Методические рекомендации
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Мазняк Лариса Николаевна

Методические рекомендации к проведению Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Труд".

Воспитатель: Силенко Виктория Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 5

Г. Славянск-на-Кубани

МО Славянский район

Методические рекомендации к проведению Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Труд».

                       Воспитатель: Силенко

Виктория Алексеевна

2013

Конструирование и ручной труд

«Радость труда - могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок

Должен пережить это благородное чувство».

                                      В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений.

«Содержание образовательной области труд» согласно Федеральным государственным требованиям направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 Во время проведения НОД я решаю ряд задач - вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений и навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, природным и бросовым материалом.

 Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно : пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.

Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, корой и др., - дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, стремление к качественному выполнению задуманного. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом «вперед иголку»).

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность, видит результат, сопоставить его с образцом, оценить качество поделки. Возможность изготовить предмет своими руками привлекает детей. Эта способность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, настойчивости в процессе деятельности. Но выбирая методы организации труда и его содержания необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т.д.).

Я ставлю перед собой цель - развивать у детей художественный вкус, пробудить фантазию, преподнося ребятам, первые в их жизни уроки творческого труда, прививаю навыки работы, приучаю к терпению и упорству, развиваю воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности, формирую стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, стараюсь дарить счастье творчества, которое позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом и поэтому считаю эту тему главной и актуальной.

В своей работе я использую программы:

- «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой);

- Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»;

- «Сделаем это сами» К.Лубковская, И.Згрыкова;

-  Составила перспективный план по ручному труду.

Содержание занятий включает в себя:

Оригами- работа с бумагой.

Работа с тканью - лоскутная техника.

Аппликация плоская и объемная.

Работа с нитками - вышивание, изготовление игрушек из ниток.

Работа с бросовым материалом – изготовление игрушек.

Работа с природным материалом – изготовление игрушек, композиции из живых цветов и злаков, из сухостоя, искусственных цветов, создание настенных панно.

На занятиях, в индивидуальной работе я использую загадки, пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, чтобы повысить интерес ребенка к труду, сделать физический труд ценным и  для умственного развития. Изучив навыки и умения своих детей, я подбираю соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включаю рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкрепляю обучение мастерству крылатыми выражениями: «Поспешай не торопясь», «поспешишь – людей насмешишь» - эти выражения помогают во время работы.

К праздникам, различным мероприятиям мы в группе с детьми устраиваем выставки поделок, приглашаем родителей. В день добра, который проходил у нас в детском саду, мы изготовили поделки из природного и бросового материала и подарили ребятишкам младшей группы. Когда проходили мероприятия в поддержку ХХII Олимпийских зимних игр и ХI паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, мы с детьми смастерили шапочки – маски олимпийских талисманов из бумаги и в них занимались на утренней гимнастике. Ежегодно в нашем детском саду проходит «Неделя Кубанской культуры» и я со своими детьми принимаем активное участие в выставке «Кубань мастеровая». Создаем картины из теста, различных круп, из ниток, бумаги. К летнему периоду мы изготавливаем различные поделки для игр с водой, в этом мне помогают родители, они делают заготовки из пенопласта для лодочек, а мы с детьми их оформляем флажками. Из пластиковых бутылок мы мастерим красивых кукол с косичками, мальчики учатся заплетать, завязывать бантики. К новогодним праздникам мы украшаем свою группу красивыми елочками из бумаги, бутылок, шишек и самодельными игрушками из теста, пластиковой посуды, ткани. К рождеству дарим родным и близким маленьких ангелочков из бумаги.

В работе с детьми большую помощь оказывают мне родители, так как видят результат нашей с детьми работы. Вместе с детьми они заготавливают природный материал, с моря привозят ракушки, камешки, сушат различные растения, собирают бросовый материал – это сближает родителей и детей, и дает положительный результат моей работе.

Успешно решать вопросы трудового воспитания можно только при условии создания в детском коллективе атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четкая продуманная организация деятельности дошкольников в течение дня и пример взрослых.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...