Статья "Мяч и речь" (работа с детьми ОВЗ)
консультация по информатике (старшая группа)
Статья о том, как важно следить за речью ребёнка, закреплять достигнутое. Порой родители не знают, что сделать это можно весело и интересно. Учитель-логопед может предложить им, как учиться - играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времён в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребёнком, но и способствовать его речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myach_i_rech_statya.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мяч и речь» (практикум для родителей) с детьми ОВЗ
Общение с родителями - важная составная часть коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьёй довольно часто выясняется, как недостаточно уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им овладевать правильной речью. А ведь как важно следить за речью ребёнка, закреплять достигнутое. Порой родители не знают, что сделать это можно весело и интересно. Учитель-логопед может предложить им, как учиться играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времён в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребёнком, но и способствовать его речевому развитию. Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребёнка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено. Необходимо запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем и вам придётся манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движений пальцев рук совершенствуются, и ребёнок будет выполнять упражнения с мячом активнее.
Играя с детьми в игры с мячом, обращайте особое внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев рук и кистей рук. По ходу игр с мячом комментируйте, помогайте, подсказывай те и оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий с мячом.
Приведу примеры организации дидактических игр детьми и родителей.
Используя различные виды мячей в совместной деятельности с детьми для развития общей и мелкой моторики; расширить словарный запас; развивать
Познавательные процессы (восприятия, память, внимания, мышления).
Логопед: Дети сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем.
Предлагаю дидактическую игру «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям).
Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?
Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем-большие.
Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. (дети и их родители садятся в круг) У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая?т.д.
Дидактическая игра: «Что это? Кто Это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребёнку и называет предмет. Ребёнок, поймав мяч, должен сказать, как по другому можно назвать этот предмет. Например: стол-мебель, чашка-посуда и т.д.
Дидактическая игра: «Поймай - скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное ребёнок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного.
Например: корова - что делает? Мычит. Кошка - мяукает…
Логопед. Молодцы ребята хорошо играли.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Автор-сост.О.А.Зажигина. «Издательство «Детство-Пресс». Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. «Учим детей общаться»/СПб,ЦДКпроф Л.Б.Баряевой,2011\,
Ю. М Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М. 2003.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Связная речь детей при поступлении в группу комбинированной направленности, как правило, находится или в начальной стадии формирования, или на низком, недостаточном уровне развития. Работая с детьми, я заметила, что дошкольники не могут составить описательный рассказ даже при помощи педагога; на вопросы не дают развёрнутых ответов, отвечают односложно. При изложении повествовательных рассказов у детей наблюдается нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Отставание в речевом развитии, в свою очередь, влечёт за собой недостаточность развития когнитивной сферы, негативно сказывается на общем развитии детей. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. В связи с обозначенными проблемами моей основной задачей является поиск и апробация оптимальных методик, которые помогут детям в освоении учебного программного материала. Методики широкого использования знаково-символических средств в коррекционной логопедической работе, на мой взгляд, являются достаточно эффективными и высоко результативными в речевом продвижении детей . О. А. Зажигина поясняет о позитивном влиянии мануальных воздействий на речевое развитие дошкольников (двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, проговаривание стихов и текстов одновременно с движением пальцев рук). Данные упражнения способствуют хорошему эмоциональному настроению, стимулируют умственную деятельность, способствуют расширению словарного запаса. Они служат той необходимой зрительной опорой, без которой проблематично достичь высоких результатов в формировании развёрнутой фразовой речи детей. Применение знаково-символических средств обучения: пиктограмм, мнемотехники (мнемодорожек и мнемотаблиц), нестандартного оборудования (предметов-заместителей). Для детей
Проговаривание стихов одновременно с движением пальцев рук овладевает рядом
преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и
эмоциональной. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Дети очень
любят манипулировать, играть с предметами заместителями, придумывать для них новое применение.Во время игр с различными предметами задействованы (голова,руки
ноги, туловище).Массажные мячики ,прищепки ,шестигранные карандаши.т.д. Предло-
женные игры,требующие тонких движений пальцев,повышают работоспособность
головного мозга,развивают внимание,память,способствуют хорошему эмоциональному
настроению, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук,расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным,точным, целена-
правленным движениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...
Преодоление общего недоразвития речи. Работа в группе с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи, Формирование фонетико-фонематических компетенций. Формирование графо моторных навыков. Работв на фронтальных, подгрупповых и индивиду...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...
Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.
Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...
Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\
Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками « ж и ш»; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) зн...
Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Работа над предложением"
Программное содержание: -совершенствовать фонетическое восприятие; -продолжать учить определять позицию звука С в словах; -умение определять количество последовательность слов в пред...
«Создание условий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушение речи» (работа с детьми с ОВЗ)
Сообщение на августовское совещание...