Волшебный мир оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Кружковая работа в свободное от занятий время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sad_svetlyachok.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №8 Светлячок»
городского округа Рошаль Московской области.
Утверждаю
Заведующий МДОБУ
детский сад №8
_______Т.Г.Ушакова
Рабочая программа
дополнительного образования кружок
«Волшебный мир оригами»
срок реализации 1 год.
Возраст воспитанников с 5 лет.
Автор программы:Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов «Секреты оригами для дошкольников» , Сергей и Елена Афонькины «Игры и фокусы с бумагой», Т.И.Тарабарина «Оригами для начинающих»
Программу составила
воспитатель Мельник Е.И
Рассмотренно на заседании
Педагогического совета №
от «___»___________2012г.
Заведующий МДОБУ д/с №8
_____________Т.Г.Ушакова
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Дорогова Е.Ю, Дороговой Ю.И.» Секреты оригами для дошкольников». Сергея и Елены Афонькины «Игры и фокусы с бумагой», Тарабариной Т.И. «Оригами для начинающих» и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами.
Детство – неповторимая, яркая страница жизни. Начиная с этого периода жизни ребёнок устанавливает связь с ведущими сферами бытия; миром людей, предметным миром, природой.
Ребёнок начинает приобщаться к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развивается эмоционально - эстетические чувства ,художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста ,я пришла к выводу, что игрушка, которую мастерит ребёнок вместе со взрослым ,вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно ему дорога.
Так появилась идея занятия с детьми оригами. Это обязательно принесёт радость детям. Изучая литературу, я поняла, что «оригами» для детей –отличный способ развивать логическое и пространственное мышление, стимуляция творческой активности, путём активизации мыслительных процессов. А также способствует развитию мелкой моторики рук , что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага» .В стране восходящего солнца искусство оригами называется искусством целого листа. Появилось оригами почти сразу ,после появления бумаги в Древнем Китае(12 век).
Слово « бумага» и «бог» в японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл.
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать.
Ребёнок её рвёт, мнёт, пытаясь придать листу определённую форму. Этот материал доступен и дёшев ,поэтому его можно без страха доверять детям .С помощью различных оригами техник, легко можно развивать у детей образное, логическое мышление, воображение, интеллект, изобретательность , фантазию. При этом, делать это надо совершенно незаметно для малыша, в форме игры и интересного время препровождения.
Актуальность.
Одной из важнейших задач образования является становление самостоятельности, как устойчивой черты характера детей. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной активности детей для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых детей. В такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование математических способностей, воспитывается активное, познавательное общение. Удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Новизна.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно - конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Цель программы:
Развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии, в процессе овладения элементарным приёмам техники оригами ,как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приёмам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребёнка специальной терминологией, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию у детей.
- Развивать мелкую моторику и глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки ,формировать культуру труда ,Учить аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий ,наполняемость групп).
Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 2 года(старший дошкольный возраст).для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе должна составлять 10 человек.
Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей в группе |
В месяц | В год |
1 | В среднем 8 | 66 | 10 |
Методы, используемые на занятиях кружка:
- беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций.
- показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе:
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами,
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами.
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память. мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусствами оригами,
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-составление альбома лучших работ,
-проведение выставок детских работ.
Список детей:
Герасимов Максим.
Гнездилов Даниил.
Клемёнкин Антон.
Вражкина Василиса.
Сорокин Тимофей.
Додонов Алёша.
Симонова Маша.
Козлов Никита.
Тихонова Настя.
Соснов Максим.
Время работы кружка:
Вторник с 15.35-16.00
Четверг с 15.35-16.00
Содержание дополнительной образовательной программы.
Месяц | Тема | Цель | Время минут |
Сентябрь | Знакомство с оригами | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами» | 25 |
Знакомство с оригами | Рассказать историю оригами. Показать образцы. | 25 |
Знакомство с условными знаками оригами | Познакомить детей с несколькими несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги. | 25 |
Знакомство с приёмами оригами. | Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Учить складывать прямоугольник по диагонали и отрезать его лишнюю часть, получая квадрат. | 25 |
Бумага, учимся складывать и резать | Продолжать обучать детей технике сложения прямоугольника по диагонали и отрезая его лишнюю часть получить квадрат. | 25 |
Базовая форма «книжечка» | Отработать с детьми самые простые приёмы складывания квадрата. | 25 |
Базовая форма «книжечка» | Продолжаем учиться аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. | 25 |
Базовая форма «книжечка» | Отрабатываем самые простые приёмы складывания квадрата. | 25 |
Октябрь | Базовая форма «книжечка» | Закрепляем одну из основных форм. Продолжаем складывать прямоугольник и отрезая лишнюю часть превращать его в квадрат. | 25 |
«Дом» | Фокус «Дом» это простейший приём складывания .Учить детей внимательно и чётко следовать инструкциям. | 25 |
«Дом» | Продолжаем аккуратно работать с поделкой .Когда квадрат готов ,нарисовать дом. | 25 |
«Дом» | Продолжаем разрисовывать на левой части дом, а открыв левую половинку, разрисовываем интерьер | 25 |
Октябрь | Базовая форма «треугольник». | Учить детей находить угол квадрата, середину квадрата, Стараться складывать уголок к уголку. | 25 |
Базовая форма «треугольник». | Находить на листе бумаги верхний, нижний, левый, правый угол квадрата, диагональ. Хорошо приглаживать сгиб пальцами. | 25 |
«Щенок». | Учить складывать квадратный лист бумаги, делать складку «молния» | 25 |
«Щенок». | Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Точно совмещать углы и стороны. | 25 |
Ноябрь | «Щенок». | Заканчивая поделку, разукрасить её карандашами. Нарисовать нос, глаза. | 25 |
«Котёнок». | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. | 25 |
«Котёнок». | Учить перегибать треугольник пополам. Опускать острые углы вниз, делать складку» молния». | 25 |
«Котёнок». | Заканчивая поделку, использовать заготовки для аппликации. | 25 |
«Петушок». | Продолжать учить детей находить центр квадрата, складывая его пополам. Учить загибать углы квадрата к центру. | 25 |
«Петушок». | Соединять детали в единое целое, соблюдая определённую последовательность, использовать аппликацию. | 25 |
Базовая форма «конверт». | Продолжать учить детей находить центр квадрата, складывая его пополам. | 25 |
Базовая форма «конверт». | Учиться загибать углы квадрата к центру. Разукрасить поделку карандашами. | 25 |
декабрь | Базовая форма «воздушный змей». | Учить детей складывать квадрат по диагонали, переворачивать квадрат, сгибать квадрат пополам, научить вдавливать стороны внутрь. | 25 |
Базовая форма «воздушный змей». | Когда воздушный змей будет готов, приклеить верёвочку и разрисовать карандашами. | 25 |
«Снежинка». | Учить детей сгибать квадрат по диагонали, хорошо приглаживая сгиб пальцами. | 25 |
«Снежинка». | Сгибать и находить острые углы, получая много треугольников в одной поделке. | 25 |
«Снежинка». | Научить в большом треугольнике, вырезать ножницами маленькие треугольники. | 25 |
«Снежинка». | Закончить поделку оформлением. Предложить создать композицию из снежинок. | 25 |
Новогодняя открытка | Вспомнить с детьми базовую форму книжечка. Закрепить складывание квадрата. | 25 |
Новогодняя открытка | Открытку украсить новогодними атрибутами, используя аппликацию. | 25 |
Январь | Снеговик. | Вспомнить базовую форму книжечка, базовую форму конвертика, базовую форму треугольника. | 25 |
Снеговик. | На основании этих форм, создать форму снеговика. | 25 |
Снеговик. | Украсить поделку с помощью заготовленных деталей, используя аппликацию. | 25 |
Базовая форма «двойного треугольника». | Вспомнить с детьми базовую форму треугольника, базовую форму конвертика, базовую форму книжечки. | 25 |
Базовая форма «двойного треугольника». | С помощью базовых форм , сложить форму двойного треугольника. | 25 |
Базовая форма «двойного треугольника». | Показать, как с помощью двойного треугольника можно создать разные поделки, загибая углы, выворачивая и складывая. | 25 |
Ёлка, Царевна-ёлочка. (композиция) | Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки, | 25 |
Ёлка, Царевна - ёлочка, (композиция) | Продолжать готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое .Обучать на открывшейся стороне вырезать иголки. | 25 |
Февраль | Ёлка. Царевна - ёлочка. (композиция) | Научить на раскрывающейся стороне вырезанию иголок ( у всех заготовок). | 25 |
Ёлка. Царевна - ёлочка. (композиция). | Создать композицию из разнообразных ёлочек. Продолжить для настольных игр. | 25 |
Базовая форма «блинчик». | Учить детей складывать бумагу путём накладывания одного слоя на другой. | 25 |
Базовая форма «блинчик» | Отработать с детьми складывание квадрата, учить осторожно сгибать квадрат. | 25 |
Базовая форма «блинчик». | Чётко следуя основному правилу, точно совмещать углы и стороны. | 25 |
Цветы для мамы. | Вспомнить с детьми сложение квадрата по диагонали. Треугольник методом сложения превратить в три треугольника. | 25 |
Цветы для мамы. | Продолжить складывать из квадрата треугольник. Чтобы получился стебель. | 25 |
Цветы для мамы. | Собрать цветок и стебель методом склеивания. | 25 |
Март | Цветы для мамы. | Создать букет из трёх-пяти тюльпанов. | 25 |
Рыбки. | Закрепить с детьми базовую форму сложения двойного треугольника. | 25 |
Рыбки. | Методом сгиба согнуть треугольник пополам, так чтобы плавники и хвост были симметричны. | 25 |
Рыбки. | Объяснить метод вырезания хвоста и плавников. | 25 |
Рыбки. | Заканчивая поделку наклеить глаза .По желанию, можно разукрасить карандашами. | 25 |
Композиция. Луговые цветы. | Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы. | 25 |
Композиция. Луговые цветы. | Учить соединять детали, вставляя бутон в чашечку. Стараться работать с клеем аккуратно. | 25 |
Композиция, Луговые цветы. | Соединив два бутона, можно получить модель распустившегося цветка. | 25 |
Апрель | Композиция. Луговые цветы. | Создавая общую композицию, закрепить с детьми все базовые формы в цветке. | 25 |
Колоски. | Продолжать с детьми складывать бумагу разными способами. | 25 |
Колоски. | Учить детей складывать уголок к уголку. Ножницами симметрично вырезать колоски. | 25 |
Колоски. | Складывая бумагу в несколько слоёв, стараться вырезать колоски симметрично. | 25 |
Самолёт. | Вспомнить с детьми базовую форму квадрат, согнуть по диагонали, затем сложить треугольник. | 25 |
Самолёт | Учить загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника. | 25 |
Самолёт. | Перевернуть поделку и загнуть верхнюю раскрывшуюся часть с другой стороны. | 25 |
Самолёт. | Закончив поделку можно устроить соревнования на прогулке- чей улетит дальше. | 25 |
Май | Итоговое занятие. | Оформление альбома детских работ за период обучения. | 25 |
Итоговое занятие. | Оформление выставки детских работ .Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | 25 |
Учебно-тематический план программы дополнительного образования.
Месяц. | Наименование тем. | Количество занятий. |
Сентябрь. | Знакомство с оригами. | 2 занятия. |
Сентябрь. | Знакомство с условными знаками и приёмами оригами. | 2 занятия. |
Сентябрь. | Бумага, учимся складывать и резать. | 1 занятие. |
Сентябрь. | Базовая форма «книжечка». | 3 занятия. |
Октябрь. | Базовая форма «книжечка». | 1 занятие. |
Октябрь. | «Дом». | 3 занятия. |
Октябрь. | Базовая форма «треугольник». | 2 занятия. |
Октябрь. | «Щенок». | 3 занятия. |
Ноябрь. | «Котёнок». | 3 занятия. |
Ноябрь. | «Петушок». | 2 занятия. |
Ноябрь. | Базовая форма «конверт». | 2 занятия. |
Декабрь. | Базовая форма «Воздушный змей». | 2 занятия. |
Декабрь. | «Снежинка». | 4 занятия. |
Декабрь. | Новогодняя открытка. | 2 занятия. |
Январь. | Снеговик. | 3 занятия. |
Январь. | Базовая форма «двойной треугольник». | 2 занятия. |
Январь. | Ёлка –Царевна ёлочка.(композиция) | 4 занятия. |
Февраль. | Базовая форма «блинчик» | 3 занятия. |
Февраль. | Цветы для мамы. | 4 занятия. |
Март. | «Рыбки». | 4 занятия. |
Март. | Композиция «Луговые цветы». | 4 занятия. |
Апрель. | «Колоски» | 3 занятия. |
Апрель. | «Самолёт». | 4 занятия. |
Май. | Итоговое занятие. | 2 занятия. |
Итого: 66 занятий
Методическое обеспечение программы.
Месяц. | Тема. | Форма проведения. | Методы и приёмы. | Материал. |
Сентябрь. | Знакомство с оригами. | Беседа, практическая деятельность. | Словесный, практический, наглядный. | Образцы поделок, бумага. |
Сентябрь. | Знакомство с условными знаками. | Беседа, практическая деятельность. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы поделок, бумага. |
Сентябрь. | Знакомство с приёмами оригами. | Беседа, практическая деятельность. | Словесный, наглядный практический. | Иллюстрации, бумага, ножницы на каждого ребёнка. |
Сентябрь. | Бумага , учимся складывать и резать. | Беседа, практическая деятельность. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Сентябрь. | Базовая форма «книжечка». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, игровой, практический. | Бумага , по количеству детей ножницы, клей, кисть. |
Октябрь. | «Дом». | Рассказывание сказки, практическая деятельность. | Словесный. игровой, наглядный. | Сказки с иллюстрациями домов, бумага, ножницы по количеству детей. |
Октябрь. | Базовая форма «треугольник». | Беседа, практическая деятельность. | Словесный, практический, наглядный. | Образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Октябрь. | «Щенок». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, игровой. | Игрушка щенок, бумага, ножницы по количеству детей. |
Ноябрь. | «Котёнок». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, игровой. | Игрушка котёнок, бумага, ножницы по количеству детей. |
Ноябрь. | «Петушок». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, игровой. | Игрушка петушок, бумага, ножницы по количеству детей. |
Ноябрь. | Базовая форма «конверт». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, наглядный. | Конверты-образцы, бумага, ножницы по количеству детей. |
Декабрь. | Базовая форма «воздушный змей». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный. игровой. | Образец -«воздушный змей», ножницы, бумага, клей, верёвочки. |
Декабрь. | «Снежинка». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный ,практический, игровой. | Иллюстрации, сказки, бумага, ножницы по количеству детей. |
Декабрь. | Новогодняя открытка. | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, игровой. | Разнообразные новогодние открытки, бумага, ножницы. |
Январь. | «Снеговик». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, практический, игровой. | Изображение снеговика, сказка, бумага, ножницы по количеству детей. |
Январь. | Базовая форма «двойной треугольник». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, практический. | Образцы треугольника, бумага. Ножницы по количеству детей. |
Январь. | Ёлка. Царевна - ёлочка. ( композиция). | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, игровой, наглядный, практический. | Иллюстрации новогодней ёлки, бумага, ножницы по количеству детей. |
Февраль. | Базовая форма «блинчик». | Практическая деятельность. | Словесный, наглядный, практический. | Бумага. Ножницы по количеству детей. |
Февраль. | Цветы для мамы. | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, практический. | Иллюстрации цветов, образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей. |
Март. | «Рыбки». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, игровой. | Иллюстрации рыб, образец рыбы из оригами, бумага, ножницы по количеству детей. |
Март. | Луговые цветы. ( композиция). | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, игровой. | Образцы цветов из оригами, бумага, ножницы по количеству детей. |
Апрель. | «Колоски». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, игровой. | Иллюстрации, бумага, ножницы по количеству детей. |
Апрель. | «Самолёт». | Тематическая совместная деятельность. | Словесный, наглядный, игровой. | Образец самолёт, бумага, ножницы по количеству детей. |
Май. | Итоговое занятие. | Проведение выставок детских работ. | Словесный, наглядный. | Работы детей. |
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
- Учить различным приёмам работы с бумагой;
- дать знания об основных геометрических понятиях и базовых формах оригами;
- учить следовать устным инструкциям ; создавать изделия оригами,
- создать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами,
-развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомить с искусством оригами;
- овладеть навыками культуры труда;
- улучшить свои коммуникативные способности и приобрести
навыки работы в коллективе.
Материально-техническое обеспечение программы
1.Т. И. Тарабарина Оригами для начинающих: Лучшие модели для детского сада. – Ярославль: Академия развития, 2009.-112с.
2. Е.Ю. Дорогова, Ю.И. Дорогов. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
3. Сергей и Елена Афонькины. Об оригами . Игры и фокусы с бумагой. – Вильнюс,UAB »Bestiary» ,2012.-112с.
«Руководителю кружка «Волшебный мир оригами»
Мельник Е.И.
От __________________________
Адрес________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять моего ребёнка____________________________________________________
В кружок «Волшебный мир оригами» к руководителю Мельник Е.И.
_________________________ ________________________
(дата заполнения) (подпись)
______________________
Ф. И. ребёнка. | Мелкая моторика | Воображение | ФЭМП | Развитие речи |
начало года | конец года | начало года. | конец года. | начало года. | конец года. | начало года. | конец года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Волшебные игрушки оригами «Волшебный пруд»
Цель: Подготовка руки ребенка к письму. Развитие пространственного воображения....
Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами
Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...
Рабочая программа кружка по оригами "Волшебный мир оригами"
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли....
Программа по оригами "Волшебный мир оригами"
Предназначена для кружка по дополнительным услугам....