Перспективное планирование по ознакомлению детей дошкольного возраста с техникой оригами
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Старое, доброе,немного забытое  оригами- искусство складывания бумажных фигурок- очень полезно в детском саду благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Предлагаю Вашему вниманию перспективное планирование по ознакомлению оригами в разных возрастных группах по месяцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами – искусство складывания бумажных фигурок – очень полезно в дошкольных учреждениях благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышленье, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Но развитие умственных способностей – не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности детей. Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами. В процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую, находятся параллели и диагонали, целое делится на части.

Возможность поиграть продуктом своего труда ,оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям привлекает дошкольников, дарит им радость.

Я начинала работу по знакомству с техникой оригами со средней группы. Сначала мы с детьми складывали прямоугольник пополам ,и у нас получалась книжка. В ней можно было рисовать все, что хочешь. Не у всех получалась ровная книжка, и не раз приходилось объяснять про уголки и стороны, четкий сгиб, но  « терпение и труд все перетрут», и вскоре  мы создали следующие работы  «Рыбка» и « Парус», где квадрат уже надо было сгибать по диагонали. Так к концу средней  логопедической группы дети знали такие термины ,как  «квадрат, прямоугольник, угол, сторона, сгиб» , изо всех сил старались правильно соединить части и четко провести сгиб. Дети активно знакомились с бумагой: мяли ее, рвали, гладили, мочили, резали.

В начале старшей группы было проведено занятие  «История бумаги», где дети узнали, что сначала люди рисовали на глиняных плитах, восковых дощечках, бересте, затем на тонкой коже – пергаменте; что бумага появилась в Китае; о процессе изготовления современной бумаги на бумажной фабрике ( см.конспект занятия из книги  О. Дыбиной «Из чего сделаны предметы»). На следующем занятии мы знакомились с разными видами бумаги и играли в дидактическую игру  « Найди сходство и различие». Попутно складывали  из бумаги  «Стаканчик»,  «Тюльпан»,  «Лисичку»,  «Собачку», а также сделали коллективную работу  «Кошка с котятами».

Далее мы познакомились с тем, что искусство оригами пришло к нам из Японии. Перед днем Победы дети узнали, что в августе 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город  Хиросиму. Погибло 80 тысяч человек. Смертельно больная японская девочка, мечтая выжить, успела сделать из бумаги только 644 журавлика. Остальных журавликов доделали дети всего мира. Они и сегодня украшают памятник погибшим детям Японии , являясь протестом войне и укором взрослым. Движение  «1000 журавликов» возродило интерес к оригами по всему миру. Япония объявила оригами своим национальным искусством. В группе мы знакомились со страной Японией, ее традициями; рассматривали иллюстрации об Японии, поделки из оригами.

В старшей группе мы начали знакомство с общепринятыми терминами, знаками оригами, учились читать простейшие схемы. Общими усилиями создали коллективную работу  «Лягушки на пруду», настольный театр  «Теремок». Также оригами помогло нам в оформлении группы к Новому году: мы складывали из цветной бумаги снежинки и звездочки. Ко  Дню космонавтики сделали панно  «Космическое путешествие».

В процессе работы выработались такие принципы:

1. Складывание игрушки производить на столе, так как пальцами нужно сильно нажимать на линию сгиба.

2. Крупные работы выполнять легче, чем мелкие.

3. Перед занятием воспитатель должен сам несколько раз сложить модель, чтобы не испытывать затруднений при показе.

4. Одновременно заниматься оригами с 4-5 человеками, чтобы успеть всем оказать  нужную помощь .

5. Игрушка собирается по последовательному показу взрослого, а впоследствии собирается ребенком по памяти.

6. В работе с детьми младшего дошкольного возраста прекрасно поможет сказка, рассказанная в процессе складывания игрушки. Переключение внимания на сюжет помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится иллюстрацией рассказа.

7. Простейшие схемы последовательности сборки моделей ( пооперационные карты)  даются детям только в подготовительной группе детского сада.

8. Сам процесс изготовления  игрушек может быть разделен на ряд последовательных операций:

- знакомство  с образцом готовой игрушки

- анализ схемы с выполнением одной операции

- одновременное складывание игрушки  

- оказание индивидуальной помощи

9. Обязательное обыгрывание игрушки после занятия. Возможность поиграть результатом своего труда необыкновенно поднимает самооценку дошкольника, двигает его к новым достижениям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ТЕХНИКОЙ ОРИГАМИ

Младшая группа: знакомство с бумагой, первые работы карандашом, гуашью.

Средняя группа:

Октябрь - «Книжка» с наклейками ( сгибание прямоугольника пополам)

Ноябрь - «Альбом» нарисуй что хочешь

Декабрь - совместное изготовление новогодних украшений

Январь - «Автобус»( сгибание прямоугольника пополам)

Февраль - «Парус» (сгибание квадрата по диагонали )

Март - совместное изготовление подарка маме

Апрель -  «Рыбка» (сгибание квадрата по диагонали )

Май - «Бабочка» (закрепление полученных навыков )

 

месяц

Занятие

Совместная деятельность

Старшая группа

октябрь

  1. Ознакомление с окружающим   «История бумаги » из книги  Дыбиной  «Из чего сделаны предметы».Познакомить детей с тем, как люди раньше обходились без бумаги, как делали бумагу в Китае и производят сейчас. Рассказать о роли бумаги в современном мире.
  2. Оригами  «Стаканчик». Складывание квадрата по диагонали, сгибание углов

Игра  «Попадайка»- прикрепить к краю стаканчика на ниточку шарик и стараться попасть им в стаканчик.

Ноябрь

  1. Дидактическая игра  «Найди сходство и различие»- учить детей с помощью разных анализаторов находить различия в разных видах бумаги( картон, писчая, папиросная).  
  2. «Цветок в стакане» закрепить складывание стаканчика и показать, что можно сделать еще из оригами

Игра «10 палочек» - свернуть из бумаги 10 палочек, разложить их в ряд. Нужно перекладывать по одной палочке через 2 на 3, образуя крест. В Итоге должно получиться 5 крестов. Крест считается за 2 палочки.

Декабрь

  1. «Елочка» познакомить с базовой формой «двойной треугольник»
  2. «Снежинки» складывать квадрат несколько раз по диагонали, вырезать несколько слоев одновременно.

 Раскрашивание снежинок фломастерами и украшение группы снежинками.

Январь

  1. «Лисичка в лесу » повторить складывание квадрата по диагонали и сгибание углов. Делать композицию из деталей.  
  2. «Собачка» закрепить складывание квадрата по диагонали. Вырезывание круга из квадрата.

Игра – забава «Когти ». Сделать на каждый палец по когтю, изображать зверей.

Февраль

  1. Коллективная работа «Теремок» - складывание домика, окошек и мордочек зверей. Учить работать в коллективе.
  2. «Кошка с котятами» закрепление складывания квадрата по диагонали. Рисование пальцами.

Игра «Сказочный герой» - сделать из бумаги шапочку Айболита, Красной шапочки, Иванушки – дурачка, надеть на пальцы, предложить сказочным героям сходить к друг другу в гости.

Март

Коллективная работа «Корзина тюльпанов»  сделать подарок мамам, создать у детей праздничное настроение. Складывание квадрата по диагонали, Сгибание углов, плетение из полосок.

Предложить вместе сделать корону и веер для самой красивой мамы.  

Апрель

Коллективная работа  «Космическое путешествие»- складывание ракеты из базовой формы  «двойной треугольник», рисование красками, работа с крупой.

Игра «Снайперы» выбирается объект, висящий на стене, на некотором расстоянии от него обозначается линия старта. По очереди игроки запускают свои ракеты в цель.

Май

  1. Ознакомление с окружающим  «Рассказ об истории оригами»-дать знания о том, что оригами древнее японское искусство, японцы делают фигурки из бумаги как талисманы на удачу, здоровье. Рассказ об атомной бомбе, сброшенной на Хиросиму и больной девочке, которая не успела сделать 1000 журавликов, чтобы выздороветь.
  2.   «Бабочка на ромашке» - складывание бумаги гармошкой, работа с бросовым материалом

Рассматривание книг и картинок об Японии, поделок оригами

Подготовительная группа

Октябрь

  1. «Лягушки на пруду»- повторить складывание квадрата по диагонали, сгибание углов  « змейкой»
  2.   «Лебеди» - разучить новую базовую форму  «мороженое», учить пользоваться пооперационными картами.

Игра  «Прыжки в длину  и высоту»

Игра  «Веселая семейка»-в центр стола ставится тарелка. Это дом кузнечиков. По команде  «Домой!» кузнечики запрыгивают в тарелку

Ноябрь

  1. «Зайчик» - продолжать учить пользоваться пооперационными картами, делать композиции из деталей
  2.   «Ежик» - делать вспомогательные линии, учить складывать углы квадрата к центру, делать внутренние карманы.
  3. Ознакомление с окружающим  «Путешествие в Японию» -познакомить детей с обычаями и традициями Японии- родиной оригами

Театрализация сказки  «Теремок» с помощью фигурок  оригами и теремка , сделанного в старшей группе

Декабрь

  1. «Фотоаппарат» - складывание прямоугольника пополам, загибание  углов к центральной линии, складывание поделки из нескольких модулей, пользование пооперационными картами.
  2.   «Звезда сборная» - создать праздничное настроение, складывать поделку из нескольких модулей, учить планировать свою работу

 3.   «Снегири на ветке»- закрепить базовую форму  «мороженое», делать композиции.

Игра  «Туристы»-фотографировать с помощью аппарата иллюстрации разных стран и животных

2.  Украшение группы бумажными гирляндами и шарами

Январь

  1. «Дом»,  «Церковь» - закрепить навыки делать четкие сгибы, складывать бумагу уголок к уголку, сторона к стороне.
  2.   «Истребитель» - закреплять полученные навыки

Игра  «Аэрошоу» на самый дальний полет (на самый длительный полет)

Февраль

  1. Коллективная работа  «Аквариум» - вспомнить базовую форму  «двойной треугольник», делать быстро несколько фигурок и соединять их в композицию
  2.  «Зоопарк» - самостоятельно выбрать схему любого животного и попробовать его сделать без помощи воспитателя, воспитывать настойчивость в достижении цели.

Игра  «Рыболовы» - рыбки –оригами кладутся на стол.  Выдается одна удочка на команду. Игрокам нужно перенести рыбок со стола в ведро при помощи удочки

Март

 «Ледокол на Неве» - учить складывать пароходик, рисовать силуэты родного города.  

Делать подарок маме по заранее придуманному плану

Апрель

  1. «Лодочка и пароход»- сравнить схемы двух поделок, последовательность их исполнения
  2.  «Ракета  на Луне» - закрепить складывание двойного треугольника, развивать фантазию и творчество

Игра  «Крейсерские гонки» -каждый игрок ставит свой кораблик на старт и дует на него, отмечая результат фломастером

Май

   «Лилия» - вспомнить и закрепить полученные навыки оригами

Игра- забава  «Хлопушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

консультация для педагогов "Знакомим детей дошкольного возраста с техникой оригами"

Оригами  обладает  большими возможностями для построения игры - ведущего вида деятельности дошкольников....

Перспективное планирование по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром цветов (к программе "Югорские самоцветы"). Разработала: Хасанова Гульсина Сагитовна

Цветы всегда украшали жизнь людей, они сопровождают человека всюду. Цветы радуют, облагораживают человека, делают его восприимчивым к красотам природы. С цветами встречают гостей, приветствуют юбиляро...

«Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами».

Повседневная деятельность ставит перед человеком  массу задач. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способн...

Перспективное планирование по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром.

Данное планирование составлено на основание методическрой литературы О.Н.Николаевой....

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"

Презентация : "Из простой бумаги чудеса творим как маги (развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники оригами)"...