Проект «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»
проект по информатике (старшая группа)

Николаева Василиса Петровна

Проект «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры  у старших дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ix_kriteriy_proekt_mult.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Проект:

«Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры

у старших дошкольников»

Автор: Николаева В.П.

Якутск 2021г.

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души!  В. А. Сухомлинский

         Актуальность непрерывного экологического образования населения как одного из приоритетных направлений государственной политики подчеркивается в ряде нормативных документов, таких как Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002), Указ Президента РФ «Об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития» (2017).

Цель общего экологического образования устойчивого развития РФ заключается в развитии субъекта экологической культуры, который выступает её носителем и творцом, характеризуется активностью, инициативностью, сознательной деятельностью в присвоении, интерпретации, осмысления опыта экологической культуры человечества, выступает распространителем опыта развития в интересах устойчивого развития.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему, представляющую опасность для будущего нашей планеты и жизни детей. В связи с данной экологической ситуацией на сегодняшний день возникает необходимость в формировании экологического воспитания дошкольников.

Н.Ф. Мамедов рассматривает систему экологического воспитания как основное средство формирования экологической культуры, а саму экологическую культуру как новый способ соединения человека с природой.

Н.А. Рыжова определяет экологическое образование дошкольников как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Таким образом, экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

В педагогике с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования приоритетным стал деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом для формирования представлений о природе. Именно в дошкольном детстве необходимо сформировать следующие экологические представления: элементарные знания о мире природы (названия животных, растений, их основные характеристики); знания о функциях и назначениях различных представителей природного мира; понимание того, что природа живая, одушевленная, что она является субъектом взаимодействия, что природу нужно охранять; а также воспитать чувство сопереживания всему живому, способность эстетически воспринимать природу.

Традиционными методами в формировании экологической культуры дошкольников являются: наблюдения, экспериментирование, моделирование, трудовая деятельность по уходу за растениями и животными, дидактические игры. Современное развитие экологического образования привело к возникновению новых методов и технологий – проектная деятельность, ИКТ, мультипликационная деятельность.

Технологии проектной деятельности в экологической культуре позволяют детям глубже изучить мир природы и окружающий мир, расширить и углубить знания об окружающем мире, повысить уровень экологической грамотности, воспитать любовь к родному краю.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать образовательный процесс экологической направленности более красочным, динамичным, привлекательным для дошкольников. К ним относятся мультимедийные презентации, обучающие игры, интерактивные доски, мультимедиа, «виртуальные экскурсии» т.д.

Развитию экологической культуры дошкольников в полной мере может способствовать мультипликационная технология. На сегодняшний день понятие «экологический мультфильм» становится шире и сложнее. Мультфильм – это социокультурный феномен, формирующий культуру подрастающего поколения.

Создание с детьми мультфильмов с сюжетами экологической направленности - одно из эффективных средств формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы и воспитания этического и эстетического отношения к ней. Мультфильмы всегда привлекают детей, а сделанные вместе со взрослыми вызывают восторг и удовлетворение. Работа над созданием экологических мультфильмов способствует освоению и развитию у ребят навыков проектно-исследовательской деятельности, развитию общего кругозора, приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. А в итоге - формированию гармоничной личности, так как создание мультипликационных фильмов своими руками сочетает в себе множество направлений, пересекаясь с различными образовательными областями в образовательном процессе ДОУ.

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством создания совместных мультфильмов.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильмов.
  2. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни с использованием регионального компонента;
  3. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
  4. Развивать информационную культуру, логическое мышление, образное восприятие мира детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации.
  5.  Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь, обучать составлению рассказов.
  6. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, поддерживать стремление детей к отражению своих представлений об окружающем мире посредством анимационной деятельности.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, совместный: педагогический - детско-родительский, практико-ориентированный проект.

Организация деятельности участников проекта:

Проект разработан на основе парциальной программ экологической направленности «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Программа нацелена на развитие экологической культуры дошкольников, передаче экологических знаний и их трансформации в отношение. В основе программы ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда. Из практических видов деятельности используются: сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий жизни для обитателей зелёной зоны ДОУ, различные виды изодеятельности.

  1. Подготовительный этап:

Мероприятие

Участники

1

Проведение анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье».

Педагоги, родители.

2

Составление перспективного плана на год с применением регионального компонента (географических и климатических условий края).

Педагоги.

3

Повышение профессиональной компетентности:

  • Изучение - методического материала по развитию экологического воспитания;
  • Повышение квалификации

«Прикладная мультипликация».

Педагоги.

4

Разработка цикла наблюдений, занятий, экскурсий.

Педагоги, дети, родители.

  1. Основной этап: с октября по май.

 

Педагоги

Дети

Родители

1.Проведение занятий.

2.Проведение наблюдений.

3.Подбор материала.

4.Съемка мультфильмов.

5.Монтаж мультфильмов.

6.Взаимодействие с родителями.

7.Оформления уголка природы, огород на подоконнике.

8.Вовлечение педагогов детского сада в деятельность проекта.

9.Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы.

10.Проведение диагностических методик, направленных на выявление уровня экологической культуры у детей.

1.Проведение наблюдений (3 раза в месяц).

2.Проведение занятий

 (последняя неделя месяца).

3.Проведение совместно с детьми опытов.

4.Индивидуальная работа по созданию мультфильмов (ежедневно в течении месяца):

-чтение экологических

рассказов и сказок;

-заучивание стихов;

-беседа, игры;

-рассматривание рисунков,

 картин, фотографий,

-аппликация, рисование,

 лепка;

-озвучивание мультфильмов;

-изготовление атрибутов для

мультфильмов.

1.Изготовление атрибутов к

 созданию мультфильмов.

2.Участие в

 совместных конкурсах, выставках, экскурсиях.

3.Совместная развлекательная программа «Мир вокруг меня».

Проект взаимодействует со всеми образовательными областями и пересекается со всеми видами деятельности. План работы составлен с сентября по май месяц. НОД проводится в последний четверг каждого месяца. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.

 В течении месяца проводятся целенаправленные наблюдения, три раза в месяц.

Просмотр мультфильмов осуществляется как во время  наблюдений, так и во время занятий. Дети являются полноценными участниками создания мультфильмов.

Для реализации проекта и создания мультипликационных фильмов важно участие как детей, так и их родителей. Педагоги вовлекают родителей в деятельность по проекту, способствуя организованному сбору необходимых материалов. А также совместная деятельность детей с родителями и воспитателями.

Главная задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Ожидаемый результат:

  1. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы (растения, птицы, животные);
  2. Бережное отношение к объектам природы, стремление детей к правильному проведению по отношению к живой и неживой природе;
  3. Интерес к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
  4. Активность педагогов в реализации проекта;
  5. Интерес родителей к вопросам экологического воспитания;
  6. Совместно с родителями облагораживание территории детского сада;
  7. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;
  8. Обогащение образовательной и игровой среды новыми пособиями;
  9. Пополнение новыми методами и технологиями экологического воспитания детей.

Заключительный этап проекта:

  1. Итоговая семейная – познавательная игра «Мой дом-Земля».
  2. Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателями по результатам проекта;
  3. Сборник видео познавательных мультфильмов;
  4. Технологические карты занятий и наблюдений;
  5. Выпуск методической рекомендаций по созданию мультфильмов;
  6. Выпуск электронной красной книги;
  7. Методические рекомендации для педагогов;
  8. Презентация проекта на педагогическом совете.

Использованная литература.

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. Москва: ТЦ Сфера,2011.
  2. Вераксы Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М:Мозаика-Синтез, 2016.
  3. Герасимова А.С., Жукова О.С. «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
  4. Гуськова А.А.. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет. ФГОС ДО.
  5. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. Москва Амрита-Русь,2008.
  6. Немов Р.С. Психология образования. кн. 2. – М., 1994.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Серия «Экологическое воспитание в детском саду» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
  8. Пунько Н, Дунаевская О. Секреты детской мультипликации. Москва Пресс, 2007.
  9. Рыжова Н.А.Мусиенко С.И. Мир вокруг нас (методическое пособие).Москва Обруч, 2013.

10.Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом  Москва Эксмо,2019. 

11.Тимофеева Л.Л. Проективный метод в детском саду «Мультфильм своими руками», Детство-Пресс, 2011.

Приложение№1

Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.

Педагоги

Дети

Родители

Сентябрь

Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов. Наблюдение «Что цветёт на нашем участке в начале сентября».

Уголок природы.

Озвучивание мультфильма.

Проведение анкетирования «Экологическое воспитание детей в семье».

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «У бабушки».

Наблюдение «Украсим группу, детский сад красивыми цветами».

Стихотворение, гербарий.

Аппликация, лепка героев для мультфильма, озвучивание мультфильма.

Растения для гербария.

Мультфильм «Королева цветов».

Наблюдение

«Где ещё растут садовые цветы?».

Рассказ.

Изготовление клумб для мультфильма, озвучивание мультфильма.

Совместная подготовка участка к следующему году: посыпать  землю, разрыхлить и подравнять клумбы для цветов.

Мультфильм «Цветы на клумбе»

НОД

«Красная книга нашего детского сада».

Рисунки цветов для красной книги.

Озвучивание мультфильма.

Рисунок цветов, описание цветов родного края.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Путешествие маленького семечка»; создание электронной «Красной книги нашего детского сада» – растения родного края.

Октябрь

Наблюдение

«Устроим для котёнка хороший дом».

Конструирование из лего «Ферма».

Изготовление атрибутов.

Выставка рисунков «Мой любимый домашний питомец».

Мультфильм «Котенок ищет маму».

Наблюдение «Птичий двор».

Лепка домашних птиц: курица, петух, гусь, индюк.

Мультфильм «Птичий двор у бабушки Айкьюши».

Наблюдение

 «Корова и лошадь».

Лепка домашних животных: корова, лошадь, свинья, собака.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Спор».

НОД «Моя домашняя ферма».

Итоговая коллективная работа – макет фермы.

Подготовка материала и озвучивание.

Конкурс поделок «Домашняя ферма»

Мультфильм «Веселая ферма».

Ноябрь

Наблюдение «Когда заяц меняет цвет?».

Рисование героев.

Мультфильм «Новая шубка».

Наблюдение «Как заяц защищается от хищников?».

Лепка героев.

Фотоколлаж «Зоопарк».

Мультфильм «Волк и заяц».

Наблюдение «Чернобурка и рыжая лиса».

Озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «2 сестры»

НОД «Как  лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме».

Рассказ «Зоопарк» по фотовыставке, игра -викторина «Медведь и белка».

Мультфильм «Зимовье»

Декабрь

Наблюдение «Какие у ели иголки».

Подготовка материала.

Мультфильм «Иголка».

Наблюдение «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь».

Изготовление елочных игрушек.

Озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Скоро Новый год!».

Наблюдение «Наша ёлочка красивая».

Украшение елочки

Коллективная аппликация фона.

Выставка поделок «Моя елочка».

Мультфильм «Елочные игрушки».

НОД «Станем юными защитниками природы».

Плакат «Бережное отношение к живым елям».

Конкурс плакатов «Бережное отношение к живым елям».

Мультфильм «Защитники природы».

Январь

Наблюдение «Замораживаем воду».

Озвучивание мультфильма.

Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»

Мультфильм. «Лед»

Наблюдение «Пар – это вода».

Совместная съемка и озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Откуда появился пар»

Наблюдение «Получаем талую воду».

Опыт со снегом.

Изготовление снега.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Волшебный снег».

НОД «Пар – это вода».

Опыт с горячей водой.

Совместная съемка и озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Приключения капелек».

Февраль

Наблюдение «Что это за птицы – Снегири?».

Календарь природы «Зимующие птицы Якутии».

Рисунок снегирей.

Выставка книг о птицах

Мультфильм «Снегирь».

Наблюдение «Как зимуют снегири?».

Аппликация снегирей.

Озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Снегири прилетели».

Наблюдение «Чем питаются снегири?».

Изготовление атрибутов.

Мультфильм «Покормим птиц».

НОД «Зимующие птицы Якутия».

Рассказ о птицах.

Фотографии детей зимой.

Мультфильм «Новая кормушка Вовки».

Март

Наблюдение «Кто живёт в аквариуме».

Рассказ детей о своих аквариумах

Презентация «Аквариумные рыбки»

Мультфильм «Разговор рыбок».

Наблюдение «Что за рыба карась».

Лэпбук «Подледная рыбалка - мунха».

Мультфильм «Брейн и мунха».

Наблюдение «Что и как едят рыбки».

Подготовка материала для мультфильма; сьемка и озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Покорми рыбку».

НОД «Чудо аквариум своими руками».

Совместный аквариум своими руками.

Сьемка и озвучивание мультфильма.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Аквариум в лаборатории Брейна».

Апрель

Наблюдение «Что случилось со снегом».

Опыт на улице со снегом.

Мультфильм «Лужа».

Наблюдение «Первые признаки весны».

Подготовка материала для мультфильма; сьемка мультфильма.

Фотокросс «Моя весна».

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Весна идет».

НОД «Весна в жизни лесных жителей».

Выставка «Лесные жители» - лепка.

Выставка книг про лесных животных.

Мультфильм «Прогулка в лес».

Май

 Наблюдение «Первые цветы - подснежники».

Выступление с презентацией  о подснежниках разных стран – в течении недели.

Презентация о подснежниках.

Мультфильм «Айкьюша и подснежник».

Наблюдение «Как человек помогает природе весной».

Сьемка  и озвучивание мультфильма.

Конкурс плакатов «Берегите природу».

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Уборка».

Наблюдение «Календарь природы».

Сьемка  и озвучивание мультфильма.

Семейная –познавательная игра «Мой дом-Земля».

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Электронный календарь природы».

НОД «Весна кончается – лето начинается».

Как карта желаний – дети делают план на лето.

Придумывание сюжета, подготовка атрибутов, съемка и озвучивание мультфильма.

Беседа о планах на лето и подобрать картинки для карты желаний.

Разучивание, повторение текста к мультфильму.

Мультфильм «Ура! Лето!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Развитие речи через воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала

Вид конструирования из броссового материала позволяет интегрировать образовательные области в контексте ФГОС, развивать мелкую моторику, лексико-грамматический строй речи....

Проект: «Мультипликация как средство обучения и воспитания экологической культуры у старших дошкольников»

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши. Чтоб для них эко...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....