Занятие по ручному труду "Букет для мамы"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Конспект конкурсного занятия воспитателей логопедического д/с группы "Заикание". Занятие по ручному труду, а именно, конструирование из бумаги (оригами), представлено с необычной стороны. Дети из одного модуля ("волшебного" лепестка) складывают разные цветы и собирают в букеты. Конструирование привязано к народно-художественному творчеству (гжель и жостово). Помимо конспекта занятия прилагается презентация по изготовлению "волшебного"лепестка (пооперационная карта) и сбору букетов в стиле "гжели" и "жостово".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Букет для мамы" | 99.5 КБ |
Презентация "Собери букет" | 638 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие проведено 4 апреля 2009 года в ГДОУ № 51, группа №4
КОНСПЕКТ
открытого занятия «Букет для мамы»
Цель: приобщение детей к культуре русского народа, нравственно-патриотическое воспитание детей
Задачи:
Воспитательные
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей Родине
- формировать бережное отношение к природе и всему живому
- воспитывать уважение к труду
- воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником картиной, сделанной своими руками
- воспитывать детей через русскую сказку
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность
- воспитывать умение работать рядом, работать дружно
- активизировать поисковую активность детей
Развивающие
- развивать интерес к искусству
- развивать интерес к русским традициям и промыслам
- развивать тонкую моторику
- развивать координацию руки и глаза
- развивать внимание, память
- формировать продолжительный выдох, плавность речи, мягкую атаку гласных
- формировать интонационное ударение, выразительность
- развивать связную речь
- развивать художественно-эстетический вкус
- развивать творчество и фантазию
- приобщать детей к театрализованной деятельности
Обучающие
- учить создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и вновь познаваемых (Гжель, Жостово, Хохлома)
- раскрывать творческий потенциал детей
- продолжать учить украшать изделия по мотивам гжельской и жостовской росписи
- учить составлять композицию узора с учетом формы изделия, заполнять узором большую часть пространства
- использовать словосочетания, характерные для гжельских и жостовских растительных узоров, подбирать цвета в зависимости от фона изделия
- продолжать учить отвечать на вопрос полным, развернутым ответом
- учить пользоваться самостоятельно пооперационными картами
- закреплять знание свойств бумаги
- закреплять название цветов и их оттенков
- закреплять умение выкладывать ряд оттенков одного цвета в строго определенном порядке: от самого светлого к самому темному или наоборот
- закреплять ряд трудовых навыков: складывание, вырезывание из бумаги, вышивание, наклеивание и т.д.
- уточнять и закреплять знания по лексическим темам «Гжель. Жостово. Народные промыслы», «Зима», «Лето», «Весна», «Цветы»
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Материалы и атрибуты:
- оформление музыкального зала (две половины: «зима» и «лето»)
- выставка изделий, выполненных в стиле Гжели и Жостова
- два мольберта
- две заготовки из картона (белого и черного цвета) формата А3 для картин (ранее в группе детьми вышита и наклеена кайма по краю листа)
- столик с мультимедийной установкой за ширмой для демонстрации клипов, слайдов и т.п.
- компьютер
- столы (индивидуально для каждого ребенка) – 6 штук
- набор квадратов из разноцветной бумаги размером 7х7см
- картонные заготовки круглой, треугольной и прямоугольной формы
- пооперационные карты изготовления различных цветов и растений
- клеящие карандаши, ножницы
- маркеры
- клеенки, тряпочки
В музыкальном зале перед началом занятия занавес закрыт. Перед занавесом вдоль окон по обеим сторонам стоят по три стола (для каждого ребенка) с подготовленными ранее некоторыми материалами и атрибутами для работы (клеящие карандаши, клеенки, салфетки, маркеры, лотки с заготовленными квадратами из бумаги разных цветов).
Перед закрытым занавесом полукругом стоят 6 стульчиков.
Ход занятия:
Занавес закрыт. Дети и воспитатели входят в зал, подходят к занавесу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
«Пришла волшебница-весна,
Нам дарит женский день она!
Мамин день - восьмое марта -
Отмечает вся страна!»
Воспитатель: «Через несколько дней мы будем отмечать мамин праздник. К маминому празднику мы всегда готовим подарки. Больше всего на свете мамы любят ваши улыбки и, конечно же, цветы. Давайте сегодня сделаем для ваших мам букеты.
Подарок маме
Покупать не станем -
Сделаем сами,
Своими руками.»
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики (спиной к зрителям) и послушать сказку: «А сейчас мы отправимся в сказку».
ЧАСТЬ 1
1.Сказка-легенда «Цветок-огонь и цветок-снежинка»
Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение, глину – в игрушки забавные, железо – в подносы красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер, художник. Был он очень талантливый и трудолюбивый.
Однажды случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один - с северной стороны, другой - с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные (воспитатель показывает детям два цветка: один красного цвета, а другой – белого).
Да, ребята, вот этот цветок – огонь, а другой цветок – снежинка.
Поставил мастер цветы в вазу. Только не знал он, что цветы волшебные. В первую же ночь, как только уснул мастер, месяц вышел из-за туч и коснулся цветов серебряным светом. Превратились цветы в красных девиц и красных молодцев – мастеров и мастериц на все руки. Пока мастер спал, молодые мастера сделали за него всю работу – расписали игрушки, подносы, посуду. А к утру опять в цветы превратились.
Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же ночью так поработал? Догадался …и попросил цветы, чтобы они показали чудо всем людям.
Как взмахнул цветок-огонь своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы красоты невиданной. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы и получился зимний узор.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Ребятки, вы, наверное, догадались, что сегодня мы отправимся в эту удивительную сказку. Но для этого надо попасть за занавес. Сказка наша волшебная и занавес просто так не откроется. А пустит он только того, кто сам хоть немного волшебник.
Что бы нам такое придумать? Давайте нарисуем морозные узоры – не карандашом, не кистью, а руками и дыханием в воздухе..
2. Дыхательная гимнастика «Художник». Воспитатель с детьми «рисует» узоры в воздухе (цветок, сердце, геометрические узоры и т.п.).
3. Основной занавес открывается. С одной стороны зал оформлен в зимнем стиле (белый полупрозрачный занавес, на люстрах висят снежинки, в вазе стоит букет из белых цветов; на столике организована небольшая выставка гжельских изделий, на мольберте стоит картина, которую дети начали выполнять в группе – с волнистой голубой каймой).
С другой стороны зал оформлен в летнем стиле – (зеленый полупрозрачный занавес,на плетне - яркие искусственные цветы, на столе в вазе стоит букет из красных цветов, выставка изделий (подносов) из Жостова).
Воспитатель обращает внимание детей на букеты их цветов-огоньков и цветов-снежинок. Предлагает полюбоваться ими.
4.Работа над удлинением фразы: «Ах, какие цветы!» (первая фраза произносится три раза с разным интонационным ударением: «Ах, какие цветы!», «Ах, какие цветы!», «Ах, какие цветы!», далее - «Ах, какие красивые цветы!», «Ах, какие красивые яркие цветы!», «Ах, какие красивые нежные цветы!» (фразы проговариваются индивидуально с каждым ребенком в режиме отраженной речи)
5. Воспитатель: «Мы оказались сегодня в волшебной стране, в мастерской художника. Давайте познакомимся с ней.
Посмотрите вокруг и скажите:
- Какие времена года живут в этой стране? (В этой стране живут времена года зима и лето)
Воспитатель обращает внимание детей на изделия – посуду и подносы: «Посмотрите, вот изделия, которые в сказке расписали волшебные цветы»
- Как ты думаешь, какие изделия расписали цветы-снежинки? (Гжельскую посуду)
- А как ты считаешь, какие изделия расписали цветы-огоньки? (Жостовские подносы)
- Чем мы сегодня собираемся заниматься в мастерской? (Мы собираемся делать букеты для наших мам)
- Какие цветы будут в ваших букетах? (В наших букетах будут тюльпаны, гвоздики, розы…) – воспитатель перед вопросом подводит детей к столику, на котором выставлены пооперационные карты изготовления разных цветов
- Из чего вы собираетесь мастерить цветы? (Мы собираемся мастерить цветы из бумаги)
- Какой букет вы сделаете в зимней стране? (В зимней стране мы сделаем зимний букет)
- Какой букет вы сделаете в летней стране? (В летней стране мы сделаем летний букет)
6. Появление Весны (персонаж – второй воспитатель)
Весна с корзинкой: «Здравствуйте! Я пришла к вам в сказку, потому что вы меня звали на прошлой неделе, когда справляли Масленицу. К тому же сегодня уже четвертое марта и настало мое весеннее время.
Я слышала, что вы хотите сделать удивительные букеты. Расскажите мне о них, что в них будет необычное?»
Дети: «Мы сделаем два букета – один из зимних цветов, а другой - из летних»
Весна: «Погодите, постойте! Не думаю, что у вас что-либо получится: ведь зимой цветы не растут, а до лета еще далеко, ведь за зимой идет весна. Целых три месяца я буду гостить у вас.
Но не огорчайтесь, кажется, я знаю, как вам помочь. В корзине у меня самые ранние, первые весенние цветы – подснежники. Посмотрите, какие они нежные.(Показывает букет, затем достает лепесток-подснежник). Возьмите такой подснежник. Пусть он будет лепестком для ваших цветов, которые вы будете мастерить в зимней и летней стране». Весна отдает детям бумажный подснежник.
7. Демонстрация слайдов на мультимедийной установке (в режиме слайд шоу).
Весна: «А теперь подойдите ко мне, я покажу вам и расскажу, как сделать из бумаги подснежник-лепесток» (на стене зала появляются кадры – части пооперационной карты с комментариями взрослого (Весны), каждый фрагмент карты сопровождается словесным комментарием. Как вариант: можно попросить хорошо читающего ребенка озвучить текст). Когда вы будете делать цветы, всегда можете воспользоваться этой подсказкой. Она лежит на этом столике»
Весна: «А еще перед тем, как вы приступите к работе, я хочу вам показать фотографии зимней и летней природы, а вы внимательно смотрите и запоминайте, какие краски есть у зимы, а какие – у лета» (представлены слайды: зимняя природа, яркие летние букеты)
Вопросы Весны детям:
- Какие краски вы заметили у зимы? (синие, голубые, белые)
- Как можно назвать такие цвета одним словом? (холодные)
- А какие краски у лета? (красные, желтые, оранжевые, самые разные)
- Как можно еще назвать такие цвета? (теплые)
Весна прощается с детьми: «Теперь я уверена, что ничто вам не помешает сделать ваши замечательные подарки».
8. Релаксация «Цветы» (переход ко второй части занятия)- дети сидят на стульчиках в позе «кучера»
Воспитатель: «Вспомните, что случилось с белыми и красными цветами в сказке ночью»
Дети: «Ночью цветы превратились в красных молодцев и девиц»
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и расслабиться. Читает отрывок из сказки: «Наступила ночь, вышел месяц, выпустил свои серебряные лучи (выключить свет, включить легкую «хрустальную» музыку). Дети сидят так несколько минут.
Воспитатель подходит к каждому ребенку и говорит: «Этой волшебной ночью цветы превращаются в красных девиц и красных молодцев…Подул легкий ветерок и один белый цветок превратился в мастерицу Лолиту в зимней стране, красный цветок превратился в девицу Аленку в летней стране (коснуться ребенка цветком) и т.д.» Включить свет. Дети встают и надевают русские костюмы: девочки сарафаны, мальчики рубашки.
Воспитатель предлагает детям «отправиться» в «свою» страну. Дети с белыми цветами будут работать с бумагой синего, голубого цветов. Они делают «зимний» гжельский букет. Дети с красными цветами мастерят цветы из бумаги теплых и холодных цветов, они делают «летний» жостовский букет. В коробках с квадратами из цветной бумаги находятся детали из картона круглой (для василька), треугольной (для гвоздики), прямоугольной (для колоска) формы. Дети по наличию такой заготовки определяют, какой цветок им нужно собрать. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность сбора колоска (гжель) – начинаем собирать сверху вниз, от самого светлого голубого оттенка, до самого темного синего оттенка. Второе напоминание – самый большой цветок, который получится у детей нужно поместить в центр будущей картины, остальные цветы красиво расположить вокруг, в общем – собрать букет и красиво оформить его.
Перед тем, как начать складывать цветы воспитатель говорит:
Удивительному чуду Мы поклонимся не раз, О древних промыслах народа Пойдет у нас сейчас рассказ. |
ЧАСТЬ 2
9. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветов (василек, гвоздика, колосок, колокольчик)
Воспитатели готовы помочь детям в случае необходимости
На столе у каждого ребенка – необходимые для работы материалы и атрибуты.
Под русскую народную музыку дети делают цветы, наклеивая детали на заготовки геометрической формы (круглую, треугольную и прямоугольную).
10. Оценка работ. Появление Природы
Появляется Природа (персонаж взрослый). К этому времени дети уже собрали цветы в два букета – сине-голубой и яркий летний. Природа любуется картинами, хвалит детей и спрашивает, где же растут такие изумительные и необычные цветы?
Ответ детей: «Такие цветы растут в России, на нашей Родине!»
Природа: «А что такое Родина?»
Дети:
Родина наша – это страна. Очень и очень большая она. Родина наша – это наш дом, Где вместе с мамой и папой живем! |
Природа: «Замечательные стихи, а, может быть вы еще и песню о своей Родине знаете?»
Речь с движением «У моей России…» (один куплет и припев)
Природа спрашивает у детей, у каких мастеров они научились делать такие необычные букеты:
Как ты думаешь, какую роспись напоминает этот букет? (этот букет напоминает гжельскую роспись)
Какие краски вы использовали? (синие, голубые, белые)
Воспитатель: Паша и Лолита знают красивые стихи
Дети:
Гордятся в Гжели жители Небесной синевой… Не встретите на свете вы Красоты такой! | Ритмы чудных сине-белых красок; Неба синь и белая метель. Наша Родина всегда прекрасна, Это наша сказочная Гжель! |
Природа (оценивая работу): Что может быть нежнее Гжели? Под звуки ласковой свирели Цветы из сказки родились И в узоры заплелись. Природа: «Как ты считаешь, а в каком стиле сделан ваш букет? (в жостовском стиле). Какие цвета вы использовали? (красный, желтый, зеленый, розовый)» Воспитатель: Рома и Филипп расскажут стихи о своей работе |
В Жостово волнами кружатся краски, Чтобы блестели колосья из сказки. Льется узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не мог повториться! | Мы трудились над узором, Вот он – перед вашим взором. Посмотрите, как хорош: На цветочный сад похож! |
Природа: «А вы сделали букет в каком стиле? (в жостовском). Какие цвета на вашей картине (красный, желтый, розовый, зеленый) Природа (оценивая работу): Яркий Жостовский наряд – Краски лета в нем царят! |
Природа еще раз хвалит детей за трудолюбие, за прекрасные подарки для мам и говорит детям, что русский народ славится не только своими сказочно красивыми изделиями, он еще придумал много мудрых слов о трудолюбии, мастерстве.
Воспитатель: «Наши дети знают пословицы о труде»
Игра «Закончи пословицу» (воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают)
- Скучен день до вечера, …. коли делать нечего
- Без труда не выловишь … и рыбку из пруда
- Под лежачий камень … вода не потечет
- Труд человека кормит, …..а лень портит
- Сделал дело …. гуляй смело
- Делу время, … а потехе час
Природа: «А о чем говорят все эти пословицы?» (о том, что в жизни нужно много трудиться, не лениться, а нам надо еще и учиться»
Природа: «Ну что ж, все сегодня было замечательно. И зимний букет сделали, и летний букет. Весна нам очень помогла. А вот про Осень мы забыли. Поэтому я хочу вам показать, как из лепестка-подснежника можно составить осенний букет»
11. Презентация «Букет»(Хохлома)
После составления букета Природа спрашивает детей: «В каком стиле нарисован этот букет?» (в хохломском). А как вы догадались?
Дети читают стихотворение:
Все листочки, как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой! |
12. Вручение призов детям
Схема сборки василька
Схема сборки гвоздики
Схема сборки колоска
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Сложить квадрат пополам, чтобы получился треугольник
2. Получившийся треугольник перегнуть пополам
3. Боковые стороны треугольника сложить к середине
4. Полученную фигуру перевернуть на другую сторону
5. Согнуть верхние уголки к боковым углам
6. Полученную фигуру перевернуть на другую сторону – лепесток готов
Если наклеить такие лепестки, расположив их по кругу, то получится цветок, похожий на василек. ВОТ ТАК:
Если три таких лепестка наклеить на треугольник, то получится цветок, похожий на гвоздику. ВОТ ТАК:
Если же лепестки наклеить друг на друга, расположив их в одну линию, получится красивый колосок. ВОТ ТАК:
Идея и выполнение полностью принадлежит авторам: воспитателям д/с № 51 г. Дмитриевой В.Ф. и Филипповой М.М. г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду "Подарок для мамы. Настенная игольница "Рыбка"
Занятие для педагогов. Проводится с детьми старшего возраста В занятии дети делают своими руками подарок маме....
Конспект занятия по ручному труду. Старшая группа. (ткань) Тема: «Прихватка для мамы»
Продолжать учить детей работать с трафаретом. Вырезать предмет по контору. Проявлять фантазию в работе.Учить детей подбирать кусочки ткани в контраст основному цвету.Воспитывать усидчивость, доводить ...
Конспект занятия по ручному труду " Подарок маме"
Занятие для детей старшей и подготовительной группы из бросового материала....
конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок маме"
Формировать у детей умение вышивать по разметке, швом «вперёд иголка».Закрепить умение вдевать нитку в иголку, предварительно сложив нить пополам; начинать и заканчивать работу без узелков.Воспитывать...
"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду
Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию
План-конспект занятия (конструирование, ручной труд, средняя группа) на тему: Конспект интегрированного занятия по конструированию...
Занятие по ручному труду в группе компенсирующей направленности цветы из мятой бумаги. Тема: «Волшебный цветок для мамы».
Занятие по ручному труду в группе компенсирующей направленности цветы из мятой бумаги. ...