Интегрированное занятие на тему: «Масленичная ярмарка». Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Елена Сергеевна Ефремова

Интегрированное занятие охватывает области "Ручной труд", "Художественное творчество", "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие на тему: «Масленичная  ярмарка»

Подготовительная к школе группа  

Цель: воспитание интереса к русскому народному творчеству  России.

Программные задачи:

  1. Учить детей выделять характерные особенности гжели,  дымковского и хохломского промысла
  2.  Учить детей отгадывать загадки, учить выразительно и интонационно читать стихотворения
  3. Продолжать  знакомить детей с устным народным творчеством - пословицами, русскими играми;
  4. Совершенствовать счетные умения детей в пределах десяти.
  5. Развивать художественный вкус, любовь и интерес к народному творчеству.
  6. Развивать мелкую моторику рук.
  7. Воспитывать уважение и любовь к труду народных умельцев.
  8. Воспитывать интерес к устному народному творчеству: пословицы, поговорки, частушки, хороводы.
  9. Воспитывать радость творчества.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве.
  2. Рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.
  3. Рассматривание изделий мастеров дымковской, гжельской, хохломской росписи.
  4. Знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства.
  5. Оформление выставки.
  6. Рисование элементов гжельской, дымковской, хохломской росписи.
  7. Лепка из теста дымковских  игрушек.

Материал:  работы детей, ширма, игрушка Петрушки, «монетки» все разного достоинства от 1 до 9, цветно        й картон, клей, салфетки, кисточки.

 Ход  занятия:

На  стенах красуются павлопосадские платки. На первом столе расставлена изделия из хохломы: детские поделки и профессиональные игрушки.  На втором – изделия гжели – работы детей, нарисованные гуашью, посуда в стиле папье-маше, также сделанная руками детей. На третьем дымковские барышни, свистульки, козлики. На следующем столе самовар, посуда, сделанная из бересты. Еще один стол – народные инструменты.

По другую сторону зала стоят столы для продуктивной деятельности детей (мастерская).

Организационный момент:

 «Собрались все дети в круг.

 Я твой друг и ты мой друг.

 Крепко за руки возьмемся,

 И друг другу улыбнемся».

   Рассказ воспитателя  о масленице.

- Какие пословицы о Масленице вам известны?  

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Не житье-бытье, а Масленица.

Без блинов - не Масленица, Без пирогов - не именины.

Блин добр не один.

Блин не клин, брюхо не расколет.

Первый блин - комом, второй - с маслом, а третий - с квасом.

 

- Ребята на масленичной неделе обязательно бывали веселые ярмарки. Вот и я предлагаю вам отправиться на одну из таких ярмарок.

Воспитатель берет в руки дугу с колокольчиком, включается фонограмма цокота копыт, все вместе дети за воспитателем подъезжают к ярмарочным столам.

Воспитатель:

Снова ярмарка шумит,

Пряники с конфетами!

На товар народ глядит,

Люди разодетые!

Дети подходят к столу с игрушками.

Воспитатель:

Посмотрите-ка сюда -

Здесь игрушки у меня.

Игрушки эти не простые,

Они волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, полоски, точечки -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

Воспитатель: Ребята, а как называются такие игрушки?

Дети. Дымковские.

Воспитатель: Правильно ребята, это дымковские игрушки. А я знаю, что вы учили стихи о дымковской игрушке.

Ребенок.

Много сказочных мест в России,

Городов в России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке, все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково прозвали.

Воспитатель: А почему дымковская игрушка всегда белого цвета?

Дети: Потому что она покрашена гуашью белого цвета, разведенной на молоке.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу с предметами хохломской росписи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь много разных предметов: ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, миски. А каким узором они расписаны?

Дети: Хохломским. На посуде изображены завитки, кустики, ягодки, листочки, осочки, капельки, усики, травинки.

Воспитатель: Да, действительно, все это элементы хохломской росписи. Ребята, чтобы получилась такая красивая расписная посуда, сначала из дерева вырезали предмет, обтачивали, покрывали слоем глины, пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Затем изделие припудривали алюминиевым порошком, и оно становилось серебряным. После этого художник наносил рисунок кистью, и изделие снова покрывали олифой. Далее его клали в печь и закаляли при температуре 60-90 °С, изделие становилось золотым. Поэтому хохлому называют «золотой».

Ребенок читает стихотворение о Хохломе.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Все листочки как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему, эта роспись называется хохломской?

Дети: Потому, что такая манера росписи родилась в русской деревне Хохлома.

Воспитатель: Что именно принято рисовать на посуде и других хохломских изделиях?

Дети: Здесь всегда используется растительный узор – ягоды, смородинки, листочки и цветы.

Дети подходят к столу гжели

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?

Ребенок:

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье.

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье.

Русская звонкая гжель!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но ведь на ярмарке не только торговали. Проводились  и разные игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится коммуникативная игра «ХОРОВОД» М. Картушиной. 

Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»:

 Мы заводим, мы заводим,

 Мы заводим хоровод.

 Поздороваться желаем,

 Удивим сейчас народ!

 Дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй! », прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.

Появляется Петрушка из-за ширмы

(кукла надета на руку воспитателя)

Я – петрушка с погремушкой,

Расскажу тебе на ушко,
как на празднике я был,

Что на ярмарке купил!

 Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать!

Воспитатель раздает детям по 2 монетки (их можно сделать из самоклеящейся золотой или серебряной бумаги), на которых написаны цифры в пределах 10. Дети отгадывают загадки. Петрушка назначает цену товара, его покупает тот, у кого сумма 2  монеток равна названой цене. Петрушка отдает картинку с купленным товаром.

Загадки:

  1. Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный (платок)

  1. Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы

Мы обуем (валенки)

  1. Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

  1. Если маленький мороз –

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы)

  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

  1. Любят девочки-подружки

      С маком бублики и (сушки)

  1. Целый час избу мела

Чистоплотная (метла)

  1. Пышет дымом

Дышит с жаром.

А зовется (самоваром)

  1. Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

 С одной рукой милашка,

 Голубенькая ...(чашка)

Воспитатель: Ребята, товар-то мы с вами купили, а положить нам его не во что. Я предлагаю вам сплести корзины своими руками.

Ребята приглашаются к столам, на которых уже разложены заготовки корзинок, полоски для плетения, клей, кисточки и ножницы.

Ребятам предлагается сначала самим нарезать полоски для плетения, по заранее начерченным линиям, а затем приступить к плетению корзин.

Фоном для работы служит спокойная музыка. В процессе работы воспитатель индивидуально помогает детям.

Когда все корзины готовы, ребята приклеивают обратную сторону и складывают  свои покупки.

Под цоканье копыт дети с воспитателем возвращаются с ярмарки,  вспоминают, где они побывали, что видели, о чем беседовали. Воспитатель отдает им свою покупку: конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе по теме "Путешествие в сказочный лес".

Данное интегрированное занятие разработано в форме игры – путешествия, где дети становятся непосредственными участниками сказочной истории. Занятие позволяет не только обобщить и закрепить математичес...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной школе группе на тему «Зимующие и пролетные птицы»

Конспект  интегрированного занятия  по  экологическому  воспитанию в  подготовительной  школе  группе на  тему  «Зимующие и пролетные птицы»...

Интегрированное занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с натюрмортом»

НОД "Знакомство с натюрмортом" вызвает у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предмет...

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему «Живой натюрморт» (с использованием авторского дидактического мультимедийного пособия «Загадки натюрмортов»)

Конспект интегрированного занятия по рисованию, где дети на основе интересных и разнообразных игровых заданий учатся внимательнее рассматрива картины и сами придумывают вариант натюрморта по мотивам к...

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»

Интегрированное занятие по развитию речи подготовительной к школе группе. Тема: «Зима. Время.»...

Конспект интегрированного занятия по хореографии в подготовительной к школе группе по теме: «Музыкальный счёт»

Конспектинтегрированного занятия по хореографии в подготовительной к школе группе по теме:«Музыкальный счёт»Цель:          Развитие танцевальны...