Для воспитателей.
материал по информатике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»
«Путешествие в страну дробей»
Исследовательский проект по математике
Выполнили:
Горькова Арина, Юсанова Ирина,
5А класс
Руководитель: Баркалова В.А., учитель математики
2016, Рубцовск
Содержание:
Список использованной литературы. 11
Введение.
« Если человек в школе
не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Мы предлагаем проект: ,,Путешествие в страну дробей,,. Данный проект предназначен для учащихся 5 классов. Проект предлагает учащимся узнать историю появления дробей, выяснить необходимость использования дробей как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Как подружиться с Математикой? Что необходимо, чтобы формулы казались жителями волшебной страны, в которой не терпится побывать?
Во всех школах мира детей учат математике, потому что когда-то без Математики нельзя было вырастить урожай и построить жилье. Математика нужна была как воздух. Это было лучшее, самое главное знание, которое уважали и даже обожествляли.
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами. Жизнь ставила перед учеными задачу упростить вычисления, увеличить их точность и скорость. И наука откликнулась на эти требования жизни. Этим требованиям удовлетворяли обыкновенные и десятичные дроби.
Но где и когда они возникли? Нужны ли дроби нам?
Является ли образование одной из основ жизненного успеха?
Полученные в результате опроса данные явились информацией к размышлению.
Предмет исследования:
Формирование алгоритмов работы с обыкновенными и десятичными дробями на уроках математики.
Гипотеза: Если изучить алгоритмы работы с обыкновенными и десятичными дробями на уроках математики в 5-6 классах, то это способствует формированию прочных вычислительных навыков.
Контингент исследования: учащиеся 10-11 классов данной школы, родители
Целью нашей работы является:
- выявить потребность учащихся в изучении темы «Дроби».
- Создать электронное пособие по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» для учащихся 5-6 классов.
Для достижения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
- провести опрос учеников, родителей;
- проанализировать данные опроса;
- изучить дополнительную литературу из истории дробей.
- Теоретическая часть.
«Мозг, так же как и мускулы,
развивается, когда его тренируют.»
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.
Слово «Дробь» появилось в 17 веке от глагола «дробить», то есть разбивать, ломать на части. Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появились у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.
У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. А чтобы нам не попасть в дроби, т.е. в трудное положение, мы должны много знать и уметь.
Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах (около 2000 лет до н.э.). Египетские математики того времени знали только единичные дроби. Более сложные дроби представлялись в виде суммы нескольких единичных дробей.
Поясним это примером.
Разделить 5 одинаковых яблок между восемью мальчиками поровну. Сделать это с наименьшим числом разрезов.
Решение:
4 яблока надо разделить пополам
и 1 яблоко разделить на 8 частей.
Египетские дроби были изобретены и впервые использованы в древнем Египте. Одним из первых известных упоминаний о египетских дробях является Математический папирус Ринда.
Три более древних текста, в которых упоминаются египетские дроби — это
- Египетский математический кожаный свиток
- Московский математический папирус
- Деревянная табличка Ахмеса.
Египтяне ставили иероглиф над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру (указываем на слайд).
Современная запись дробей и слово «дробь» введены в 1202 году итальянским купцом и путешественником (Леонардо Пизанский).
Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 13 веке греческий монах, ученый-математик Максим Плануд.
Постепенно наряду с единичными дробями появились и дроби с произвольными числителями.
Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс. Двенадцатую долю асса называли унцией. А путь, время и другие величины сравнивали с весом. Например, римлянин мог сказать, что он прошел семь унций пути или прочел пять унций книги. При этом, конечно, речь не шла о взвешивании пути или книги. Имелось в виду, что пройдено 7/12 пути или прочтено 5/12 книги.
В начале VII столетия индийцы знали и формулировали правила действия над обыкновенными дробями.
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый в книге " Ключ к арифметике", в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.
Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби.
В книге "Математический канон» французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так
2 135456
– дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему нидерландскому ученому Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.
Например, число 12,761 он записывал так:
12 (0) 7 (1) 6 (2) 1 (1)
В Древнем Китае обозначали дробь словами, используя меры длины чи:
цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.
Дробь вида 2,135436 выглядела так:
2чи, 1цунь, 3доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Десятичные дроби постепенно распространились в Европе, но лишь в XIX веке.
Применение запятой при записи дробей впервые встречается в 1592 году.
Несколько позже - в 1617 году отделять десятичные знаки от целого числа запятой или точкой предложил знаменитый шотландский математик.
В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку,
например: 2.3 и читают: два точка три.
В России впервые о десятичных дробях было сказано в книге "Арифметика " Л.Ф.Магницкого.
Обыкновенные и десятичные дроби можно складывать, вычитать, умножать, делить.
- Практическая часть
Нужны ли дроби нам?
Для ответа на данный вопрос мы провели опрос среди учеников 10,11 классов нашей школы. Учащимся было заданы вопросы:
1. «Пригодится ли в вашей жизни математика?»
2. «Нужно ли уметь выполнять действия с дробями?»
Всего было опрошено 20 человек. По результатам опроса мы составили следующую диаграмму: (указываем на слайд)
Учащиеся говорят о том, что математика в жизни им будет нужна, а умения работать с дробями просто необходимы.
В ходе исследования мы решили провести опрос родителей: «Используете ли Вы дроби в своей профессии? Если можете, то приведите пример использования». Результат анкетирования показали следующее:
В опросе участвовало 40 человек.
"Да" ответили - 33 человека -86% , "нет" - 7 человек- 14%.
Некоторые родители даже предложили задачи, с которыми они сталкиваются в своей работе.
Например:
Водитель – дальнобойщик:
Я отправился в рейс из пункта А в пункт В, расстояние вежду которыми 369 км. В 13 ч 30 мин я проехал девятую часть пути. С какой скоростью мне нужно ехать, чтобы прибыть в фирму до её закрытия (закрывается в 18 ч)?
Швея: В швейную мастерскую привезли 320 метров ленты. В тот же день израсходовали 3/8 всей ленты. Сколько метров ленты осталось в мастерской?
Исходя из этого можно сделать вывод, что дроби нужны всем людям различных профессий .
В результате дальнейшей работы мы задались вопросом: «Возможно ли изучение математики без изучения дробей?».
Было опрошено 20 учеников.
4 ученика, а это 20% опрошенных, сказал нам о том, что математику можно изучить, не изучая тему «Дроби».
Тогда у нас появился новый вопрос: «Является ли образование одной из основ жизненного успеха? Какое образование необходимо для жизни?».Ответ на заданный вопрос мы искали вновь у учащихся 10-11 классов и родителей.
(3 учащихся считают, что успех не зависит от образования. По одному человеку считают, что успех зависит от среднего и среднее специального образования и 15 чел. считают, что от высшего)
По результатам исследования видим, что большинство учащихся и родителей считают необходимым получить образование, необходимое для жизненного успеха каждого.
Заключение.
Вывод. Людям разных профессий необходимо уметь решать задачи на дроби, знать правила сложения и вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей.
В результате работы над проектом мы узнали исторические сведения о возникновении дробей, провели опрос учащихся и родителей, построил диаграммы ответов и как конечный результат создали мультимедийную презентацию для изучения данной темы для учащихся 5-6 классов.
В заключении хотим сказать стихами:
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.
Список использованной литературы.
- Депман И.Я. «История арифметики». М. Просвещение, 1965.
- Свечников А.А. «Путешествие в историю математики или Как люди учились считать: Книга для тех, кто учит и учится». М. Педагогика-Пресс, 1995.
- Бобынин В. В. «Математика древних египтян (по папирусу Ринда)». М. 1882.
- «Аванта» Энциклопедия для детей. Математика, М..Аванта, 1999.
Приложение: презентация в Microsoft Power Point.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...