных средств, пластических видов искусства: дизайна, скульптуры, архитектуры. Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностью развиваться, ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Свой образовательный процесс, организовала с учетом возрастных и индивидуальных, особенностях детей, который способствует развитию творческих способностей дошкольника. Подобрала наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий. Приобретая опыт работы в нетрадиционных изобразительных техниках, ребёнок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество доставляет ему только удовольствие. Известно, что развитие мелкой моторики помогает ребенку правильно развиваться и психически и физически. И чем раньше ребёнок начнёт что-то делать руками, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти руки, что активно стимулирует речь.
Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия бумагопластикой. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. И заниматься детям всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования очень интересно
Работа с бумагой находит новый путь или создается нечто новое.
Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Перед собой поставила такие задачи
1. Формировать интерес к бумагопластике.
2.Практически знакомить со свойствами бумаги.
3.Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
5. Учить детей работать с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
6. Формировать относительную устойчивость замысла.
7. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
8. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
9. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
10. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
11. Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
На протяжении ряда лет я занимаюсь с ребятами в кружке «Экологический дизайн» В процессе занятий кружка создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в среднем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде деятельности есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Использование разнообразных видов коллективной работы детей способствует формированию у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. В процессе деятельности ребенка происходит взаимодействие всех анализаторных частей: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. Во время занятий решаются речевые задачи: развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с бумагой. Вначале дети выполняли работы из обычных салфеток, фантиков, цветной бумаги. Создавали очень оригинальные декоративные панно поздравительные открытки, объёмные аппликации, сказочные букеты. Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки. В детском саду оформлен уголок творчества моих детей. Также дети принимают участие в различных конкурсах. Приобретая опыт работы с бумагопластикой, дети учатся мыслить, находить необычное применение, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Занятия развивают индивидуальность, раскрепощают ребёнка, делая его свободней и счастливей. Бумагопластика воздействует на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Работа с бумагой это идеальна игра пальцев рук, где нет ограничений, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Это новизна, не обычно интересно и полезно детям. Занятия в кружке в большой мере удовлетворяет любознательность детей, возможность добиваться более совершенных результатов. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Занятия развивают индивидуальность, раскрепощают ребёнка, делая его свободней и счастливей. Также я использую изготовленные детали, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности.
Создавая отдельные элементы, из бумаги помогает созданию тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников скручивания, сплетения, скомкивания, должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки, при этом эффективно развиваются коммуникативные навыки. А какая ответственность, ведь его модули должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы. В работе с детьми я использую различные технологии виды бумагопластики:
Бумажная пластика- изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.
Рваная бумага- чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.
Мятая бумага. Сначала желательно использоватьмягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.
Плетение- один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства- гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт , посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира .Полоски размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник ( из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветныхкусочков.Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают покраю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.
Обрывание- от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Скатывание бумаги - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Тычкование - тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
Торцевание-это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия.Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.
Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.
Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги свернутые вокруг нее.
По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.
Квиллинг называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует аккуратности, точности и терпения, но в то же время успокаивает Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Квиллинг требует аккуратности и усидчивости. Но особая его прелесть в том, что красивые работы получаются с первого же раза. Достаточно, пошагово следуя мастер-классу, попробовать сделать открытку с бумажными цветами - и через час вам будет не стыдно приложить ее к подарку на день рождения. Но чтобы делать сложные объемные композиции, нужны практика и хорошее пространственное мышление.
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, - эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает - такие изделия действительно уникальны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004.
- Зайцева А.Искусствоквилинга, «Мир книги», 2009.
- «Бумага для церемоний». Журнал «Япония сегодня» № 09-2005.
- Лаврентьев А. Н.. «История дизайна». М., 2006.
- Соколова С.В. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003
- Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Удивительный мир бумаги"
Познавательно-исследовательское развитие детей в старшем дошкольном возрасте.Представление о происхождении истории бумаги о ее свойствах.Развитие познавательской способности детей в процесс...
Проект "Удивительный мир бумаги"
Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в тече...
Творческо - исследовательский проект «Удивительный мир бумаги»
Тип проекта: творческо- исследовательский, личностно- ориентированный.Длительность проекта: среднесрочный, ноябрь – декабрь 2017 года, групповой.Возрастная группа: старший дошкольный возраст (де...
Творческо-исследовательский проект "Удивительный мир бумаги". Презентация.
Приложение к творческо-исследовательскому проекту "Удивительный мир бумаги"...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Удивительный мир бумаги"
Познавательное развитие - конспект занятия для подготовительной группы...
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "Удивительные свойства бумаги"
Формирование представлений о бумаге....