Проект "Мир бумаги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое
учреждение социального обслуживания «Лесозаводский
социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Жемчужинка».
ПРОЕКТ
Тема: Мир бумаги
Выполнила воспитатель
дошкольной группы
«Игрушки»:
Боровских А. С.
г. Лесозаводск
2011 г.
ПРОЕКТ
Тема: Мир бумаги
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев
Актуальность: Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Бумага - самый доступный и распространённый материал для детского творчества.
Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, воспитатели нашей группы составили план работы по теме: «Мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.
Цели:
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.
Развивать свободную творческую личность.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.
Учить пользоваться специальной терминологией.
Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами, технике квиллинг, папье-маше, обрывной аппликации.
Срок: 1 месяц
Предварительная работа:
1. Подготовительный этап.
Подбор соответствующего материала и оборудования для проведения опытно-эксперементальной деятельности (бумаги и картона; предметов, сделанных из бумаги; изготовление «бумажной феи»).
2. Основной этап.
Проведение запланированных мероприятий (занятий, игр, опытов, чтение соответствующей литературы, просмотр иллюстраций, презентаций).
3. Заключительный
Выставка работ из бумаги
Предполагаемый результат: применение опытно-экспериментальной деятельности по данной теме повысит интерес детей к бумаге. При ознакомление с новыми фактами и действиями с бумагой активизируются мыслительные процессы. А необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
В течение месяца в рамках этой темы мы играли, экспериментировали, читали, сочиняли собственные рассказы, проводили исследования, организовывали выставки — словом, наша жизнь была наполнена творчеством.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
МИР БУМАГИ
Занятия
Тема: Тайна бумажного листа
Цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги.
Задача: обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни.
Материал: камни, береста, бумага, гуашь, карандаши, острая палочка.
Педагог предлагает детям рассмотреть камень, бересту и лист бумаги. Что у них может быть общего? Если дети затрудняются с ответом, попросите их нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать (нарисовать) их карандашом на бумаге. Расскажите, что люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае более 2000 лет.
Открытие бумаги по праву считалось выдающимся событием, и долгое время хранилось в строгой тайне. Никто не догадывался, что технология изготовления этого чудесного материала была достаточно простой. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука и луба тутового дерева. Сырье обрабатывали раствором гашеной извести, разбивали деревянными молотками и разбавляли водой. Полученную бумажную массу зачерпывали натянутой на раму сеткой. Вода стекала через ее ячейки, а на поверхности оставались влажные листы, которые затем спрессовывали и сушили. Торговцы из Китая, путешествуя с этим бесценным грузом, пришли в город Самарканд. Здесь арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Сейчас бумагу изготавливают бумагоделательные машины из дерева, макулатуры или тряпья. Об этом мы узнаем на следующем занятии.
Задание детям: найти в группе предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. (Отдельно собираются предметы, имеющие отношение к теме: различные упаковки, журналы, газеты, тетради, книги и т. д.)
Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? На отдельный лист ватмана (тоже бумага!) дети приклеивают салфетки, писчую, туалетную бумагу, бумажные обои и т. п. Кроме того, они вместе с детьми исследуют, как их семья использует бумагу. Стараются ли они это делать экономно? Куда девают отходы?
Педагог предлагает дошкольникам поиграть: нужно представить, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?
Тема: «Как делают бумагу»
Цель: Познакомить детей с производством бумаги.
Задачи:
Воспитатель обращает внимание детей на шум, доносящийся из раздевалки, и предлагает посмотреть, что там происходит. Оказывается, возле шкафчиков у модели дерева стоит Незнайка и смотрит наверх (роль сказочного персонажа может исполнять как взрослый, так и ребенок). На ветке березы висит осиное гнездо. Незнайка знакомится с ребятами и сообщает, что его крепкий сон нарушил какой-то сильный шум. Он доносился с верхней ветки березы (показывает на шар, висящий на дереве.) Дошкольники должны узнать, что же это такое (осиное гнездо). Незнайка удивлен: кто же построил осам замечательный дом в виде шарика? Может, это ребята постарались? Дети объясняют, что замечательные строители – сами осы. «Но ведь у них нет рук, как у вас? Не говоря уж о таких замечательных, трудолюбивых руках, как у меня, — не соглашается Незнайка. — И потом, из чего же они его построили? Незаметно, чтобы в их доме были ветки или листья».
Оказывается, осиное гнездо сделано из … бумаги. Но разве оно похоже на бумагу? Ведь она белая, гладкая. А осиное гнездо серо-коричневое. Где же насекомые берут материал? Как это ни удивительно, производят сами. Педагог рассказывает ребятам, как осы делают бумагу: «Крепкими челюстями они пережевывают кусочки старой древесины, превращая ее в мягкую, влажную массу, которая называется пульпой. Потом осы ее выплевывают и разглаживают лапками, делая из нее тонкий листок. Он высыхает — осиная бумага готова! Почему же древесина превратилась в бумагу? Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза — это вещество, которое можно найти во всех растениях: деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях».
Незнайка спрашивает у ребят, хватит ли людям растений, чтобы сделать нужное количество бумаги? Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят для того, чтобы получить нужную продукцию? И как же это люди пережевывают древесину для того, чтобы произвести бумагу? Это сколько же времени нужно жевать ветки, чтобы сделать всего один лист?
Педагог предлагает всем вместе рассмотреть схему производства бумаги и рассказывает о процессе ее получения: «Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются – целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине-дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги».
Тема: "Бумажная фея"
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (смятие, разрывание, скручивание). Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Задачи:
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование:
Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги. Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики). 10 толстых альбомов для рисования. Емкость с водой. Полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.).
Ход занятия:
Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги: и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги. В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Опыт "Смятие бумаги"
Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт "Разрывание бумаги"
Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.
Опыт с водой и бумагой
Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло?
Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия.
А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.
Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики.
Имитируют поедание конфет.)
Ветер вдруг набежал
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками,
Затем бегают врассыпную.)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки.)
Мы все фантики возьмем
(Складывают фантики в коробку.)
И в коробку отнесем.
Беседа:
Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь
Бумажное пальто
Бумажная газета
Ну, что ж, пора прощаться с Бумажной феей. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее, беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Тема: «Какой бывает бумага»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги.
Задачи: научить детей отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.).
Оборудование и материал: «ящик ощущений», писчая бумага, ножницы, спиртовка, емкости с водой.
Дошкольники по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства. Затем они получают по листу бумаги и внимательно его рассматривают, гладят ладошкой, прижимают к щеке. Каждый ребенок дает одно определение бумажного листа, который держит в руках (тонкий, гладкий, белый). Воспитатель предлагает: смять бумагу, разорвать ее, потянуть за края в разные стороны (непрочная), разрезать, положить в миску с водой. Взрослый показывает, как бумага горит (заодно напоминает о правилах пожарной безопасности). В конце занятия дети обобщают результаты экспериментирования и называют различные свойства бумаги, рассматривают вещи, сделанные из этого материала.
Тема: «Экспериментируем с бумагой»
Цель: закрепить знания детей о свойствах бумаги.
Задачи: формировать представления дошкольников о разных видах бумаги, выяснить, как свойство каждой из них связано с использованием данного материала.
Материалы: салфетки, писчая, оберточная, чертежная бумага, ножницы, емкости с водой.
Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее. Что общего у всех видов бумаги? Чем они отличаются? Дошкольники сами предлагают способы проверки свойств бумаги.
Затем проводится серия опытов:
— дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чем другие виды; чертежная сгибается с трудом);
— кусочки бумаги мнут (какую смять легче? сравнить, что получилось);
— кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее?);
— дается задание разорвать квадратики из разной бумаги (в каком случае нужно приложить большие усилий?);
— бумагу разрезают ножницами;
— нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему?);
— следует подуть на небольшие кусочки разной бумаги.
Составление карты опасностей
Дети уже хорошо знакомы со свойствами бумаги. Педагог предлагает каждому из них придумать и смастерить бумажного человечка, дать ему имя, связанное с материалом, из которого он сделан. Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать персонажу, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку? А перепрыгнуть через костер, как Снегурочка? Для составления карты опасностей берем лист ватмана. Дети смотрят на эту бумагу и вспоминают ее свойства. Почему мы взяли именно лист ватмана, а не салфетку? Рисуем на листе различные «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться бумажный человечек. Возможно, он окажется на берегу озера или у большой лужи; возможно, попадет в бурю, под дождь; возможно, будет вынужден перебираться через горы; не исключено, что на его пути окажется костер. Задача ребенка — провести своего человечка по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему (при этом нужно вспомнить свойства бумаги). Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет»?
Цикл занятий по теме: «Что можно сделать из бумаги.
Тема: Тарелочки
Цель: изготовление поделки в технике папье-маше.
Задачи: изучить свойства бумаги, освоить технику изготовления предметов из папье-маше.
Материалы: старая бумага, клей, кисточка, тарелочка.
Порядок изготовления. Отрываем от бумаги мелкие кусочки, обильно намазываем тарелочку клеем и приклеиваем к ней первый слой бумаги. Получившийся слой снова покрываем клеем и кладем на него следующий слой газеты (делаем так несколько раз). Важно следить, чтобы между кусочками бумаги не было пробелов. Готовую тарелочку дети раскрашивают на занятии по изобразительной деятельности.
Тема: «Серый барашек»
Цель: Развивать мелкую моторику детей используя способ обрывной аппликации.
Задачи: закрепить представления детей о свойствах бумаги, учить работать в коллективе.
Материал: мягкая, старая, серая бумага, рисунок барашка с незакрашенной шубкой, клей, ножницы.
1. В начале занятия воспитатель загадывает загадки: «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?» «По полям, по долам ходит шуба и кафтан», — и предлагает рассмотреть рисунок с изображением барашка. Дети должны не просто назвать животное, но и объяснить, по каким признакам они его узнали. Это домашнее животное или дикое? Что делают из его шерсти?
2. Педагог объясняет, что ребята будут «одевать» барашка в шубку, и предлагает им рассмотреть рисунок с изображением животного, у которого отсутствует шерсть (на рисунке внутри контура – незакрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой, ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться? (Режется, мнется, рвется, намокает.) Бумагу разрывают на кусочки, которые сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка.
Тема: "Бабочка, давай играть!"
Цель: повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами: продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, умение соотносить по цвету; упражнять в аккуратном наклеивании, развивать фантазию.
Материал: сюжетные картинки, "бабочки", разноцветные квадраты размером 10*10 см, клей, кисточки, салфетки, цветок из картона.
Ход: звучит тихая музыка.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
"Доброе утро" скажем мы вместе.
"Доброе утро!" взрослые и дети.
- Ребята, кто из вас видел бабочек? Какие они? (рассматривание картинок), дети "Бабочки" похожи на маленькие цветы. Смотреть на них одно удовольствие. У бабочек есть голова, грудь, брюшко и конечно, два легких, хрупких крылышка, с помощью которых бабочка порхает с цветка на цветок.
Бархатные крылышки,
Чарующий полёт,
В танце водят бабочки
Волшебный хоровод.
- Сегодня мы с вами сделаем поделку в стиле оригами- бабочку.
( Дети рассаживаются за столы, где для каждого приготовлен квадрат 10*10 см из цветной бумаги).
- Дети, какого цвета у вас квадраты? (Ответы детей)
- Хорошо, ну а сейчас приступаем к работе.
- Обратите внимание, посередине квадратов проведена линия, она называется диагональ.
1. Сложите квадрат по диагонали.
2. Перегните пополам.
3. Надрежьте ножницами.
4. Отогните крылья.
- Молодцы! А сейчас давайте мы немного полетаем с нашими бабочками. (Обращаю внимание детей на другой стол).
- Ой! Ребятишки, смотрите, а здесь какой красивый цветок! Это цветик-семицветик, посмотрите у него все лепестки разного цвета. Давайте назовём цвета лепесточков.
- Умницы! Наши с вами бабочки очень любят отдыхать на лепестках цветов. Давайте мы их рассадим на лепестки того же цвета, что и бабочки (каждый ребёнок выбирает лепесток, соответствующий цвету бабочки).
- А чтобы наших бабочек не унесло ветром, мы их приклеим к лепесткам (аппликация).
- Молодцы! Все бабочки отдыхают, давайте на них полюбуемся, а Лиза расскажет нам стихотворение:
Что за чудо происходит,
Вдруг – ожили небеса…
Это бабочки подняли
В ярких красках паруса.
Пёстренькие платьица
Присели на листок
Тронь – и вновь закружится
Порхающий цветок.
Тема: Без чего не сделать букета
Цель: Научить детей делать листочки в технике квиллинг.
Задачи: совершенствовать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к технике квиллинг.
Ход занятия:
Слайдовая презентация
Игры с экспериментированием:
"Веселые кораблики"
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать наблюдательность
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Таз с водой, лодочки
Ход опыта:
Дети запускают в таз с водой лодочки, наблюдают за ними, делают «волны, ветер»
"Блестящие комочки"
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами бумаги
2. Развивать тактильные ощущения.
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Фольга
Ход опыта:
Дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними
«Снежки»
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами бумаги.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Способствовать становлению дружеских взаимоотношений
Материалы: Бумага
Ход опыта:
Дети комкают бумагу, делают «снежки - и бросаются ими
«Бумажный вихрь»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (плотность).
2. Воспитывать наблюдательность
Материалы: Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона
Ход опыта:
Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их с помощью «ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки, какой бумаги летят лучше, почему?
«Листочек»
У каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.
Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.
«Цветные шарики-комочки»
Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Простые опыты с бумагой.
1. Если лист бумаги полить маслом или водой, то сквозь бумагу можно будет прочесть текст, напечатанный на другой стороне листа. Почему?
Ответ. Бумага частично пропускает свет. Однако вследствие её волокнистого строения и большого числа пор рассеяние света во все стороны очень велико. Поэтому прочесть текст невозможно. Масло или вода, заполняя поры, уменьшают рассеяние света, так как их показатель преломления близок к показателю преломления бумаги. Свет начинает проходить сквозь бумагу, не испытывая значительных отклонений. Вследствие этого текст легко прочесть.
2. Почему сквозь тонкую (например, кальку или папиросную) бумагу можно прочесть текст только в том случае, если бумагу непосредственно наложить на страницу книги?
Ответ. Тонкая бумага, например калька, падающий на нее свет рассеивает во все стороны. Если бумага находится на некотором расстоянии от текста книги, то расходящиеся пучки света, отражённые от белых участков страницы (между буквами), перекрываются на обратной стороне этой бумаги, (т.е. стороне обращённой к тексту.) В результате вся поверхность бумаги окажется освещённой приблизительно равномерно, и вследствие рассеяния ею света, прочитать текст будет нельзя. Если бумага непосредственно наложена на текст, то освещённость прилегающей к тексту стороны бумаги не будет равномерной. Соответственно интенсивность рассеянного света будет различной в различных участках листа бумаги, что позволяет прочесть текст.
Невидимые чернила
Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
Птичка в клетке
Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться, и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.
Как квадрат превращается в круг?
Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.
Сильная газета
Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?
Рекордный вес
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
Художественное слово для работы с бумагой
Простой листок бумаги
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!
***
Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!
Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,
Мы очень любим такую работу!
Будет у нас зоопарк на столе.
Звери там будут гулять по земле.
Сложим журавлика, галку, гуся
Лишь бы бумага не кончилась вся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага»
Видеофильм о производстве бумаги «Так рождается бумага» [[{"type":"med...
Мастер-классы для родителей, воспитанников и воспитателей: «Волшебный мир бумаги и великолепных цветов из крепа» (гофрированной бумаги) гиацинты. Подмосковье. г.Красногорск 2016г.
Мастер – классы – это организованная деятельность, которая развивает художественный вкус, фантазию и воображение, мелкую моторику рук, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления детей, уси...
Бумага. Применение бумаги
Мастер - класс для педагогов и родителей....