История Приморского района в названиях улиц и памятниках культуры.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Образовательная область: «Познание»
Реализация образовательных областей: «Коммуникация» развитие активного словаря за счет слов: Чернобыль, Храм, «Безопасность», «Здоровье»
Цель: создание условий для возникновения у детей познавательного интереса к месту своего жительства – своему «малому Санкт-Петербургу», воспитание уважительного отношения к людям, создающим его историю и культуру.
Задачи:
· изучить место своего жительства.
· познакомить с картой Приморского района.
· повторения правил дорожного движения
· познакомить детей с опознавательными знаками:
названия улиц, способы ориентации в городском пространстве.
· познакомить детей с историей названий улиц.
· Изучение памятных мест микрорайона.
Предварительная работа: - рассматривание карты приморского района; выставка достопримечательностей Прим-го района;
Беседы на тему: «почему нельзя мусорить на улицах и дорогах»;
«зачем знать свой адрес место жительства»;
«опасность на дорогах».
Работа с родителями: оформлении фотовыставки 1)«За что я люблю свой район»; 2)«Я люблю свой район за то,что дом и детский садик в нем где ТЫ и Я живем»; 3) составления дневника «почему у меня такое имя»; 4) фотоконкурс «Как я провел выходные» (прогулка по порку)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy_po_tem1.docx | 520.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме:
История Приморского района в названиях улиц и памятниках культуры.
Образовательная область: «Познание»
Реализация образовательных областей: «Коммуникация» развитие активного словаря за счет слов: Чернобыль, Храм, «Безопасность», «Здоровье»
Цель: создание условий для возникновения у детей познавательного интереса к месту своего жительства – своему «малому Санкт-Петербургу», воспитание уважительного отношения к людям, создающим его историю и культуру.
Задачи:
- изучить место своего жительства.
- познакомить с картой Приморского района.
- повторения правил дорожного движения
- познакомить детей с опознавательными знаками:
названия улиц, способы ориентации в городском пространстве.
- познакомить детей с историей названий улиц.
- Изучение памятных мест микрорайона.
Предварительная работа: - рассматривание карты приморского района; выставка достопримечательностей Прим-го района;
Беседы на тему: «почему нельзя мусорить на улицах и дорогах»;
«зачем знать свой адрес место жительства»;
«опасность на дорогах».
Работа с родителями: оформлении фотовыставки 1)«За что я люблю свой район»; 2)«Я люблю свой район за то,что дом и детский садик в нем где ТЫ и Я живем»; 3) составления дневника «почему у меня такое имя»; 4) фотоконкурс «Как я провел выходные» (прогулка по порку)
Ход НОД.
Беседа с детьми. (дети сидят полукругом на каврике)
Вос-ль читает стихотворение (М. Борисова)
Наш город
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живём.
И он растёт, и мы растём
Воспитатель задает вопрос: - о каком городе это стихотворение?
Как называется район в котором мы живем?
А вы знаете свой адрес? Зачем нам надо знать свое место жительство?
(ответы детей. Молодцы)
Затем вос-ль обращает внимание на большой конверт.
Вопрос к детям, - ребята, а как узнать от кого это письмо?
Правильно надо посмотреть кому и от кого на лицевой стороне конверта .
И так нам пришло письмо от путешественника по имени Том.
Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Том, вот моя фотография. Я много путешествую по разным странам и в этом году хочу приехать к вам город, а именно в ваш Приморский район. Ребята, но лето еще нескоро, а мне не терпится поскорей хоть немножко познакомится с вашим районом. Напишите мне что у вас в районе есть интересного. Обратный адрес указан на конверте.»
Вос-ль: ребята, но прежде чем писать письмо мы сами отправимся в путешествие по нашему району. Дети подходят к магнитной доске
Вос-ль показывает карту города и отдельную, где выделен приморский район.
Вот карта нашего города. Приморский район на ней выделен зеленым цветом.
Посмотрите сколько много дорог, улиц, домов. А вот здесь я отметила, красным цветом улицу, на которой стоит наш детский сад. Тут дом детского творчества, поликлиника, ближайшие детские площадки на которых вы играете; сбербанк; магазины «5»; остановки.
Посмотрите, сколько дорог и каждая из них имеет свое название.
Также как человек нас много и у каждого есть фамилии имена отчества, которые записываются в свидетельстве о рождении и в паспорте (показывает документ). А как узнать названия улиц? (ответы детей)
Правильно нужно посмотреть на указатели, а где можно их увидеть? (ответы детей на домах, магазинах, специальных информационных указателях.)
А вы знаете что в названии каждой улицы таится история и города Санкт-Петербурга. И так отправляемся в историю названий дорог.
Сегодня мы узнаем почему так называются такие улицы как: проспект Авиаконструкторов, Долгоозерная ул. На которой стоит Православный храм ; Планерная ул. И пройдемся по прекрасной аллеи до памятника жертвам Чернобыля.
Вопрос чем отличается проспект от улицы?
Правильно проспект широкий, а улица узкая и протяженностью.
Эти объекты достойные изучения. Проспект Авиаконструкторов появился очень давно 1978 году, а сейчас у нас 2014год в этом году ему исполняется 35 лет. Назван он честь создателей отечественных самолетов. Название улицы сохраняет память о том, что годы Великой Отечественной войны здесь располагался военный аэродром.
Дети ставят на карту флажок с изображением самолетов.
Продолжаем наш путь и оказываемся на Долгоозерной улице.
Как вы думаете почему эта улица так называется? Обобщаем ответы детей. Просим на карте найти озеро Долгое.
Название улицы связано с расположением рядом Озером Долгим.
Долгим в старину называли водоем, глубину которого невозможно
было определить. Болотистая местность, заросшая камышами, таила в себе опасность гибели. Название, сложившееся в народе, было предупреждением о коварстве этого болотного озера.
Дополнительная информация : Долгоозерная улица проходит от Планерной улицы до Вербной улицы. В ее центре - Долгоозерный сквер, название было присвоено 9 марта 1987 года.
Название улицы связано с расположением рядом озером Долгим, от которого район также получил название Озеро Долгое. Долгим в старину называли водоем, глубину которых невозможно было определить. Болотистая местность, заросшая камышами, таила в себе опасность гибели. Название, сложившееся в народе, было предупреждением о коварстве этого болотного озера.
Подходим к пешеходному переходу. Дети объясняют назначение светофора, размеченной пешеходной дорожки. Переходим улицу по зеленому свету светофора.
Просим детей объяснить значение старинного русского слова улица.
Почему у лица города должно быть чисто, красиво, нарядно. Для чего поставлены урны? Кто следит за чистой и красотой нашего города ?
Какие профессии людей обслуживают наш комфорт и чистоту в нашем микрорайоне? Как горожане, любящие свой город, заботятся о красоте его лица?
Идем по Долгоозерному бульвару к Планерной улице. Свой пешеходный маршрут отмечаем на Маршрутном листе. Обращаем внимание на Храм святого Николая Угодника, расположенный на бульваре.
Спрашиваем детей, какие духовные потребности людей обслуживает церковь?
Почему в Храме всегда есть люди?
Почему на Руси особо чтили святого угодника Николая?
Дополнительная информация : Храм святого Николая Чудотворца на Долгоозёрной улице.
Церковь Николая Чудотворца располагается в сквере на пересечение улиц Долгоозерная, Планерная и Авиаконструкторов. Храм был построен в 2008 году по инициативе местной православной общины .
Рассказываем об особо чтимом на Руси святом Николае Угоднике.
Показываем репродукцию картины Ильи Ефимовича Репина
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» 1895 год, картина хранится в фондах Русского музея. Объясняем, что именно с этой картины началась формироваться коллекция русской живописи императора Александра Третьего для будущего Русского музея в Санкт-Петербурге.
Дополнительная информация :
Святитель Николай ( 270- ок. 345) — один из самых почитаемых на Руси святых. Считается покровителем моряков, купцов и детей.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Просим детей назвать самые известные храмы в честь
святителя Николая, связанные с историей Санкт-Петербурга как морской столицы России.
Задаем вопросы: назовите собор в Санкт-Петербурге , в котором хранится память о всех погибших на водах ? Этот собор изящен, легок, красив. Он построен в стиле барокко. В годы блокады он был открыт для верующих.
В честь какого святого назван самый грандиозный собор в Кронштадте?
Как вы можете объяснить выбор святого покровителя этого собора?
Дополнительная информация:
Никольский морской собор ( официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца) — православный храм в стиле елизаветинского барокко,
расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Автор проекта С.И. Чевакинский. Годы строительства 1753-1762.
В Кронштадте находится православный собор святителя Николая Чудотворца.
Он построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.
Разъясняем детям, что святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.
Продолжаем свой маршрут .
Выходим на Планерную улицу. Просим детей объяснить, почему такое название могло появиться в нашем микрорайоне. Что значит слово — планер?
Дополнительная информация :
Название улице было присвоено 4 апреля 1988 года. Так была названа новая магистраль, проходящая между Приморским и Шуваловским проспектами.
Показываем детям картинку с изображением первых планеров.
Планер- это летательный аппарат без мотора, держащийся в воздухе и двигающийся за счет использования начальной скорости и воздушных потоков.
Планер - предшественник самолета. Сначала научили летать планер, и только
потом - самолет.
Планеростроение в нашей стране получило размах в 1920-1930-х годах.
В годы Великой Отечественной войны военные планеры доставляли войска и тяжелое вооружение в зону боевых действий.
Показываем картинку с изображением военного планера.
Объясняем, что до места доставки военные планёры буксировались военными транспортными самолётами или бомбардировщиками.
Большие планёры были рассчитаны для доставку лёгких танков , противотанковых и зенитных орудий. Это повышало боеспособность десанта по сравнению с легковооружёнными парашютистами.
Отвечаем на вопросы детей, связанные с военным прошлым Комендантского аэродрома. Еще раз обращаем внимание на опознавательный знак улицы.
Продолжаем прогулку.
По пешеходному переходу переходим противоположную сторону Планерной улицы.
Идем по аллее Чернобыльцев до памятника «Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы». Отмечаем этот памятник на своем маршрутном листе. Просим детей осмотреть памятник, читаем надписи.
Просим детей поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:
Какое впечатление производит памятник на окружающих?
Почему он выполнен в форме куба? Что обозначает символика этой геометрической формы? Из какого материала сделан памятник? Почему именно в Приморском районе поставлен этот памятник ?
На маршрутном листе отмечаем адрес памятника: Планерная ул., 41/2, Аллея Чернобыльцев.
Дополнительная информация : Памятник был открыт 26 апреля 2001 года.
Материалы: гранит черный, полированный- архитектурная часть, чугун — кольцо стяжка.
Материалы: гранит черный, полированный – архитектурная часть; чугун – кольцо-стяжка.
Надписи: на кольце по периметру литыми знаками: Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы 1986–1990 гг.
Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года. На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария. Разрушение носило взрывной характер. Атомный реактор был полностью разрушен. В окружающую среду
было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики. Более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации аварии. Основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.
В Петербурге, в Приморском районе, живут около 1000 чернобыльцев-ликвидаторов, наших земляков. В память о погибших товарищах в апреле 1999 г. была создана аллея памяти. Высажено 235 деревьев : 55 ликвидаторов погибли, 180 — стали инвалидами.
К 15-й годовщине Чернобыльской аварии по инициативе Союза чернобыльцев при финансовой поддержке председателя Муниципальной палаты Петербурга Д. Волчека сооружен памятный знак, представляющий «символ четырех разрушенных блоков реактора, стянутых металлическим поясом — силой и мужеством героев-ликвидаторов». В создании памятника принимал участие мастер по металлу И. Андрюхин.
Авторы памятника:
Скульпторы: Каминкер Дмитрий Давыдович , Колибаба Леонид Яковлевич , Жогин Олег Леонидович .
Архитектор: Федоренко Валентин Гаврилович .
После прогулки по аллее Чернобыльцев возвращаемся к школе.
И на третьем заключительном этапе нашего маленького путешествия подводим итоги работы и намечаем дальнейшие планы изучения нашего района.
Просим ответить на вопросы:
- Как можно безопасно передвигаться в городе? Как нам в этом помогает город?
- Что нам рассказали названия улиц?
- Как памятники культуры рассказали нам историю нашего района и нашего народа?
Интересно, что пройдя по одному маршруту, можно предложить детям совершенно разные темы творческих проектов. Например, «Безопасное поведение в городе», « Названия улиц рассказывают историю района», «Герои рядом с нами», «Кто заботится о красоте и чистоте нашего города», «Зачем людям храмы», , «Старинные слова в современном городе». Предложенное многообразие тем показывает, что один тот же историко-краеведческий материал может по-разному творчески переосмысливаться детьми.
Домашнее задание: подготовить для своих друзей интересную экскурсию по этому маршруту.
На последующих занятиях в школе это задание будет выполняться в форме проектной деятельности.
Литература
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга.- Спб.: Норинт, 2002.
Город как школа толерантности. Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Методическое пособие. Авторы -составители: С.В. Подгорная, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко . Научный редактор Л.М. Ванюшкина . - Спб.: АППО , 2012.- 52 с.
Семенова Е. С. «Первые шаги вокруг школы. Многоликий Петербург». Учебная прогулка. Город как школа толерантности . Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Методическое пособие. Авторы -составители: С.В. Подгорная, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко . Научный редактор Л.М. Ванюшкина . - Спб.:
Спб. - С 46 — 47.
Семенова Е.С. Использование акмеологических технологий в музейно - педагогической деятельности учителя мировой художественной культуры. - Электронный журнал «Экстернат РФ», 2012.http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/111-history
Федоров В.М. Приморский район. Историко-краеведческий очерк. Санкт-Петербург, - 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: Имена московских улиц. История названия улицы Подольских курсантов.
Открытое занятие, которое мы провели с ребятами для закрепления знаний о Москве - столице нашей Родины, о принципах образования названий улиц в Москве в целом, Южном округе в частности. Знакомство с и...
История Приморского района СПб
В данном материале приводится краткая историческая справка о возникновении нашего района. Рекомендуется для ознакомления старших дошкольников с темой "Мой район"...
Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"
Конспект занятия по ознакомлению с историей развития родного города...
Виртуальное путешествие в прошлое. История города Георгиевска в названиях улиц.
Города помнят многое: имена и даты, события и судьбы. Георгиевску, которому в следующем году исполнится 239 лет, есть о ком и о чем вспомнить. Он видел Суворова и Раевского, Пушкина и Лермонтова, Толс...
"Знакомство с историей Приморского района г. Санкт-Петербург» в подготовительной группе.
История возникновения Приморского района г. Санкт-Петербург начиная от стоянки Доисторического человека, до времен А.С. Пушкина. Цель: Расширить знания и представления детей о родном районе. Закр...
Краткосрочный проект «История страны, города отражения в названиях улиц памятников» «Я живу на улице героя» (М. Раскова)
Формирование у детей нравственно - патриотических чувств. Познакомить с историей своей улицы; познакомить с биографией М.М. Расковой, рассказать о ее подвиге...
"Малая Дорога Жизни:Малоизвестные страницы истории Приморского района"
Для старшего дошкольного возраста...