Артпедагогика
статья по информатике (средняя группа)

Паскарь-Асмоловская Наталия Андреевна

Артпедагогика – это взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии.

Артпедагогика – это инновационная педагогическая технология, которая изучает закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика сформировалась на пресечении двух наук. Она занимается разработкой теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через искусство.

Арттерапия (терапия искусством) возникла в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалась в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества, помогающим выразить травмирующие переживания и освободится от них.

Арттерапия включает в себя: 
1. Изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д.). 
2. Библиотерапию (лечебное воздействие чтением). 
3. Имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию). 
4. Музыкотерапию (через восприятие музыки). 
5. Вокалотерапию (лечение пением). 
6. Кинезитерапию (танец, хореографию, ритмику, т.е. лечение через движения).


Ребёнку с нарушениями развития очень трудно увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира; понять, существовать и взаимодействовать в этом сложном мире. Искусство способно помочь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) развиваться и жить.

Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит через искусство. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений.

Искусство является преобразующей силой, способствующей личностному росту (расширяет кругозор и способствует развитию познавательных интересов), раскрытию внутренних ресурсов человека и положительно влияет на психику. Искусство является формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребёнка с ОВЗ. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. 
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. 
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки, как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусства) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. 
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

Коррекционные возможности искусства по отношению к умственно отсталому ребёнку связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчества – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства. 


Искусство оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Участие умственно отсталого ребёнка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира и утверждению в нём чувства социальной значимости. 
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением умственно отсталому ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.

В своих работах Л.С. Выготский уделял особое внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка.

Интерес педагогов и психологов в последнее время значительно вырос к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.

Социально-педагогическая функция искусства заключается в активизации резервных возможностей ребёнка в художественно-практической деятельности и творчестве, так как новые позитивные переживания ребёнка рождают и новые творческие потребности, и способы их удовлетворения в искусстве.

Методологическую основу Арт педагогики составили работы учёных-исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Ю. Рay, Ю.Б. Некрасовой – с нарушениями речи и заикающимися; О.С. Никольской – с РАС (расстройство аутистического спектра); Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой – с проблемами в эмоционально-личностном развитии; Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой – с задержкой психического развития; Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина – психосоматические расстройства; А.И. Захарова, О.А. Карабановой – личностных нарушений и др.

Для наших детей характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Дети не умеют общаться со своими сверстниками, не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу. Большинство умственно отсталых детей имеют недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу. 
Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется постепенно. У наших детей отмечается слабость развития волевых процессов. Они часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Умственно отсталых детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображённых на картинке. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых детей чаще всего не адекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности. 
Таким образом мы видим многообразие и сложность задач, которые стоят перед коррекционно-развивающим обучением умственно отсталых детей. Для решения этих задач с успехом могут использоваться методы воздействия средствами искусства. 
Наиболее распространена в психо-коррекционной работе с умственно отсталыми детьми изотерапия (рисунки, лепка, аппликация), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: переживание, чувство одиночества, повышенная тревожность, страх, искажённая самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений. 
Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции. Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети овладевают действиями с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, складывать), учатся определять свойства и качество материала (мягкая, плотная, гладкая, блестящая, матовая бумага, разного цвета). 
Художественный труд учит умственно отсталого ребёнка творить, создавать художественные образы в своём воображении при восприятии искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Художественно-ручной труд предполагает действия с материалами и инструментами, которыми могут быть бумага, ткань, бросовый материал, природный материал, кисточка, клей, ножницы и т.д. 
В обучении художественно-ручному труду у детей очень важно сформировать интерес и положительную мотивацию к новой для них деятельности. Этому способствует показ уже готовых работ. 


Художественно-ручной труд решает такие задачи, как: 
- Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовность самому участвовать в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция). 


- Формирование эмоционального отклика, эстетического отношения к природному окружению. 
- Развитие способности чувствовать и понимать красоту предметов и вещей, создаваемых руками человека, желания украшать свой быт, дарить друзьям подарки, изготовленные своими руками. 


- Формирование произвольной ручной моторики, овладение специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление различных художественных поделок.

 
-Приобщение детей к совместно-разделённой деятельности. 
Итак, приобщая умственно отсталого ребёнка к художественно-ручному труду, мы развиваем художественное восприятие, художественный вкус, расширяем его кругозор, закладываем нравственно-эстетические основы, тем самым приобщаем его к художественной культуре и имеем прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создание положительного отношения к учебной деятельности.

Так же у умственно отсталых детей в процессе музыкальных занятий происходит активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания.

У детей с ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич), у детей с РАС в процессе рисования происходит сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны их предметной деятельности, дифференциация восприятия, развитие мелкой моторики и произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

У глухих и слабослышащих детей с помощью изобразительной деятельности происходит формирование и совершенствование их речи, слухо-зрительного восприятия.

У детей с ЗПР занятия театрализованной деятельностью развивают воображение, формируют их творческий потенциал; происходит становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Занятия с использованием артпедагогических технологий способствуют удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок получает удовольствие от своей деятельности, ему спокойно и комфортно, агрессия и тревожность снижаются.

Наиболее эффективными средствами артпедагогики являются: изодеятельность; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность; игровая деятельность.Интересными для детей являются интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные техники и методы артпедагогики.

Перед артпедагогикой не ставится цель научить ребёнка красиво рисовать, танцевать, петь и т.д., а представляется возможность для самовыражения и самопознания ребёнка; в приобретении коммуникативных навыков и опыта творческой работы в коллективе, в развитии воображения и творческого мышления.

Таким образом, артпедагогика – инновационное направление в педагогике, призванное средствами искусства осуществлять воспитание, образование, развитие личности и, при необходимости, её коррекции.

Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на детей с ОВЗ. Все виды искусства, с которыми соприкасается ребёнок с проблемами, влияют на адекватность его поведения; помогают устанавливать доброжелательные отношения в коллективе, семье; способствуют социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artpedagogika.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Артпедагогика – это взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии.

Артпедагогика – это инновационная педагогическая технология, которая изучает закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика сформировалась на пресечении двух наук. Она занимается разработкой теоретических и практических аспектов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через искусство.

Арттерапия (терапия искусством) возникла в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалась в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного творчества, помогающим выразить травмирующие переживания и освободится от них.

Арттерапия включает в себя: 
1. Изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, художественным трудом и т.д.). 
2. Библиотерапию (лечебное воздействие чтением). 
3. Имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию). 
4. Музыкотерапию (через восприятие музыки). 
5. Вокалотерапию (лечение пением). 
6. Кинезитерапию (танец, хореографию, ритмику, т.е. лечение через движения).


Ребёнку с нарушениями развития очень трудно увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающего мира; понять, существовать и взаимодействовать в этом сложном мире. Искусство способно помочь детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) развиваться и жить.

Приобщение к общечеловеческим ценностям происходит через искусство. С помощью искусства происходит формирование отношения человека к окружающей среде, к самому себе. Оно помогает человеку развивать в себе творческое начало и вхождение в сферу культурных ценностей и человеческих взаимоотношений.

Искусство является преобразующей силой, способствующей личностному росту (расширяет кругозор и способствует развитию познавательных интересов), раскрытию внутренних ресурсов человека и положительно влияет на психику. Искусство является формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребёнка с ОВЗ. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. 
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. 
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки, как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусства) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. 
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

Коррекционные возможности искусства по отношению к умственно отсталому ребёнку связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчества – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства. 


Искусство оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Участие умственно отсталого ребёнка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира и утверждению в нём чувства социальной значимости. 
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением умственно отсталому ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

Дети с ОВЗ – это особые дети, в работе с которыми искусство используется не только, как средство эстетического развития; оно выступает, как способ профилактики и коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы и поведения. Искусство имеет широкие возможности для успешной социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.

В своих работах Л.С. Выготский уделял особое внимание необходимости участия детей с особыми образовательными потребностями в различных видах художественно-творческой деятельности и считал искусство одним из главных факторов формирования культурных практик ребёнка.

Интерес педагогов и психологов в последнее время значительно вырос к технологиям воздействия искусства на ребёнка с ОВЗ; на использование различных видов искусства в коррекционно-развивающей работе для формирования и воспитания гармоничной личности ребёнка и его культурного развития.

Социально-педагогическая функция искусства заключается в активизации резервных возможностей ребёнка в художественно-практической деятельности и творчестве, так как новые позитивные переживания ребёнка рождают и новые творческие потребности, и способы их удовлетворения в искусстве.

Методологическую основу Арт педагогики составили работы учёных-исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии: Е.Ю. Рay, Ю.Б. Некрасовой – с нарушениями речи и заикающимися; О.С. Никольской – с РАС (расстройство аутистического спектра); Т.А. Добровольской, О.А. Карабановой – с проблемами в эмоционально-личностном развитии; Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой – с задержкой психического развития; Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина – психосоматические расстройства; А.И. Захарова, О.А. Карабановой – личностных нарушений и др.

Для наших детей характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Дети не умеют общаться со своими сверстниками, не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу. Большинство умственно отсталых детей имеют недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу. 
Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется постепенно. У наших детей отмечается слабость развития волевых процессов. Они часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Умственно отсталых детей младшего школьного возраста затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображённых на картинке. Самооценка и уровень притязаний умственно отсталых детей чаще всего не адекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности. 
Таким образом мы видим многообразие и сложность задач, которые стоят перед коррекционно-развивающим обучением умственно отсталых детей. Для решения этих задач с успехом могут использоваться методы воздействия средствами искусства. 
Наиболее распространена в психо-коррекционной работе с умственно отсталыми детьми изотерапия (рисунки, лепка, аппликация), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: переживание, чувство одиночества, повышенная тревожность, страх, искажённая самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений. 
Художественно-ручной труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции. Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы). Дети овладевают действиями с бумагой (умением обрывать, сминать, отрезать, складывать), учатся определять свойства и качество материала (мягкая, плотная, гладкая, блестящая, матовая бумага, разного цвета). 
Художественный труд учит умственно отсталого ребёнка творить, создавать художественные образы в своём воображении при восприятии искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Художественно-ручной труд предполагает действия с материалами и инструментами, которыми могут быть бумага, ткань, бросовый материал, природный материал, кисточка, клей, ножницы и т.д. 
В обучении художественно-ручному труду у детей очень важно сформировать интерес и положительную мотивацию к новой для них деятельности. Этому способствует показ уже готовых работ. 


Художественно-ручной труд решает такие задачи, как: 
- Развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовность самому участвовать в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция). 


- Формирование эмоционального отклика, эстетического отношения к природному окружению. 
- Развитие способности чувствовать и понимать красоту предметов и вещей, создаваемых руками человека, желания украшать свой быт, дарить друзьям подарки, изготовленные своими руками. 


- Формирование произвольной ручной моторики, овладение специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление различных художественных поделок.

 
-Приобщение детей к совместно-разделённой деятельности. 
Итак, приобщая умственно отсталого ребёнка к художественно-ручному труду, мы развиваем художественное восприятие, художественный вкус, расширяем его кругозор, закладываем нравственно-эстетические основы, тем самым приобщаем его к художественной культуре и имеем прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создание положительного отношения к учебной деятельности.

Так же у умственно отсталых детей в процессе музыкальных занятий происходит активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания.

У детей с ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич), у детей с РАС в процессе рисования происходит сенсорное развитие, формирование мотивационно-потребностной стороны их предметной деятельности, дифференциация восприятия, развитие мелкой моторики и произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

У глухих и слабослышащих детей с помощью изобразительной деятельности происходит формирование и совершенствование их речи, слухо-зрительного восприятия.

У детей с ЗПР занятия театрализованной деятельностью развивают воображение, формируют их творческий потенциал; происходит становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.

Занятия с использованием артпедагогических технологий способствуют удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок получает удовольствие от своей деятельности, ему спокойно и комфортно, агрессия и тревожность снижаются.

Наиболее эффективными средствами артпедагогики являются: изодеятельность; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность; игровая деятельность.Интересными для детей являются интегрированные занятия, которые сочетают в себе различные техники и методы артпедагогики.

Перед артпедагогикой не ставится цель научить ребёнка красиво рисовать, танцевать, петь и т.д., а представляется возможность для самовыражения и самопознания ребёнка; в приобретении коммуникативных навыков и опыта творческой работы в коллективе, в развитии воображения и творческого мышления.

Таким образом, артпедагогика – инновационное направление в педагогике, призванное средствами искусства осуществлять воспитание, образование, развитие личности и, при необходимости, её коррекции.

Исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики подтверждают положительное влияние искусства на детей с ОВЗ. Все виды искусства, с которыми соприкасается ребёнок с проблемами, влияют на адекватность его поведения; помогают устанавливать доброжелательные отношения в коллективе, семье; способствуют социализации, реабилитации и адаптации ребёнка с ОВЗ в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация к книге артпедагогика и арттерапия медведевой и др.

в презентации описано краткое содержание книги...

Учебник "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании "

В учебнике рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и ф...

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом курса «Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направ...

Cеминар-практикум для педагогов "Знакомство с одним из направлений артпедагогики – нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в...

Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"

Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...

Артпедагогика и совместная деятельность в условиях реализации ФГОС.

В современном мегаполисе, каковым является и Санкт-Петербург, развитие телекоммуникационных и интернет-технологий достигло того уровня, когда дети беспрепятственно и, порой, бесконтрольно получают дос...