Методическая разработка "В яркий солнечный денёк золотой расцвел цветок"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Формирование интереса к объектам природы: самому любимому с раннего детства цветку - одуванчику. Развитие художественных и творческих способностей детей на основе знакомства с техникой изготовления одуванчика из бумажных салфеток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.53 МБ |
konspekt_oduv-ik.docx | 770.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель. Формировать интерес и бережное отношение к объектам природы . Дать представление о сезонном развитии растения . Сформировать понятие «одуванчик – лекарственное растение».
Загадка "С молоком, но не коровушка, летает, а не соловушка".
Легенда о появлении одуванчиков Шла по городу Весна, Кошелёк несла она. Краски яркие и кисти Нужно было ей купить. Приоткрыла кошелёк, А монетки Скок, скок, скок!- Раскатились, убежали, Одуванчиками стали. / Елена Приходько/
Жизнь одуванчика – это странички увлекательной книги . Первая страничка - зеленая . На поверхности земли появляется розетка из ярко-зеленых листьев. Одуванчик еще не цветет.
Вторая страница – желтая. Уронило солнце лучик золотой. Вырос одуванчик первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца – маленький портрет. /О. Высоцкая/
Лишь солнышко пригрело, У тропинки в ряд, Цветочки приодели Свой солнечный наряд. Нежатся на солнышке, Купаются в росе, Светятся, как звездочки, В низенькой траве.
Друзья одуванчика - пчёлы Расцветает одуванчик В жаркий день - ковром весёлым! Его очень любят пчёлы. / Л. Дунина/
Друзья одуванчика- шмели. Шмель спешит издалека До янтарного цветка.
Друзья одуванчика – бабочки. Бабочка-красавица , В ярком цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала… - Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела.
Пейзаж Пейзаж в период цветения одуванчиков выглядит завораживающе: земля покрывается сияющим золотым ковром, словно многочисленные дети солнца спустились с небес и хотят подарить нам частичку тепла самой природы.
Кулинария Из листиков одуванчика делают весенний салат, в котором много витаминов.
Из цветков варят вкусное и полезное варенье, так называемый «одуванчиковый мед».
Медицина Из листьев и корней делают отвары и пьют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения, от простуды, для снятия боли и воспалений, как снотворное и успокоительное средство.
Косметология Современная косметическая промышленность сок одуванчика использует в лосьонах и кремах против угревой сыпи, пигментных пятен, веснушек.
Третья страница – белая. В желтой шапочке стоит, Словно солнышко горит. Вот проходит день за днем- Белой шапки нет на нем В шапке он уже другой Нежно – белой, пуховой.
Зной в травинку подышал И надул воздушный шар. Ветерок единым духом Шар пустил по свету пухом. Был он желтым, стал он белым, Только дунет ветерок, К облакам взлетит он смело - Он летающий цветок.
Последняя страница - коричневая Осенью надземная часть одуванчика отмирает, а в почве зимует его корень.
«Одуванчики» Художник Добель Елена
«Одуванчики» Художник Иван Бондаренко
«Одуванчики» Художник Елена Тенер
Образец работы воспитателя
Цветы украшают луга и леса, Но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты. Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты. /Г. Волошина / Сорванные одуванчики очень быстро завянут. Поэтому не следует их рвать. Давайте любоваться ими в живой природе и на картинах художников.
Предварительный просмотр:
«В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок»
Цель: формирование интереса к объектам природы; развитие художественных и творческих способностей детей на основе знакомства с техникой изготовления поделки из бумажных салфеток.
Задачи.
Образовательные.
Закрепить представление о сезонном развитии растения.
Познакомить детей с техникой изготовления из бумажных салфеток одуванчика. Научить изготовлять цветок в данной технике. Закрепить представление детей о композиции.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать правильное речевое дыхание при чтении стихотворений.
- Развивать речедвигательные навыки.
-Развивать умения аргументировано доказывать свою точку зрения.
- Развивать и обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
- Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой, клеем.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру средствами практической художественно-целесообразной деятельности.
- Воспитывать качества человеческого труда – трудолюбие, аккуратность, ответственность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседа о первых весенних цветах; наблюдения за одуванчиками на прогулке; определение понятия – сорняк, барометр погоды; заучивание стихотворений об одуванчиках; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением одуванчиков; знакомство детей с технологией изготовления изделий из салфеток в разных техниках.
Оборудование
Для педагога: презентация «В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок»;
мультимедийное оборудование; ноутбук; образец композиции из цветов;
Для каждого ребенка: двухслойная столовая салфетка желтого цвета; зеленая цветная бумага; ножницы; степлер; лист белого картона; клей ПВА, кисточка; рамка для оформления работы.
План образовательной деятельности:
1. Организационный момент: приветствие и положительный настрой на занятие.
2. Определение темы: загадка, легенда о появлении одуванчиков.
3. Беседа о разных периодах жизни одуванчика, его лекарственные свойства.
4 Физкультминутка.
5. Рассматривание репродукций картин художников «Одуванчики»
6. Пальчиковая гимнастика.
7. Работа по изготовлению композиции из одуванчиков.
8. Подведение итого
Ход образовательной деятельности.
Приветствие. - Ребята, давайте поприветствуем и улыбнемся друг другу.
Доброе утро – нам шепчут кусты.
Доброе утро – журчат ручейки.
Доброе утро – шумят тополя.
Доброе утро – родная земля.
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
Загадка детям.
"С молоком, но не коровушка, летает, а не соловушка".
Посмотрите на экран и убедитесь в том, что вы ответили правильно. /Слайд №1/
Конечно, это наш старый знакомый - очаровательный одуванчик.
Кто помнит легенду в стихах о появлении одуванчиков?
Читает ребенок /Слайд №2/
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок,
скок,
скок!-
Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали. /Е. Приходько
Легенда об одуванчике.
Сейчас я вас познакомлю с еще одной легендой о появлении одуванчиков.
Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождичком и пошло гулять по небу. Смотрит – хороша земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка переливается. И все-таки чего-то не хватает.
– Чтобы еще такое придумать? – спросило само себя Солнышко. – Чем обрадовать людей?
Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики. «На меня похожи!» – обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалеку пряталась в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится.
Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
Какая легенда вам больше понравилась? Почему? /Ответы детей/
Жизнь одуванчика – словно страницы книги. Давайте полистаем эти страницы.
Первая страница - зеленая. Как вы думаете почему? /Слайд №3/
/Ответы детей/
Правильно, сначала на поверхности земли, когда становиться тепло, появляется розетка из ярко-зеленых листьев. При этом каждый листик одуванчика смотрит в свою сторону. Одуванчик еще не цветет.
Вторая страница – желтая. Как вы думаете почему?
Давайте о ней мы расскажем в стихах.
Читают дети.
* Уронило солнце лучик золотой. /Слайд №4/
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца – маленький портрет.
/О. Высоцкая/
* Лишь солнышко пригрело, /Слайд №5/
У тропинки в ряд,
Цветочки приодели
Свой солнечный наряд.
Нежатся на солнышке,
Купаются в росе,
Светятся, как звездочки, В низенькой траве.
Педагог. Да, в теплые солнечные майские дни повсеместно начинают активно раскрываться ярко-золотистые корзиночки одуванчика, радуя наш взгляд.
- На этой желтой страничке мы встречаемся и с друзьями одуванчика. Как вы думаете, с кем дружит одуванчик? /Ответы детей/.
Все правильно, одуванчик дружит с насекомыми: пчелками, бабочками, шмелями, божьими коровками… Почему одуванчик дружит с насекомыми?
Дети. -Насекомые ищут в цветках одуванчика особый вкусный сок – нектар. Они попьют нектара на одном цветке, испачкаются в его порошке – пыльце, полетят на другой цветок – тоже сладкий нектар пить. А порошок с их лапок упадет на этот цветок, и через некоторое время на месте цветка появятся семена.
/Предлагает детям почитать стихи/
*Расцветает одуванчик /Слайд №6 и Слайд №7/
В жаркий день - ковром весёлым!
Его очень любят пчёлы.
Шмель спешит издалека
До янтарного цветка. /Л. Дудина/
Бабочка-красавица, /Слайд №8/
В ярком цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Да, насекомые пьют сладкий цветочный нектар и весело порхают и вьются над одуванчиковыми полянами. Давайте и мы с вами подвигаемся.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! /Приседают/
Стебель тоненький, как пальчик / Медленно поднимаются/
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит / Разбегаются в разные стороны/
Все вокруг зашелестит /Произносят на выдохе «ш-ш-ш-ш-ш»/
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом /Берутся за руки и идут по кругу/
И сольются с небосводом.
Гимнастика для глаз
Зажмурьте из всех сил глаза, а потом откройте их. /4-6 раз/
Быстро моргайте ( в течение 15 секунд)/ повторить 3раза/
Закройте глаза и поглаживайте веки круговыми движениями кончиками (подушечками) пальцев. /1минута
- Ребята, посмотрите на экран /Слайд №9/. Правится вам этот пейзаж? А чем он вам нравиться? /Ответы детей/
Действительно, пейзаж в период цветения одуванчиков выглядит завораживающе: земля покрывается сияющим золотым ковром, словно многочисленные дети солнца спустились с небес и хотят подарить нам частичку тепла самой природы.
Но одуванчики не только радуют наш глаз, но еще и очень полезны для здоровья.
Из листиков одуванчика делают весенний салат, в котором много витаминов. /Слайд №10/
Из цветков варят вкусное и полезное варенье, так называемый «одуванчиковый мед /Слайд №11/
Из листьев и корней делают отвары и пьют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения, от простуды, для снятия боли и воспалений… /Слайд №12/
Современная косметическая промышленность сок одуванчика использует в лосьонах и кремах против угревой сыпи, пигментных пятен, веснушек. /Слайд №13/
Постановка проблемы.
Как мы называем растения очень полезные для здоровья? /Лекарственные растения/.
Значит одуванчик, какое растение? Правильно - лекарственное.
А почему же тогда люди называют этот цветок сорняком?
/Ответы детей: потому что этот маленький яркий цветок можно встретить повсюду: на лугах, у тропинок, вдоль дорог, на полях, лесных опушках, склонах оврагов… Это цветок не высаживают как садовые цветы и он не требует за собой ухода. Они неприхотливы.
Семена одуванчиков легко прорастают на любой почве, поэтому их много кругом.
/ При необходимости педагог дополняет ответы детей./
Да, ребята, одуванчик называют сорняком, но не совсем заслуженно. Его цветы, стебли, листья и корни впитали в себя целебные свойства самой природы. Это пушистое солнышко в миниатюре способно лечить тяжелые недуги. Одуванчик не сорняк, а лекарство от многих болезней и за целебные свойства его по праву называют «эликсиром жизни».
Перевернем желтую страницу и увидим страничку – белую, самую интересную для вас. В золотисто – желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке – парашютиком . Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, поэтому одуванчик становиться похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру, как шарик распадается на много-много парашютиков. /Слайд №14/ И летят во все стороны отважные семечки-парашютики. Кто хочет почитать стихотворение об этом периоде одуванчика?
Стихи /читают дети/
*В желтой шапочке стоит, /Слайд №14/
Словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем-
Белой шапки нет на нем
В шапке он уже другой
Нежно – белой, пуховой.
*Зной в травинку подышал /Слайд №15/
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом.
Был он желтым, стал он белым,
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит он смело -
Он летающий цветок.
Педагог. В золотисто – желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Каждое семечко снабжено пушистым белым хохолком на длинной ножке – парашютиком . Пока семечко не созрело, парашютик не раскрывается. Созревшие плоды расправляют белые пушинки зонтиком, поэтому одуванчик становиться похож на пушистый белый шарик. Стоит дунуть ветру, как шарик распадается на много-много парашютиков. И летят во все стороны отважные семечки –парашютики. /Слайд №16/
Четвертая страница последняя – коричневая /Слайд №17/.
Осенью надземная часть одуванчика отмирает, а в почве остается зимовать его корень.
Наступит весна, и из этого корешка появятся новые листики и новый стебелек на которм распуститься вновь прекрасный солнечный яркий цветок. А из семян - парашютиков вырастут новые одуванчики.
Но это будет весной. А осенью мы уже не можем полюбоваться одуванчиками, они отцвели и разлетелись.
А как вы думаете, какой способ можно найти, чтобы любоваться одуванчиками круглый год? /Ответы детей: одуванчики можно нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать, купить картину какого-нибудь художника…/
Вы правы, посмотрите, как изображают одуванчики на своих картинах художники.
Слайд №18– Картина «Одуванчики» Добель Е.
Слайд №19 – Картина «Одуванчики» Иван Бондаренко.
Слайд №20 – Картина «Одуванчики» Елена Тенер.
А вот эту картину - поделку выполнила я, для украшения интерьера нашей группы. Педагог демонстрирует свое произведение. |Слайд №21/
Нравиться? Эта картина нарисована? /Нет, она сделана из бумаги и салфеток./ Хотите стать художниками-дизайнерами и сделать тоже такую картину своими руками? /Да./
Но прежде мы сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они были ловкими и умелыми.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне, /Соединить руки, изображая «бутон»/
Утром весенним раскрыл лепестки. / Раскрыть руки, разжать пальцы /
Всем лепесткам красоту и питание / В ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы/
Дружно дают под землей корешки! /Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить
Пальцами – «корешками»/
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. / Плотно сжать переплетенные пальцы/
Тихо засыпают, головки опускают. / Положить руки на колени/
Под музыку Евгения Рушанского к песне на стихи В. Степанова «Одуванчик» дети выполняют поделку. Педагог поэтапно объясняет и показывает технологию изготовления цветка. По необходимости при работе со степлером педагог помогает детям.
Технология изготовления цветка.
1.Берем желтую салфетку. 2. Сворачиваем ее пополам и еще раз пополам.
3. Закрепляем серединку степлером. 4. Вырезаем круг.
5. Делаем надрезы к центру через 6. Поднимаем 2-3 слоя вверх и прижимаем
равные промежутки. пальчиками.
7.Поднимаем последовательно все слои друг за другом. 8.Получился пышный цветок.
Листочки вырезаем из прямоугольников зеленого цвета.
1.Складываем прямоугольник пополам. 2.Отрезаем правый верхний угол,
затем правый нижний угол.
3.На срезе делаем длинные 4. Листик одуванчика готов.
«волчьи зубы».
5.Собираем композицию, проявляя творчество и фантазию.
Образец работы воспитателя. Работы детей.
Читают дети.
Цветы украшают луга и леса,
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты. Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
/Г. Волошина/
Ребята, пусть цветы лучше останутся на ваших картинках и будут долго радовать нас.
Обобщение. Релаксация. Самооценка.
Занятие желательно провести в два этапа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок»
Рассказываю детям сказку об одуванчике с помощью дидактической игры . У цветка есть стебель, и на тоненькой ножке крепится желтенький цветок.В нутри цветка есть пыльца, которую любят пчелки. Про...
Конспект занятия "В теплый солнечный денек золотой расцвел цветок"
Занятия «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок» Дошкольное образование( экологическое воспитание)Панасенко Елена НиколаевнаВоспитательГБДОУ детский сад № 15 Красносельского района СПбПр...
НОД "В теплый солнечный денек золотой расцвел цветок"
Знакомство детей с весенним цветком – одуванчиком, его особенностями и строением, попытаться нарисовать его нетрадиционным способом....
Конспект занятия «В солнечный денек-золотой расцвел цветок» в младшей группе детского сада
Конспект занятия «В солнечный денек-золотой расцвел цветок» в младшей группе детского садаЦель: Создать условия для обучения детей рисованию цветов нетрадиционными способами.Задачи: Формир...
Презентация "В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок"
Одуванчики цветы ослепительно желты!И горит лужайка наша словно сказочная чаша,Где на круглом донце расплескалось солнце!В презентации даны сведения о сезонном раз...
Мастер-класс по нетрадиционному способу рисования в старшей группе «В яркий солнечный денек золотой расцвел цветок»
Цель: формирование интереса к объектам природы; развитие художественных и творческих способностей детейЗадачи. Образовательные. Закрепить представление о сезонном развитии растения. По...
Занятие «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок»
Занятие «В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок» Дошкольное образование( экологическое воспитание) Программное содержание: познакомить детей с новым весенним ц...