Консультация для педагогов Тема: «Использование ИКТ в ДОУ»
статья по информатике
Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них и мы - педагоги просто обязаны быть с компьютером на ты, и использовать его в своей работе, в образовании и обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Использование ИКТ в ДОУ»
Компьютеры, планшеты, смартфоны, интерактивные доски и тд. настолько широко вошли в нашу жизнь, что нам уже трудно представить мир без них и мы - педагоги просто обязаны быть с компьютером на ты, и использовать его в своей работе, в образовании и обучении детей.
Работа с мультимедийными пособиями, с использованием компьютерной презентации дает возможность педагогам разнообразить формы работы на занятии за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио - и видеоматериала. При правильной методике использования средства технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание детей, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями являться одним из современных средств и методов обучения детей.
Однако в постоянном применении компьютера на занятии имеется несколько опасностей, рассмотрим, в чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста.
Международные исследования проблемы использования медиа технологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.
Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.
Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.
Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца».
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать ряд необходимых условий:
1. Согласно требованиям современного санитарного законодательства (СанПиН) применение мультимедийных пособий в дошкольной образовательной организации должно соотноситься с реализуемой образовательной программой и общим планом воспитательно-образовательной работы с детьми. Планировать занятия с использованием электронных ресурсов необходимо, придерживаясь тематического принципа и соблюдая гигиенические требования к организации учебной деятельности детей дошкольного возраста.
2. При занятиях с использованием ИКТ с детьми дошкольниками, педагог должен находится рядом с детьми и вести с ними диалог об игре или рассматриваемом материале. Это необходимо, чтобы общение с компьютером не тормозило развитие речи у детей.
3. Согласно гигиеническим нормам и требованиям к использованию демонстрационной техники, непрерывный просмотр телепередач и диафильмов: для детей 6-7 лет должен составлять не более 30 мин., не чаще 2 раз в день, первая и вторая половина дня.
4. Проекционные экраны должны находится над полом: не менее 1 м и не более 1,3 м; минимальное расстояние от зрителя до экрана полуторная ширина экрана; максимальное расстояние - шестикратная ширина экрана, важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана, без световых пятен и бликов.
5. Мультимедийные пособия обеспечивают в первую очередь групповую работу детей на разных этапах воспитательно-образовательного процесса и в разных видах деятельности (познавательной, творческой, игровой, исследовательской). Вместе с тем с помощью электронных ресурсов можно организовать:
- индивидуальную познавательную деятельность детей в компьютерном зале (классе), где каждый ребенок самостоятельно работает на компьютере;
- индивидуальные занятия специалиста с ребенком (с использованием интерактивной доски или компьютера) с целью диагностики сформированности знаний и умений, коррекции, сопровождения индивидуального развития.
6. Каждое занятие с использованием технических средств обучения должно длиться не более 30 мин., при этом продолжительность занятий для детей 5-го года жизни - не более 15 мин., б-го года жизни - не более 25 мин., а для детей 7-го года жизни не более 30 мин.
7. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования.
8. С целью профилактики зрительного утомления после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движении глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть
глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
По утверждению автора книги «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании», Тамары Комаровой, использование ИКТ детьми дошкольного возраста имеет много плюсов, но есть и минусы. Минусы в том, что всего каких то 20 лет назад дети играли на улице весь день, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Мастера воображаемой игры, дети в прошлом, создали свою собственную форму игры, которая не требует дорогостоящего оборудования или родительского надзора. Дети прошлого двигались много, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.
С приходом же ИКТ дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая объем физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. Взаимосвязь развития детей дошкольного возраста и телевидения начинается в начале жизни, что делает воздействие телевидения одним из наиболее устойчивых и последовательным опытов детства, и, возможно, одним из самых мощных.
Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор. Трудно сказать, знают ли родители, что своими действиями наносят детям вред, очевидно одно что возможно, они обрекают детей на нарушения физического развития и болезни в будущем.
И родители и мы сами не задумываемся о невидимых на первый взгляд проблемах, которые проявятся у детей и у нас самих от частого использование гаджетов.
Физическое здоровье.
#1069;лактромагнитная радиация.
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.
2. Перенапряжение зрения.
Детские врачи офтальмологи и неврологи детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. Зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. Соответственно только с 6 лет при наличии хорошего монитора и под присмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером.
3. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Если ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая, негативные последствия не заставят себя долго ждать. Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела, который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется).
4. Проблемы с координацией.
Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии. У них начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук.
Психика и поведение ребёнка
1. Изменения в мышлении и восприятии ребёнка.
Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Мозг ребенка насыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях.
2. Изменения в развитии воображения детей.
Стереотипизированная форма и яркий стимул, может привести к тому, что ребенок будет фантазировать в одной плоскости миров, которые ему предлагает современная индустрия виртуального мира. Такие увлечения не имеют ничего общего с личностным развитием, ведь не стимулируют ни фантазию, ни воображение, ни творческое мышление.
3. Провоцирование опасного поведения детей.
Играя в компьютерные игры, малыш перестаёт адекватно реагировать на реальный мир. Снижается оценка опасностей и значимость человеческой жизни. Иногда дети отождествляют реальность с компьютерной игрой, где в запасе есть как минимум десять жизней.
4. Нарушения в работе нервной системы.
Учеными проводились исследования детей регулярно проводящих время играя в компьютерные игры, практически у всех были выявлены нарушения в работе нервной системы, проблемы со сном и развития психических заболеваний.
Общение и речь.
Регулярное использование планшетов, смартфонов, компьютера сетевое общение через интернет (Контакт, Одноклассники) ведёт к потере навыка живого разговора. Ребёнку становится сложно объясниться вживую, познакомиться с человеком, задать вопрос в людном месте А у ребенка который еще практически не умеет разговаривать речь практически не развивается.
Для ребенка дошкольника приоритетной является игровая деятельность, он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. Именно хорошая моторика и психоэмоциональное развитие определяют впоследствии интеллектуальные способности ребенка.
Чтобы играть на компьютере, ребенок должен неплохо владеть собственным телом, иметь четкую координацию системы рука-глаз, то есть обладать качествами, которые еще не сформировались у дошкольника в совершенстве. Эти навыки приходят к ребенку в процессе игр и занятий, которые требуют участия пальцев – рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, игр с мячом, езды на велосипеде, плавания и бега. Таким образом, основы будущего интеллектуального развития ребенка могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.
Поэтому чтобы избежать негативного влияния компьютера на физическое здоровье детей и своё нужно учесть все отрицательные факторы: ограничить время пребывания за компьютером, делать зарядку для глаз, отводить взгляд от монитора, правильно обустроить рабочее место, делать физминутки, проветривать помещение где работает компьютер, использовать ИКТ по необходимости для обучения в соответствии с правилами СанПиН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Консультация для педагогов. Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И.А.ЛЫКОВОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ВИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познакомить педагогов ДОУ с программой Ирины Александровны Лыковой "Цветные ладошки"....
Консультация – для педагогов Тема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию
Консультация – для педагоговТема: Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению детей рассказыванию...
Консультации для педагогов. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуч...
Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...
Консультация для педагогов. Тема: «Использование персонального компьютера в специальном образовании»
Консультация для педагогов.Тема: «Использование персонального компьютера в специальном образовании»...