Занятие "Безопасный интернет"
план-конспект занятия по информатике (старшая группа)

Зароченцева Юлия Альбертовна

Современный мир –  это мир  информационных технологий. Это стремительно представить жизнь без компьютеров, интернет – технологий. Для наших детей Интернет стал «другом» и незаменимым «помощником». Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с меняющийся  мир, динамично - развивающийся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_inrernet.docx65.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Безопасный интернет»

                          Образовательная область: «Познание»

                          Форма организации деятельности: путешествие

                          Возрастная группа: старшая  (5.-6 лет)

                        Зароченцева Ю.А.

   воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ  «Д/с № 22»

                                           Бугуруслан - 2021


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир –  это мир  информационных технологий. Это стремительно представить жизнь без компьютеров, интернет – технологий. Для наших детей Интернет стал «другом» и незаменимым «помощником». Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с меняющийся  мир, динамично - развивающийся. Мы  уже не  можем причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).         Высокоскоростной интернет  является источником необходимой информации, позволяет  получить качественное образование, способствует  пассивному общению, но в тоже время он порождает  проблемы  в поведении у психически -неустойчивых дошкольников негативно влияет на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения. Исследования, проводимые в сети Интернет, показали, что наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники. В этом возрасте взрослые играют определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.

        Для детей 5-6 лет характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от взрослых при поиске детских сайтов.

        Для того чтобы  ребенок научился  критически относиться к информационной продукции, необходимо научить его анализировать   широкий поток информации. В силу своего возраста  и отсутствия жизненного опыта и знаний не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Задача воспитателей и родителей - огородить от информации, которая  причиняет  вред  здоровью и развитию дошколят. Тема безопасного интернета для наших детей является достаточно сложной, вызывает массу вопросов, т.к. существует много положительных сторон, в то же время и отрицательных. Этот вопрос необходимо поднимать и обсуждать с детьми для их безопасности. 

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Зароченцева Ю.А.

2.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Изобразительная

Игровая

Чтение художественной литературы

4.

Форма организации

Путешествие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Безопасный интернет

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

 - решение проблемных ситуаций,

-  сказочный герой Фиксик,

- письмо,

- мультфильм «Правила поведения в сети».  

3.Приемы организации практической деятельности детей:

- рассматривание слайдов презентации «Безопасный интерне»;

- раскрашивание частей компьютера, правил безопасного интернета               ( альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки).

4.Приемы поддержания интереса у детей:

- ситуативная  беседа «Безопасность в сети Интернет»;

- дидактические игры « Угадайка», «Вирусы», упражнение «За компьютером играли»;                                                        

- правила работы в интернете «Герои из сказок»;

- мультфильм «Правила  поведения в сети»;

- чередование видов деятельности;                                                                                  

-  раскрашивание частей компьютера.

5.Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;                                                                                    - самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально- коммуникативное: ситуативная беседа ««Безопасность в сети Интернет», дидактические игры « Угадайка»,  «Вирусы», упражнение «За компьютером играли».

Познавательное:  презентация «Безопасный интернет»,  мультфильм «Правила  поведения в сети».                                                                          Художественно-эстетическое:  Раскрашивание ( альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки)

4.

Возрастная группа:

Старшая (5-6 лет)

5.

Цель:

Обучение  воспитанников основам  безопасной работы в интернете, воспитание  грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

6.

Задачи:

- повышать  уровень знаний воспитанников о компьютере;

- активизировать  словарь (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, сеть, интернет);

- формировать информационную культуру воспитанников;

- учить ориентироваться в информационном пространстве;

- развивать навыки самоконтроля при общении в Сети;

- развить познавательную активность;

- воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок  имеет элементарные представления о влияние компьютера на здоровье;

- ребенок  имеет представление о безопасности в сети Интернет;

- ребенок может рассказать об основных опасностях при использовании сетью Интернет;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок способен к аргументированным суждениям;

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Центр познания: ноутбук,  проектор, презентация «Безопасный интернет», Центр игры: дидактические игры « Угадайка», «Вирусы», упражнение «За компьютером играли».

Центр творчества  салфетки, альбомные листы, восковые карандаши, цветные карандаши, краски.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 Просмотр мультфильма «Фиксики» (серии «Интернет», «Компьютер»), ситуативные беседы: «Для чего нужен компьютер», «Что такое Интернет?» дидактические  игры: «Опасно, безопасно», «Где живет интернет», «Доскажи словечко».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

25 мин

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

5 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

В: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение.

(прикосновение передается по кругу, от одного участника к другому, при этом дети улыбаются друг другу).

На столе лежат картинки: планшет, телефон, ноутбук, машина, ручка.

В: Ребята, на столе лежат картинки и на них изображены предметы. Посмотрите внимательно, как вы думаете, какие картинки здесь лишние?

Д: Лишние картинки ручка, машина, а остальные картинки относятся к компьютеру.

В: Сегодня в гости к вам, пришел герой  из мультфильма. Хотите узнать кто это?  

Д: Да, хотим.

Слайд -2 (Появляется  на экране Фиксик)

Д: Фиксик.

Фиксик: Здравствуйте ребята.  

Д: Здравствуй Фиксик.

(голос Фиксика на экране)

Я решил заглянуть к вам в гости, отгадайте загадку?    

Электронная машина

Знает все о целом мире.

Все ответы  на вопросы

Очень быстро может дать.

Помогает всегда людям,

Называется…..

Д: Компьютер

Слайд - 3

В: Ребята, компьютер прочно вошел в нашу жизнь.  

Сложно представить, но раньше компьютер был диковинкой. Самый первый компьютер был больше похож на огромный шкаф и занимал почти всю комнату. Этот компьютер мог только считать. Конструкторы много над ним работали, что бы компьютер стал выполнять все те действия, которые он выполняет сейчас и со временем он стал приобретать знакомую нам форму современного компьютера.

1.2

Мотивация деятельности детей

Слайд -4 (голос Фиксика на экране)

Фиксик: Ребята,  я принес вам письмо. Хотите узнать, что в нём.

Д: Да.

Фиксик: «Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по необычной стране. В  моей стране живут предметы рукотворного  и виртуального мира. Хочу вас предупредить, что в волшебной стране вы сможете найти не только много интересного, но и встретится с опасностями. Будьте осторожны. Я уверен, что с вами ничего не случится. До скорой встречи!»

В: Ну что, ребята, хотите отправиться в путешествие?

Д: Да.

В: Отлично. Если вы не боитесь трудностей и опасных приключений, тогда в путь! А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать

В нее входят даже дети,

Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают.

И чего здесь только нет.

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно

Д: Интернет.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В:  Подумайте, на чем мы с вами сможем отправиться в путешествие.

Д: На автобусе, на самолете, на корабле.

В: Мы не сможем, попасть в мир интернета, на автобусе, на самолете, на корабле.

В. А  давайте отправимся  в  виртуальное путешествие. А чтобы туда попасть мы наденем виртуальные очки.

Раз, два, три,

Надеваем мы очки

В мир Интернета попади!

II.

Основная часть:

Показ слайдов « Безопасный интернет».

Игра « Угадай-ка».

Физминутка «За компьютером играли».

Подвижная  игра «Вирусы ».

Мультфильи «Правила поведения в сети»

Правила работы в интернете «Герои из сказок».

Работа детей в центре творчества.

16 мин.

2.1

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В: А сейчас, ребята давайте поближе познакомимся с компьютером и поиграем в игру «Угадай-ка». Я буду вам загадывать загадки, а вы  находите отгадку на картинке. Согласны.

В: Сохраняет все секреты

«Ящик» справа возле ног,

И слегка шумит при этом.

Что за «зверь»?

Д: Системный блок.

Дети находят картинку с изображением системного блока.

В:  На столе он перед нами,                                                                              На него направлен взор,                                                                      Подчиняется программе,

Носит имя.

Д: Монитор.  

Дети находят картинку с изображением монитора.

       

В: Нет, она – не пианино,

Только клавиш в ней – не счесть!                                                            Алфавита там картина,

Знаки, цифры тоже есть.                                                                                   Очень тонкая натура. Имя ей.

Д: Клавиатура.        

 Дети находят картинку с изображением клавиатуры.

В: По ковру зверек бежит,                                                                         То замрет, то закружит,                                                                                 Коврика не покидает,                                                                                        Что за зверь, кто угадает?                                                                                     Д: Мышка.                

Дети находят картинку с изображением мышки

 

В: Молодцы ребята! Да, действительно компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.

В: Ребята, а у вас дома есть компьютер?                                                      Д: Да.                                                                                                                                                                                                               В: Как вы думаете, для чего нужен компьютер?                                              Д: Играть в игры,  смотреть мультфильмы,  почитать интересные книги, послушать музыку.                                          

В: Люди разных профессий, по разному используют компьютер. Компьютер нужен в работе архитекторам, конструкторам, программистам.                                                                                                                                                                                                        

Слайд -5 

В: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?                                                                                                               Д: Нет, нельзя.                                                                                                                      В: А почему?                                                                                                                     Д: Может испортиться зрение, осанку.      

В: Да, совершенно верно, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время 10 минут в день, можно только детям с 5 лет. А у взрослых бывают перерывы для отдыха.

В: Ребята, а вы знаете, что такое интернет?                                                   Д: Интернет это сеть, где собрана информация,  там можно смотреть разные передачи, играть в игры.          

Слайд-6                                                                                                            В: Правильно. Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Интернет – это  интересный  и увлекательный  мир, который  позволяет вам узнавать много интересного, общаться с людьми в разных концах света, играть в интересные игры и делиться с другими своими мыслями и увлечениями. Но, как и в любом другом мире в интернете есть свои правила, которые надо строго придерживаться, для того, чтобы избежать неприятных и опасных ситуаций.  

В: Ребята, как вы думаете, можно самим включать компьютер?                      Д: Нет, потому что  там есть и опасная информация.                                     В: Да, подключаться к интернету нужно только  вместе с родителями. В интернете много информации, которая не безопасно для детей. Скачать  с интернета игры, музыку нужно только в присутствии взрослых.                            

В: Давайте немножко отдохнем.                                                                                     За компьютером играли

И немножко мы устали

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать

Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим

Мы разминку делать будем, при любой погоде

Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем

Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. 

В: Ребята, а в какие игры вы  любите играть  на компьютере, телефоне?

Д: Ответы детей.

В:  Игры бывают разные:  полезные, которые развивают память, внимание, мышление, а есть игры, где  стреляют и убивают, в такие игры играть нельзя.

Компьютерная игра «Кеша слушает»

В: А хотите поиграть  в  полезную игру,  «Кеша слушает».

Ход игры: Мальчику нужно в магазине купить только те товары, в названии которых в начале слова есть звук «С». Ребенок выбирает картинки со звуком «С». Если в картинке есть звук «С», то она отправляется в корзину. Неправильно названная картинка возвращается обратно на свое место.

 

Слайд -7  (Дети играют в игру, появляется черный экран)

В: Ой ребята, что случилось с компьютером, может он сломался?

Что делать, кого позвать на помощь?

В: Конечно ребята, нам поможет Фиксик.

В: Фиксик, мы  не знаем, что случилось с нашим компьютером, мы играли в игру и вдруг он завис, помоги нам, пожалуйста.

Слайд -8  (голос Фиксика на экране).  

Ваш компьютер завис, потому что  попал вирус.  

Слайд -9. Дети смотрят фрагмент из мультфильма .

В: Как вы думаете, что нам делать?          

Д: Нужно установить антивирус?  

В: Правильно, нужно защитить компьютер и установить антивирус, он не дает вирусам попадать в компьютер. Видимо, из - за этого у нас завис компьютер.

Поиграем в игру «Вирусы»

Дети делятся на две команды. Но сначала из листочков бумаги черного и белого цвета сделаем снежки. Каждый должен сделать по два снежка белого цвета и черного цвета. Черные снежки – опасные, а белые – безопасные. По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки. Одна команда должна как можно быстрее закидать другую команду снежками. Вам нужно откидывать все черные снежки и сохранять у себя белые. Выигрывает та команда у кого будет больше белых снежков.

В: Ребята, чтобы чувствовать себя в интернете уютно и безопасно, нужно знать несколько главных правил. Они научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось.

Слайд -10  мультфильм «Правила поведения в сети»

В: Сейчас мы с вами, посмотрим мультфильм «Правила поведения в сети»

                                                       

В: Ребята, в Интернете можно встретиться с такой неприятностью, как обман.  Это первое правило.            

Д: Иногда тебе в Сети

Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь

Информацию проверь!    

В:   Если хочешь скачать картинку, музыку, игру или мультфильм, но тебя попросят отправить СМС – не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него СМС и не обманут ли тебя.

В: Ребята, как вы думаете, можно ли незнакомым людям сообщать свой адрес или телефон, встречаться с незнакомыми людьми?

Д: Нельзя не кому сообщать,  свой адрес и телефон.    

В; Это второе правило.

Д: Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото,

В интернет не помещай,

И чужим не сообщай!

Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям, где ты живешь. Это должны знать только твои родители и друзья.

 

В: Ребята, будьте  осторожны с незнакомыми людьми.  

Это третье правило.

Д: Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!

 В: Не встречайся с людьми из Интернета вживую, там многие люди рассказывают о себе неправду.                                           

 В: Запомните, ребята, всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете.                                                                                                Это четвертое правило.                                                                                     Д: Если что-то непонятно                                                                             страшно или неприятно,                                                                              Быстро к взрослым поспеши,                                                                      Расскажи и покажи.                                                                                  В: Чтобы этого не случилось, надо об этом рассказать родителям. Они откроют вам детские порталы, на которых вы найдете интересную и полезную информацию.                                                     

2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний

В:Хотите поиграть в игру «Герои сказок»

Слайд -11

В: Посмотрите на экран.  Какая это сказка?              

Д: «Волк и семеро козлят».

В:  Какое правило безопасности можно придумать.

Д: Не заходить без родителей в интернет.

Слайд -12

В: Как вы думаете, какая это сказка?                                                              Д: «Красная шапочка».

В: Какое правило  безопасности?

Д: Не разговаривай с незнакомцами.

Слайд -13

В: Какая сказка?                                                            

Д: «Золотой ключик, или приключение Буратино».

В: Придумайте,   правило безопасности.

Д: Опасайся мошенников.

Слайд -14

В: Как вы думаете, какая это сказка?                          

Д: «Морозко».

В: Какое правило безопасности?

Д: Не кричать, не грубить.

В: Будь вежливым,  при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же.

В: Молодцы. Наше путешествие закончилось, пора возвращаться в детский сад.

Слайд -15 (голос Фиксика на экране).  

Мне  тоже пора,   соблюдайте правила безопасного интернета.

 До новых встреч, ребята.

Д: До свидания.

В: Мы с вами возвращаемся в детский сад. Наденем наши виртуальные очки.

Раз, Два, три,

Надеваем мы очки

И в детский садик нас верни!

В: Вот мы и вернулись в детский садик.

Не забывайте ребята, что в игры можно играть 10 минут в день. Лучше  играть в полезные  игры, которые развивают внимание и память, учат читать и считать. Не посещайте  Интернет без контроля взрослых.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: А сейчас, отправится в мастерскую художника.  И станем с  вами художниками.

Приготовьте себе материал, который вам нужен.

(Дети проходят за столы, раскрашивают  карандашами мелками - по выбору). Работа  детей в центре творчества.

В: Вот молодцы! Какие у вас работы красивые получились.

Ребенок читает стихотворение                                                                    Интернет, интернет.
Там на всё найдёшь ответ.
Интернет, интернет.
И чего там только нет.
Можно книжки почитать,
Можно в игры поиграть,
Можно мультики скачать,
Можно целый мир узнать.

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение .                            Подведение итогов НОД.

4 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вот и закончилось наше путешествие.                                                             В. Что удивило вас? Что особенно запомнилось? Что бы еще хотели узнать об Интернете? Ребята, что сегодня вы расскажите своим друзьям о безопасном Интернете?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Подборка игр, стихов, сказок, рассказов о компьютере.

4.3

Музыкальный центр

Подборка песен, дисков: мультфильмы «Безопасный интернет»,  «Фиксики - осторожно в интернете»

                                                                 

                                            Список использованной литературы:

  1. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Из-за интернета я не ел и не спал. Зависимость или новый образ жизни?// Дети в информационном обществе.– 2011. – № 9. – С. 22–29.
  2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе.– 2012. – № 10. – С. 26–33.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ  "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

                                                           

                                                 Электронные ресурсы:

      1.  Десять правил безопасности в сети Интернет http://единыйурок.рф.

      2.  Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности

Интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленностиРекомендую интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности:- Littleone (www.littl...

«Балаларны татар һәм ана телләренә өйрәтүдә ИКТ уеннар һәм интернет чыганаклар” «ИКТ игры и интернет ресурсы в обучение детей татарскому и родному языку»

laquo;Балаларны татар һәм ана телләренә өйрәтүдә ИКТ уеннар һәм интернет чыганаклар” «ИКТ игры и интернет ресурсы в обучение детей татарскому и родному языку»...

НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете: «Безопасный интернет»

НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете:«Безопасный интернет» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»  ...

Познавательная НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете: «Компьютер и интернет»

Познавательная НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете:«Компьютер и интернет»Цель НОД: Обучение воспитанников основам  безопасной работы в интернете, воспитание гра...

Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»

Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»...

Познавательная НОД на тему безопасного поведения дошкольников в Интернете: «Компьютер и интернет»

Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет. Задачи:- Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере,...

«БЕЗОПАСНОСТЬ детей в Сети Интернет и Интернет - угрозы для ребенка».

Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших д...