Инновационный педагогический опыт: "Использование природного материала в художественной деятельности детей"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Николаева Ирина Александровна

"Использование природного материала в художественной деятельности детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx16.47 КБ
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

      

Инновационный педагогический опыт

« Использование природного материала в художественной деятельности детей»

   

Актуальность и перспективность опыта.

    В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, за хочет перенести в свою повседневную жизнь.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Концептуальность и новизна опыта.

    Концептуальность моего опыта определяется следующими принципами и приёмами

- формировать у детей понятия на основе наблюдений и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах художественной деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет     возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий:

На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия. В работе использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Новизной опыта является: 

- развитие у детей творческого и исследовательского характеров;

- пространственных представлений;

- познание свойств различных материалов;

- овладение разнообразными способами практических действий;

- приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к                 окружающему.

Наличие теоретической базы опыта

   Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

   В дошкольной педагогике учёными: В.Н.Шацкой, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Л.С.Фурминовой была разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделяли развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, её богатство, понимать прекрасное.

К.Д.Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

На важность использования природного материала в художественной деятельности обращал внимание А.С.Макаренко.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленные на художественную деятельность дошкольников.

Программы: Парамонова «Детское и творческое конструирование», по ручному труду для детей 4-10 лет. «Поиск» автор Тютенькова О.Е., конструирование из природного материала Новикова И.А.

И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», «Художественный труд в детском саду».

Использование современных программ в воспитательном процессе – залог успешной педагогической деятельности.

Педагогическая идея

   Моя педагогическая идея – формирование художественного творчества у детей дошкольного возраста.

   Основная цель данной педагогической идеи:

- развивать познавательные, конструктивные, творческие, художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Для достижения этой цели определила следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы, её красоте;

- сформировать эстетический вкус, развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, желание экспериментировать;

- чувствовать специфику палитру природного материала, видеть его краску, формы, фактуры;

- формировать такие качества личности дошкольников как доброта, внимательность, взаимопомощь;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе;

- учить самостоятельно провести анализ поделки.

Оптимальность и эффективность средств

В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:

- знакомство с материалами;

- освоение навыков работы с инструментами;

- исследовательская деятельность;

- пальчиковые игры;

- участие в конкурсах, выставках;

- заучивание пословиц, поговорок;

- целевые прогулки, экскурсии;

- оформление гербариев листьев деревьев;

- интегрированные занятия:

- чтение литературы природоведческого содержания.

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной деятельности. У детей возникает познавательный интерес к миру природы, её красоте. Сформировался эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, такие качества личности дошкольников, как доброта, взаимопомощь, дети используют различные материалы и техники, самостоятельно проводят анализ поделки. Усвоили основы бережного и заботливого отношения к природе. Своими результатами по теме: «Использование природного материала в художественной деятельности детей», я делюсь на: педсоветах, районных методических объединениях воспитателей, выступала на республиканской конференции по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования».

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с воспитанниками

 Основные формы и приёмы работы с воспитанниками изложены в следующем комплекте документов:

- перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности;

- планы воспитательно-образовательной работы с детьми;

- план работы с родителями;

- тематические выставки.

Свой опыт работы хотелось бы закончить словами В.Н.Сухомлинского «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».



Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

В хорошей артели всяк при деле.

Сперва думай, потом делай.

Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.

Сломать легко, сделать трудно.

Есть терпение будет и умение.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Мало хотеть надо уметь.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

С умом больше сделаешь, чем одной силой.

Глаза страшатся, а руки делают.

Труд все побеждает.

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

От желания к исполнению приложи умение.

Наскоро сделать – переделывать.

Делал наспех, сделал на смех.

Голова научит, а руки сделают.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Работа хвалит мастера.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Каждое дело любовью освещается.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.

Веселись, играй, да дело знай.

Глаза облюбовали, а руки сделали.

Кто на все руки, у того нет скуки.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.

Хором бригадир, хороша и работа.

Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.

Воля и труд дивные всходы дают.

Говорить легко, а делать трудно.

Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.

Ленивые руки не родня умной голове.

Нерадивый дважды дело делает.

Честный труд – наше богатство.

Не говори что делал, а говори что сделал.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Хорошая работа два века живет.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Делай хорошо, а плохо и само получится.

Сам молчун, а руки громкие.

Не стыдись не знать, стыдись не научиться.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Кому работа в тягость, тот не знает радость.

Каков человек, таков и инструмент.

От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Поспешишь – людей насмешишь.

От скуки бери дело в руки.

Пальчиковые игры

Буквы

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,

И ежу, и мишке – вот они, детишки.

Слово

Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.

Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.

Буква “3” готова из семян фруктовых.

“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.

Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.

Сказки оживают

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Все из пластилина

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Бумажный дом

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну еще разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

Коврик

Коврик плету из полосок бумажных.

Видела коврик такой я однажды.

Яркими красками коврик горит,

Можно подружке его подарить.

Театр

Кукол рисую, потом вырезаю.

С ними в театр интересно играю.

Нравится маме театр бумажный.

Ловкие руки – как это важно!

Карандаш

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Бусинки – горошки

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

Катя – мастерица

Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.

А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:

Зайчиков и мишек, все из разных шишек.

Бусы

Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.

Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.

Робот

Робот маму удивил: робот по столу ходил,

А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.

Удачный кораблик

Скорлупка ореха, из палочки – мачта.

Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.

Золотой коврик

Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!

В день рождения вручила маме коврик золотой.

Муха

Муха не летящая, муха не жужжащая,

Сделана из желудей. Ты не настоящая.

Жираф

Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.

А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.

Силач

Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,

Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.

Журавль

Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.

Краску беру и журавль – настоящий.

Встретит он братьев, к нам с юга летящих.

Ослик

Ослик отличный вышел из пробок.

только характером ослик мой робок:

Тигра боится, от волка бежит,

И по – ослиному громко кричит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»

Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...