Хороводные игры для старшего дошкольного возраста
картотека по информатике (старшая группа)

Картотека хороводных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovodnye_igry_st._gr.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

По дорожке Валя шла.

Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

(дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

Валя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

(хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя  выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

 

Бабушка Маланья.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки                дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке                 в одну сторону,

Семь дочерей,                                 держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей.                                 Останавливаются

С такими глазами,                         и с помощью жестов

С такими ушами,                 и мимики изображают то,

С такими носами,                 о чем говорится в тексте:

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так…                        присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Воевода.

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

 

Подковка

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою обновку

Где-то потерял…

В.Данько

Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.

Мы топаем ногами.

Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

Сокол.

Пролетал высоко сокол.

Обронил перо в осоку.

Соколиного пера

Не найти нам до утра.

Снова солнышко взойдет –

Ира (Вова) перышко найдет.

Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

(И.Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

 

 

Метелица.

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится -

Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

В льдинку.

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой «льдинку». В это время играющие поют:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам!

 

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке,

 

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть «льдинкой» по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

Кого «льдинка» коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Медведь.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!

(И.Токмакова)

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Бабка Ежка.

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

Родничок.

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам. По болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

 

 Грушка.

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться).

На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.

Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

 Березка.

Дети становятся в круг и поют:

Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.

Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-

«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

Под приговор:

А осенью корни у березки усыхают,

листочки опадают!

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

Пчёлы.

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые, 

Крылья золотые, 

Что вы сидите,

В поле не летите? 


Аль вас дождичком сечёт, 
Аль вас солнышком печёт? 
Летите за горы высокие, 

За леса зелёные

На кругленький лужок, 

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

                                         

Гуси и волк.

Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».

«Мамка» переговаривается с «гусями»:

-Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
-А мы были в поле,
На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.

Унес волк гусенка,                 «волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка,
                 «Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку,
                 обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик!                
Впереди встает «мамка».

 «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но  «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд.  «Мамка» кричит:

-Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым оврагам!

«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

 

Огородник и воробей.

Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

Воробей маленький. 
Серенький, удаленький, 
По двору шныряет, 
Крошки собирает; 
В огороде ночует, 
Ягоды ворует.

Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

Уж век воробышку не лётывать, 

В огороде ягод не клёвывать, 
На дубовой тычинке не сиживать. 
А ты, воробышек, садись на лужочек, 
А ты, серенький, садись во кружочек. 
Не пора ли тебе встать и полетать, 
В хороводе нашем поплясать!

В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его

объявляют победителем и отдают все орехи.

Дедушка Водяной.

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная

Что сидишь ты и моргаешь

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.

Лето

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

По лужайке,

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке,                         круг останавливается

Полежало на песке,                        Лето выполняет прыжки

    на месте с маховыми движениями рук («мельница»).

Загорело,                                         Лето выбегает за круг

Пролетело                         и присаживается за кем-либо

И исчезло вдалеке.                из играющих

В.Данько

С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

Колпачок и палочка

Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать,         Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. –  Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок          Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры для младшего дошкольного возраста

Картотека "Хороводные игры для младшего дошкольного возраста"...

картотека хороводных игр для старшего дошкольного возраста

подборка хороводных игр для старшего дошкольного возраста...

Хороводные игры для младшего дошкольного возраста

Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.           ...

Хороводные игры (для детей дошкольного возраста)

Хороводные игры вырабатывают у детей умение держать ровный круг, выполнять движения в соответствии с текстом, способствуют развитию внимания....

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"...

Хороводные игры для старшего дошкольного возраста.

Хороводные игры дают обращение к культурно-историческому прошлому своего народа, что является немало важной частью для воспитания детей. Изучение истории народа, его культуры дает в дальнейшем с уваже...

Хороводные игры для детей дошкольного возраста

Хороводные игры для детей дошкольного возраста...