Проект Техноцентр "Академия юных атомщиков"
методическая разработка по информатике
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей в жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tehnotsentr.docx | 59.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЦЕНТР
«Академия юных атомщиков»
Авторы:
старший воспитатель К.С. Степанюк
г.Волгодонск
2022г.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей в жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин.
Мы живем в «век высоких технологий». Современный рынок производственных отношений показывает острую потребность в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, поступающими на производство. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением, развитыми техническими навыками и творческими способностями. По данным правительства РФ сфера инженерии и технологии – это сфера наибольшего дефицита российского общества, и все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования.
Цель: развитие разносторонне образованной творческой личности ребенка посредством инновационного интерактивного оборудования в условиях МБДОУ.
Задачи:
1. Оптимизировать материально-техническую базу в рамках реализации проекта.
2. Разработать программу по интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр.
3.Привлекать интерес родителей к процессу формирования инженерного мышления у детей через организацию активных форм работы с дошкольниками в интерактивном Техноцентре МБДОУ «Академия юных атомщиков».
4.Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность дошкольника.
5.Формировать навыки практической работы с цифровым программным оборудованием у детей.
6.Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества и информационную культуру.
В реальной практике дошкольных образовательных организаций остро ощущается необходимость в организации детского технического творчества и формированию инженерного мышления. Необходимо отметить, что инженерное мышление объединяет различные типы мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.
Главные из перечисленных видов – творческое, наглядно-образное и техническое, все они начинают формироваться в дошкольном возрасте, и важно не упустить благоприятное время для достижения наиболее эффективного качественного результата.
Реализация программы, обобщение и распространение опыта могут стать основой для выработки системы использования цифровой образовательной среды в процессе развития инженерного мышления у дошкольников, становления образованной творческой личности ребенка.
Техноцентр «Академия юных атомщиков»
- Описание МБДОУ
МБДОУ расположено по адресу: Российская Федерация, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Гагарина, 91.
Организация режима пребывания детей в МБДОУ составляет 12 часов, возрастной контингент с 1,5 до 7-ми лет.
Детский сад работает ежедневно с 06.30 ч. до 18.30 ч., кроме субботы, воскресенья, праздничных дней предусмотренных законодательством РФ.
Учреждение осуществляет образовательную и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, нормативными правовыми актами муниципального образования «Город Волгодонск», распорядительными документами Администрации города Волгодонска и Управления образования г.Волгодонска, договором об образовании, заключенным между МБДОУ и родителями (законными представителями), Уставом МБДОУ.
МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Материально-техническое обеспечение МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, имеет необходимое технологическое оборудование, компьютерную и оргтехнику. При строительстве здания детского сада были применены самые современные технологии, имеются просторные спортивный и музыкальный залы, методический кабинет, кабинет педагога-психолога и др.
Для организации учебно-воспитательного процесса в возрастных группах в нашем детском саду сформирована предметно-пространственная среда в единстве ее функциональных, эстетических и психологических качеств и с учетом ФГОС ДО.
ООП, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска созданы необходимые условия для реализации работы программно-аппаратного комплекса «Колибри. Умка» (интерактивная панель, встроенный компьютер, интерактивный редактор, игровой центр, комплекс «Инженерная школа», программируемые мини-роботы и др.). Разработана программа развития инженерного мышления дошкольника, а также модель интерактивного урока для работы с детьми группы общеразвивающей направленности и с детьми с ОВЗ.
Город Волгодонск по праву можно назвать городом энергетиков, атомная станция играет заметную роль в жизнедеятельности Волгодонска, влияет на мировоззрение и жизненную позицию горожан, в том числе и молодого поколения. Большинство воспитанников, посещающих МБДОУ ДС «Лазорики» - дети сотрудников Филиала акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных стациях» «Ростовская атомная станция». С целью раннего профессионального ориентирования дошкольников, в работе детского мобильно-цифрового детского техноцентра «Академия юных атомщиков» планируется использование атомной тематики в процессе формирования технического мышления.
Участники: воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители.
Нормативно правовая база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
4. Государственная программа РФ на 2013-2020 годы «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 376 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы).
5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н.
Постановка и обоснование проблемы
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и формированию инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Проанализировав результаты деятельности ДОО за 2019 год, выявились противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием комплекса интерактивных занятий и игр.
Необходимостью создания в МБДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми по использованию комплекса интерактивных занятий и игр на базе нового оборудованного Техноцентра «Академия юных атомщиков» (далее – Техноцентр «АЮА»).
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения компьютерного нового оборудования в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, развитию инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется компьютерное оборудование с новейшим программным обеспечением, которое является оптимальным для успешного овладения детьми компьютерными технологиями уже в дошкольном возрасте и являющееся, тем самым, важным средством в формировании инженерного мышления старших дошкольников.
Также она заключается в повышении интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливают мотивацию ребенка.
Формированию у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их помогают игры. В процессе использования игр у детей формируется творческое экспериментирование. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.
Существует так же ряд компьютерных программ творческого плана. Решаемые ребёнком задачи могут быть самыми разнообразными, а возможные действия – индивидуальными и вариативными. От ребёнка требуется самоконтроль и анализ своих действий. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность. Их отличительной особенностью является разнообразие решаемых задач, возможность экспериментировать с объектами и их свойствами, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, решать конструктивные задачи, например:
- конструирование, моделирование из объектов, элементов и форм;
- раскрашивание и рисование с помощью специальной палитры и набора инструментов;
Характерной особенностью процесса компьютерного конструирования, программирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и образного мышления.
Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в дошкольном возрасте.
Методологической основой является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В программе ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений. Инновационный проект представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интеллектуальных способностей, таких как: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий.
Актуальность.
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше, в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники и электроники. Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы предположили, что формирование инженерного мышления возможно в процессе интеллектуально – творческого развития дошкольников средствами компьютерного конструирования, программирования, исследования.
Конструирование, программирование, исследование нового имеет огромное значение в формировании личности. Оно больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биография многих выдающихся техников – изобретателей показывает, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном детстве. Примером может служить детство выдающихся изобретателей А.С.Яковлева, И.П.Кулибина, В.А.Гасиева, Т.А.Эдисона и др.
Обучение детей конструированию, программированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
Как показывает анализ методической литературы, элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.
Интерактивные занятия и игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.
Поэтапный план реализации:
№ | Этапы проекта | Сроки | Результаты (или продукты деятельности) |
I этап - подготовительный | |||
1. | Создание рабочей группы. | Январь 2021 | 1.Издан приказ. Разработано и утверждено положение о рабочей группе. 2. Определение функциональных обязанностей членов рабочей группы. |
2. | Выбор темы, составление плана работы. | Январь 2021 | 1.Выбрана тема. 2.Составлен план. |
3. | Организация материально- технического обеспечения. | Январь 2021 | Оборудована Техноценр «АЮА», приобретено необходимое программное обеспечение. |
4. | Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу сопровождения проекта. | Январь 2021 | Разработана нормативная база сопровождения проекта. |
5. | Анализ методической литературы, наглядно-дидактических пособий, ресурсов сети интернет по компьютерному конструированию. | Январь 2021 | Начато формирование электронного банка методических, наглядно-дидактических пособий. |
6. | Поиск возможных путей решения выявленных проблем. | Январь 2021 | Корректировка плана. |
II этап - проектировочный | |||
2. | Изучение методических материалов Интерактивного комплекса. | Январь 2021 | Продолжается работа по изучению программного обеспечения «Колибри 2.0». |
3. | Создание и описание проекта по формированию инженерного мышления в ДОО. | Январь 2021 | Внедрение проекта в образовательную деятельность. |
4. | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, участников реализации проекта через КПК, через различные формы методической работы. | Январь 2021 | Участие педагогов в обучающих семинарах, конференциях (сертификаты, дипломы, свидетельства). |
5. | Проведение педагогического совета в форме «Круглого стола»: «Формирование инженерного мышления в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр». | Апрель 2021 | План проведения педсовета, протокол, практический и методический материал. |
6. | Организовать работу с семьей. Определить содержание и формы работы. | Январь 2021 | Составлен перспективный план, включающий: - мероприятия (НОД) по теме недели в ДОО; - расписание / график проведения НОД. |
7. | Привлечение социальных партнеров. Создание команды единомышленников. | В течение реализации проекта | На основе заключения договора осуществляется взаимодействие. |
8. | Организовать информационное обеспечение. | Март 2021 | Размещены на официальном сайте ДОО страница «Инновационная деятельность» материалы данного проекта. Возможна «обратная связь». |
III этап - практический | |||
1. | Дополнение пакета учебно-методических и дидактических материалов для организации работы по компьютерному конструированию. | Декабрь 2021 | Пакет учебно-методических материалов, включающий: УМК к программе финансового воспитания «Копеечка 5+»; Программы «ПЕРО», «Страна чудес». |
2. | Проведение семинара «Формирование инженерного мышления и творчества дошкольников» | Январь 2022 | Презентация опыта работы учреждения. |
3. | Реализация разработанной программы «Техноцентр АЮА» по формированию технического мышления и творчества дошкольников посредством комплекса интерактивных занятий и игр. | В течение 2021 – 2022 гг. | Реализация проекта: - сформированы коммуникативные навыки; - повышен познавательный интерес; - наблюдаются элементы инженерного мышления, творчества детей. |
4. | Деловые игры, семинары, мастер- классы для педагогов и родителей. | В течение 2021 – 2022 гг. | Повышение компетентности педагогов в вопросах выстраивания партнерских отношений с родителями воспитанников ДОУ. |
5. | Анализ промежуточных результатов работы по проекту. Осуществление корректировки программы деятельности. | Сентябрь 2022 | Выявление и устранение возникающих проблем по реализации проекта. |
6. | Дополнение и разработка необходимых методических пособий для работы по программе компьютерного конструирования. | В течение реализации проекта | Создана «Методическая копилка». |
IV этап - обобщающий | |||
1. | Обобщение полученных результатов. | Май 2022 | 1.Проведен мониторинг результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса. Аналитическая справка. 2. Издание методических материалов по теме проекта. |
2. | Распространение опыта по теме проекта: - Методические объединения. - Профессиональные сайты. | В течение 2021-2022 года | Проведены: мастер-классы, организованная образовательная деятельность. |
3. | Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту. | Май 2022 | Информация размещена на официальном сайте ДОО на странице «Инновационная деятельность». |
Проект предполагает:
- разработку плана работы специалиста в Техноцентре «АЮА» по формированию у детей старшего дошкольного возраста инженерного мышления ;
- создание Техноцентра «Академия юных атомщиков» для обучения;
- подбор программного обеспечения занятий и игр развивающего характера по формированию инженерного мышления;
- развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
- создание модели интерактивного цифрового занятия.
- Создание игр в Интерактивной системе «СОВА»: «Мой город Волгодонск», «Мой родной край», «Животные и растения Ростовской области», «Английский для малышей», «Французский для малышей», «Русские народные сказки. Угадай сказку» и др.
- Создание картотеки игр в использовании для работы с детьми в Техноцентре.
Возможные риски при реализации проекта
Участники проекта | Возможные риски | Преодоление |
Со стороны родителей | Против обучения детей работе на компьютере из – за отрицательного влияния на здоровье ребенка. |
|
Со стороны детей | Перегрузка. |
|
Со стороны воспитателей |
|
|
Ожидаемые результаты:
- Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс интеллектуально-творческого развития личности ребенка.
- Создание оптимальных условий для успешного развития инженерного мышления дошкольника и информационной культуры, а также навыков программирования.
- Овладение детьми комплексом интерактивных занятий и игр, развитие логики и стратегического мышления.
- Ознакомление детей с миром, скрытым от невооруженного взгляда, приобщение к природе и ее тайнам.
- Стимулирование познавательной деятельности ребенка.
- Развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов и возможностей.
- Формирование навыков практической работы у дошкольника, интереса к техническим видам творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГБДОУ.Проект "Метеоплощадка *Юный Гидрометеоролог*"
Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформировать представление о необходимости бережного и созидательного ...
ПРОЕКТ фестиваля "Юный архитектор"
К юбилею родного города с целью знакомства с архитектурой проводится фестиваль....
Проект "Школа юного пожарного"
мероприятия проведенные в нашей группе посвещенные месячнику по пожарной безопасности....
Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.
Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....
Проект: "Воспитание юного петербуржца".
реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с Санкт - Петербургом....
Презентация проекта "Олимпиада юных дошколят Сочи - 2014"
Презентация проекта "Олимпиада юных дошколят Сочи - 2014"...
Презентация образовательного проекта "Мы - юные Олимпийцы"
Ознакомление детей дошкольного возраста с олимпийским спортивным движением мира и нашей страны в свете проведения XXII зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года....