Инновационный педагогический опыт: "Использование природного материала в художественной деятельности детей"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
"Использование природного материала в художественной деятельности детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx | 16.47 КБ |
poslovitsy_i_pogovorki.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
« Использование природного материала в художественной деятельности детей»
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, за хочет перенести в свою повседневную жизнь.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Концептуальность и новизна опыта.
Концептуальность моего опыта определяется следующими принципами и приёмами
- формировать у детей понятия на основе наблюдений и явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах художественной деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий:
На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия. В работе использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Новизной опыта является:
- развитие у детей творческого и исследовательского характеров;
- пространственных представлений;
- познание свойств различных материалов;
- овладение разнообразными способами практических действий;
- приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Наличие теоретической базы опыта
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
В дошкольной педагогике учёными: В.Н.Шацкой, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Л.С.Фурминовой была разработана теория эстетического воспитания. Особое внимание авторы уделяли развитию умения видеть и чувствовать красоту в природе, её богатство, понимать прекрасное.
К.Д.Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
На важность использования природного материала в художественной деятельности обращал внимание А.С.Макаренко.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленные на художественную деятельность дошкольников.
Программы: Парамонова «Детское и творческое конструирование», по ручному труду для детей 4-10 лет. «Поиск» автор Тютенькова О.Е., конструирование из природного материала Новикова И.А.
И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», «Художественный труд в детском саду».
Использование современных программ в воспитательном процессе – залог успешной педагогической деятельности.
Педагогическая идея
Моя педагогическая идея – формирование художественного творчества у детей дошкольного возраста.
Основная цель данной педагогической идеи:
- развивать познавательные, конструктивные, творческие, художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы, её красоте;
- сформировать эстетический вкус, развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, желание экспериментировать;
- чувствовать специфику палитру природного материала, видеть его краску, формы, фактуры;
- формировать такие качества личности дошкольников как доброта, внимательность, взаимопомощь;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе;
- учить самостоятельно провести анализ поделки.
Оптимальность и эффективность средств
В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:
- знакомство с материалами;
- освоение навыков работы с инструментами;
- исследовательская деятельность;
- пальчиковые игры;
- участие в конкурсах, выставках;
- заучивание пословиц, поговорок;
- целевые прогулки, экскурсии;
- оформление гербариев листьев деревьев;
- интегрированные занятия:
- чтение литературы природоведческого содержания.
Результативность опыта
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной деятельности. У детей возникает познавательный интерес к миру природы, её красоте. Сформировался эстетический вкус при изготовлении поделок из природного материала, такие качества личности дошкольников, как доброта, взаимопомощь, дети используют различные материалы и техники, самостоятельно проводят анализ поделки. Усвоили основы бережного и заботливого отношения к природе. Своими результатами по теме: «Использование природного материала в художественной деятельности детей», я делюсь на: педсоветах, районных методических объединениях воспитателей, выступала на республиканской конференции по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования».
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с воспитанниками
Основные формы и приёмы работы с воспитанниками изложены в следующем комплекте документов:
- перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности;
- планы воспитательно-образовательной работы с детьми;
- план работы с родителями;
- тематические выставки.
Свой опыт работы хотелось бы закончить словами В.Н.Сухомлинского «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Умелые руки работы не боятся.
В хорошей артели всяк при деле.
Сперва думай, потом делай.
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
Сломать легко, сделать трудно.
Есть терпение будет и умение.
Кто первый в труде, тому слава везде.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мало хотеть надо уметь.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
С умом больше сделаешь, чем одной силой.
Глаза страшатся, а руки делают.
Труд все побеждает.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
От желания к исполнению приложи умение.
Наскоро сделать – переделывать.
Делал наспех, сделал на смех.
Голова научит, а руки сделают.
Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Работа хвалит мастера.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
Каждое дело любовью освещается.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой.
Веселись, играй, да дело знай.
Глаза облюбовали, а руки сделали.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Без волненья, без заботы не ищи радости от работы.
Хором бригадир, хороша и работа.
Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка.
Воля и труд дивные всходы дают.
Говорить легко, а делать трудно.
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.
Ленивые руки не родня умной голове.
Нерадивый дважды дело делает.
Честный труд – наше богатство.
Не говори что делал, а говори что сделал.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Хорошая работа два века живет.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Делай хорошо, а плохо и само получится.
Сам молчун, а руки громкие.
Не стыдись не знать, стыдись не научиться.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Каков человек, таков и инструмент.
От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Поспешишь – людей насмешишь.
От скуки бери дело в руки.
Пальчиковые игры
Буквы
Буквы из мозаики нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке – вот они, детишки.
Слово
Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.
Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.
Буква “3” готова из семян фруктовых.
“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.
Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
Снежинка
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,
Отогну еще разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!
Коврик
Коврик плету из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
Можно подружке его подарить.
Театр
Кукол рисую, потом вырезаю.
С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный.
Ловкие руки – как это важно!
Карандаш
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Бусинки – горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Катя – мастерица
Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.
А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек, все из разных шишек.
Бусы
Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.
Робот
Робот маму удивил: робот по столу ходил,
А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.
Удачный кораблик
Скорлупка ореха, из палочки – мачта.
Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.
Золотой коврик
Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!
В день рождения вручила маме коврик золотой.
Муха
Муха не летящая, муха не жужжащая,
Сделана из желудей. Ты не настоящая.
Жираф
Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.
Силач
Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.
Краску беру и журавль – настоящий.
Встретит он братьев, к нам с юга летящих.
Ослик
Ослик отличный вышел из пробок.
только характером ослик мой робок:
Тигра боится, от волка бежит,
И по – ослиному громко кричит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».
Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...
Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...
Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...
Инновационный педагогический опыт "Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия и осанки"
Обобщенный педагогический опыт...
Инновационный педагогический опыт «Использование Олимпийского образования в процессе физического развития дошкольников»
Включение Олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие це...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
СОДЕРЖАНИЕ 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА...