«Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Консультация для педагогов.
консультация по информатике
Использование ОЭР в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема:
«Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Провела:
воспитатель Шаяхметова З.Ф.
г. Туймазы
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения различного уровня, выявляется недостаточное развитие в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении поставленных задач, понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребёнка с речевой или какой - либо другой патологией требует длительного времени и отнимает у него много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с педагогом теряется мотивация, ведь коррекция любых нарушений - трудоёмкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у детей интерес, сначала как к игровой, а затем и как к учебной деятельности.
Педагогами и специалистами привлекается большое количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ в среду.
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности образовательного процесса заключается в применении педагогами электронно- образовательных ресурсов (ЭОР).
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства., то есть -это
совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети.
Типы ЭОР:
• Информационные. Использование этих ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности воспитанников с: буквами, иллюстрациями, анимациями, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями.
• Практические. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности детей по конструированию, выполнение заданий и решению задач с подсказками и без, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажёров с подсказками и без них, с проверкой ответа.
• Контрольные. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности воспитанников
по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.
Прародителем современной электронной презентации стал Глен Доман. Все вы наверняка слышали о знаменитой методике Домана, которая делает из обычного ребенка вундеркинда.
Суть этой уникальной методики – с рождения показывать малышу карточки с картинками и говорить, что там изображено. Демонстрировать карточки надо быстро – 1 картинка за 1 секунду.
В день желательно показывать несколько разных тематических блоков картинок, всего должно выходить тысяча карточек в день. Если затягивать показ картинок, то малыш потеряет интерес к обучению. Плюс ко всему у крохи формируется фотографическая память.
Результат будет виден примерно в три года. Ребенок не только будет иметь богатый словарный запас, но и сможет легко читать, писать, считать и говорить на иностранных языках, если его этому учили. Звучит неплохо, но на практике это тяжело воплотить в жизнь – надо сделать самому много красочных карточек и найти время для показа этого материала, ведь карточки нужно часто менять, постепенно увеличивая количество изучаемой информации.
Презентация — это обучающий мини – мультик; электронная звуковая книжка с красивыми картинками; отличное пособие, чтобы рассказать ребенку об окружающем мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны.
Принцип детской электронной презентации — «развлекаясь – обучаюсь!»
Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога
Что дает презентация вашему ребенку? Зачем она вообще нужна?
- Просматривая презентацию огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.
- Ребенок учится сопоставлять картинку и звук.
- Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь.
- Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие.
- У ребенка формируется целостное представление о мире.
Системой коррекционно-образовательной работы на базе ОЭР, можно решить следующие задачи: –
Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.
– Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.
– Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.
– Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.
– Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.
В системе коррекционно — развивающей работы с использованием ОЭР можно выделить три основных блока, включающих следующие направления деятельности.
1. Работа с детьми:
2. Работа с педагогами
3. Работа с родителями.
Использование ОЭР на занятиях в ДОУ с детьми с ОВЗ.
- при проведении индивидуальных специализированных занятий с использованием логопедических, дефектологических компьютерных технологий и планшетного ПК
- при проведении ООД индивидуальной и образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим миром; формированию лексико – грамматических категорий и связной речи; формированию правильного звукопроизношения.
- при диагностике речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
Большинство презентаций строятся на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового.
Так же, использование мультимедийных средств допустимо на разных этапах знакомства с темой: - На этапе знакомства с новым материалом;
- На этапе закрепления пройденного материала;
- На этапе контроля знаний
- Как демонстрационный материал: - репродукции (при рассматривании картин) - портрет (художника, автора произведения, человека…) - иллюстрации к произведению - сопровождающий материал к выступлению воспитателя - и др. (схема для рис.)
- Удобно использовать мультимедийные средства:
1) При ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.
2) при знакомстве с родным краем, страной. Наряду с речевыми познавательными они решают и патриотические задачи в рамках использования регионального компонента. Используя презентации, можно провести виртуальные экскурсии по тем местам, которые мы не можем посетить6 «Столица нашей родины», «Животные севера», «Космос» и др.
- Наибольший интерес у детей вызывают задания, которые включены в каждую презентацию, и как бы подводят её итог. При закреплении пройдённого материала основой презентации становятся задания по пройдённой теме: «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Чего не хватает» и др.). Дидактические игры: «Найди различия», «Чей голосок», «Чей контур», и др., В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет.
- Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
- Очень интересный момент в презентации – это триггеры.
Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могут появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания. При помощи этой функции Вы можете сами, своими силами, создавать дидактические игры в мультимедийной презентации.
Так же триггеры можно использовать как приз за правильно выполненное задание: - может быть использована анимационная картинка; - звуковой сигнал (сопровождение).
Обучающие компьютерные игры используются с подгруппой и индивидуально.
Требования к оформлению презентации.
Существует несколько правил, по которым составляется презентация. Так, к ее оформлению предъявляют следующие требования:
- на титульном листе указываются название презентации, ее автор.
- заголовки всех слайдов желательно выполнять в едином стиле: цвет, шрифт, начертание, размер;
- в конце заголовков точка не ставится;
- размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы написанное было хорошо видно;
- подчеркивание не используется; графические изображения должны быть четкими, хорошего качества;
- текст, схема и изображения размещаются по усмотрению автора.
Фон.
Если замысел требует рисованного фона, а заменить его на менее пестрый нет возможности, можно сделать его менее ярким, например, наложить на весь фон белый прямоугольник, сделав его полупрозрачным и установив порядок «На задний план».
- Не следует размещать на слайде мелкий текст и рисунки. Текст для дошкольников, лучше вообще исключить.
- Размытые рисунки не следует включать в презентацию. Это некрасиво и опять же напряжение на глаза.
- Не рекомендуется использовать на одном слайде графические файлы разного формата, например, одновременно фотографии и рисунки.
- Не рекомендуется использовать картинки с белым фоном.
- При подборе фото к презентации необходимо обратить внимание на качество: хорошее разрешение, удачный ракурс, отсутствие лишних, отвлекающих деталей и надписей. Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками картинки с агрессивным поведением животных.
Самые распространенные ошибки в презентациях:
- Выносить на экран слова, цели и задачи, правила, слова воспитателя, приветствие и прощание не нужно. То, что можно сказать словами – в презентации будет лишним.
- Использование анимации отвлекает детей и отнимает драгоценное время, лучше его использовать для чего-нибудь полезного.
- Не нужно анимировать заголовки на слайдах. Это неудобно и неуважительно по–отношению к тому, кто будет смотреть вашу работу.
- Все так ярко и красиво, всё двигается! Дети будут в восторге. Но наша цель чему-то их научить. Значит, ограничиваем пестроту и яркость, убираем все анимации. Ведь это дополнительная нагрузка на зрение и отвлекает детей. -
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
И, в заключение, использование ЭОР в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.
Применение мультимедийных ресурсов на практике показало, что их систематическом использовании в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и приёмами повышает эффективность работы по активизации познавательного интереса у детей. Это подтверждают следующие факторы: дети лучше воспринимают новый материал; знания полученный на занятиях наиболее ярко запоминаются детям за счет зрительного и звукового сопровождения презентаций; дети более легко усваивают сложные темы ( «Космос», «Солнечная система» и др).
Таким образом мы можем сказать, что использование ОЭР в дошкольном учреждении позволяет сделать образовательный процесс простым и интересным для детей, а так же способствует повышению его эффективности. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность воспитательной работы.
Однако, необходимо помнить, что мультимедийные средства нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.
Список использованной литературы.
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 2008г
2. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Воспитатель ДОУ – М., 2011. – № 3.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе дошкольного образования. /Под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2009.
Ссылка на презентацию: «Использование ЭОР в ДОУ»
https://cloud.mail.ru/public/4q9B/tbJ4Cbojx
Предварительный просмотр:
Ссылка на презентацию: «Использование электронных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов...
Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми
Даный материал поможет воспитателя сориентироваться в массе порталов для работы с дошкольниками....
Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.
Уважаемые педагоги,предлагаю вашему вниманию электронные образовательные ресурсы и медиатеку, которые я попыталась собрать вместе....
использование электронных образовательных ресурсов в кружковой работе по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.
Сообщение к региональному семинару...
Электронные образовательные ресурсы, используемые в работе с детьми.
Перечень используемых интернет – ресурсов (полезные ссылки – электронные адреса сайтов)...
Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
Электронный образовательный ресурс для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....