"Приобщение детей к художественному труду"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
В проекте описана организация занятий по ручному труду, разработан перспективный план работы на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация занятий по ручному труду с нетрадиционным материалом | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к художественному труду
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что «художественно - эстетическое развитие», является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей. Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к её к творческому началу в любой деятельности и создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении являются приоритетными задачами государственной и региональной политики в сфере дошкольного образования.
Совсем скоро дети пойдут в школу. И мне хотелось, чтобы идя в 1 класс, они обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были коммуникабельными. На мой взгляд, развитию всех этих качеств, способствует художественный труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Ручной труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности, который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путем представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Кузин, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и др.).
Анализируя содержание образовательной области «художественное творчество», изложенное в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, обратила внимание, что там не прописано содержание деятельности по художественному труду.
Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий художественным трудом, с другой – в программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса не прописаны задачи по художественному труду, а в методическом обеспечении авторы предлагают в основном использовать природный и бросовый материал (спичечные коробки). Считаю, что этого недостаточно для развития у детей творчества, умения находить новые способы и разнообразный материал для воплощения художественного замысла. Поэтому я решила разнообразить содержание занятий по художественному труду за счёт использования нетрадиционного материала и техник. Тема моей работы: «Приобщение детей к художественному труду».
Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к организации художественного труда. Изучение методик и технологий по нетрадиционным техникам ручного труда, а также анализ работы ДОУ позволило создать новую систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционного материала и техник. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов создания поделки, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Главным отличием данной системы является результат занятия – показать способы использования различного материала, пути проявления и развития творчества в создании поделки, что соответствует современным федеральным государственным требованиям.
Основная цель моей работы – развивать конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Решаемые задачи:
- Познакомить детей с различными приемами преобразования нетрадиционного материала и научить самостоятельно их использовать.
- Апробировать систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционных техник.
- Достичь стабильных результатов по художественному труду с положительной динамикой.
- Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
- Развивать умение планировать свою работу, создавать поделку по условию и по схемам, пооперационным картам.
- Развивать художественно – творческие способности, интерес к результату и чувство гордости за него.
Для эффективного усвоения детьми материала я использую следующие методы и приёмы:
- Информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов; наблюдения в природе, экскурсии; знакомство со свойствами различных материалов; показ новых способов создания образа)
- Словесный метод (это беседы о народных мастерах, художественное слово)
-Эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества.
- Приём создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначных решений.
- Игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненной поделки, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр, пооперационных карт)
-Приём сотворчества педагога и ребёнка; родителей и ребёнка
- Организация выставок поделок детей
Работа осуществлялась на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса. Использовала в работе педагогические технологии:
- «Мастерим, размышляем, растём» И.М.Конышева
- «Сто поделок из ненужных вещей» Е.Е.Цамуталина
- «Твоя маленькая мастерская» Г.А.Чернуха
- «Поделки из шишек» Г.И. Перевертень
- «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» В.С.Горичёва
Первым пунктом моей работы стало создание предметно-развивающей среды, которая опирается на принципы, выделенные в дошкольной педагогике (это принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребёнка между собой; принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды и т.д.).
Ввиду того, что игра является мощным стимулом для детей, необходимо применение развивающих игр и игровых приёмов в обучении. Использую в работе авторские развивающие дидактические игры. Игры направлены на закрепление знаний различных видов аппликации: «Наведи порядок», на умение составлять выразительные образы: «Мастера-дизайнеры», на развитие композиционных умений: «Художники-декораторы».
Более эффективное развитие творческого мышления детей возможно при условии интеграции предметов эстетического цикла, базирующихся на искусстве – музыкальном, изобразительном и литературном. Это определяется тем, что дети усваивают выразительные средства каждого вида искусства и художественно-эстетической деятельности во взаимосвязи. Подобраны музыкальные и литературные произведения, используемые на занятиях, создана коллекция аппликации из нетрадиционного материала.
При разработке перспективных планов по художественному труду с использованием нетрадиционных техник учитывала возрастные и индивидуальные возможности детей, а также тематическое планирование в ДОУ. Обучение детей нетрадиционным техникам было распределено на этапы – от простого к сложному. В планировании добавлен раздел «используемые техники», которые позволяют дополнить и разнообразить традиционное обучение детей художественному труду.
В работе с детьми использован метод проектов. Исходя из решаемых задач, был выбран творческий проект. В отличие от исследовательских или информационных, он не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Основной целью творческого проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка. Был реализован проект «Умелые ручки», направленный на реализацию федеральных государственных требований в образовательной области «художественное творчество», создание образовательного пространства саморазвития личности, социокультурной среды, создающей оптимальные условия для развития детского творчества.
Проект рассчитан на четыре года обучения. Работа строилась по этапам: 1 этап - младшая группа (3-4 года), второй этап – средняя группа (4-5 лет), третий этап - старшая группа (5-6 лет), четвёртый – подготовительная (6-7лет). Для каждого этапа определила цель, прогнозируемые результаты, продукт проектной деятельности, исходя из особенностей каждого возраста и возможностей детей. В каждом этапе работа организована по тематическим циклам, тематика каждого направлена на использование определённого материала и освоение соответствующей техники.
Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Они дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, особое внимание обращала на освоение детьми основных приемов. Включала творческие задания, обучение техническим приемам шло параллельно с развитием творчества детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой проводила занятия по знакомству со свойствами этих материалов. На первых занятиях использовала полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, все чаще привлекала их к показу. При ознакомлении дошкольников с различными материалами и техниками использовала поэтапный показ (пооперационные карты, схемы). Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях музыки, художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Применяла игровые приемы, что положительно влияло на эмоции детей, которые в свою очередь оказывали влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование интеграции и тематического принципа построения занятий позволяло варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата.
Работа проводится в тесной взаимосвязи со специалистами детского сада: музыкальный руководитель помогает в подборке музыкальных произведений, проведении развлечений, психолог – в проведении диагностики.
Важная составляющая моей работы – это взаимодействие с родителями. Для них проводились консультации о значении художественного творчества в развитии детей, по ознакомлению с нетрадиционными техниками художественного труда, о необходимости привития ребёнку эстетического вкуса и чувства прекрасного, организовывались совместные выставки детей и родителей: «Осенние фантазии», «Зимушка-зима»… Родители активно помогали в оснащении предметно-развивающей среды, в проведении мастер-классов. А когда родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребёнка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Большое значение имеет связь с социумом. Мы сотрудничаем с кружком «Сделай сам» (руководитель Кузнецова Л.В.) Дома детского творчества. Были организованы выставки работ детей, посещающих кружок, проводились совместные занятия.
В результате проведённой работы с дошкольниками достигнуты стабильные результаты с положительной динамикой. К моменту выпуска детей в школу уровень навыков формирования по художественному труду составил 95%. Дети научились проявлять активность и самостоятельность при работе с нетрадиционным материалом; находить новые способы для воплощения художественного замысла. Наблюдается положительная динамика в умении экспериментировать с художественным материалом, в использовании различных способов действий с ним, применении нетрадиционных техник для создания поделки. Дети активно принимают участие в городских и областных конкурсах. Выпускники (3 человека) поступили в детскую художественную школу города Слободского, посещают кружки художественного творчества при ДДТ.
Опыт полностью реализован и апробирован. Считаю, что обучение детей дошкольного возраста художественному труду через работу с нетрадиционным материалом актуально и полезно, так как способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Работа с нетрадиционным материалом интересна, доступна, имеет развивающий характер для дошкольников, посещающих детские сады общеразвивающего вида, а также учреждения дополнительного образования. Она не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работа с нетрадиционным материалом – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Список литературы:
1. И.А.Лыкова программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
2.И.А.Лыкова, Л.Грушина «Сувениры и подарки»
3.И.А.Лыковап «Художественный труд в детском саду»
4.Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников»
5.Н.Г.Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»
6.Г.И.Перевертень «Волшебная флористика». «Поделки из яичной скорлупы»
7.Г.Б.Сержаитова «оригами для всей семьи»
8.Н.М.Конышева «Мастерим, размышляем, растём»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
г. Слободской, Кировской области.
Проект
«Умелые ручки»
Руководитель проекта:
Суслова Л.Л., воспитатель
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.
Таким образом, задачи формирования активной личности, поворот к самоценности личности, к творческому началу в любой деятельности и создание условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении являются приоритетными задачами государственной и региональной политики в сфере дошкольного образования.
Совсем скоро мои дети пойдут в школу. И мне хотелось, чтобы идя в 1 класс, они обладали хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью, были коммуникабельными. Развитию всех этих качеств способствует ручной труд. Бумага, бросовый, природный материал - всё это привлекает внимание детей, вызывает желание создавать поделки. Ручной труд развивает мелкую моторику руки, приучает к терпению и упорству, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, позволяет каждому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза (сенсорика). Изготовляя поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Проект «Умелые ручки» направлен на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов в образовательной области «художественно-эстетическое развитие», создание образовательного пространства саморазвития личности, социокультурной среды, создающей оптимальные условия для развития детского творчества.
Цель проекта: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными материалами и научить самостоятельно их использовать.
2. Апробировать систему обучения детей художественному труду с использованием нетрадиционных техник.
3. Достичь стабильных результатов по художественному труду с положительной динамикой.
- Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
- Развивать интерес к результату и чувство гордости за него.
Прогнозируемый результат:
Младшая, средняя группы:
*Наличие навыков работы с клеем, ножницами, бумагой, природным и бросовым материалом.
*Умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы.
*Умение выполнять работу в определенной последовательности, согласно инструкции взрослого.
*Развитие мелкой моторики рук.
Старшая, подготовительная группы:
*Овладение различными приемами преобразования материалов.
*Освоение обобщенных способов работы.
*Развитие конструктивных, познавательных, творческих способностей.
*Развитие положительного отношения к труду.
*Подготовка руки к письму.
*Умение работать со схемой, пооперационным картам.
Продукт проектной деятельности:
Вторая младшая группа:
1.Мини - выставка: «Я пеку, пеку, пеку…»
2.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»
3.Презентация проекта на итоговом педсовете
Средняя группа:
1.Выставка: «Осенние фантазии»
2.Поздравление малышей с Новым годом, вручение им подарков, сделанных своими руками.
2.Выставка: «Зимушка – зима»
3.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»
4.Презентация проекта на итоговом педсовете
Старшая группа:
1.Выставка поделок: «Природа + фантазия»
2.Выставка: «Парад снеговиков»
3.Изготовление и вручение новогодних подарков малышам
4.Изготовление театра из коробок «Заюшкина избушка», показ этой сказки малышам.
5.Презентация проекта на итоговом педсовете.
5.Итоговая выставка: «Наши умелые ручки»
Подготовительная группа:
1.Выставка: «Волшебница – Флора»
2.Изготовление и вручение новогодних подарков малышам.
3.Выставка букетов: «Цветочная поэма»
4.Изготовление театра игрушек – мохнатиков и показ сказки «Кот, петух и лиса» малышам.
5.Итоговая выставка работ за 4года: « Вот такие умелые ручки».
6.Презентация проекта на итоговом педсовете.
Руководитель проекта: Суслова Любовь Леонидовна
Творческая группа: дети, родители
Вид проекта – творческий
Взаимодействие со специалистами:
Помощь музыкального руководителя:
-в проведении развлечений:
1. «Бабушкины сказки» - вторая младшая группа
2. «Снеговики – весельчаки»- средняя группа
3. «Чудеса в решете» - старшая группа
4. «Театральный чемоданчик» - подготовительная группа
- подборке музыкальных произведений.
-совместные занятия и выставки с детьми кружка «Сделай сам» ДДТ.
Срок реализации проекта: 4 года
I этап. Подготовительный.
- Изучить содержание образовательной области «художественное творчество» в разных возрастных группах.
- Изучить литературу, имеющийся опыт коллег по данной проблеме
- Определить формы работы с детьми и родителями
- Составить перспективный план занятий по ручному труду на 4 года
- Оформить наглядный материал (образцы, пооперационные карты)
- Подобрать материал для работы
II этап. Основной
- Реализация плана работы с детьми и родителями
III этап. Контрольно -оценочный
- Анализ результатов
- Презентация проекта
- Внесение коррективов
- Определение перспектив дальнейшей деятельности
План реализации проекта.
Вторая младшая группа
Октябрь «В стране Мукосолии» | 1. Знакомство с солёным тестом 2. Конфетки 3. Ягодки 4. Ветка рябины | Вызвать у детей интерес к лепке из солёного теста. Учить отщипывать и скатывать небольшие комочки. |
Ноябрь | 1. Яблоко 2. Сороконожка 3. Весёлый зайчик 4. Птичка | Учить делать предметы круглой формы, дополняя деталями из разного материала (рожки, сухие листочки, крылатки). |
Декабрь «Зимние забавы» | 1. Снежинка (из бумаги) 2. Зайчик (из ватных дисков) 3. Снеговик (из ватных дисков) 4. Зимняя картинка | Учить наклеивать полоски бумаги, создавая из них узор. Развивать творчество детей. Учить выкладывать предмет, используя готовые детали, аккуратно их наклеивать. Развивать фантазию детей. Учить составлять композицию из различного материала (бумага, салфетки, комочки ваты). Развивать творчество детей. |
Январь В гостях у Лесовичка (поделки из природного материала) | 1. Черепаха (скорлупа грецкого ореха) 2. Божья коровка (скорлупа грецкого ореха) 3. Ёжик (сосновые иголки) 4. Цветок (из крылаток) | Учить выполнять поделку, используя пластилин и природный материал. Развивать творческие способности детей. |
Февраль «Пластилиновая сказка» | Герои сказки «Колобок» | Вызвать у детей желание сделать героев сказки из пластилина, дополнять поделку природным материалом (крылатки, семечки). Совершенствовать технику лепки, развивать чувство формы, пропорции, моторику рук. |
Март «Волшебные комочки» (поделки из салфеток) | 1. Веточка мимозы 2. Котёнок 3. Цыплёнок 4. Свитер для куколки | Учить скатывать комочки из салфетки между ладонями прямыми движениями рук. Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. Вызвать сочувствие и желание помочь. Развивать моторику рук. |
Апрель «Пушистики» (поделки из крупы) | 1. Зайчик 2. Белый медведь 3. Уточка 4. Котёнок | Учить детей работать с клеем: намазывать силуэт и аккуратно засыпать его крупой. Развивать аккуратность, усидчивость. |
Май Бумажные превращения | 1. 2. Подарки детям подготовительной группы 3.4. Цветочная поляна | Учить использовать разные приёмы работы с бумагой: разрезание, разрывание, скатывание, сминание. Развивать творческие способности детей. |
Средняя группа.
месяц | Тема занятия | цель |
Октябрь «Осенние фантазии» | «Ёжик» (из картофеля) экспериментирование | Познакомить детей с поделками из овощей, способами их изготовления. Учить экспериментировать с художественным материалом для изображения колючей шубки. Воспитывать уверенность. |
«Мы едем, едем, едем в далёкие края» (кабачок+лук) (Коллективная) «Весёлый человечек» (из яблок) | Формировать умение задумывать свою поделку, дополнять её необходимыми деталями. Развивать чувство композиции. (обыгрывание песни «Весёлые друзья»)
Учить выполнять поделку из фруктов, скреплять детали между собой. Работать аккуратно | |
«Чебурашка» (из картофеля) | Учить делать игрушку из готовых деталей, скреплять их между собой. Учить доводить начатое дело до конца. | |
Совместная выставка детей и родителей «Осенние фантазии» | ||
Ноябрь «Сказки забытой осени» (аппликация из сухих листьев, семян) | «Осенний лес» (занятие - эксперементирование) | Познакомить детей с аппликацией из сухих листьев, обратить внимание на хрупкость материала. Учить составлять композицию по замыслу. |
«Рыбки в аквариуме» (Коллективная) | Учить составлять из листьев композицию. Работать аккуратно, осторожно. Учить трудиться коллективно. | |
«Подсолнух» (Сухие листья+семечки) (занятие – эксперементирование) | Учить создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Формировать аппликативные умения. Развивать моторику рук | |
«Цветочная поляна» (Коллективная) | Учить составлять узоры из сухих листьев и цветов. Красиво их сочетать по цвету и величине. Развивать чувство композиции. | |
Декабрь. «Новогодние игрушки» | «Весёлый человечек» (Из яичной скорлупы) | Познакомить детей с новым материалом – яичная скорлупа. Вызвать у детей желание создавать из неё образ. Учить работать аккуратно. |
«Красивые снежинки» | Учить украшать готовую форму различным материалом (бисер, ёлочный дождик, конфетти). Развивать моторику рук. | |
Поздравительная открытка для родителей «Праздничная ёлочка» | Учить составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников. Украшать ёлочку по замыслу. Учить пользоваться ножницами. Развивать фантазию детей. | |
«Снеговик весельчак» (Из салфеток) | Учить украшать готовую форму комочками салфеток, добавлять необходимые детали. Развивать моторику рук. | |
Январь. «Природа + фантазия» (Поделки из природного материала) Беседа «Что такое природный материал» | «Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха) | Познакомить детей с новым видом поделок. Учить делать поделку из скорлупы грецкого ореха, раскрашивать ее, дополнять деталями из пластилина. Воспитывать уверенность, инициативность. |
«Морской берег» (из камней, ракушек) (Коллективная) | Учить растирать пластилин на картоне, прочно закреплять ракушки, камни. Развивать фантазию у детей, моторику рук. | |
«Мышка» (из шишек) «Золотая рыбка» (из шишек) Выставка «Необычное в обычном» | Учить работать с природным материалом. Развивать творчество, фантазию. Учить работать с природным материалом, скреплять детали с помощью пластилина. Доводить начатое дело до конца. (обыгрывание сказки о «Золотой рыбке») | |
Февраль «Волшебные полоски» | «Улитка» | Познакомить детей с новым способом изготовления поделок, учить пользоваться ножницами. Соблюдать последовательность выполнения работы. |
«Сказочный лес» | Учить пользоваться ножницами, разрезать прямоугольник на 2 части. Развивать терпение. | |
«Весёлые горошины» (поделки из гороха) | «Матрёшка» | Учить детей пользоваться шаблоном, вырезать предмет по контуру, красиво украшать изображение горохом. Развивать моторику рук. |
«Ёжик» | Учить пользоваться трафаретом. Раскрашивать горох гуашевыми красками. Учить доводить начатое дело до конца. | |
Март. «Красота ненужных вещей» (поделки из бросового материала) | «Открытка для мамы» | Учить детей пользоваться трафаретом. Выкладывать лепестки цветка из шпагата. Развивать аккуратность. |
«Вазочка» (из пластмассовой бутылки) | Учить обмазывать пластилином бутылочку, самостоятельно выкладывать узоры из фасоли, гороха…… Развивать терпение, моторику рук | |
«Чебурашка» (из спичечного коробка) | Учить пользоваться ножницами и клеем, правильно и аккуратно обклеивать коробочку, дополнять нужные детали. (обыгрывание песни «Чебурашка») | |
Апрель | « Загудел паровоз» (Коллективная) (из баночек от йогурта) | Учить пользоваться ножницами, аккуратно вырезать и наклеивать детали. |
«Весёлые игрушки» (аппликация из стружек от карандашей) | Познакомить с новым материалом, его свойствами. Учить красиво располагать стружку на поделке. Развивать моторику рук, терпение. | |
«Зверята» (из одноразовых тарелок) | Учить дополнять форму нужными деталями. Аккуратно раскрашивать. Развивать творчество. | |
« Красивый букет» (Коллективная) (из пробок) | Учить выкладывать цветы из пробок, сочетая их по цвету. Развивать творческие способности детей. | |
Май. «Волшебные картинки» (оригами) | «Кот Матроскин и Шарик» Аппликация из яичной скорлупы и крупы. | Учить делать фигурку животного из бумаги, путём её складывания, дополнять её необходимыми деталями. Учить составлять сюжетную композицию. Закреплять умение работать с разным материалом, комбинируя его в поделке. |
«Цыплёнок на лугу» | Учить работать с трафаретом, выкладывать изображение из яичной скорлупы или крупы по выбору детей. Аккуратно раскрашивать. Развивать фантазию детей. | |
Старшая группа | ||
Октябрь Природа + фантазия | 1.«Мышка» (картофель + ягоды черноплодной рябины) 2.«Барашек»(картофель, мелкие ягоды, петрушка) 3. «Совушка-сова» 4. «Кот мурлыка» (сухие листья) | Учить выполнять поделку из овощей, ягод. Учить экспериментировать с природным материалом. Развивать творчество, фантазии Учить выполнять аппликацию, используя сухие листья. Развивать фантазию, творчество детей |
Ноябрь (из шишек, листьев,палочек,орехов) | 1. «Павлин» 2. «Собака» 3. «Медведь» 4. «Чебурашка» | Продолжать знакомить с разнообразным природным материалом и его свойствами(ломается, клеится, плавает, намокает). Познакомить с инструментами (шило,нож,резак) и правилами безопасной работы с ними. Учить делать поделки из природного материала, творчески мыслить. |
Декабрь (волшебница зима) | 1. Зимние букеты (коллективная). 2.3. «Снеговики» 4. «Маски» | Учить составлять композицию, сочетая разные материалы(природный, бросовый ,бумагу). Учить делать снеговиков из разного материала (ватные диски, пенопласт, нитки, воздушные шары). Развивать выдумку. Учить вырезать маску из бумаги, сложенной вдвое. Оформлять маску различными элементами. Проявлять фантазию, творчество. |
Январь (бумажные вырезанки Беседа о свойствах бумаги | 1. «Снежинки» 2. «Зима» 3. «По реке плывет кораблик» 4. «В космос» | Обучать детей навыкам симметричного вырезания, разрезания по спирали. Развивать фантазию, проявлять творчество. |
Февраль (Поролоновые игрушки) Беседа: «Что такое поролон» | 1. «Снежки» 2. «Снеговик» 3. «Гусеница» 4. «Зайчик» | Познакомить детей с новым материалом – поролон, его свойствами. Способствовать созданию поделок усложняя их по своему желанию. Учить работать по шаблону, аккуратно вырезать детали из поролона. |
Март (Волшебные шнурочки) | 1. Открытка «ромашки» 2. Подставка под горячее 3. Ваза из бумажного шпагата. 4. «Клоун» | Учить выполнять поделку с помощью тесьмы, шнура, шпагата. Выполнять эскиз работы карандашом, а затем по нему накладывать шнур или шпагат. Развивать терпение, творчество. |
Апрель (Сказки из коробки) | Герои сказки «Заюшкина избушка» 1. «Зайчик» 2. «Лисичка» 3. «Петух» 4. «Собака» | Предложить детям сделать героев знакомой сказки, используя коробки. Учить обклеивать их, дополнять необходимыми деталями. |
Май «В ситцевой стране» Беседа о свойствах ткани.
| 1.2. «Цветочная поляна» 3.4. «Курочка и цыплята» | Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации (из ткани). Совершенствовать навыки работы с ножницами. Развивать фантазию. |
Подготовительная группа
Октябрь Волшебница «Флора» | 1. « Анютины глазки» 2. Композиция «Лес» 3. «Осенний орнамент» (из соломки) 4. «Утка с утятами» (из пуха) | Познакомить детей со значением слова флористика – создание поделок и картин из природного материала. Развивать творчество, фантазию. Способствовать коллективной деятельности, речевому общению. |
Ноябрь «Бутылочный бум» (поделки из пластиковых бутылок) Беседа о свойствах пластика | 1. Кормушка для птиц 2. Декоративные букеты 3. «Собачка» 4. «Коровка» | Закрепить знания детей о свойствах пластика (режется, плавится, не тонет, склеивается); умение преобразовывать бросовый материал путём вырезания отверстий и скрепления деталей между собой. |
Декабрь «Бисероплетение» | 1. «Браслет» Новогодние игрушки 2. «Человечек» 3. «Звезда» 4. «Цветок» | Познакомить детей с новым способом изготовления игрушек – бисероплетением. Развивать моторику рук, усидчивость. |
Январь Коллажи | 1. «Снеговик» (кожа + бумага) 2. «Морские глубины» 3. «Зимний лес» 4. «Цыплёнок» | Познакомить детей со значением слова «коллаж». Учить простым способам создания коллажа из различного материала: бумаги, кожи, меха… |
Февраль Мозаика | 1. «Котёнок» 2. «Дерево» 3. 4. «Натюрморт с ананасом». | Познакомить детей с новым способом создания картин мозаика (это картина, где изображение создаётся из отдельных небольших кусочков: керамическая плитка, дерево, металл, бумага). Развивать терпение, аккуратность. |
Март «Цветочная поэма» | 1. Открытка «Цветы» (оригами) 2. «Букет гербер» (квилинг) 3. «Мартишоны» (цветы из кожи) 4. «Цветы в корзине» | Совершенствовать навыки владения способа оригами, дополнять открытку различными деталями по своему усмотрению. Развивать творчество, фантазию. Познакомить с новым способом изготовления поделок – квилинг. Системотизировать знания о садовых цветах. Развивать терпение, моторику рук. Закреплять навыки работы с шаблоном, аккуратно вырезать, соединять детали между собой, развивать творчество. Учить делать цветок из атласных лент путём её сборки, совершенствовать навыки работы иглой и ножницами. Способствовать коллективной работе, развивать художественный вкус. |
Апрель «Чудесные превращения перчаток» | 1. 2. «Попугай Кеша» 3.4. «Осьминожка» | Развивать умение видеть необычное в обычных предметах, дополнять задуманное мелкими деталями, совершенствовать навык работы иглой и ниткой. Развивать художественный вкус, творчество. |
Май «Игрушки – мохнатики» | 1. «Кот» 2. «Петух» 3.4. «Лиса» | Развивать у детей творческие способности, навыки работы с пряжей, мехом, нитками. Развивать фантазию детей. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Семинар – практикум « В стране Мукосолии».
2. Выставка работ из соленого теста «В стране Мукосолии».
3. Детско- родительский клуб « Художественное творчество в развитии детей» с совместным занятием детей и родителей «Помоги цыпленку».
4. Консультация «Путешествие в волшебный мир природы».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Помощь родителей в заготовке природного материала.
2. Консультация «Витаминный алфавит» (о пользе овощей и фруктов, съедобные поделки из них).
3. Совместная выставка детей и родителей « Осенние фантазии».
4. Выставка детских работ «Зимушка - Зима».
5. Детско – родительский клуб «Мудрость доброй сказки». Совместное занятие детей и родителей «В гости к «теремку».
6. Итоговая выставка детских работ «Наши умелые ручки».
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Консультация « Умные поделки».
2. Мастер- класс с родителями «Умные поделки».
3. Совместная выставка родителей и детей «В стране сказок» (сказочные герои, сделанные из бросового и природного материала).
4. Совместная выставка детей и родителей «Парад снеговиков».
5. Итоговая выставка «Наши умелые ручки».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Консультация «Фантазируйте вместе с детьми».
2. Совместная выставка детей и родителей « Волшебница Флора».
3. Мастер – класс с родителями: «Мягкая игрушка в подарок детям».
4. Совместная выставка детей и родителей «Цветочная поэма».
5. Итоговая выставка работ за четыре года «Вот такие умелые ручки»
Материал для работы с детьми
1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, обёрточная, обои).
2. Картон (однослойный и многослойный).
3. Природный материал (шишки, жёлуди, ракушки, листья, ветки, соломка, береста…)
4. Бросовый материал (бутылочки, коробки…)
5. Нитки (простые, капроновые, шерстяные, шпагат)
6. Леска
7. Пуговицы
8. Скотч
9. Лоскутки ткани
10. Цветной бисер
11. Мех, кожа
12. Проволока
Изученная литература:
- «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей» И.А.Лыкова.
- «Мастерим, размышляем, растём» И.М.Конышева
- «Сто поделок из ненужных вещей» Е.Е.Цамуталина
- «Твоя маленькая мастерская» Г.А.Чернуха
- «Поделки из шишек» Г.И. Перевертень
- «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок» В.С.Горичёва
- Статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч».
- «Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С. Комарова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"
Привлечь родителей делать игрушки с ребенком из бросового материала своими руками. Дети оценят эту игрушку лучше чем из магазина....
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
«Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей"
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрет...
Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей
Данная консультация предназначена для родителей, интерисующихся развитием творческих способностей своих детей...
«Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей детей»
Консультация для родителей....
Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей» на 2020 - 2021 учебный год
Кружковая работа...
"Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей"
Консультация для родителей«Приобщение детей к художественному труду и развитие творческих способностей детей»...