Статья
статья по информатике (старшая группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у дошкольников

      «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития очень важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности. В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента. Я, как  педагог, поставила цель - воспитать ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра -один из основных видов детской деятельности «Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать … таланты!» - Б. П. Никитин. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Необходимо направить ребёнка и помочь встать ему на этот путь. Всестороннее развитие дошкольников старшего возраста можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр процесс обучения дошкольников старшего возраста  происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является средством адаптации к культуре. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию.

Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок - это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей.  Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Она обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.  

В детском саду, при создании развивающей среды, ребенок должен развиваться. Исходя из вышесказанного, определяется цель: Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника старшего возраста через интеллектуальные и развивающие игры.

Задачи:

- развитие творческих способностей детей;

- развитие любознательности и познавательного интереса;

- развитие художественно – эстетического вкуса;

- развития умения применять на практике полученные знания;

- развития чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей.

- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности;

Позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- интеллектуальные и развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки создают условия для развивающего обучения;

- поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Викторины Стратегии

Текстовая викторина, сюжетная викторина, ролевая стратегия, экономическая стратегия, сценарная,  «Яхта», «Менеджер», шашки, шахматы,  «Что? Где? Когда?», «Брейн–ринг»,  «Колесо истории»

 В своей работе в шахматы с детьми старшего дошкольного возраста для интеллектуального развития я использовала следующие игры:

Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «Что? Где? Когда?», «Брей-ринг».

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Колесо истории» и др.

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Среди огромного количества развивающих игр появилась новая творческая и особенная система – развивающие игры В.В.Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр –«интерес - познание – творчество» - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

При использовании наглядного метода следует организовать с детьми просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Каждый, в меру развития своего воображения и фантазии, видит в них разное. На занятиях по развитию речи и в самостоятельной деятельности рекомендуется использование наборов картинок с последовательно развивающимся действием, сюжетные картинки для составления небольших рассказов творческого характера.

Применяя словесный метод надо организовать различные формы общения: чтение рассказов, проведение беседы с детьми. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями: о просмотренных телепередачах, о посещении выставок, музеев, детских спектаклей. Учить сочинять сказки, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету, или сочинять небылицы. Фантазиям детей нет конца. Одни дети, с богатым воображением и фантазией. Каждый придумывает свое неповторимое. Другие копируют, повторяют рассказы своих товарищей.

Практический метод применяется и в свободной деятельности и ворганизованной. Это: игры, создание и использование различных моделей, экспериментирование, выполнение развивающих упражнений.

Дети больше интересуются математикой, развивающими играми, конструктивной, художественной и театрализованной деятельностью.

Список использованной литературы

1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989.

3. Воскобович В.В.и его развивающие игры. // еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. -№37

4. Егошина С. Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича // Молодой ученый. — 2015. — №22.

5. Иоффе Э.Н. Математика от трёх до семи. СПб. 2003.

6. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Математика до школы. – СПб.; Детство – Пресс, 2010.

7. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство – Пресс, 2007.

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...